Национальные интересы государства в информационной сфере. I. Общие положения. Угрозы информационной безопасности России

Национальные интересы государства в информационной сфере. I. Общие положения. Угрозы информационной безопасности России

Концептуальные и научно-методологические основы информационной безопасности еще только начинают разрабатываться. Первоочередной задачей при создании теории информационной безопасности следует считать формирование понятийного аппарата. Базовыми понятиями являются информационная опасность, информационная угроза и информационная безопасность.

Информационная опасность определяется двояко:

Как состояние окружающей среды или объекта, в котором существует возможность причинить им существенный ущерб или вред путем оказания воздействия на информационную сферу объекта;

Как свойство объекта, характеризующееся способностью наносить существенный ущерб другому объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу.

В соответствии с этим информационная безопасность – это:

состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;

Свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.

Информационная угроза – угроза объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу:

Намерение нанести (причинить) объекту существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу;

Информационная опасность, реализация которой становится весьма вероятной;

Фактор или совокупность факторов, создающих информационную опасность объекту; такими факторами могут быть действия, поведение объектов, природные явления и т. д.

Все вышесказанное позволяет сформулировать понятие информационной безопасности Российской Федерации как такое состояние страны, в котором гражданам, объединениям и общественным группам граждан, обществу и государству не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на ее информационную сферу.

Основными объектами информационной безопасности являются личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).

Личность – базовый элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне общества существовать не может. Государство обеспечивает условия существования и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает главным условием их устойчивого развития.

Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане.

Информационная безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе – безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.

2. Информационные войны и информационный терроризм

Проблемы информационной безопасности государства достаточно полно освещены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Остановимся на двух из них: проблеме информационных войн и информационного терроризма.

Информационная война – это действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информационной сфере противника и обеспечения собственной информационной безопасности.

Информационные войны ведутся с помощью информационного оружия, применение которого по эффективности сравнимо с действием оружия массового поражения. Идея использования и материальные основы современного информационного оружия формировались по мере развития информатизации. Компьютеризация различных сфер общественной жизни, развитие телекоммуникационных и информационных сетей, создание баз и банков данных, широкое внедрение новейших информационных технологий и превращение профессии программиста в престижную и массовую специальность создали базовые научные, технологические и экономические предпосылки для возникновения и совершенствования нового типа информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию.

Информационное оружие представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.

Универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством вооруженной борьбы. Оно может применяться и в мирное время. Более того, злонамеренные воздействия на техническую систему, в том числе и военно-техническую, могут быть оказаны уже на этапе ее проектирования и создания за счет преднамеренного внесения специальных дефектов диверсионного типа (программных закладок) в программное обеспечение системы. Сложность современных программных средств практически не позволяет выявить подобные закладки.

Театром военных действий при ведении информационных войн является все мировое информационное пространство, а разрушительная мощь информационного оружия в процессе дальнейшей информатизации будет только усиливаться. Информационные войны, особенно в условиях существования почти монопольного положения в информационной сфере небольшого количества стран, способны вызвать национальные, региональные и даже мировые информационные катастрофы, разрушительные последствия которых для мировой цивилизации будут не менее губительны, чем последствия ядерных катастроф. Угроза информационной войны в глобальном контексте есть фактор скрытого военно-политического давления и запугивания, фактор, способный нарушить стратегический паритет, подорвать сложившееся равновесие на мировой политической арене.

Действия отдельных лиц или групп, направленные на нанесение ущерба информационной сфере или ее использование в корыстных целях, называются информационным криминалом. Как правило, это разовые преступления против конкретного объекта информационного пространства.

Информационный терроризм – это особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности.

Информационный терроризм при сходстве с информационными войной и криминалом по форме и методам отличается от них целями и тактикой. Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил широкий общественный резонанс. Как правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта действия.

Угроза информационного терроризма стала важным геополитическим фактором, и борьба с ней требует объединения усилий всех государственных институтов, а также активизации международного сотрудничества в этой области.

3. Угрозы информационной безопасности России

Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим положением.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г ., угрозы информационной безопасности страны по их общей направленности подразделяются на угрозы:

Конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности;

Вариант 13

1. Область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и чрезвычайных ситуаций называется …

1. охраной труда

2. рискологией

3. безопасностью жизнедеятельности

4. охраной окружающей среды

2. Учебный курс «Безопасность жизнедеятельности» впервые был введен в высшие учебные заведения в _____ году

3. К прогнозируемым относятся чрезвычайные ситуации…... характера

1- природного, техногенного

2- социального, экологического

3-техногенного

4-местного

4. Взрывной и стремительный характер носят чрезвычайные ситуации происхождения…

1-биологического

2-экологического

3-природного

5. Метрополитен относится к виду транспорта …..

1-пригородному

2-железнодорожному

3-подземному

4-городскому

6. Система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем называется …

1- вынужденными санитарными мерами

2-карантином

3-профилактическими санитарными мерами

4-предупредительными санитарными мерами

Продолжение варианта 13

7. Источником финансирования охраны труда на предприятии являются …

1-ассигнования бюджета, внебюджетные средства предприятия

2-денежные вклады работников предприятий

3-пенсионный и социальный фонды

8. Безопасность труда, техника безопасности, охрана труда, производственная санитария ‑ это …

1- мероприятия на производстве

2- методы для обеспечения безопасного взаимодействия со средой обитания

3-технические средства

4-определенные правила безопасного поведения на производстве

Ожоги отдельных участков тела, нагрев кровеносных сосудов, нервов, крови является результатом ________ действия тока

1- биологического

2-электролитического

3- термического

4-механического

10.К важнейшим физиологическим процессам в организме человека, на которые непосредственное воздействие оказывает микроклимат, относится …

1- саморегуляция

2- терморегуляция

3-гетерохрония

4-обмен веществ

11.Одним из направлений использования современных взрывчатых средств поражения является нанесение ударов по …

1-городам и населенным пунктам

2-стратегическим

3-природным объектам

4-растениеводству и животноводству противника

12.Наука о жертвах преступления называется …

1- криминалистикой

2- виктимологией

3-юриспруденцией

4-психологией

Продолжение варианта 13

13.Президент РФ, правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ являются …

1- судебными органами Российской Федерации

2-объектами обеспечения национальной безопасности РФ

3-законодательными органами Российской Федерации

4- субъектами обеспечения национальной безопасности РФ

14.Нарушение общественной безопасности, устрашение населения, воздействие на органы власти, посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей и другие преступления, создающие угрозу государственному и общественному строю страны, осложнения ее международных отношений, называется …

1- экстремизмом

2-фашизмом

3- терроризмом

4-сепаратизмом

15.Гражданской обороной называют систему …

1- обороны от терроризма и бандитизма силами мирных граждан

2-оборонных и организационных мероприятий, осуществляемых в целях защиты гражданского населения в чрезвычайных ситуациях

3-мероприятий, направленных на сохранение, бережное использование и воспроизводство природных ресурсов

4-оборонных заказов, которые выполняются на гражданских предприятиях и военно–промышленных комплексах

16.Средства индивидуальной защиты предохраняют человека от …

1-попадания на кожные покровы радиоактивных, отравляющих веществ

2-попадания внутрь организма зараженного воздуха

3-бытовых травм

4-кровососущих насекомых

17.Желудочно-кишечные явления (понос, рвота, повышение температуры, озноб, тошнота, головная боль) являются признаками….

1-ангины

2-гриппа

3-отравления

4-гепатита

Период от момента заражения до появления первых симптомов болезни, называется _______ инфекционного заболевания.

1-начальным периодом

2-инкубационным периодом

3-периодом основных проявлений

4-периодом угасания

Программированный контроль по БЖД

Вариант 14

1.К основным задачам «Безопасности жизнедеятельности» как учебной дисциплины относятся …

1-идентификация негативных воздействий, защита от опасностей, ликвидация последствий, создание комфортного состояния среды обитания человека

2-обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению

3-разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

4-оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

2.Объектами исследования в теории безопасности являются …

1-человек и техносфера

2- человек и биосфера

3- человек и окружающая его среда

4-биосфера, техносфера и природная среда

Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, по масштабу распространения относится к _______ чрезвычайным ситуациям

1-глобальным

2-объектовым

3-национальным

4-локальным

4.Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы называется…

1-чрезвычайной ситуацией

2-крупной аварией

3-экстремальной ситуацией

4-катастрофой

5.Происшествие, повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, либо повреждения транспортных средств, сооружений и грузов, называется …

1-транспортной аварией

2-крушением

3-трагедией

4-печальным событием

Продолжение варианта 14

6 .К вирусным заболеваниям относятся

1-энцефалопатия, панкреатит

2-гепатит, энцефалит

3-цирроз, колит

4-туберкулез, дизентерия

7 .Целевые ассигнования правительства, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчисления из фонда государственного социального страхования РФ, добровольные отчисления и поступления идут в _______ фонд

1-федеральный

2-территориальный

3-социальный

4-региональный

8.Система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, называется …

1-Законодательным актом

2-охраной труда

3-промышленной экологией

4-производственной санитарией

9.Уровень светового ощущения, величина, которую непосредственно воспринимает глаз человека, называется …

1-яркостью

2-освещенностью

3-блескостью

4-контрастностью

Разложение крови и других органических жидкостей организма, а также значительные нарушения их физико-химического состава является результатом ________ действия тока

1-электролитического

2-термического

3-биологического

4-механического

К современным видам оружия, основанным на новых физических принципах, относится _______ оружие

1-зажигательное

2-психотропное

3-биотехнологическое

4-фугасное

Продолжение варианта 14

Состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере от внутренних и внешних угроз называется

1-защитой информации

2-информационной безопасностью

3-безопасностью данных

4-защищенностью информации

13.Национальные интересы Российской Федерации носят …

1-долгосрочный характер

2-кратковременный характер

3-абсолютный характер

4-относительный характер

14.Защита культурного наследия, исторических традиций, сохранение культурного достояния народов Российской Федерации, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения определяется как …

1-обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

2-сохранение национальной целостности Российской Федерации

3-сохранение политической и экономической независимости

4-повышение уровня политического и экономического руководства всех ветвей федеральной и региональной власти

15.Гражданская Оборона в нашей стране была создана в …….. году

16.Убежища представляют собой …

1-оборудованные помещения в заглубленной части зданий

2-недостроенные промышленные объекты

3-помещения в жилых домах

4-подвалы в жилых помещениях

17.К основным путям проникновения микробов в организм относятся …

1-органы дыхания, пищеварительный тракт, кожа

2-гуморальная и нервная системы, лимфа

3-мочеполовая, сердечно-сосудистая системы, кровь

4-органы дыхания, мочеполовая система, лимфа

8.Для остановки артериального кровотечения требуется наложение …

1-жгута выше места кровотечения

2-давящей стерильной повязки

3-жгута в месте кровотечения

4-не давящей стерильной повязки

Реализация процесса обеспечения национальной безопасности начинается с определения государственных интересов в различных областях жизнедеятельности общества. Не исключением является и информационная сфера.

В «Концепции национальной безопасности РФ» под национальными интересами России понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Однако в современном мире суверенность государств и наций оказалась перед лицом целого ряда новых угроз, направленных на информационную сферу. Информация, играющая ведущую роль в развитии современного государства и общества, может подвергаться преднамеренному или непреднамеренному искажению, порче, уничтожению - и все это будет отрицательно сказываться на состоянии нации и его отдельных представителей. А потому государство включает сегодня информационную сферу в число объектов нуждающихся в защите в целях сохранения целостности общества и государства. Таким образом, информационная безопасность Российской Федерации является частью системы национальной безопасности. Зависимость национальной безопасности Российской Федерации от обеспечения информационной безопасности в ходе технического прогресса будет возрастать.

10 января 2000 г. в Российской Федерации был принят Указ № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», в котором впервые интересы России в информационной сферы были упомянуты как составная часть национальной безопасности. В концепции отмечается: «Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов. Получение несанкционированного доступа к ним». Концепция предусматривает, что «национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа». Концепция национальной безопасности предусматривает также и защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Но наиболее полное отражение понятие информационной безопасности нашло в «Доктрине информационной безопасности РФ», принятой 9 сентября 2000 года.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Так же в концепции чётко определены интересы личности, общества и государства в информационной сфере. К ним можно отнести:

Интересы личности в информационной сфере связаны с реализацией конституционных прав человека на доступ к информации и на ее использование для осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития. Отдельно можно выделить право личности на защиту личной или иной информации, обеспечивающей физическую и психологическую безопасность человека.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, а также упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия. В качестве особого интереса «Доктрина» выделяет духовное обновление России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Доктрина также выделяет четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Мероприятия по достижению этой цели связаны с обеспечением конституционных прав и свобод человека и гражданина на свободу информации; соблюдением его прав на неприкосновенность личной жизни, гарантированием свободы массовой информации и запрета цензуры.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Таким образом, можно говорить о двух главных направлениях обеспечения информационной безопасности. Первое связано с возможностью интенсивного влияния на интеллектуальный, духовный и психологический потенциал общества (соответственно первая и вторая составляющая национальных интересов). И данное направление принято обозначать как информационно-психологическое, в котором главными объектами защиты являются психики элиты и населения страны, а также системы формирования общественного сознания, мнения и принятия решений. Таким образом, под информационно-психологической безопасностью можно понимать состояние защищенности психики элиты и населения от целенаправленного воздействия вредной и деструктивной информации, способной изменять психические свойства и состояния, как индивидов, так и больших групп людей. Нарушать их нормальную социальную и личностную жизнедеятельность. информационный безопасность воздействие отношения

Можно выделить три вида объектов, которым может быть нанесен вред с помощью информационного воздействия.

1. Индивидуальное сознание человека.

Для нормального функционирования общества и государства необходимо, чтобы индивиды составляющие его обладали способностью адекватно воспринимать окружающую действительность, свое место во внешнем мире, формировать в соответствии со своим жизненным опытом определенные убеждения, принимать решения и совершать действия в соответствии с ними. Соответственно основной угрозой индивидуальному сознанию будет нарушение этой способности путем применения различных средств и способов воздействия на индивидуальное сознание и подсознание человека. Например, создание ложных ценностных ориентиров, культивирование привычек, вредных для здоровья людей, полное или частичное сокрытие, которые не позволяют индивиду верно оценивать сложившуюся ситуацию. Здесь можно вспомнить такой трагический пример как сокрытие информации о Чернобыльской катастрофе, повлекшее за собой массовое заболевание людей, вышедших на первомайскую демонстрацию, лучевой болезнью. Или рекламные ролики, создающие у молодых людей ассоциативные связи между общением с друзьями и распитием слабоалкогольных спиртных напитков.

2. Групповое сознание.

Группы (социальные, профессиональны, этнические, религиозные) являются одним из способов объединения индивидов для достижения определенных целей, которые разделяют все члены группы. Объединение в группы может происходить как стихийно, так и целенаправленно. Создание и функционирование социальных общностей (групп людей, объединенных по определенному признаку) - естественный способ существования человека, поскольку достижение сложных социальных целей для индивидов зачастую возможно только в группе. С другой стороны, благополучие индивида зачастую связано с благополучием всей группы в целом, а потому он зависим от группы, от тех норм и ценностей, традиций и способов достижения целей, которые приняты в данной социальной общности.

Угрозы групповому сознанию могут проявляться в виде противоправных информационных воздействий со стороны других групп, общественных или государственных организаций с целью разрушения общности интересов группы, созданию трудностей на пути реализации этих интересов, дискредитации членов группы, оказания психологического давления на них.

3. Массовое сознание.

Под массовым сознанием при рассмотрении проблем информационной безопасности мы должны понимать совокупность общих интересов социальных общностей, проживающих на территории страны, признаваемых ими культурных, духовных и нравственных ценностей, сформировавшихся нравов, устанавливающих общественно допустимые правила поведения и образ жизни, отраженных в индивидуальном и групповом сознании. Таким образом, все информационные воздействия, которые разрушают культурные, духовные и нравственные ценности, разделяемые большинством граждан страны, а также различные искажения информации о происходящих событиях и окружающем мире, которые могут нарушить способность граждан страны социализироваться и нормально функционировать в данном социуме и государстве являются информационной угрозой массового сознания.

Основные источники информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом.

Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.

Общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные).

Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.); Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

В качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:

  • - средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
  • - литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
  • - искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
  • - образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
  • - воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций -- формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
  • - личное общение.

Второе направление связано с безопасным функционированием и развитием информационной инфраструктуры государства, информационной промышленности и производства технологий. Это направление отражено в третьей и четвертой составляющей национальных интересов и может быть названо информационно-техническим, где главными объектами защиты становятся системы связи и телекоммуникаций, радиоэлектронные средства и т. д.). Таким образом, под информационно-технической безопасностью можно понимать состояние защищенности информационно-технический систем страны.

Без сомнения, на практике два этих направления не могут существовать обособленно друг от друга, они находятся в столь тесном переплетении, что невозможно осуществлять мероприятия, связанные с информационно-психологической безопасностью в отрыве от защиты технических систем распространения информации, например, массовой. Однако обеспечение технической и психологической безопасности связано со спецификой объектов защиты. Формируя процесс обеспечения информационной безопасности необходимо учитывать особенности объекта подвергающегося защите.

Наряду с политической, экономической, военной, социальной и экологической безопасностью составной частью национальной безопасности Российской Федерации является информационная безопасность.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная сфера представляет собой совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры объекта защиты.

Совокупность хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, используемой для обеспечения процессов управления, называют информационным ресурсом.

К информационным ресурсам относятся:

· информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащие сведения об основных направлениях развития вооружения, о научно-техническом и производственном потенциале, об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья и материалов;

· информационное обеспечение систем управления и связи;

· информация о фундаментальных и прикладных НИР, имеющих государственное значение и др.

Информационная инфраструктура – это совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Информационная инфраструктура включает:

· информационную инфраструктуру центральных, местных органов государственного управления, научно-исследовательских учреждений;

· информационную инфраструктуру предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

· программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления и связи.

Под угрозой безопасности информации понимается совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и (или) несанкционированными и (или) непреднамеренными воздействиями на нее. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения, являются:

· все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

· информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети);

· диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;

· деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.

К внутренним угрозам, которые будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки, относятся:

· нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях силовых структур Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;

· преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж силовых структур Российской Федерации и их боеготовность;

· нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

К угрозам безопасности уже развернутых и создаваемых информационных и телекоммуникационных средств и систем относятся:

· противоправные сбор и использование информации;

· нарушения технологии обработки информации;

· внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

· разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

· уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

· воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

· компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;

· утечка информации по техническим каналам;

· внедрение электронных устройств, предназначенных для перехвата информации, в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

· уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

· перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

· использование несертифицированных отечественных и зарубежных информацион­ных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

· несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

· нарушение законных ограничений на распространение информации.

Основными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

· систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач;

· проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

· постоянное совершенствование средств защиты информации, развитие защищенных систем связи и управления, повышение надежности специального программного обеспечения;

· совершенствование структуры функциональных органов системы, координация их взаимодействия.

Оценка состояния информационной безопасности базируется на анализе источников угроз (потенциальной возможности нарушения защиты).

Деятельность, направленную на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее, называют защитой информации. Объектом защиты является информация или носитель информации, или информационный процесс, которые нужно защищать.

Защита информации организуется по трем направлениям: от утечки, от несанкционированного воздействия и от непреднамеренного воздействия (см. рис. 4.1).

Первое направление – защита информации от утечки – деятельность, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками.

Защита информации от разглашения направлена на предотвращение несанкционированного доведения ее до потребителя, не имеющего права доступа к этой информации.

Защита информации от несанкционированного доступа направлена на предотвращение получения информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации. Заинтересованным субъектом, осуществляющим несанкционированный доступ к защищаемой информации, может быть: государство; юридическое лицо; группа физических лиц, в том числе общественная организация; отдельное физическое лицо.

Защита информации от технической разведки направлена на предотвращение получения информации разведкой с помощью технических средств.

Второе направление – защита информации от несанкционированного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

Третье направление – защита информации от непреднамеренного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

Организовать защиту информации – значит создать систему защиты информации, а также разработать мероприятия по защите и контролю эффективности защитыинформации (см. рис. 4.2).

Рис. 4.2. Основная схема защиты информации



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows