Информационные ресурсы общества. Информационные ресурсы современного общества. Классификация информации, циркулирующей в организации

Информационные ресурсы общества. Информационные ресурсы современного общества. Классификация информации, циркулирующей в организации

12.04.2019

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.

В этом аспекте рассмотрения одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространенности и редкости . С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима" . Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
  • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию" .

Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того,

Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.

Литература

    1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 56

    2. Там же. С. 70

    3. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. – с. 419.

    4. Пильцнер П. Безграничное богатство // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. с. 415.

Лаврищева Е. Е.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ФАКТОРЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

В статье приводятся различные подходы к трактовке понятия «информационные ресурсы», а также рассматриваются факторы, повышающие их роль в современном информационном обществе. Ключевые слова: информационные ресурсы, информатизация.

Известная крылатая фраза К. Маркса о превращении «всеобщего общественного знания... в непосредственную производительную силу»1 находит свое подтверждение в настоящее время, в эпоху так называемого информационного общества. К. Маркс показал картину автоматизированного производства, в котором на долю человека остаются информационные и организационные управленческие функции.

А в середине ХХ века начала развиваться теория, в рамках которой информационные ресурсы стали рассматриваться в качестве основы прогресса развития общества - теория информационного общества. Основоположники этой теории Ф. Махлуп и Т. Умасео ввели в обиход термин «информационное общество».2 И.Масу-да, например, утверждает, что «информационное общество- это общество, в котором в большей степени точкой опоры являются информационные ценности, чем материальные, и экономика которого выше оценивает капитал, воплощенный в знаниях, чем капитал в материальной форме»3. О. Тоффлер говорит о том, что в «информационном обществе под воздействием суперсовременной технологии будет снижаться значение бюрократического управления и работники при выполнении своих основных функций будут становиться более самостоятельными в праве принятия стратегических для компании решений»4, а также высказывает идею о том, что мы вполне можем приблизиться к новой форме «кустарного промысла», основанного на суперкомпьютерной технологии.5

Важность информационного ресурса подчеркивается многими авторами. Так лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглер, в своей статье 1961 г. с сожалением констатирует: "Университетским ученым следует осознать, что информация - недооцененный ресурс, а знание -власть. Однако, информация занимает лишь жалкую лачугу в городе экономической науки "6, а Ю.А. Ковалько считает, что «информационные

ресурсы вполне соизмеримы по важности и стоимости с традиционными видами материальных ресурсов»,.

Рассматривая информацию в качестве ресурса в трудах зарубежных экономистов, следует отметить работу Д. Белла « Социальные рамки информационного общества». Согласно ему, «знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентом трансформации постиндустриального общества»7. В конце 90-х гг. ХХ века американский экономист Т.Стюарт рассматривает информацию как «непривычный вид ресурса», отмечая « информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов. Экономисты называют их «общественным благом». Это означает, что знания не убывают по мере их использования. Они неотчуждаемы: приобретение мною некоего объема знаний никоим образом не уменьшает вашей способности приобрести столько же».8 В неоклассической школе информационные ресурсы рассматривались в основном в теориях экономического роста Р. Солоу9, человеческого капитала. Неоклассическая теория роста использовала технологическую константу в известной модели Р.Солоу:

Y = АКЬ1-а, где А - технологическая константа, отражающая влияние информации на экономический рост ■

В трудах отечественных ученых также уделяется большое внимание такому виду ресурса как информационный. По мнению В.Л. Иноземцева, информация - это главный производственный ресурс. Он считает, что «в настоящее время происходит перераспределение все большей части национального богатства в пользу представителей тех социальных слоев, деятельность которых уже сегодня в значительной мере мотивирована потребностью в самореализации и самосовершенствовании. Обладая знаниями и информацией, главными производственными ресурсами нового общества, эти люди присваива-

© Лаврищева Е. Е., 2009

ют все возрастающую долю доходов, хотя приумножение личного материального богатства не входит в число их базовых ценностей».10

«Уникальность информации как производственного фактора обусловлена заключенной в ней дихотомией распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности. Ни одно из ранее известных условий производства не отличалось подобным сочетанием соответствующих свойств и характеристик»11. А. Румянцев полагает, что «информация образует ресурс, выступающий в форме идеи, модели, образца будущего изделия, технологии, организации; становится движителем технологического обновления, источником, питающим производство проектами лучшего удовлетворения существующих и формирования новых потребностей»12. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как «отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, др. информационных систе-мах»13, существуют и другие точки зрения по этому поводу. Так Ю.Д. Денисов в качестве информационных ресурсов рассматривает лишь, «непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны»14. Каныгин Ю.М. отмечает, что «информационные ресурсы - это совокупность фундаментальных и прикладных научных знаний, инженерных и управленческих решений, всего профессионального, образовательного и творческого потенциала населения»15. А автор одной из первых монографий по данной теме Г.Р. Громов, например, приводит такое определение: «Информация -это ресурс, и наравне с другими видами ресурсов (сырьевыми, энергетическими) она требует грамотного подхода к производству, хранению и использованию».16.

Б.С. Елепов и В.М. Чистяков понимают под информационными ресурсами «результаты интеллектуальной деятельности ученых, специалистов и других работников, потенциально пригодные сразу или после соответствующей обработки для использования в общественном производстве при достижении конкретных целей экономического и социального развития.»17 К информационным ресурсам они относят «научные знания, результаты НИР и ОКР, сведения, раскры-

вающие существо открытий, изобретений, рационализаторских предложений, конструкторская, проектно-техническая и нормативно-техническая документация, обобщенные ряды показателей, нормативы, нормы, рекомендации и т.п.».

Опираясь на все вышесказанное, дадим свое видение понятия «информационные ресурсы». Информационные ресурсы - это информация, представленная на различных носителях и имеющаяся в распоряжении предприятия, необходимая для ведения производственно-коммерческой деятельности и принятия управленческих решений.

Выделим основные факторы, влияющие на повышение роли информационного ресурса как одного из видов экономических ресурсов.

1) Рост информационной составляющей в обществе.

В настоящее время ежегодно появляется 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млн. научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и научных отчетов. По данным Всемирного фонда описаний изобретений (патентов) - эти описания насчитывают 500 млн. страниц текста; каждый год этот фонд увеличивается на 1 млн. документов, содержащих информацию о 350 тыс. изобретений.18 Энергопотребление человечества, выраженное через поток информации, уже достигло уровня 1036 бит/с, в то время как вся совокупность имеющихся сейчас в мире компьютеров может перерабатывать не более 16х 1034 бит/с19.

Приблизительно 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную, интеллектуальную часть.20

По мнению П. Друкера произойдет переход от компаний, базирующихся на рациональной организации, к компаниям, базирующихся на знаниях.21

2) Информационные ресурсы повышают эффективность использования других ресурсов

В 1998 г. при участии Мирового экономического форума и компании Pricewaterhouse Coopers проводился опрос генеральных директоров европейских компаний. 60% респондентов ответили, что управление знаниями - это абсолютно необходимый фактор успеха их ком-паний.22 В Европе средний процент валового дохода, потраченного на управление знаниями, составляет 5,5%, что больше, чем доля валового дохода, потраченного на НИОКР (4,5%).

Воплощение знаний в патентах, ГОСТАХ, ТУ, документах, базах данных и описании программ позволяет сократить время и затраты на разработку продуктов, совершенствовать бизнес-процессы предприятия. Опрос управляющих 1626 крупнейших компаний США, проводившийся в 1998-1999 годах журналом Management Reviewи исследовательской организацией AMA Research показал, что более 1/ 3 американских компаний реализуют программы управления знаниями.23 Каждые четверо из пяти опрошенных управляющих компаний, где осуществлялись эти программы, считают управление знаниями существенной частью процесса управления.

Корпорация «ВР» (нефтяной бизнес) создала внутреннюю сеть из 35 тысяч компьютеров, позволяющую персоналу проводить видеоконференции, обмениваться данными, сканировать и пересылать документы. Издержки резко сократились: стало меньше вертолетных рейсов на морские платформы, улучшилась координация работ на строящихся платформах, использование коллективного опыта ускорило решение производственных задач. Корпорация подсчитала, что прибыль от использования ею виртуального коллективного пространства в течение года составила $30млн. 24

3) Изменяется характер трудовой деятельности

Значительная часть высококвалифицированных работников сегодня занята на роботизированных и автоматизированных производственных комплексах. На долю человека остаются функции контроля, наблюдения, исправления ошибок и программирования.

Повышается спрос на специалистов в области маркетинга, менеджмента, программистов и операторов.

55,3% выпускников высших учебных заведений Владимирской области - это специалисты в области гуманитарных наук и экономики.

На базе Ковровской Государственной Технологической Академии им. В.А. Дегтярева было проведено исследование лиц, получающих второе высшее образование по экономическим специальностям. Прежде всего, необходимо отметить все возрастающую тенденцию спроса на второе высшее образование, а также тот факт, что у 90% студентов первое высшее образование было техническим.

4) Информационные ресурсы снижают риск деятельности и неопределенности

Постоянно усложняющиеся технологии в свою очередь создают угрозы для мировой экономической системы и предприятий, как элемента этой системы. Предостережение немецкого социолога У Бека: «В продвинутой современности общественное производство богатства идет нога в ногу с общественным производством риска... Мы являемся свидетелями - субъектами и объектами - образования трещины в сфере современности, которая высвобождается из рамок классического индустриального общества и приобретает новую форму - «общества риска».25 П. Друкер драматически констатирует, что «планирование не срабатывает»26. Руководителям предприятий постоянно приходится сталкиваться с неопределенностью при принятии управленческих решений.

Кроме того, стремительное старение оборудования, технологий является причиной воз-

300 250 200 150 100 50 0

число поданных заявлении

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Динамика поданных заявлений на экономические специальности (второе высшее образование)

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 2009

можных кризисных явлений на предприятиях. Признаки этих явлений возникают задолго до того, как наступит банкротство, поэтому ранняя диагностика симптомов кризиса - одна из основных задач управления предприятием. Важным элементом систем и инструментом оценки состояния предприятий становятся модели раннего предостережения и оценки текущей деятельности предприятий и риска.

В последние годы в маркетинге наблюдается тенденция к переопределению категории товара. Физические его свойства уступают место психологическим. Кроме «материальной» в товаре появляется «информационная составляющая», которая формируется главным образом за счет информационно-креативного влияния на сознание потребителя. И хотя еще в 80-е годы XX века Филипп Котлер почти вплотную подошел к этому переопределению, реальным доминирующим рыночным параметром продукта информационная составляющая стала только в последние годы. А «креативная компонента» этой составляющей позволила продукту выделяться на фоне массированного информационного шума.

6) Информатизация как процесс формирования и использования информационных ресурсов.

Эффективное использование информационных ресурсов обеспечивается внедрением информационных технологий в системе управления различных сфер деятельности: территориальное управление, управление промышленными предприятиями и т.д.; этот процесс называют информатизацией.27

Интенсивный рост объемов информации, переработка которых необходима для обеспечения процессов информационного моделирования и поддержки принятия решений, требует использования новых технологий анализа и синтеза. Интенсивное развитие получили архитектуры хранилища данных, средства оперативной аналитической обработки данных (OLAP - Online Analytical Processing), информационные системы руководителя (Executive Information System), средства поддержки принятия решений (Decision Support System).

Достаточно быстрыми темпами растет число организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии.и во Владимир-

ской области. Доля таких предприятий среди обрабатывающих составляла в 2007 г. 91%28..

Таким образом, следует отметить все возрастающую роль информационных ресурсов как фактора производства, а, следовательно, необходимость и целесообразность проработки проблем их формирования и эффективного использования как в обществе, так и на предприятиях.

Примечания

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч. П. С. 215.

2 Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США/ Ф. Махлуп,-М.: Прогресс, 1961. - 270с.

3 Masuda Y. Computopia// The Information Technology Revolution / T. Forrester, ed. Oxford: Blackwell. - P. 623.

4 Тоффлер О. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 453.

6 Stigler G. The Economies of Information // Journal of Political Economy, 1961, vol.69, No 3, p. 213.

7 Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ Д.Белл// Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 300-340.

8 Стюарт Т. Интеллектуальный капитал/ Новая постиндустриальная волна на Западе:Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academic, 1999. - С. 388.

9 См.: Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. - 168с.

10 Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. -М.: Academia ; Наука, 1999. - 724с.

11 Иноземцев В. За пределами экономического общества. - М.: Academia, 1998. -С. 323.

12 Румянцев А. Предмет и задачи «информационной экономики» // Российский экономический журнал. - 1997. - № 3. - С. 89.

13 Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8.

14 Денисов Ю. Д. Информационные ресурсы в японской экономике. - М.: Наука, 1991.

15 Каныгин Ю. М. Индустрия информатики. -Киев: Техника, 1987. С. 37.

16 Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы эксплуатации. - М.: Наука, 1984.

17 Елепов Б. С., Чистяков В. М. Управление процессами использования информационных ресурсов. - С. 7.

18 World Communication and Information Report 1999-2000, UNESCO Statistical Office. Paris, 1999. P. 174.

19 Лазарев И. А., Хижа Г. С., Лазарев К. И. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2008. - 244 c.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский – на – Амуре государственный

технический университет»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра «Маркетинг и коммерция»

по дисциплине «Программные средства в коммерческой деятельности»

Информация как стратегический ресурс.

Студент группы 8КО-1 Д.С. Загороднева

Введение

Информация представляет собой всеобщее свойство взаимодействия материального мира, определяющее направленность движения энергии и вещества. Эта всеобщее нематериальное свойство взаимодействия материального мира включает в себя первичную и вторичную информацию, при этом под первичной информацией подразумевается направленность движения вещества, при котором возникает не только направленность его движения в пространстве, но и форма (структура, морфология) как результат направленности движения составляющих вещество элементов, а вторичная информация есть отражение первичной информации в поле в виде формы (структуры, модуляции) пространственных сил, сопровождающих всякое движение вещества. Открытие может быть использовано для изучения процессов и явлений, не имеющих в настоящее время научного обоснования, в физике, химии, биологии, медицине, экономике и других областях человеческих знаний

1 Информация как ресурс

Информация - это сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).
Нам интересна управленческая и экономическая информация. Информация обладает следующими свойствами: достоверность и полнота; ценность и актуальность; ясность и понятность.
Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно меняющихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может быть бесполезной. Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями, называется управленческой.

2 Информация как экономический ресурс

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?"

Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
  • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того, исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.

3 Информация как стратегический ресурс

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что понятие «информационный ресурс» возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.

Ресурсами называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.

В рамках программно-целевого подхода информация рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т. д.

Это означает, что информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике. Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина «информационный ресурс», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать. Анализ определений, приведенных в различных источниках, показывает, что в состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества, для выделения которых разные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации, и/или виды документов, и/или виды носителей (способы фиксации), и/или организационные структуры, и/или возможность обработки на различных технических средствах и др.

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях), ибо только в этом случае она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.
С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как информационный ресурс.

Каждый новый тип носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени.

Предлагается под информационными ресурсами понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и информация недостоверная («дефектологическая»), представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных «теоретических» построений; заведомая «дезинформация», поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.

Только такой подход к определению информационных ресурсов создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключаются случаи пропуска «неудобной» информации и сложных ситуаций (под сложной ситуацией понимается информация о «необычном», «невозможном» использовании известных средств и методов, «принципиально невозможных» явлениях и действиях, т. е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного исполнителя и/или целого коллектива исполнителей).
Учет фактора «дезинформирования» (возможности поступления к пользователю недостоверной и устаревшей информации) требует включения в процессы информационной деятельности специальных процедур оценки информации на достоверность. Без выявления недостоверной и устаревшей информации, накапливаемой в информационных ресурсах, создаются предпосылки принятия неэффективных, а в ряде случаев и ошибочных решений, наносящих существенный ущерб.

В то же время следует подчеркнуть, что недостоверная и устаревшая информация не должна уничтожаться. Она должна локализовываться, обособляться и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня (организаций, объединений, национальных и международных). При этом сама недостоверная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации. Сбор всей информации и требование сохранности «дефектной», устаревшей информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения. С другой стороны, когда мы говорим о том, что информационный ресурс - это вся информация, то имеется в виду мировой информационный ресурс, полнота и эффективность использования которого в настоящее время недостаточна и определяется уровнем достигнутого баланса соглашений на международной (через ООН), региональной, двух- и многосторонней основе между различными источниками и пользователями информационных ресурсов.

В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач. Оно определяется как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства ит. д.).

В зависимости от носителей информация информационные ресурсы предлагается разделить на 5 основных классов:

1. документы всех видов, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи);

2. персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники;

3. организационные единицы - научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач;

4. промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей;

5. научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

При этом следует обратить особое внимание на то, что одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.

Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Создание национальных информационных ресурсов невозможно (особенно в условиях динамически изменяющихся задач) без изучения и учета всей структуры связей между различными классами информационных ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач построения эффективной информационной системы является создания в структуре документальных информационных ресурсов машиночитаемого регистра, который должен обеспечить координацию Использования информационных ресурсов организаций, фирм и государственных учреждений, работающих в различных областях.

1 Свириденко, С.С. Современные информационные технологии / С.С. Свириденко. - М. : Радио и связь, 1999. 352 с.

2 Климов, С. М. Интеллектуальные ресурсы общества/ С.М. Климов. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. 56 с.

3 Майоров, С. И. Экономическая информация о зарубежных базах и банках данных/ С. И. Майоров, Л. А. Поляков. - М.: Препринт. ВНИИПАС, 2000. 287 с.

Информационные ресурсы

Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия «информационный ресурс», рассмотрим, что такое «ресурс».

«Ресурс - это запас или источник некоторых средств».

Такое определение «ресурса» дано в учебнике А.В. Могилева. Там же приведены виды общественных ресурсов, которые я представила в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Виды общественных ресурсов

Но такое определение понятие «ресурса» не единственно. Так, например, в учебном пособии К.К. Колина приведена следующая трактовка данного понятия.

Ресурсы - это элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.

Это определение более подробное и дает конкретное представление о ресурсе.

В современном обществе одним из важнейших видов ресурсов являются информационные ресурсы.

Не смотря на то, что понятие «информационные ресурсы» используется все более широко, в настоящее время нет его общепринятого понятия, что создает проблему при разработке политики любого уровня (международного, национального, регионального, республиканского и отраслевого) по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «информационные ресурсы».

Существует много подходов к определению этого понятия.

Так, например, в Федеральном Законе России «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

В учебнике А.В.Могилева дается другое определение понятия: «Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым».

Такой подход к определению, что такое информационный ресурс дает понять разницу между информационными и другими видами ресурсов. А именно, всякие другие ресурсы после их использования исчезают, например, сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п. А информационные ресурсы остаются, ими можно пользоваться многократно, их можно копировать без ограничений. Тем более при использовании информационных ресурсов. Они могут увеличиваться, так как использование информации редко носит пассивный характер. Но, не смотря на это, информационный ресурс не является самостоятельным ресурсом и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Чтобы реализовать информационные ресурсы во что-то материальное, необходимо соединить их с другими ресурсами: техникой, энергией, сырьем и т.д.

Итак, обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод, что под информационными ресурсами понимают всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Из определений можно сделать вывод, что существует множество информационных ресурсов, так же множество сфер, в которых нужны те или иные ресурсы.

Исходя их этого, можно классифицировать информационные ресурсы. Для этого, например, используют некие параметры, которые будут делить все информационные ресурсы на классы. Пример такой классификации представлен на рисунке 2.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (электронном) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. В свою очередь, любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Всякий информационный продукт должен быть зафиксирован на любом материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Всякий информационный продукт может распространяться так же, как любой другой материальный продукт с помощью услуг.

Рис. 2. Различные классификации информационных ресурсов

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

«Информационные услуги - особый вид товара на информационном рынке».

Информационные ресурсы страны, региона, организации рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости, запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. В таблице 1 отражено то, как влияют информационные ресурсы на развитие общества.

Таблица 1.Влияние информационных ресурсов на развитие общества

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  • Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
  • Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
  • Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Такие информационные ресурсы формируются и эксплуатируются различными государственными, муниципальными, частными информационными организациями и подразделениями. На рисунке 4 представлена классификация национальных информационных ресурсов.

Рассматривая информационные ресурсы, нельзя не отметить огромную роль Интернета как хранилища информационных ресурсов. Не смотря на то, что информационные ресурсы Интернета недостаточно хорошо структурированы и охвачены системами поиска, их количество очень велико. Всякие сведения о пользователях устаревают быстрее, чем публикуются. Достаточно достоверными и проверяемыми являются сведения о количестве зарегистрированных доменов.РФ, отраженные на рисунке 4.

На графике можно увидеть резкие изменения в графике. «Это объясняется тем, что после быстрого роста, последовавшего за пиком регистраций в 2010-2011 годах, домен, за 2012 год, потерял в весе, так и не добравшись до миллиона имен. Что не мешает «точке РФ» оставаться в числе наиболее населенных доменных зон на национальных языках.

Рис. 3. Классификация национальных информационных ресурсов

Рис. 4. Число зарегистрированных доменов.РФ

Проблемы с кириллическим доменом могут быть объяснены реакцией на перегретый интерес к новой зоне. Домен не оправдал ожиданий многих администраторов новых имен - и они от них отказались.

Кириллические адреса можно часто увидеть на рекламных материалах. Однако технические трудности, связанные с использованием многоязычного домена, удалось преодолеть далеко не всем — этот фактор играет важную роль в развитии кириллического доменного пространства.

Что касается будущего домена.РФ, то можно с уверенностью сказать: в 2013-14 годах кириллическая зона сохранит свое значение в Рунете, но так и останется вспомогательным инструментом».

Кроме конкретных данных о зарегистрированных доменах существуют схемы, в которых отражается не только текущее состояние интернет-аудитории, но и прогнозы на будущее на этот счет. Так. На рисунке 6 отражен прогноз динамики суточной и месячной интернет-аудитории в России для пользователей старше 18 лет.

Рис. 5. Прогноз динамики суточной и месячной интернет-аудитории,

Россия 18+ (данные в млн человек).

Но среди всех пользователе, также существует своя динамика интернет-аудитории по возрастным группам. Такие данные приведены на рисунке 6.

Рис. 6. Прогноз динамики месячной и суточной интернет-аудитории по возрастным группам, Россия (данные в %).

Все схемы, приведенные выше, показывают, что Интернет с каждым днем становится все более популярным среди всех людей, не смотря ни на возраст, ни на пол. В настоящее время практически во всех домах есть доступ в Интернет, поэтому большее количество информации люди получают оттуда, так как это можно сделать намного быстрее, чем, например, пойти за необходимой информацией в библиотеку. Тем более информация в интернете постоянно обновляется, а вот в книгах, порой, содержатся данные, имеющие данные прошлых лет, что не всегда актуально.

Тем самым, можно сделать вывод о том, что информационные ресурсы в настоящее время разнообразны. Они также имеют различную классификацию и различные сферы применения. Способы хранения информационных ресурсов постоянно усовершенствуются: если раньше это были библиотеки, то теперь большинство информации, также актуальной на текущий момент, можно найти в Интернете. А это не всегда самый безопасный способ поиска информации.

Контрольные вопросы и задания.

1. Что такое информационный ресурс?

2. Какая разница между информационными и материальными ресурсами?

3. Что позволило сделать развитие мировых информационных ресурсов?

4. Что относится к национальным информационным ресурсам?



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows