Информации которая содержится в. Смотреть что такое "Информация" в других словарях. Роль информации в физике

Информации которая содержится в. Смотреть что такое "Информация" в других словарях. Роль информации в физике

17.04.2019

Понятие информации, виды информации. Ее свойства

Термин информация происходит от латинского слова informatio , что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различ­ный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопереда­ча и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний , от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно .

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между со­общением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обыч­но в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понима­ют некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодиро­ванных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку и пред­ставленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения.

Информация может существовать в виде:

  • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
  • световых или звуковых сигналов;
  • радиоволн;
  • электрических и нервных импульсов;
  • магнитных записей;
  • жестов и мимики;
  • запахов и вкусовых ощущений;
  • хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Предметы, процессы, явления материального или нематери­ального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информацион­ных свойств, называются информационными объектами.

Что можно делать с информацией

создавать

принимать

комбинировать

хранить

передавать

копировать

обрабатывать

искать

воспринимать

формализовать

делить на части

измерять

использовать

распространять

упрощать

разрушать

запоминать

преобразовывать

собирать

и т. д.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

Свойства информации

Информация обладает следующими свойствами:

  • достоверность
  • полнота
  • точность
  • ценность
  • своевременность
  • понятность
  • доступность
  • краткость и т. д.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. переста­ет отражать истинное положение дел.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия ре­шений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие ре­шений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для реше­ния задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидае­мую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным обра­зом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприя­тия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школь­ных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозмож­ных инструкциях.

Информация является одним из базовых, ключевых понятий в такой науке, как информатика. Однако какого-либо строго его определения на сегодняшний день не существует. Можно сказать, например, следующим образом: информация представляет собой совокупность сведений о событии/процессе/явлении/окружающем мире.

В ходе изучения необходимых нам данных мы подвергаем их тем или иным преобразованиям, чтобы затем в нужном нам виде использовать для принятия решений, обучения, выработки поведения, управления.

Свойства информации

Сведения нужны нам не вообще, а в определенное время, чтобы затем сориентироваться в связи с полученными данными и принять некие решения о том, как дальше действовать.

Для оценки качества информации используются такие свойства, как полезность, полнота, достоверность, актуальность, доступность, эргономичность, защищенность, понятность, объективность.

Информация и информационные процессы

Любую нашу деятельность можно назвать процессом сбора и переработки получаемых данных. Воспринимаем мы их посредством органов чувств, а хранит и перерабатывает ее мозг в процессе функционирования ЦНС.

Информационный процесс представляется в качестве совокупности действий, совершаемых в определенной последовательности, которые мы производим над имеющимися данными. Цель здесь - это получить результат, чтобы потом его как-то использовать. Ниже выделим, какие же существуют основные информационные процессы.

Информация и информационные процессы: сбор и хранение

Сам сбор сведений - это вовсе не самоцель. Для того чтобы полученные данные могли нами быть использованы, причем многократно, необходим такой процесс, как хранение.

Хранение информации - это тот способ, при помощи которого информация распространяется во времени и пространстве. Зависит он от носителя, роль которого может играть книга в библиотеке, снимок в альбоме, картина в галерее. Компьютерные устройства предназначены не только для того, чтобы хранить данные компактно, но и для того, чтобы получать к ним быстрый доступ.

Информация и информационные процессы: передача

В этом процессе участвуют:

1. Источники информации - это как раз те элементы окружающего нас мира, сведения о которых мы получаем и подвергаем различным преобразованиям.

2. Потребители информации - это мы с вами. Мы сведения потребляем и пользуем в своих нуждах.

3. Канал связи - это тот материальный носитель (техническое или другое устройство), который все собранные данные фиксирует, чтобы донести их от источника до потребителя.

Информация и информационные процессы: обработка

Перед тем, как использовать нужные нам сведения, их еще необходимо обработать.

Обработка информации - это процесс, позволяющий получить новую информацию на базе уже имеющейся. Связано это преобразование может быть как с содержанием полученных данных, так и с самой формой, в которой информация представлена изначально. При последнем варианте можно говорить о кодировании, к примеру, о переводе русского текста на иностранный язык.

Поиск в массиве нужной информации (к примеру, телефонного номера в базе данных), ее упорядочивание (к примеру, составление расписания, списка) - все это тоже проявления процесса обработки. Математические вычисления, корректировка текста, логические умозаключения (выводы) - это также примеры процедур по преобразованию исходных данных под наши собственные потребности.

1. 8 теории информации этот термин употребляется формальным образом для квантификации массива пунктов в терминах числа выборов, которые есть у каждого, имеющего дело с этими пунктами. По определению, количество информации, измеряемое в битах и сокращенно обозначаемое как Н, содержащееся в массиве равновероятных выборов, выражается как log2 N, где N – число выборов. Таким образом, ответ на вопрос: "Дождь идет?" – будет обеспечивать один бит информации, так как имеется только два выбора (да или нет) и log2 2=1. (Обратите внимание, что не имеет значения, истинен ответ или нет.) Если кто-то выбирает из 16 равновероятных альтернатив, этим выбором будет обеспечиваться 4 бита информации (log216 = 4). В общем, чем менее вероятно событие, тем большее количество информации передается с его возникновением.

Интересно, что это употребление понятия информация параллельно тому, что физикам известно как энтропия или случайность. Когда множество сильно структурировано и не характеризуется случайностью, показатели и энтропии, и информации низкие. Это значение термина, следовательно, связано не с тем, что сообщено, но с тем, что могло бы быть сообщено; следовательно, его следует концептуально различать с 2. 2. Свободное значение: любой материал с содержанием. Это значение термина близко к стандартному значению в неспециальном употреблении. Информация здесь, в основном, любое знание, которое получено, обработано и понято. Когда понятие моделей обработки информации впервые вводилось в когнитивной психологии, термин информация использовался в значении 1. Однако трудность в определении того, сколько информации содержится в чем-то и, следовательно, обрабатывается кем-то, кто имеет дело с относительно прямым, но сложным сообщением (например, это предложение), быстро привела к смещению к значению 2.

ИНФОРМАЦИЯ

information; Information) относится ко всем тем данным, которые поступают к человеку извне по разным чувственно-перцептуальным и сенсорно-моторным каналам, а также к тем данным, которые уже переработаны центральной нервной системой, интериоризованы и реинтерпретированы человеком и представлены в его голове в виде ментальных репрезентаций. Когнитивный поворот в науке поставил в центр исследовательских интересов прежде всего когнитивную информацию как специфически человеческую информацию, приобретаемую в опыте познания мира при восприятии и обобщении этого опыта. Собственно предметом когнитивной науки является ментальная информация, которую Дж.Фодор определяет как «внутренний код» ; Дж.Миллер и Ф.Джонсон-Лэрд под ментальной информацией подразумевают «концептуальную структуру» [Мiller, Johnson-Laird 1976]; Р.Джекендофф к задачам когнитивной теории относит изучение структуры ментальной информации и принципов «компьютации» (вычисления) этой информации . Ментальная информация имеет отношение к различным ментальным пространствам, содержание которых могут составлять как сведения реальном мире, так и о планах, убеждениях, интенциях и т.п. Концептуальная информация рассматривается как результат познавательной деятельности человека, как та содержательная информация, которая уже стала продуктом человеческой обработки и структурации знаний. Концептуальная информация возникает в процессе осмысления всей поступающей по разным каналам информации и может включать как сведения об объективном положении дел в мире, так и сведения о возможных мирах и положении дел в них.

ИНФОРМАЦИЯ

от лат. informatio – разъяснение, изложение) – первоначально – любые сведения, передаваемые людьми устным, письменным или др. способом; с середины ХХ в. – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, людьми и техническими устройствами, техническими устройствами, обмен сигналами в растительном и животном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. В конфликтологии информационный подход к изучению и регулированию конфликтов пока не обоснован, необходимость и значение его не осознаны в силу молодости науки. Информационный подход в конфликтологии м. б. применен в четырех основных сферах. 1. Сфера исследования реальных конфликтов, каждый из которых можно подвергнуть системно-информационному анализу. Любые решения и действия участники конфликта предпринимают на основе информационных моделей конфликтной ситуации, имеющейся у них. Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой обмен И. между участниками конфликта. Ключ к пониманию конфликтов лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под воздействием которой они возникают, развиваются и завершаются. 2. Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта жизни человека. Изучение того, какие виды И. и каким образом формируют неосознаваемые мотивы конфликтных действий человека в будущем, – важное направление исследования и регулирования конфликтов. 3. Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер. Качественное информационное обеспечение управления конфликтом – ключевое условие успешной работы конфликтолога. 4. Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения И. В ХХ в. авторы 607 диссертаций по конфликтологии использовали при проведении исследований примерно 10 % И., имеющейся по проблеме в науке, которую они представляют, и примерно 1 % И. из смежных наук. Трудности в распространении конфликтологической И. тормозят развитие науки.

ИНФОРМАЦИЯ

от лат. informare - составлять понятие о чем-либо) - совокупность сведений, уменьшающих неопределенность в выборе различных возможностей. В инженерной психологии - любые изменения в управляемом процессе, отображаемые на информационной модели или непосредственно воспринимаемые оператором, а также команды, указания о необходимости осуществления тех или иных воздействий на процесс управления. Любое сообщение информативно, если оно представляет то, чего мы не знали до этого сообщения. Сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой физической системе. Применительно к деятельности оператора сообщение - это совокупность зрительных, акустических и иных сигналов, воспринятых в данный момент времени, а также «сигналов», хранимых в памяти оператора. Сообщение приобретает смысл (содержит определенное количество информации) только тогда, когда состояние системы заранее не известно, случайно, то есть системе заранее присуща какая-то степень неопределенности. В качестве меры неопределенности используется понятие энтропии. Неопределенность системы уменьшается при получении каких-либо сведений об этой системе. Чем больше объем полученных сведений, чем они более содержательны, тем большей информацией о системе можно располагать. Поэтому естественно количество информации измерять уменьшением энтропии той системы, для уточнения состояния которой предназначены эти сведения. Если исходная (априорная) энтропия системы была Н(Х), а после получения сведений об этой системе (напр., после обновления информации на средствах отображения) энтропия стала Н0 (Х), то количество полученной информации равно: 1 = Н(Х)-Н0 (Х). В том практически важном случае, когда после получения сведений состояние системы стало полностью определенным, т. е. Н0 (Х) = 0, количество полученной информации равно энтропии системы: 1 = Н(Х). Используемая в деятельности оператора И. классифицируется по ряду признаков. По назначению И. может быть командной (дает указания о необходимости проведения определенных действий) и осведомительной (дает представление о сложившейся ситуации). По своему характеру И. может быть релевантной (полезной в данной ситуации) и иррелевантной (бесполезной в данной ситуации; такая И. может оказаться и вредной с точки зрения эффективности работы оператора, тогда она называется помехой). И, наконец, с точки зрения полноты И. разделяется на избыточную и безызбыточную. Введение избыточности (изображение, естественный язык и т. п.) является эффективным средством борьбы с помехами, повышает помехоустойчивость работы оператора. Количество И., передаваемой операторам со средств отображения на органы управления, может существенно отличаться от количества поступившей И. (энтропии источника И.). Это отличие обусловлено, во-первых, тем, что, как и для технического канала связи, часть информации Н п6м может быть потеряна за счет воздействия помех. Во-вторых, количество И. увеличивается за счет использования дополнительной И. Она образуется за счет привлечения некоторых данных, хранимых в памяти оператора, а также в том случае, если в процессе решения задачи оператору нужно провести какие-либо вычисления, проверить логические условия или осуществить запоминание некоторой части информации. Поэтому в общем случае количество И., перерабатываемой оператором, равно Н = Н + Н - Н. Единицей измерения количества И. является двоичная единица, или бит. Бит - это энтропия простейшей системы, имеющей два равновероятных состояния. Одну двоичную единицу один бит) оператор получает при выборе одного из двух равновероятных сигналов. В инженерной психологии и эргономике изучаются такие характеристики И., как ее количество, ценность, достоверность, избыточность, безопасность, а также такие информационные процессы, как кодирование, сжатие, старение, рассеивание, воспроизведение И.

Функционирование любой системы управления (в технике, природе, обществе) в первую очередь основано на сборе, обработке и анализе информации, поступающей из окружающей среды и от объекта, на который направлены управляющие воздействия. В частности, перед человеком информация предстает в очень многих физических формах и разновидностях, она по-разному воспринимается его органами чувств и сознанием. Без восприятия и специальной обработки информации невозможно представить современную жизнедеятельность человека, решение им разнообразных управленческих задач.

Обратимся к содержанию этого понятия, хотя сразу отметим, что, несмотря на значительные достижения в области информатики, до настоящего времени нет четкого, однозначного и всеми принятого определения информации, отсутствует и методология определения значений ее характеристик, что затрудняет решение теоретических и практических задач информационного обеспечения.

Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) является основным понятием информатики, известным уже около 2500 лет. Например, им пользовался еще Цицерон. До середины ХХ в. в этом термине заключался примерно такой же смысл – сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь . При этом человек считал только себя способным к передаче, приему и сотворению информации. Новая наука кибернетика опровергла это. Она определила, что информационные процессы происходят в любом живом организме. Не случаен в связи с этим афоризм «жизнь – это информация».

Информация, с точки зрения кибернетики, – обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде.

Кибернетика – наука, которая изучает общие принципы и методы управления сложными системами в природе, технике, обществе.

Становление этих познаний как определенной структуры и концепции знаний новой науки связывают с работой Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», опубликованной в 1948 г. В ней автор, профессор математики Массачусетского технологического института, ставит, казалось бы, рядовой вопрос: «Зачем нужна вся та информация, которая непрерывно передается по всевозможным каналам связи в живых организмах, в сообществах разумных (и неразумных) существ и в созданных человеком технических системах?» Углубленное исследование этого вопроса и привело к возникновению кибернетики. Ответ на него оказался чрезвычайно прост: информация нужна для управления! Системы управления всех видов очень похожи.


С точки зрения науки управления, информация это сведения о состоянии системы управления и среды функционирования, воспринятые, усвоенные и используемые системой для целей управления.

В связи с прогрессом технических средств массовых коммуникаций (телеграф, телефон, радио, телевидение и т.д.), в особенности с ростом объема передаваемых сведений, появилась необходимость их измерения. В 20-х гг. XIX в. предпринимались многочисленные попытки измерения информации и высказывались идеи, которые затем были использованы в вероятностно-статистической теории информации (Р. Фишер, 1921; Х. Найквист, 1924; Р. Хартли, 1928; Л. Сцилард, 1929). Однако только в 1948 г. в статье К.Э. Шеннона «Математическая теория связи» было дано вероятностно-статистическое определение понятия количества информации, предложена абстрактная схема связи, сформулированы теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и т.д., что позволило сформировать положения этой теории – одной из наиболее развитых среди других математических теорий информации.

Математические теории информации выступают как совокупность количественных (и в первую очередь статистических) методов исследования передачи, хранения, восприятия, преобразования и использования информации. Используемые методы преследуют цель измерения информации. Проблема количества информации, как первоочередного вопроса теории информации, неразрывно связана и с ее качественно-содержательным аспектом, т.е. с выявлением содержания понимания информации, к которому применяются количественные методы исследования.

Развитие социального прогресса, науки, техники, объемов информации обусловило необходимость уточнения понятия «информация» и количественной оценки передаваемых сообщений, выявления наиболее характерных видов и свойств информации, что привело к принципиальным изменениям в трактовке самого понятия. Под информацией стали понимать обмен сведениями как между человеком и человеком, так и между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.

Были предложены и количественные меры информации (К.Э. Шеннон, А.Н. Колмогоров и др.). Они стали основой создания статистической шенноновской теории информации, которая и позволила количественно оценивать сообщения, передаваемые по каналам связи.

В соответствии с шенноновской теорией понятие информации определялось на вероятностной основе как сведения, сообщения, которые снимают существовавшую до их получения неопределенность полностью или частично.

Это представление об информации как снимаемой неопределенности является наиболее распространенной трактовкой понятия информации, однако еще не самой общей. Разумеется, такое определение не может быть только формальным обобщением всех существующих особых форм данного понятия. Это означает, что определение понятия информации должно выступать как результат развития знаний об информации и выделять ее наиболее общие и существенные признаки.

Одними из таких признаков, характеризующих информацию вообще, являются различие и разнообразие . Если в статистической теории понятие информации определяется как уничтоженная неопределенность (т.е. определенность), то в самом общем случае можно сказать, что информация в определенном аспекте есть уничтожение тождества, однообразия (т.е. различие, разнообразие).

Переход от трактовки информации как противоположности неопределенности к трактовке ее как противоположности тождеству диктуется всем ходом развития наших знаний, развитием кибернетики (где информация выступает как синоним разнообразия, которое получает и использует кибернетическая система), а также психологии, биологии, химии, экономики и многих других наук. Согласно данной концепции, информация существует там, где имеется разнообразие и различие.

Если два объекта (или их свойства, связи, отношения и т.п.) различаются, то их совокупность содержит два элемента с разнообразием. Простейшей единицей измерения информации является элементарное различие, т.е. различие двух объектов.

Известно, что мы получаем сведения также о таких событиях, относительно которых никаких прямых гипотез не выдвигалось. Так было, например, открыто явление радиоактивности, многие виды растений, животных и т.д. Все эти сведения и знания являлись информацией в старом, докибернетическом смысле слова: они не уменьшали ранее имевшиеся неопределенности. Это просто отражение фактов, событий, существовавших независимо от нашего сознания, прибавление нового знания. С учетом этого конкретизируем приведенное выше определение информации.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний .

Из определения видно, что информация есть отражение или представление реального мира (чего-нибудь) с помощью сведений (сообщений).

Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, упорядоченной последовательности символов, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения (сообщения), данные, изменяющие наши представления об явлениях или объектах окружающего мира. Кратко охарактеризуем, в чем общность и различие понятий «информация» и «данные».

Прежде всего, различие их состоит в том, что данные могут рассматриваться как сообщения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные (они доступны, понятны и необходимы) превращаются в информацию. Поэтому можно отметить, что информацией являются используемые данные.

При работе с информацией всегда имеется ее источник, среда передачи и потребитель (получатель). Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями.

Следует отметить еще одно понятие информации, обобщенная дефиниция которого дана в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Для уточнения содержания понятия информации как одного из основных объектов информационного права рассмотрим его дополняющие и производные понятия, приведенные в действующих нормативных правовых актах.

Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Массовая информация – печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц.

С учетом рассмотренных понятий определим более широкое понимание информации это сведения, снимающие неопределенность с объекта, процесса, явления, независимо от формы их представления, отображаемые в сознании человека или на каком-либо носителе для последующего восприятия их человеком или информационной системой.

Слово “информация” происходит от латинского information , которое переводится как разъяснение, изложение. В толковом словаре В.И. Даля нет слова “информация”. Термин “информация” вошел в употребление в русскую речь с середины ХХ века.

В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике . Результатом развития теории связи стала теория информации , основателем которой является Клод Шеннон. Однако К.Шеннон не давал определения информации, в то же время, определяя количество информации . Теория информации посвящена решению проблемы измерения информации.

В науке кибернетике , основанной Норбертом Винером, понятие информации является центральным (см. “Кибернетика” ). Принято считать, что именно Н.Винер ввел понятие информации в научное употребление. Тем не менее в своей первой книге, посвященной кибернетике, Н.Винер не дает определения информации. “Информация есть информация, а не материя и не энергия ”, - писал Винер. Тем самым понятие информации, с одной стороны, противопоставляется понятиям материи и энергии, с другой - ставится в один ряд с этими понятиями по степени их общности и фундаментальности. Отсюда по крайней мере понятно, что информация - это то, что не может быть отнесено ни к материи, ни к энергии.

Информация в философии

Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия. Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего , всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация - атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. В этом смысле информация - это мера упорядоченности, структурированности любой материальной системы . Процессы развития мира от первоначального хаоса, наступившего после “Большого взрыва”, до образования неорганических систем, затем органических (живых) систем связаны с нарастанием информационного содержания. Это содержание объективно, не зависимо от человеческого сознания. В куске угля содержится информация о событиях, происходивших в далекие времена. Однако извлечь эту информацию способен лишь пытливый ум человека.

Другую философскую концепцию информации называют функциональной . Согласно функциональному подходу, информация появилась с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация - это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.

Третья философская концепция информации - антропоцентрическая , согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии . Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.

Можно сказать, что употребление понятия “информация” в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, СМИ - средства массовой информации предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.

Информация в биологии

В ХХ веке понятие информации повсеместно проникает в науку. Информационные процессы в живой природе исследует биология. Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н.Винера (см. “Кибернетика” ).

В другой биологической науке - генетикеиспользуется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.

Изучая информатику в основной школе (базовый курс), не следует углубляться в сложности проблемы определения информации. Понятие информации дается в содержательном контексте:

Информация - это смысл, содержание сообщений, получаемых человеком из внешнего мира посредством его органов чувств .

Понятие информации раскрывается через цепочку:

сообщение - смысл - информация – знания

Сообщения человек воспринимает с помощью своих органов чувств (по большей части через зрение и слух). Если человеку понятен смысл , заключенный в сообщении, то можно сказать, что это сообщение несет человеку информацию . Например, сообщение на незнакомом языке не содержит информации для данного человека, а сообщение на родном языке понятно, поэтому информативно. Воспринятая и сохраненная в памяти информация пополняет знания человека. Наши знания - это систематизированная (связанная) информация в нашей памяти .

При раскрытии понятия информации с точки зрения содержательного подхода следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Целесообразно вести беседу в форме диалога, задавая ученикам вопросы, на которые они в состоянии ответить. Вопросы, например, можно задавать в следующем порядке.

- Расскажите, откуда вы получаете информацию?

Наверняка услышите в ответ:

Из книг, радио и телепередач.

- Утром по радио я слышал прогноз погоды.

Ухватившись за такой ответ, учитель подводит учеников к окончательному выводу:

- Значит, вначале ты не знал, какая будет погода, а после прослушивания радио стал знать. Следовательно, получив информацию, ты получил новые знания!

Таким образом, учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для человека - это сведения, пополняющие знания человека, которые он получает из различных источников. Далее на многочисленных знакомых детям примерах следует закрепить это определение.

Установив связь между информацией и знаниями людей, неизбежно приходишь к выводу, что информация - это содержимое нашей памяти, ибо человеческая память и есть средство хранения знаний. Разумно назвать такую информацию внутренней, оперативной информацией, которой обладает человек. Однако люди хранят информацию не только в собственной памяти, но и в записях на бумаге, на магнитных носителях и пр. Такую информацию можно назвать внешней (по отношению к человеку). Чтобы человек мог ей воспользоваться (например, приготовить блюдо по кулинарному рецепту), он должен сначала ее прочитать, т.е. обратить во внутреннюю форму, а затем уже производить какие-то действия.

Вопрос о классификации знаний (а стало быть, информации) очень сложный. В науке существуют различные подходы к нему. Особенно много занимаются этим вопросом специалисты в области искусственного интеллекта. В рамках базового курса достаточно ограничиться делением знаний на декларативные и процедурные. Описание декларативных знаний можно начинать со слов: “Я знаю, что…”. Описание процедурных знаний - со слов: “Я знаю, как…”. Нетрудно дать примеры на оба типа знаний и предложить детям придумать свои примеры.

Учитель должен хорошо понимать пропедевтическое значение обсуждения данных вопросов для будущего знакомства учеников с устройством и работой компьютера. У компьютера, подобно человеку, есть внутренняя - оперативная - память и внешняя - долговременная - память. Деление знаний на декларативные и процедурные в дальнейшем можно увязать с делением компьютерной информации на данные - декларативная информация и программы - процедурная информация. Использование дидактического приема аналогии между информационной функцией человека и компьютером позволит ученикам лучше понять суть устройства и работы ЭВМ.

Исходя из позиции “знания человека - это сохраненная информация”, учитель сообщает ученикам, что и запахи, и вкусы, и тактильные (осязательные) ощущения тоже несут информацию человеку. Обоснование этому очень простое: раз мы помним знакомые запахи и вкусы, узнаем на ощупь знакомые предметы, значит, эти ощущения хранятся в нашей памяти, а стало быть, являются информацией. Отсюда вывод: с помощью всех своих органов чувств человек получает информацию из внешнего мира.

Как с содержательной, так и с методической точки зрения очень важно различать смысл понятий “информация ” и “данные ”. К представлению информации в любой знаковой системе (в том числе используемой в компьютерах) следует применять термин данные ”. А информация - это смысл, заключенный в данных, заложенный в них человеком и понятный только человеку .

Компьютер работает с данными : получает входные данные, осуществляет их обработку, передает человеку выходные данные - результаты. Смысловую же интерпретацию данных осуществляет человек . Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят и пишут о том, что компьютер хранит, обрабатывает, передает и принимает информацию. Это справедливо, если компьютер не отрывать от человека, рассматривая его как инструмент, с помощью которого человек осуществляет информационные процессы.

1. Андреева Е .В ., Босова Л .Л ., Фалина И .Н . Математические основы информатики. Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

2. Бешенков С .А ., Ракитина Е .А . Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 57 с.

3. Винер Н . Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968, 201 с.

4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т. 1. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

5. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). Информатика и образование, № 1, 2005.

6. Математический энциклопедический словарь. Раздел: “Словарь школьной информатики”. М.: Советская энциклопедия, 1988.

7. Фридланд А .Я . Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows