Функции информационного противоборства. «О Доктрине информационного противоборства России. Виды информационных атак

Функции информационного противоборства. «О Доктрине информационного противоборства России. Виды информационных атак

В рамках реализации системы мер по противодействию терроризму в Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы информационного противодействия террористической деятельности МТО и бандподполья.

В зависимости от объектов воздействия можно выделить следующие основные способы информационного воздействия террористических структур:

1. Использование деструктивных психологических технологий в процессе личного контакта с потенциальным кандидатом для воздействия на его сознание и формирования у него необходимых установок.

2. Проведение агитации среди верующих, прежде всего среди молодежи, начинающей осваивать основы религии, в местах отправления религиозных культов и выбор вербовщиками потенциальных кандидатов для индивидуальной обработки.

3. Ведение открытой агитационной деятельности в образовательных учреждениях, спортивных секциях и клубах.

4. Ведение лицами, прошедшими боевую и диверсионную подготовку в лагерях МТО и участниками вооруженных конфликтов, агитационной деятельности в местах лишения свободы в целях консолидации осужденных в т.н. "тюремных" джамаатах.

5. Пропаганда в глобальных информационных сетях и использование социальных сетей и мобильных приложений для подбора и изучения подходящих кандидатур для вовлечения в террористическую деятельность.

Вовлечение в террористическую деятельность осуществляется поэтапно и носит комплексный характер.

На первом этапе происходит первичное изучение и проверка надежности кандидата.

На втором этапе проводится вербовочная беседа и ограничиваются контакты с окружением. Создается зависимость от «братьев» -единомышленников и обязательства перед «джамаатом». Все это способствует формированию искаженного (упрощенного) образа действительности. Параллельно проходит обучение террористическим навыкам и правилам конспирации.

На третьем этапе происходит закрепление кандидата, формирование готовности совершить преступление террористического характера.

Специалистами МТО применяются адресные методики воздействия на целевые аудитории. Так, при работе с мужчинами основной акцент вербовщиками делается на героизации воинов «джихада», их военных успехах, необходимости восстановления справедливости и защите «истинных» последователей ислама от притеснения. При идеологической обработке девушек зачастую используется их стремление обзавестись семьей и детьми. Девушек привлекают идеализированные образы супругов из числа истинных мусульман. Мужья – муджахиды, в отличие от российских, не будут пить, курить (что запрещено шариатом), изменять (поскольку вправе заводить легальные гаремы). За мусульманками шариат закрепил право на развод, обязательную долю имущества супругов, возможность в замужестве сохранять девичью фамилию и т.п.).

Конспиративность террористических ячеек, ограниченность контактов и постоянная угроза уголовного преследования усиливают сплоченность и влияния лидера («амира») на остальных членов, способствуют размыванию ответственности за противоправные деяния и недооценке их последствий.

Следует констатировать, что наиболее массовый характер приобретает пропаганда МТО в сети Интернет .

В Интернете регулярно размещаются обращения лидеров бандформирований к «братьям по вере», звучат призывы к вооруженному джихаду и угрозы терактов в отношении сотрудников органов власти и управления. Анализ контента популярных видеохостингов свидетельствует о наличии в свободном доступе значительного массива материалов об идеологии и террористической практике бандформирований СКР.

Интернет-ресурсы бандподполья СКР отличаются привлекательностью графического оформления, оперативностью обновления, продуманностью интерфейса, приоритетной ориентацией на молодежь. Особенностями их технической организации являются: регистрация доменов на подставных лиц, размещение на серверах зарубежных провайдеров, наличие «зеркал» - веб-ресурсов с частично измененной именной группой.

а) видеоролики со сценами совершения боевиками преступлений (терактов, убийств сотрудников правоохранительных органов и др.);

б) обращения участников бандформирований (угрозы должностным лицам органов власти и управления, сотрудникам правоохранительных органов, баяты «амирам» и др.);

в) материалы дезинформационного характера (о социально-политической обстановке, общественных и государственных деятелях и др.).

По направленности экстремистской пропаганды можно выделить следующие формы «информационного джихада» с использованием сети Интернет:

Размещение мультимедийных материалов с критикой российского руководства, органов власти СКР, формированием нетерпимости по отношению к России («кафирской Русне»), пропагандой построения государства с шариатской формой правления;

Распространение фото и видео-изображений действующих и нейтрализованных участников бандгрупп и результатов «шахидских операций»; «героизация лидеров джихада»;

Индивидуальная агитационная обработка пользователей путем распространения выборочных отмененных аятов, якобы призывающих к совершению преступлений, фетв по вопросам джихада и вынесения такфира, а также применения аятов о многобожниках и неверных в отношении мусульман;

Рассылка электронных писем целевой аудитории с призывом к исправлению акиды, «чистому» исламу, джихаду против куфра и ширка, а также рассылка террористических угроз в адрес должностных лиц органов власти и управления, сотрудников правоохранительных структур, представителей СМИ и официального ислама;

Разработка и распространение сетевых компьютерных игр, пропагандирующих идеологию вооруженного джихада.

Следует отметить, что вместо противодействия террористической идеологии бандподполья, основанного на профилактике и пресечении деструктивного информационно-пропагандистского воздействия, органы власти и управления длительное время занимались, главным образом, пассивной антитеррористической пропагандой и борьбой с экстремистскими и террористическими сайтами путем блокирования сетевых адресов в зонах «ru» и «рф».

Вместе с тем полноценное информационное противодействие терроризму (далее – ИПТ) требует новых подходов к пониманию сущности и содержания данного вида деятельности, которые охватывают:

Разоблачение антиобщественного характера базовых идей, взглядов и террористических доктрин;

Подрыв доверия населения к идеологическим постулатам терроризма и формирование негативного отношения к террористическим структурам;

Формирование в обществе устойчивого антитеррористического сознания и поддержки населением антитеррористической политики государства.

Актуальные потребности ИПТ предполагают смещение акцентов с пассивной контраргументации и пропаганды к активному наступательному информационному противодействию конкретным террористическим угрозам и акциям.

На современном этапе ИПТ можно представить в виде комплекса наступательных оперативно-розыскных, информационно-пропагандистских, правовых, организационных и иных мер, направленных на выявление, предупреждение и нейтрализацию негативного информационно-психологического воздействия террористических структур на общественные отношения, а также на противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в террористических целях. Практическая деятельность в данной сфере осуществляется в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013–2018 годы.

ИПТ возложено, главным образом, на правоохранительные органы и спецслужбы.

В качестве основных задач информационного противодействия терроризму следует выделить:

мониторинг и анализ оперативно значимой информации об устремлениях террористических структур, их ресурсной базе и тактике действий в информационном пространстве, направленных на инспирирование терроризма;

организация и осуществление активных мероприятий по нейтрализации выявленных террористических угроз в информационной сфере;

установление, розыск и привлечение к уголовной ответственности лиц, причастных к созданию и наполнению информационного пространства террористическим контентом;

использование потенциала органов власти, местного самоуправления, общественных и политических структур, образовательного, научного и бизнес-сообществ, религиозных конфессий, СМИ и других институтов гражданского общества в целях изучения и разоблачения террористической идеологии, формирования у населения устойчивого антитеррористического сознания.

Важную роль в решении задач правоохранительных органов по линии ИПТ играют оперативно-розыскные и информационно-пропагандистские мероприятия, которые позволяют снижать активность террористических и экстремистских организаций, минимизировать риск использования религиозных и национальных факторов для дестабилизации социально-политической обстановки в стране.

Оперативно-розыскные мероприятия в сфере ИПТ охватывают:

мониторинг террористических и экстремистских интернет-ресурсов;

оперативную проверку деятельности организаций, имеющих признаки организационной связи с террористическими структурами;

создание с легендированных позиций подконтрольных интернет-ресурсов;

осуществление целевых мероприятий по компрометации деятельности ИННО и МО, деструктивных НКО, организаторов, идеологов и активных исполнителей акций по распространению идеологии терроризма.

В отличие от оперативно-разыскных мероприятий, информационно-пропагандистские мероприятия направлены на недопущение формирования ресурсной базы террористических организаций и формирование антитеррористической идеологии у населения. С этой целью правоохранительные органы:

распространяют антитеррористические материалы в печатных СМИ, на телевидении, в интернет-ресурсах;

принимают меры по недопущению возобновления функционирования информационных ресурсов радикальной направленности, заблокированных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

проводят информационные акции, направленные на сокращение пособнической базы, на основе легализованных материалов уголовных дел по преступлениям террористической и экстремистской направленности;

организуют профилактические лекции и «круглые столы», оказывают содействие в создании и наполнении контентом антитеррористических порталов учебных заведений;

проводят контрпропагандистские мероприятия в религиозных организациях, учебных заведениях, в ходе массовых мероприятий.

Как уже отмечалось, актуальные потребности ИПТ должны быть адекватны угрозам в информационной сфере и учитывать общественные запросы.

Противодействие пропаганде МТО «ИГ» в России не должно носить характер богословских споров и вскрытия противоречий между террором «халифата» и нормами Священного Корана.

Не нужно разоблачать бесчеловечный и садистский характер боевиков «ИГ», поскольку насилие позиционируется идеологами «ИГ» как требование веры и неизбежное средство обеспечения порядка в государстве. Для террористов и их целевой аудитории насилие приобретает религиозно-оправданный и легальный характер.

В ходе профилактической работы следует делать упор на экономической сущности проекта «Халифат», меркантильности и криминальных связях руководителей «ИГ», их готовности пожертвовать жизнями десятков тысяч сторонников.

Система мероприятий правоохранительных органов в сфере ИПТ должна носить всеобщий характер и дополняться согласованными усилиями всех заинтересованных структур общественного сектора. Задачи ИПТ невозможно решить только с помощью спецслужб и сил правопорядка. Комплексная защита информационного пространства Российской Федерации от террористических идей должна строиться на основе эффективной работы СМИ, молодежной и образовательной политики в условиях скоординированной работы всех органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Современный этап мирового развития характеризуется тем, что собственно информация, средства информатизации и связи, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации оказывают непосредственное и все более возрастающее влияние на экономическое, социальное и духовное развитие как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Это свидетельствует о том, что в современных условиях информация и управление ею становится основанием и главным инструментом достижения целей в новом мироустройстве. Официально об этом было заявлено 22 июля 2000 года в Японии в ходе подписания руководителями восьми ведущих стран мира «Окинавской хартии глобального информационного общества». В этом документе продекларировано, что «информационно-телекоммуникационные технологии стали одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века.

Таким образом, на официальном уровне заявлено о вступлении мировой цивилизации в период своего развития, получившего название «информационного общества». По данным ЮНЕСКО объем современного рынка информационных услуг и технологий в настоящее время превышает 2 трлн. долларов и составляет 15% мировой торговли. В России только объемы реализации средств вычислительной техники и информатики оценивается более, чем в 1,5 млрд. долларов в год, а с учётом продаж программного продукта – около 4,5 млрд. долларов, что составляет около 5% годового ВВП России.

Наряду с очевидными благами мировая информационно-технологическая революция создала принципиально новые потенциальные угрозы жизнедеятельности как отдельных обществ, государств и их граждан, так и мирового сообщества в целом. В наибольшей степени это касается терроризма, мутация которого, по мнению специалистов, в наибольшей степени происходят именно в информационной сфере.

Быстрое развитие новых технологий существенно расширило возможности террористических организаций по манипулированию сознанием населения при подготовке и проведении террористических акций.

В связи с этим следует подчеркнуть такие характеристики современного терроризма:

  • нацеленность на получение сильного эмоционального эффекта от своих действий в обществе. Это выражается посредством достижения состояния страха и неуверенности у атакуемого населения и стремления к одобрению и симпатиям у своих последователей;
  • ориентация на распространение информации о совершённом теракте среди широкой общественности;
  • атаки производятся на такие объекты, которые имеют особый символический смысл для общества;
  • применение насилия террористами воспринимается в обществе (в первую очередь в развитых странах) как противоестественное, вступает в конфликт с социальными нормами и порождает в результате чувство тревоги, неуверенности и неизвестности.

При этом информационно-подрывная деятельность террористов может носить явный характер, и проводиться ими открыто или осуществляться скрытно, вестись от имени антитеррористических сил либо анонимно.

Основная цель террористов состоит в том, чтобы террористический акт стал известен населению и органам власти, получил широкий общественный резонанс. Такой общественный резонанс порождает страх и панические настроения среди членов общества, приводит к потере доверия к власти, и в конечном итоге вызывает политическую нестабильность.

Исходя из этого можно сделать вывод о наличии особой информационно-коммуникативной стратегии терроризма, которая и отличает его от каких-либо иных повстанческих или диверсионных действий. Посредством подобной стратегии террористические организации демонстрируют свою способность воздействия на органы государственной власти. Достигаемый эффект в значительной степени зависит:

  • от возможностей и особенностей функционирования в конкретном обществе каналов коммуникации;
  • от характера появляющихся в средствах массовой информации сообщений;
  • от способности СМИ представить случившееся как сенсацию.

Серьезную опасность представляет стремление международных террористических организаций использовать СМИ в качестве инструмента достижения своих преступных целей. У современного террора полем боя становится телеэкран. И не случайно в своих акциях террористы прежде всего требуют не денег, а ставят политические цели, требуют телекамеру и тележурналистов. Цель – манипулирующее воздействие на общество, чтобы уже оно предъявляло ультиматум своим лидерам.

Как показывает практика, информационный терроризм направлен не только на нанесение ущерба интересам отдельных государств, но и на расширение политического, экономического, идеологического влияния международных террористических организаций в мировом сообществе.

Развитие трансграничных электронных СМИ существенно расширяет возможности международных террористических организаций по манипулированию массовым сознанием. Такое, манипулирование, имея «мишенью» население нацеливается на изменение его сознания и поведения в выгодную для террористов сторону. При этом недостаточная информационная культура определенной части населения, слабая защищенность его от влияния экстремистской идеологии приводят к тому, что манипулируемые часто не сознают, что их мировоззрение идеалы, ценности, потребности и в целом образ мыслей во многом определяются антиобщественными интересами тех, кто ими манипулирует и стремится к господству над их духовным миром.

Современный информационный арсенал террористов насчитывает сотни приемов манипулирования с использованием СМИ, каналов межличностной, личностно-групповой и межгрупповой коммуникации. Информационно-террористическая деятельность все чаще приобретает скрытый, изощренный, заказной и долговременный характер, хорошо обеспечивается материально, ее способы и методы постоянно оттачиваются и совершенствуются от одного террористического акта к другому.

Особую озабоченность вызывает возможность использования террористами новых и нетрадиционных информационных технологий для оказания скрытого информационно-манипулятивного воздействия на сознание и деятельность людей. Так, в частности, отличительной особенностью реализации информационно-коммуникативной стратегии терроризма является активное использование возможностей глобальной сети Интернет.

Относительная дешевизна, простота и доступность современных средств информации позволяют террористам проводить свои преступные акции, находясь на значительно «безопасном» расстоянии от объекта терроризма, оставаться довольно длительное время безнаказанными. При этом наносится значительный материальный и моральный ущерб обществу, государству, личности.

Как показывает практика Интернет, электронная почта, системы цифровой телефонной радиосвязи обеспечивают экстремистам не только более широкие возможности для взаимодействия и пропаганды своих идей, но также для ведения информационных войн.

Об этом в частности свидетельствует появление нового вида преступной деятельности, получившей название «сетевая война» (netwar). Вести ее могут небольшие группы специально подготовленных кибертеррористов и даже одиночки географически отдаленные друг от друга, но тайно общающиеся между собой в «сетевом» формате. Теоретической основой такой деятельности является концепция «сопротивление без руководства», лидера американской радикальной организации «Крайние правые» Л. Бим. Согласно этой концепции все члены группы («ячейки-фантомы») действуют независимо друг от друга и никогда не обращаются в центральную штаб-квартиру или к лидерам за указаниями. Предполагается, что они сами обязаны знать, что и как делать, реагируя на конкретные события. Информационную же подпитку они получают через анонимно распространяемые электронные бюллетени и страницы в Интернете. Указанная форма организации, получившая название networking помогает экстремистам находить союзников, реализовывать свое влияние, а также осуществлять управление проводимыми операциями.

Все это свидетельствует о том, что наблюдаемое в последнее время усиление влияния информационных технологий практически на все сферы жизнедеятельности человечества выдвигают задачу информационного противодействия в разряд основных задач борьбы с терроризмом.

Между тем современные реалии свидетельствуют о том, что информационное противодействие является одним из наименее разработанных направлений антитеррористической деятельности как на уровне международного сотрудничества, так и непосредственно в Российской Федерации.

Более того, само понятие «информационное противодействие» вплоть до настоящего времени не получило своего терминологического определения. По крайней мере, в официальных источниках сущность и содержание информационного противодействия терроризму не определены.

На практике же информационный аспект борьбы с терроризмом предполагает лишь реализацию мер защитного характера. Реализация активных мер информационного противодействия угрозам терроризма в официальных документах не предусматривается.

Так, в Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895 данное направление предполагает только лишь предотвращение несанкционированного доступа «…к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом…».

В Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» информационное противодействие предполагается только лишь в рамках статьи 11, определяющей правовой режим контртеррористической операции.

Таким образом, деятельность органов безопасности Российской Федерации по информационному противодействию терроризму предполагается только после совершения теракта и не предусматривает активных предупредительных мер. В этом на наш взгляд уязвимость существующий в Российской Федерации системы информационного противодействия терроризму, поскольку информационное воздействие терроризма носит, как показывает анализ, именно наступательный характер.

Не нашло своего отражения информационное противодействие терроризму и в новой редакции модельного закона СНГ «О борьбе с терроризмом» (Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств − участников Содружества Независимых Государств от 17 апреля 2004 года № 23-5). Новеллой данного закона является глава 3 «Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с терроризмом». Несмотря на своё название, глава содержит лишь нормы регламентирующие деятельность СМИ по содействию в борьбе с терроризмом, а также меры профилактики терроризма с использованием средств массовой информации. Статья 9 данного закона определяет ответственность средств массовой информации за нарушения в части содействия борьбе с терроризмом.

Закон, таким образом, не предусматривает ни противодействия информационному терроризму, ни использование информационных технологий в борьбе с терроризмом.

К этому следует добавить также и тот факт, что Российская Федерация в силу ряда обстоятельств вплоть до настоящего времени не присоединилась к Конвенции Совета Европы о киберпреступности, направленной на борьбу с преступлениями в сфере компьютерной информации.

В целом, как показывает анализ, в Российской Федерации вплоть до настоящего времени нормативно-правовая база, регламентирующая информационное противодействие терроризму, особенно с использованием информационных технологий не разработана.

Исключение в этом плане представляют лишь ведомственные нормативные акты правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом (Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Национального антитеррористического комитета). Таким образом, само информационное противодействие терроризму носит ведомственный характер.

На основе анализа реальной политической практики представляется возможным определить информационное противодействие терроризму как комплекс мероприятий по поражению информационного ресурса террористических организаций, блокированию осуществляемых ими информационных процессов и внедрению дезинформации на всех этапах их реализации.

Сущность информационного противодействие терроризму заключается в обеспечении достижения целей государственной антитеррористической политики путем применения специальных средств и способов воздействия на информационный ресурс террористических структур, а также осуществление защиты и эффективного использования собственного информационного ресурса.

  • противодействие идеологии терроризма, сепаратизма, национализма, религиозного экстремизма;
  • информационное обеспечение контртеррористической деятельности через средства массовой информации и другие информационные каналы;
  • прогнозирование террористической угрозы, источников ее формирования и развития, а также условий реализации;
  • поиск, сбор, добывание и анализ оперативной информации о действиях террористических организаций и их пособников;
  • четкое информационное взаимодействие между субъектами контртеррористической деятельности и надежное обеспечение защиты оперативной информации;
  • информационная работа с местным населением, формирование бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности, дисциплинированности и личной ответственности;
  • обучение населения правилам поведения в условиях возрастания террористической угрозы, в случаях террористических акций, своевременная первая помощь, материальная и моральная поддержка лиц, пострадавших от террористов;
  • информационное воздействие на сознание террористов, их пособников, организаторов и вдохновителей, на международные террористические организации;
  • создание организационных, правовых, научных, технических, кадровых, финансовых и других благоприятных условий для эффективного информационного обеспечения контртеррористической деятельности.

В настоящее время систему информационного противодействия терроризму в РФ составляют соответствующие структуры Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и ряда других структур.

Наиболее целенаправленно деятельность по информационному противодействию терроризму осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом.

Так, по материалам открытой печати в рамках разработанной Национальным антитеррористическим комитетом федеральной целевой программы «Антитеррор 2008 – 2012» предполагается реализовать более семидесяти мероприятий, цель которых – создание учебной базы для подготовки специалистов антитеррористических подразделений, формирование единой информационной среды, а также ввод в эксплуатацию новых технических средств выявления и пресечения террористической деятельности.

Важнейшим направлением информационного противодействия международному терроризму является развитие сотрудничества государств СНГ, других региональных организаций и ООН.

Так, в рамках Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ в целях накопления, обобщения и систематизации информации в сфере борьбы с терроризмом, а также повышения межгосударственного информационного взаимодействия создана и эксплуатируется межгосударственная автоматизированная информационная система – Специализированный банк данных АТЦ СНГ. Тематический перечень накапливаемых в нем сведений, определенный Положением об АТЦ СНГ, первоначально включал информацию о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, причастных к ним лицах; состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма, а также о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

По мере развития Специализированного банка данных, с учетом расширения и уточнения приоритетных направлений деятельности Центра сформирован ряд тематических информационных массивов. В их числе массивы, содержащие сведения в отношении лиц, объявленных в международный розыск по подозрению в совершении преступлений террористического характера; юридических и физических лиц, финансирующих террористические и экстремистские организации; лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма с использованием террористов-смертников.

Реальным вкладом в развитие международного анти террористического взаимодействия является разработка Антитеррористическим центром СНГ концепции сотрудничества органов безопасности и спецслужб в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму. В рамках данной концепции Антитеррористическим центром СНГ реализуется комплекс мер, направленных на создание единого правового поля в сфере информационного противодействия терроризму.

Информационное противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений деятельности ОДКБ. Реализуемые в данной области мероприятия предполагают содействие становлению и укреплению потенциала коллективного информационного противодействия террору, наркоугрозе и другим вызовам на пространстве ОДКБ.

С этой целью Организация наращивает международные связи, находит сторонников и союзников в наиболее влиятельных СМИ, привлекает к сотрудничеству писателей, ученых, деятелей культуры, организует работу так, чтобы на экранах и печатных полосах появлялись правдивые материалы контртеррористической, антинаркотической тематики, против экстремизма и идеологии насилия.

В рамках Целевой программы предусмотрено создание в формате ОДКБ Совета по координации информационной политики, который формировал бы приоритетные направления совместной работы. Предполагается, что это будет вспомогательный орган при ОДКБ, который при должной инициативе и активности его участников мог бы стать важным компонентом в работе по реализации целей и задач ОДКБ и, прежде всего, по антитеррору.

Таким образом, информационное противодействие терроризму, осуществляемое в Российской Федерации и региональных структурах СНГ предполагает комплексную реализацию системы мер по профилактике и предупреждению терроризма посредством сбора и анализа информации о террористических структурах и их нейтрализации посредством использования информационных ресурсов, прежде всего с помощью СМИ.

Зарубежный опыт информационного противодействия терроризму несколько отличается от российского.

Так, например, в США информационное противодействие терроризму реализуется посредством информационных операций, под которыми понимаются «действия, направленные на достижение информационного превосходства путем воздействия на информацию противника, основанные на информации процессы, информационные системы и компьютерные сети, и принятие мер по защите собственной информации».

В зависимости от объектов воздействия информационные операции наступательного характера западные специалисты подразделяют на три основных вида:

  • нападение на инфраструктуры противника в целях нанесения ущерба накопленной информации или информационным системам;
  • дезинформация противника путем манипулирования фактами (их искажение или фальсификация), с тем, чтобы вынудить его осуществлять действия не соответствующие его интересам;
  • оказание влияния на волю и настроения (психологические операции) общества в целом, его отдельных групп или индивидов, с тем, чтобы вызвать страх, породить раскол или брожение, а также другие негативные явления.

Последние два вида информационных операций считаются наиболее приемлемыми в борьбе с международным терроризмом. Психологическое воздействие на население позволяет внушить обществу отрицательное отношение к фанатизму, насилию, расизму и т. д., что лишает террористов поддержки, ограничивает их возможности в вербовке пополнения и добывания финансовых средств.

Особым направлением информационного противодействия терроризму в США и ряде западных стран является использование информационных технологий.

Например, еще в июне 2004 года руководители американского, британского и австралийского антитеррористических центров объявили о намерении создать единую информационную сеть, которая, «позволит предотвращать акции Аль-Каиды и союзных с ней формирований на всей территории земного шара». Основным направлением работы этой сети должно стать максимальное информационное покрытие всех потенциально опасных зон и регионов мира и непрерывная циркуляция данных о предполагаемых терактах или перемещениях террористов для оперативного принятия компетентными службами соответствующих мер.

В результате была создана структура, которая полностью повторяла систему глобального радиоперехвата ECHELON времен мировой войны. Участниками современной глобальной антитеррористической сети являются: в США – Национальный контртеррористический цент, В Великобритании – Объединенный Центр анализа терроризма, в Австралии – Национальный центр распределения угроз, в Канаде – Объединенный центр распределения угроз, в Новой Зеландии – Совместная группа распределения угроз.

Кроме структуры и состава участников, создатели глобальной антитеррористической сети взяли у ECHELON еще одну идею – создание единой технологической площадки для взаимного обмена информацией.

Так, по оценкам западных специалистов, только на каналах мобильной и стационарной телефонной связи эта система ежегодно перехватывает по всему миру и обрабатывает не менее 4 млрд. переговоров.

Сформированная глобальная антитеррористическая сеть используется также для перехвата и обработки информации, в том числе зашифрованной, циркулирующей в системах высокоскоростной кабельной связи в подземном, наземном и подводном исполнении. Важным направлением использования системы в борьбе против терроризма является фильтрация и обработка сообщений электронной почты и файлов, передаваемых через сеть Интернет. Что касается обработки файлов, передаваемых через сеть особенно цифровых фотографий и другой графики, то средствами системы ECHELON осуществляется их сканирование и статистический анализ на наличие стенограмм, которыми потенциально могут пользоваться террористические организации для скрытой передачи зашифрованных конфиденциальных данных. В случае обнаружения закамуфлированных криптограмм производится их расшифровка с использованием имеющихся программных средств.

Таким образом, анализ существующей практики и тенденций развития информационного противодействия терроризму свидетельствует о различных подходах к предотвращению и нейтрализации угроз терроризма. Эффективное решение этой задачи требует координации усилий, базирующихся на общедоступном обмене информации, о достижениях в области информационной безопасности как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Это обусловлено тем, что современная глобализация предполагает и глобализацию терроризма, выход его на транснациональный (международный) уровень и соответственно глобализацию информационного противодействия ему.

Бочарников Игорь Валентинович

Информационные войны, СИО и АІА являются формами ведения информационного противоборства (ИП). Следует отметить, что IB состоят из определенного количества СИО и АІА, согласованных между собой целью и упорядоченных во времени, но СИО и АІА могут и не быть составляющими IB. ИП в научных кругах принято различать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле информационное противоборство - это форма борьбы, которая представляет собой совокупность специальных (политических, экономических, дипломатических, технологических, военных и иных) методов, способов и средств выгодного воздействия на информационную сферу объекта заинтересованности и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

В узком смысле информационное противоборство (в военной, оборонной сферах) - это комплекс мероприятий информационного характера, осуществляемых с целью захвата и удержания стратегической инициативы, достижения информационного превосходства над противником и создание благоприятного пропагандистского почву во время подготовки и ведения боевой и другой деятельности вооруженных сил.

Виды ИП: информационно-техническое и информационно-психологическое (ИПП). Главными объектами воздействия информационно-технического противоборства е системы телекоммуникаций и связи, радиоэлектронные средства и тому подобное. Объектом информационно-психологического воздействия остаются сознание и психика населения и личного состава вооруженных сил, спецслужб противника и системы формирования общественного мнения и принятия стратегических решений.

ИПВ предполагает целенаправленную разработку и распространение специальной актуальной информации, способной оказать непосредственное или косвенное влияние на общественное сознание, психологию и поведение населения, военнослужащих. При этом информация психологического и пропагандистского типа может быть не только устного, печатного, письменного, аудио и визуального происхождения, но и экстрасенсорного, телепатического и другого, рассчитана прежде всего на подсознание реципиента воздействия.

ИП ведется на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. На стратегическом уровне ИП планируют и координируют высшие органы государственной власти. На оперативном и тактическом уровнях эта деятельность проводится силами и средствами вооруженных сил, спецслужб, а также общественно-политических институтов государства.

Информационная война (ИВ) - форма ведения ИП между различными субъектами (государствами, неправительственными, экономическими или другими структурами), который предусматривает проведение комплекса мероприятий по нанесению ущерба информационной сфере конфронтуючої стороны и защиты собственной информационной безопасности.

Задания И:

o создание атмосферы бездуховности, негативного отношения к культуре и историческому наследию в обществе конкурента или врага;

o манипулирования общественным мнением и политической ориентацией населения государства с целью создания политического напряжения и состояния, близкого к хаосу;

o дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью разжигания конфликтов, стимулирование недоверия, подозрения, обострение вражды, борьбы за власть;

o провоцирование, применение репрессивных действий со стороны властей в отношении оппозиции;

o снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

o введение населения в заблуждение относительно работы государственных органов власти, подрыв их авторитета, дискредитация их действий;

o провоцирование социальных, политических, национально-этнических и религиозно-конфессиональных столкновений;

o инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста и неповиновения;

o создание или усиление оппозиционных группировок или движений;

o дискредитация фактов исторической, национальной самобытности народа; изменение системы ценностей, определяющих образ жизни и мировоззрение людей;

o умаление и нивелирования признанных мировых достижений в науке, технике и других отраслях, преувеличение значения ошибок, недостатков, последствий ошибочных действий и неквалифицированных правительственных решений;

o формирование предпосылок к экономической, духовной или военного поражения, потери воли к борьбе и победе;

o представление своего образа жизни как поведения и мировоззрения будущего, которые должны подражать другие народы;

o подрыв морального духа населения и, как следствие, снижение обороноспособности и боевого потенциала;

o осуществление иного деструктивного идеологического воздействия;

o нанесение ущерба безопасности информационно-технической инфраструктуры (машинно-техническим средствам, программному обеспечению, сетям передачи данных, средствам и режима защиты от несанкционированной утечки информации);

o защита от другого деструктивного ИПВ и ИТВ.

Основная задача ИС (между государствами) - осуществление непосредственного негативного разрушительного влияния на совокупную политическую мощь государства путем ослабления ее реальных и потенциальных возможностей по обеспечению собственной безопасности, создание трудностей во внутреннем развитии и проведении активной внешней деятельности, а также в поддержании международных связей, нанесение ущерба политическому имиджу, то есть ослабление правящей элиты, установленного ею социально-политического режима или даже содействие устранению последней от власти.

Рассмотрим объекты посягательств ИС. В целом объект - то, на что направлено определенную деятельность, а в нашем случае - то, на что субъект ОВ пытается повлиять с целью достижения положительного результата для него. Итак, главный объект, на котором концентрируется непосредственный информационный деструктивное влияние в рамках мероприятий ИВ, - общественное мнение и сознание отдельного человека.

Объекты посягательств ИС делятся на:

o общие объекты;

o специальные объекты;

o объекты разведывательных устремлений.

К общим объектам можно отнести правопорядок, нормальное функционирование органов власти и управления, мобилизационную готовность и боеспособность вооруженных сил, органов безопасности и правоохранительных структур, налаженные внешнеполитические связи, международный авторитет государства.

специальных объектов - можно отнести общество в целом и отдельные его слои, прослойки, группы лиц, отдельных их представителей. Это может быть тот или иной этнический или социальный слой или даже специфические группы лиц, например, представители маргинальных элементов, в частности осужденные, бомжи, сектанты, политизированные радикалы из числа националистов, анархистов и тому подобное.

o средства массовой информации и коммуникации, информационные агентства,

независимые аналитические центры и исследовательские учреждения, которые постоянно занимаются освещением ситуаций, которые возникают в государстве, регионе и мире, осуществляют анализ и прогнозирование возможного хода событий, тенденций в различных общественно-политических, геополитических, геоэкономических и геостратегических процессах;

o соответствующие подразделения министерств, ведомств или других органов государственного управления, на которые возлагается обязанность налаживание и поддержание связей с общественностью и информирования последней относительно деятельности указанных учреждений, а также другие объединения граждан, которые выступают от имени своих членов. Такими структурами являются политические партии и блоки, общественные организации, профсоюзы и тому подобное, которые определенным образом влияют на политические процессы в государстве.

Итак, основными объектами деструктивного информационного воздействия е:

o идеологически-психологическая среда общества, а связано с использованием информации, информационных ресурсов и информационной инфраструктуры для оказания воздействия на психику и поведение людей;

o информационные ресурсы, которые раскрывают духовные, культурные, исторические, национальные ценности, традиции, достояние государства, нации в различных сферах жизни общества;

o информационная инфраструктура, то есть абсолютно все промежуточные звенья между информацией и человеком;

o система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, общепринятые правила поведения и тому подобное);

o система формирования общественного мнения;

o система разработки и принятия политических решений;

o сознание и поведение человека.

Несмотря на все, главным объектом поражения остается человек, скрытое воздействие на которую осуществляется через ее нервную систему и психику, в основном на подсознательном уровне. При этом используется двойная психобіологічна природа информации. Так, "комфортная" на уровне психобиологического восприятия информация может повлечь вред на психосоціальному уровне или наоборот, "интересная" - привести в неосознаваемых психобіологічних неурядиц, стимулируя девиантное поведение личности и разрушать положительные социальные тенденции в обществе.

Целенаправленное информационное воздействие на население предусматривает господствующее положение субъекта ИС во всех сферах жизнедеятельности другого государства: экономической, политической, психологической, религиозной, научно-технической, художественной, а также межнациональных и международных связей. Рост эффективности мер непосредственного подрыва, в частности ИС, достигается за счет установления контроля над Информационным пространством иностранной страны, точности и целенаправленности таких акций с учетом необходимого объема и уровня достоверности информации, что приходится, степени дифференциации населения по системам материальных и духовных ценностей, способности адекватно воспринимать сведения и реагировать на них, а также политической, экономической, етнорелігійної и другой ситуации в государстве и регионе.

Согласно определению ИС следует сделать акцент на том, что объект направляют на такое поведение, которое по своей сути является противоположной его интересам. Когнитивный характер операции определяется введением в сферу жизнедеятельности определенного лица или группы новых элементов, которые должны привести к изменениям в деятельности этих лиц (групп). Способы введения такого рода элементов способствуют образованию методов и соответствующих форм ИС. Силы и средства, которые используются в процессе их имплантации, можно определить как такие, что применяются во время проведения определенного мероприятия непосредственного подрыва.

в настоящее время есть огромное количество разнообразных технологий осуществления негативного влияния на духовно-идеологическую сферу жизнедеятельности общества. их могут применять спецслужбы иностранных государств, террористические организации, политизированные радикальные группировки, криминальные структуры, транснациональные корпорации и другие формальные и неформальные участники современных международно-правовых отношений. По крайней мере, возможность такого использования кажется достаточно реальной.

Кроме этого, характер деструктивных воздействий на информационное пространство, то есть на процессы получения, обработки, хранения и распространения информации любого вида, определяет три формы ИВ:

o влияние на форму сообщений, механизмы их передачи, хранения, обработки данных и тому подобное;

o блокировка передачи сообщений;

o влияние на содержание сообщений путем проведения СИО и АІА. Институт национально-стратегических исследований США и некоторые западные эксперты и ученые выделяют семь составляющих элементов ИС:

1. Стратегия и тактика нейтрализации органов управления противника (командная война).

2. Разведывательная война.

3. Электронная война.

4. Психологическая война.

5. Компьютерная война.

6. ИС в экономической сфере.

7. Информационный терроризм.

Основными компонентами ИС в военной сфере принято считать:

o разведку;

o контрразведку (прежде всего противодействие разведке противника, включая маскировку и дезинформацию);

o радиоэлектронную борьбу;

o автоматизированное управление войсками и оружием;

o выяснения государственной принадлежности военных объектов, их идентификацию;

o навигационное обеспечение своих войск (сил) и средств;

o морально-психологическое обеспечение действий своих войск (сил), психологическую борьбу (подавления) противника.

Информационное воздействие на личность, общество и государство во время ИС осуществляется с помощью информационного оружия (С). Теоретики относят к этому виду оружия широкий спектр мероприятий и средств информационного воздействия на противника - от дезинформации и пропаганды до средств радиоэлектронной борьбы.

Приведем некоторые часто используемые в публикациях определения информации оружия:

o комплекс специфических программно-информационных средств, созданных для поражения информационного ресурса противника;

o средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или запрета доступа к ним незаконных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всего высокотехнологичного обеспечения жизнедеятельности общества и функционирования государства;

o средства преодоления систем защиты, средства дезорганизации работы технических средств и компьютерных систем;

o технические или программные средства для обеспечения несанкционированного доступа или, наоборот, ограничения доступа к информационной базе данных; нарушение штатного режима функционирования технических средств и программного обеспечения, а также вывод из строя ключевых элементов инфраструктуры отдельного государства или региона.

В некоторых источниках сущность С определяется через развитие информационных технологий, которые обеспечивают возможность системам (индивидам, общественным или политическим группировкам, государствам) с более высоким уровнем информатизации управлять системами с несколько более низким уровнем информатизации, направляя их деятельность в своих интересах под постоянным информационным контролем.

Наиболее удачным, на наш взгляд, является следующее определение: информационное оружие - это разновидность оружия, главными элементами которой являются информация, информационные технологии (в частности технологии информационного воздействия), информационные процессы и технические средства, применяемые в Ш.

сегодня с помощью информационного оружия противоборствующие стороны способны решать стратегические задачи, в частности: наносить серьезный ущерб национальным интересам, подрывать основы государственности; дискредитировать органы власти и усложнять принятие ими важных решений, парализовать управление страной в кризисных ситуациях; создавать атмосферу напряженности в обществе, спровоцировать социальные, политические, национальные и религиозные беспорядки, инициировать забастовки, массовые беспорядки и другие акции экономического протеста; создавать атмосферу бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию; дезорганизовывать техносферу, экономику, систему коммуникаций; подрывать международный авторитет государства, препятствовать ее сотрудничеству с другими странами.

В оборонной сфере С объектами являются, во-первых, информационные ресурсы стратегического управления, научно-исследовательских подразделений, военно-промышленного комплекса, во-вторых, системы связи и управления войсками и оружием, их информационное обеспечение, в-третьих, информационные инфраструктуры, в том числе центры обработки и анализа информации штабов, пункты управления, узлы и линии связи силовых структур, в-четвертых, морально-психологическое состояние войск.

Информационно-техническое противоборство тоже является важным аспектом нынешней ИП. В современных условиях, когда происходит бурный рост темпов развития не только средств массовой информации и коммуникации, но и вычислительной техники, автоматизированных систем управления, электронных средств информационного обмена, в частности международной глобальной информационной сети Интернет, появились принципиально новые приемы и методы подачи информации.

Таким образом, С может служить эффективным средством уничтожения, изменения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или запрета доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных сетей, всего высокотехнологичного обеспечения жизнедеятельности общества и функционирования государственных структур.

Главной задачей является, по ярким выражением М. А. Булгакова, "разруха в головах", которая опаснее разруху в экономике, потому что потеря национальных, духовных ценностей ведет к вырождению народа и краху общества. Объектами С е: психика и сознание населения, информационно-технические системы, информационные ресурсы.

В современной научной литературе выделяют такие виды: психотронна ("психофизическая"), средства программно-математического воздействия на функции ЭВМ, информационные материалы.


Информационное противодействие - специальные комплексные контрмероприятия направленные, на упреждение, профилактику, опережение, и защиту от деструктивных замыслов противника, на разум человека принимающего управленческие решения. Действия, направленные на защиту собственного военного и гражданского киберпространство для достижения приоритета и удержание его в информационной сфере. Доминирующей целью операций по информационному противодействию является обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов. Цель достигается за счет физической защиты объектов, скрытого наружного наблюдения, технической оснащенности, стратегической маскировки, дезинформации в сочетании с оперативными комбинациями, контрпропагандой в комплексе с радио электронной борьбой.
На наш взгляд, основными составляющими частями информационного противодействия и нейтрализации сил вероятного противника следует считать интегрируемые воедино, ранее
считавшиеся самостоятельными, следующие виды негласной информационно-разведывательной деятельности системы национальной безопасности России: информационную разведку; аналитическую разведку; радиоэлектронную борьбу (РЭБ); космическую разведку; ударно-стратегическую разведку; активные средства подавления и уничтожения стратегически важных информационных структур вероятного противника; единый информационно-ударный комплекс России (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет); информационные комплексы, аналитические структуры, силы и средства специальной разведки и контрразведки, органы проникающей пропаганды Совета безопасности, Министерства обороны, МВД, ГТК, ФСО, ФСБ, СВР, ГРУ, МИД, НЦБ Интерпол, Финансовая разведка Мин. Финансов предлагаем название (служба финансового мониторинга, оценок и оперативных разработок).

Еще по теме Информационное противодействие:

  1. Противодействие ограничивающим конкуренцию СОГЛАШЕНИЯМ И СОГЛАСОВАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. 4. Нарушение порядка применения информационных технологий: информационная война, информационное оружие
  3. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент


© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows