Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Образовательный портал

Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Образовательный портал

18.05.2019

Программа

«ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»

развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты

Разработчик программы: Углова О.М.

Должность: Воспитатель

Эксперт программы: Индюкова О.А.

г.Хабаровск

Пояснительная записка

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Одаренные дети - национальная гордость. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей детского сада.

Внешние проявления одаренности в различных личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как бы­строта и точность выполнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, спортом, рисованием и т.д.), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная активность. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умственного развития (и прежде всего умственной рефлексии) одаренные дети превосходят не только сверстников (в среднем на два года), но и многих взрослых.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Можно выделить следующие особенности познавательной деятельности одаренного ребенка:

    Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

    Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

    Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам

Программа «Пытливый поисковичок» направлена на развитие поисково – исследовательской деятельности одаренных (талантливых) дошкольников через игры-эксперименты.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует развитию познавательной активности, находчивости, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Новизна данной программы заключается в том, что поисково- исследовательская деятельность является условием проявления высоких способностей одаренных детей.

В 2014 г. на базе нашего МАДОУ детский сад «Родничок» открыткружок «Пытливый поисковичок» развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты.

Основная цель кружка: Создать психолого-педагогические условия для развития у одаренных детей поисково-познавательной деятельности, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи кружка:

    Развивать познавательный интерес к деятельности в форме экспериментальных действий и овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой.

    Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

    Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в течение 1 года.

Участники реализации Программы: - дети 4-5 лет;

Педагогические работники;

Родители (законные представители)

Программа предусматривает обучение одаренных детей:

    обуче­ние совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).

    форма работы: игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.

Предполагаемый результат программы:

    Развитие познавательной активности, находчивости, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению;

    Поддерживать и развивать в ребенке интерес к поисково-исследовательской деятельности;

    Участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.

Формы и режим занятий

Образовательная деятельность детей по данной программе реализуется 1 раз в неделю после обеда продолжительностью 20 минут в форме кружкового занятия. Деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с проблемно – поисковыми задачами.

Создание предметно-развивающей среды.

Кружковая работа организуется в специально отведенном кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.

Работа ведется в три этапа:

    Подготовительный

Изучение психолого-педагогической, методической литературы. Разработка программы.(июнь-сентябрь)

    Экспериментальный

Апробация программы (октябрь-май)

    Аналитический

Анализ проведенной работы. Диагностика (май)

II. Планирование

При составлении перспективного плана работы соблюдены следующие принципы:

· доступности материала, достоверности;

· сезонности; · последовательности;

· подачи материала от простого к сложному;

· переход количественных изменений в качественные.

Направления поисково исследовательской деятельности деятельности

Темы деятельности

Методы и приемы взаимодействия с детьми

Месяц

Задачи

Экспериментирование с песком, глиной

«Волшеный материал»,

«Почему песок так хорошо сыплется?»,

Наблюдение

Длительное наблюдение

индивидуальная и групповая формы работы

Сентябрь-ноябрь

Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства

Экспериментирование с водой

«Узнаем, какая вода», « Изготовление цветных льдинок»

«Играем красками», «Вкусная вода»,

«Разноцветная вода»

индивидуальная и групповая формы работы, беседа, практическая деятельность совместная деятельность взрослого и детей

Июль-август. декабрь

Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды(интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных, человека

Экспериментирование с воздухом

«Танец горошин»,

«Поиск воздуха»,

«Пузырьки-спасатели»,

«Морской бой»

Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность

Декабрь-февраль

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым, пары ядовитых веществ и т.д.)

Наблюдения за жизнью растений

«Что любят растения?»,

«Где живут зернышки?», «Соревнование», «На свету, в темноте»,

«В тепле, в холоде»

Беседа, групповая форма работы, практическая деятельность, длительное наблюдение, наблюдение

сентябрь-май

Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения Дать возможность сравнить живой и неживой предметы для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие

Экспериментирование со светом

«Солнечные зайчики», «радужные блики»,

«Раскрасим радугу», «Волшебная кисточка»

Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, беседа, практическая деятельность

Октябрь, апрель

Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представления о разнообразии природных и рукотворных источников света (солнце, луна, светлячок, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности.

Экспериментирование с предметами

«Секрет сосновой шишки»,

«Мыло-фокусник»,

«Волшебные зеркала»,

«Чудесные спички»,

«Угадай-ка»,

«Волшебная рукавичка»

Практическая деятельность,

Беседа, индивидуальная и групповая формы работы, Наблюдение,

Совместная деятельность взрослого и детей

Сентябрь,

Декабрь, Март

Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Спобствовать определению материала, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань, бумага. Развивать умение определять признаки и свойства этих материалов

III. Работа с родителями

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями.

    Оформляется наглядная информация в родительском уголке

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Оформление папки «Мои открытия»

    Анкетирование родителей

Список используемой литературы.

    Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

    . “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.

    «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.

    Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

    Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

    Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

    Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.

    Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997

    Сикорук Л.Л. Физика для малышей.М., 1983

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред.Л.Н.Прохоровой.-3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008.

Приложение 1

Анкета для родителей

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

    В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

    С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

    Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?

    Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

    Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

1

Сфера образования сегодня относится к числу государственных приоритетов. Сохранение и развитие отечественной науки, культуры, укрепления государства напрямую зависят от образованности общества.

Современные требования к отечественному образованию обусловлены происходящими в нашей стране и в мире масштабными и динамическими социальными изменениями, затрагивающими почти все стороны общественной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ориентируют на придание отечественной системе образования новых качественных характеристик.

Развитие системы, как известно, осуществляется через инновационный процесс, то есть через процесс разработки и освоения новшеств.

В системе российского образования в настоящее время активизировались процессы внедрения в школьную практику идей развития личности, гуманизации, гуманитаризации, демократизации, профессиональной направленности обучения, развития творческого потенциала учащихся, формирование поисково-исследовательской деятельности учащихся и другие.

Мы остановимся на одной из ведущих инноваций - формирование поисково-исследовательской деятельности обучающихся, которую можно рассматривать как стратегическое направление развития личности учащихся.

Успех поисково-исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается использованием в учебном процессе активных методов обучения, видами и формами заданий, умелым руководством учителя этой деятельностью.

Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений, навыков и усвоению способов умственной деятельности.

Исходя из положения, что без активной деятельности не может быть достигнуто полноценное сознательное усвоение знаний (причем деятельность ученика в процессе обучения - это учебная деятельность, составной частью которой является процесс познания), психологи убедительно свидетельствуют о том, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда учащиеся включаются в активную поисковую деятельность.

К основным дидактическим функциям поисково-исследовательской деятельности можно отнести следующие:

Функцию открытия новых (субъективно новым, неизвестных учащемуся) знаний (то есть установление существенных свойств понятий; выявление математических закономерностей; отыскание доказательства математического утверждения и т. п.);

Функцию углубления изучаемых знаний (то есть получение определений, эквивалентных исходному; обобщение изучаемых теорем; нахождение различных доказательств изученных теорем и т. п.);

Функцию систематизации изученных знаний (то есть установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т. п.);

Функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению (самообразованию, самореализации);

Функцию обучения учащихся способам деятельности, приемам и способам научных методов познания.

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся предполагает выполнение следующих этапов:

Мотивация учебной деятельности;

Постановка проблемы исследования; формулировка конечной и промежуточных целей выполнения исследовательского задания;

Анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу:

Планирование деятельности по выполнению эксперимента (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала;

Самостоятельное проведение эксперимента;

Систематизация и анализ полученного фактического материала;

Выдвижение гипотезы;

Подтверждение или опровержение гипотезы;

Оформление хода выполнения задания и полученных результатов;

Обсуждение результатов.

Очевидно, что различные виды поисково-исследовательской деятельности имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.

Проведенный нами анализ процесса усвоения математических знаний показывает, что поисково-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:

а) выяснении существенных свойств понятий или отношений между ними;

б) установлении связей данного понятия с другими;

в) ознакомлении с фактом, отраженным в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы;

г) обобщении теоремы;

д) составлении обратной теоремы и проверке ее истинности;

е) выделении частных случаев некоторого факта в математике;

ж) обобщении различных вопросов;

з) классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики;

и) решении задач различными способами;

к) составлении новых задач, вытекающих из решенных задач;

л) построении контрпримеров и т.д.

Для формирования исследовательских умений целесообразно использовать задачи следующих типов: задачи, развивающие умение ставить цели работы; задачи, развивающие умение анализировать условия заданной ситуации; задачи, развивающие умение выдвигать и обосновывать гипотезы; задачи, развивающие умение планировать решение проблемы; задачи, развивающие умение критически анализировать результат.

Приведем более детальную классификацию учебно-творческих задач, которые следует использовать для организации поисково-исследовательской деятельности: задачи с явно выраженным противоречием; задачи с деформированной информацией; задачи на прогнозирование; задачи на оптимизацию; задачи на обнаружение ошибок, на проверку результата, на оценку результата и процесса; задачи на разработку алгоритмических предписаний; задачи на конструирование; логические задачи и др.

Условиями, способствующими активизации поисково-исследовательской деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в классе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; целесообразная организация структуры учебного материала; вооружение учащихся рациональными приемами учебно-познавательной деятельности; формирование положительной мотивации и внутренних стимулов к учению; привитие интереса к изучаемому объекту; систематическое осуществление личностно-ориентированного и деятельного подходов к обучению; сочетание различных методов, способствующих развитию творческого мышления учащихся; ориентация на продуктивное получение результатов; креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 456 с.

2. Далингер В.А. О тематике учебных исследований //Математика в школе. - №9. - 2000. - С. 7-10.

3. Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 264 с.

Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ИХ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=511 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Учебно-методическое пособие

Поисково-исследовательская деятельность с детьми в ДОУ

Гросс Эльвира Николаевна,
воспитатель1 категории ГБДОУ д/с№41
Красносельского района Санкт-Петербурга,

Актуальность проблемы . Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живёт общество. Ребёнок пытается понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи: умению размышлять, рассуждать и анализировать.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира и эта особенность у них заложена от природы. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск.

Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид поисково-исследовательской деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребёнок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. в этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определённому алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее им определили.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгруппой и индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому поисково-исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребёнка с взрослым и другими детьми в группе.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в тёплый и холодный период. Особое внимание уделяется тёплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие капельки».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Актуальность. Поисково-исследовательская деятельность у старших дошкольников, наряду с игрой является ведущей деятельностью ребёнка. Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Цель: развитие познавательного интереса к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:

Образовательные:

Ø Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

Ø Расширить представления детей о значении воды для жизни человека;

Ø Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие:

Ø Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т.д. в процессе познания природной картины мира;

Ø Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.

Воспитательные:

Ø Воспитывать бережное отношение к воде;

Ø Формировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека;

Ø Подвести детей к пониманию «единство человека и природы».

Предварительная работа:

Чтение стихотворения о воде. Рассматривание иллюстрации на тему «Вода», схемы «Круговорот воды в природе», глобуса. Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии по заданной теме. Наблюдения за осадками в природе во время прогулок. Беседы о правилах поведения у водоёма, пользования водой.

Материалы для экспериментирования:

Электрический чайник, холодное стекло, вода, ёмкости для воды разной формы, иллюстрации на тему «Вода», схема-иллюстрация «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица, раздаточный материал для детей.

Ход деятельности:

Сегодня мы с вами поговорим о природном богатстве. О чём пойдёт речь, вы узнаете выполнив задание.

Шифрограмма «Вода».

На ковролине располагается шифрограмма, состоящая из 4 пустых клеток. Под каждой клеткой находится картинка. Детям необходимо из названия картинки выделить звук: из названия 1 картинки - 1 звук (вишня); из названия 2 - 2 звук (кот) и т.д. В результате складывается слово «вода».

Правильно - это вода, одна из самых главных богатств на нашей планете. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Дети, посмотрите пожалуйста на глобус. Здесь мы видим, что большая часть суши омывается океанами и морями. Поэтому наша Земля называется голубой планетой.

Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.

- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках?

В морях и океанах вода солёная, она не пригодна для питья. В реках и озёрах, прудах вода пресная. После очистки её используют для питья.

- Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистных сооружений).

Наш город большой, чистой воды ему требуется много. Поэтому из рек мы берём тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар).

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

В-ль: Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.

В-ль: Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе»). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Физкультминутка:

Развитие координации речи с движением

В морях и реках обитает (волнообразные движения руками ).

Но часто по небу летает (движения скрещенными кистями рук ).

А наскучит ей летать (взмахи руками - опускают вниз ).

На землю падает опять.

В-ль: А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе .

Проводится тренинг:

Стоит ваза с шариками.

В-ль: Представьте, что это родник. Возьмите каждый столько шариков, сколько хотите. Посмотрите, родник иссяк. Какой вывод мы с вами из этого делаем? Что мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.

А сейчас мы с вами вспомним правила пользования водой.

Правила пользования водой:

1. Закрыть кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струёй.

3. Набирать столько воды, сколько необходимо.

В-ль: Нам всем нравиться отдыхать у водоёма. Но всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у воды? Сейчас мы с вами увидим, как человек может загрязнить воду. Представьте себе такой случай. Водитель помыл машину в реке. В воду попал бензин и смазочные масла. Отдыхающие бросили консервные банки, бутылки, арбузные корки. Как будут чувствовать себя рыбы и другие существа в такой воде? (Ответы детей).

В-ль: Можно ли купаться в такой воде? (Ответы детей). Правильно ребята, такая вода опасна для здоровья.

Правила поведения у водоёма:

2. Нельзя купаться в грязной воде, в незнакомом месте.

3. Не ловить обитателей водоёма.

4. Не рвать водные цветы.

Подведение итогов деятельности. Уточнить, что каждый ребёнок познал для себя нового.

Используемая литература:

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2007;

Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. - «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»;

Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. - М.: Просвещение, 1988г.;

Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк - М.: Воронеж, 2003г;

Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. - М.: Педагогика, 1995г.;

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3;

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: «Аркти», 2004г.

Распутина Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 91"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: мастер-класс с педагогами ДОУ
Тема: "Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников"
Дата публикации: 22.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 91» МО г. Братска

Мастер - класс

для педагогов:

«Детское экспериментирование –

основа поисково – исследовательской

деятельности дошкольников»

Подготовили: Распутина И.А.,

старший воспитатель

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошколь-

ного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследова-

тельскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –

класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково –

исследовательскую деятельность;

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в

воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятель-

ности для развития познавательной активности дошкольников.

Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельно-

сти детей.

Участники: педагоги

Материалы:

Ход мастер – класса:

Стулья расставлены таким образом, чтобы получились 4 компании.

1 часть мастер – класса

Старший воспитатель:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер

– классе на тему «Детское экспериментирование – основа поисково – исследова-

тельской деятельности дошкольников»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная муд-

рость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», -

утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и

усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает

в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях бу-

дет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологиче-

ской науки Лев Семенович Выготский.

XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах

жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и

непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследо-

вательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен

на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что

получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного

покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше но-

вой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью де-

тей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка.

Дети порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, но они быстро

выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А,

именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в

дошкольном возрасте. Экспериментирование принципиально отличается от любой

другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам

ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В

ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в совре-

менной педагогике:

Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения,

само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самосто-

ятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки

решения осуществляются детьми самостоятельно.

Представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспери-

ментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вари-

Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким

образом, приобретаются новые знания;

Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно

ли они мыслили.

2 часть мастер – класса

Старший воспитатель: (пускает мыльные пузыри).

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Источником познавательной активности является наличие проблемы, поэто-

му необходимо особое внимание уделять созданию проблемного поля. Например:

«Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях

можно предоставить детям поле пробности, например, чтобы определить из како-

го материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы то-

нут, а какие нет.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что

бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положитель-

ной мотивации у детей к деятельности.

Создать мотивацию помогают сказочные герои. Ведущий показывает игруш-

ку - Степашку.

Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть

мотивацией.

Степашка, подожди и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

Степашка: Ну ладно, помогу и про фокус расскажу.

Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил

в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и… представляете, картонка не

упала, и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.

Старший воспитатель: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, по-

чему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести

такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что

произойдет?

Вопрос помогает выдвинуть предположения. А использование превращения

в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.

Появляется Хрюша (игрушка): «Степашка, вот какой мне магнит подарили,

он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».

Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».

Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей,

как они думают».

Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притя-

гивает. Ко всему ли он примагничивается?»

Старший воспитатель: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого

Старший воспитатель: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает

участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не при-

магничивается».

Настрой у детей создан. Прежде чем приступить к самим экспериментам

обязательно напоминаем детям правила безопасности (правила работы фокусни-

ков, правила работы в лаборатории), в зависимости от мотива. Затем идет сам экс-

перимент и его фиксирование. В заключении обязательно подведение итога экспе-

Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.

А поможет мне сегодня Наталья Борисовна. Сначала она представит вам

свой опыт работы. (Педагог представляет опыт работы по теме самообразования:

Экспериментирование

средство

познания

окружающего

школьного возраста, показывается видеофрагмент исследовательской деятельно-

А сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать.

На столах представлено оборудование для опытов, на карточках возраст, на-

звание и методика проведения каждого опыта. Каждая группа продумывает моти-

вацию, ход опыта. После обсуждения в своей подгруппе педагоги представляют

эксперимент для других.

Ранний возраст:

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ра-

кушки, клеёнка, баночки.

Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

Дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с

водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баноч-

ке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода про-

зрачная».

Дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему

их не видно?» (Потому что молоко белым цветом).

Дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов

детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно

белое) А почему в воде видны предметы?» (Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Младший возраст:

Тема: «Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта:

1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.

2. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.

3. А теперь – пусть нажмет на бутылку.

4. Что заставило шарик надуться?

5. Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надави-

ли, из нее вышел воздух и надул шарик.

Средний возраст:

Тема: «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать

любой узор. Из мокрого – нет.

Описание опыта:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мо-

крым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различ-

ные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок

тивную картину песком.

Вывод: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой

узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Старший возраст:

Тема: «Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Тазик с водой железные предметы.

Описание: Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как

детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что

магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь,

даже если они разделены с ним водой.

Заключение:

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с

детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.

Главные достоинства экспериментирования в детском саду:

Воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучае-

мого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обита-

Происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные про-

цессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и

синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

Активно развивается речь ребенка;

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

Формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного

результата;

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

формируются трудовые навыки;

Рефлексия: «Плюс-минус-интересно».

Педагогам предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось, информация и

формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению педаго-

га могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на мероприя-

тии, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по

мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «И» – «интересно» педагоги вписывают все любопытные факты, о

которых узнали на мероприятии и что бы еще хотелось узнать по данной пробле-

Старший воспитатель: Я благодарю группы за продуктивную работу. Наде-

юсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об

эффективности

экспериментальной

деятельности,

класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Наталья Коршунова

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность », - писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск . Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось , как процесс саморазвития . В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать , размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является , наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника . В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности используются следующие методы и приемы :

Беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

Работа с таблицами, мнемо- таблицами, схемами;

Наблюдения на прогулках, эксперименты ;

Чтение художественной литературы

Дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации ;

Трудовые поручения, действия.

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи : Сергей Леопольдович Рубинштейн, Николай Николаевич Поддьяков, Лидия Ильинична Божович, Борис Герасимович Ананьев, Михаил Федорович Беляев, Ольга Васильевна Афанасьева, Леонид Абрамович Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т. к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американскими учеными Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход , целесообразная деятельность детей .

Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети :

Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- развивают исследовательские умения;

- развивают системное мышление ;

Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Также существуют источники для развития поисково исследовательской деятельности дошкольников (программа Ольги Витальевны Дыбиной, Николая Николаевича Поддьякова «Ребенок в мире поиска : программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста »,

И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование » ).

Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.

Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности , беседуя с детьми своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит, я отметила, что :

Дети редко проявляют познавательный интерес к , принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого , с помощью взрослого готовят материал для эксперимента ;

Дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления,

Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;

Недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :

1. безопасность для жизни и здоровья детей;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям :

1. Живая природа;

2. Неживая природа;

Для оформления центра детского экспериментирования в группе детского сада можно использовать :

- природные материалы : песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;

- пищевые материалы : крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;

-оборудование и инструменты : контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

Литература и карточки- схемы;

Цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows