SOS! Ребенок не хочет идти в сад! Почему ребенок не хочет идти в детский сад

SOS! Ребенок не хочет идти в сад! Почему ребенок не хочет идти в детский сад

22.09.2019

Лучший возраст для поступления ребёнка в детский сад и успешного и скорейшего привыкания – от двух до трёх лет. Наименее благоприятный возраст ребёнка для поступления в детский сад – это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. В это время развитие ребёнка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

Необходимо учитывать, что в любом возрасте погружение в атмосферу детсадовской общности может восприниматься некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжёлые переживания могут привести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам – повышению температуры, болям в животе и жидкому стулу, обострению хронических заболеваний.

Из-за нежелания ходить в детский садик ребёнок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребёнка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как всё плохо в садике, если это не помогает, начинаются слёзы и истерики, а не действуют они, остаётся ещё одно средство, которое подсознательно выбирает организм – болезнь.

Как облегчить процесс привыкания к детскому саду? Как сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в садик?

Для начала постараемся выяснить возможные причины негативного отношения ребёнка к детскому саду.

И так, причин, по которым ребёнок не хочет идти в детский сад, может быть множество. Остановимся на наиболее типичных.

Самая существенная причина – естественное нежелание ребёнка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения. Малыш, не умея мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. И в этом случае родителям и воспитателям нужно быть терпеливыми.

Другая причина нежелания ребёнка посещать детский сад – это болезненно проходящая смена режима и обстановки. И занятия, и распорядок дня в детском саду рассчитаны на усреднённую возрастную норму, они порой не учитывают индивидуальных особенностей детей. В связи с этим многие родители сталкиваются с проблемой тяжёлых утренних подъёмов или жалоб ребёнка на мучительность для него некоторых моментов режима, например тихого часа.

Ещё одна причина, по которой ребёнок не хочет идти в детский сад – непривычная для него пища.

В детском саду трёх – четырёхразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. однако нередко родители жалуются на то, что дети плохо едят в садике. особенно это касается таких блюд, как супы и каши. Если в домашнем меню мы можем достаточно долгое время обходиться без них, то рацион детского питания в детском саду предполагает ежедневное их употребление. Далеко не все дети привыкли и любят, есть эти блюда. Индивидуальная избирательность тоже играет здесь немаловажную роль. Кто-то не любит манную, гречневую кашу; кто-то не любит рыбный или гороховый суп, а выбора опять-таки нет. Если в домашних условиях мы можем достаточно легко заменить одно блюдо другим, то сделать это в садике значительно сложнее. Здесь существуют утверждённые нормы питания, организованно осуществляется закупка продуктов и их распределение по группам, замена же (например, вместо первого блюда – два вторых) не предусмотрена.

Одна из самых важных и распространённых причин, по которой ребёнок может отказываться посещать детский сад - нелюбимый воспитатель.

Малыши двух-трёх лет обычно достаточно легко подчиняются, а вот среди детей постарше обязательно найдётся свободолюбивая личность, которая не станет мириться с подобными ограничениями. Такие дети могут устраивать побеги из детского сада, что ещё больше осложняет их взаимоотношения с воспитателями.

Часто причиной нежелания ходить в детский сад становятся травмирующие обстоятельства. Малыша в детском саду могли обидеть другие дети, обозвать, дать ему прозвище. После подобных инцидентов он больше не хочет общаться с обидевшими его детьми, а порой и вообще замыкается в себе.

Бывает, что, играя в детском саду, он по неосторожности толкнул товарища, попал ему в лицо снежком или песком. Вид крови или слёзы сверстника могли произвести сильнейшее впечатление на психику малыша. В результате – отказ от игр, прогулок, вообще от детского сада.

Нежелание ходить в детский садик может проистекать и из-за частых болезней ребёнка.

У часто болеющих детей, которые редко ходят в детский сад, мало друзей, что не может не беспокоить их родителей и воспитателей, да и сами малыши страдают от этого.

Склонность детей к частым болезням создаёт вокруг них атмосферу разобщённости. Дети старше четырёх лет, посещающие одну группу, организуют совместные игры, которые могут длиться в течении нескольких дней. Каждый ребёнок получает в них свою роль, приобретает определённый социальный статус. Если ребёнок из-за болезни часто остаётся дома, он исключается из групповых игр. К тому же прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения, поэтому у часто болеющих детей мало или вообще нет друзей. Вследствие этого у них исчезает желание ходить в детский сад, так как там им становится скучно и неинтересно; они чувствуют себя одинокими.

Таким образом, существует много причин, по которым дети не желают ходить в детский сад. Задача родителей – помочь им преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать всё возможное, чтобы малыши с удовольствием посещали детский сад.

С ситуацией, когда ребенок не хочет идти в садик, многие родители знакомы не понаслышке. В одних случаях проблемы возникают уже в первые дни посещения дошкольного учреждения. В других – малыш неожиданно начинает капризничать при необходимости пойти в сад, несмотря на то, что раньше ему там нравилось.

Встречаются родители, которые идут на поводу у малышей и стараются организовать их досуг дома, не пытаясь даже вникнуть в причины проблемы. Но в большинстве своем люди все же ценят удобства социальной организации и не готовы от них отказаться, поэтому прилагают все усилия для выявления и устранения факторов, провоцирующих неудобства.

Основные причины отказа детей от посещения садика

Первая же истерика не является поводом к выяснению отношений с ребенком или воспитателями в детском саду, особенно, если она ничем не мотивирована. В случае повторения ситуации уже стоит задуматься о возможных причинах такого развития событий. Чаще всего проблема заключается в следующем:

  • У малыша возникли трудности в общении с другими детьми. Это может быть спровоцировано избалованностью самого чада, его замкнутостью или агрессивностью. В некоторых случаях играет роль наличие физических особенностей или дефектов (очки, заикание, пигментация на коже, этнические особенности).
  • Ребенок еще не готов посещать детский сад. Если родители изначально не приучают своих детей к режиму, общению с другими людьми, послушанию, то они точно не смогут обучиться всему этому за несколько дней в садике. Совсем наоборот, подобные вещи будут восприниматься малышом в штыки, особенно, если раньше ему все позволялось.

Совет: Не стоит затягивать с первым посещением детского сада. Чем меньше малыш, тем быстрее пройдет его адаптация. В среднем у ребенка на это уходит 3-4 дня. А вот если попытаться отправить в незнакомую обстановку холеного и избалованного вниманием 5-летнего карапуза, то вероятность возникновения проблем составляет не менее 90%.

  • Малышу пришлось идти в новый детский сад. Новая обстановка – это стресс для большинства детей, даже если в первый садик они ходили с удовольствием. Это может быть результатом их тоски по друзьям и воспитателям или сложностью с вливанием в уже сформированный коллектив.
  • Ребенку не нравится отношение к нему воспитателя. По статистике причина отказа карапузов от посещения детских дошкольных учреждений в 30% случаев связана с агрессивностью, авторитарностью или сухостью воспитателя. К такому человеку идти не то, что не хочется, ребенку просто страшно.
  • Некоторые дети не могут привыкнуть к новой обстановке. Не такая вкусная, как у мамы еда. Строгие правила поведения. Обязательный сон в отличное от дома время. Все эти факторы давят на ребенка. Если в течение нескольких лет он жил по особому режиму, то перестроиться ему всегда нелегко.
  • Натянутые отношения у родителей, проблемы в семье. Иногда случается, что дети не то чтобы не хотят идти в садик, просто они не хотят уходить из дома. Проблемы внутри семьи, безразличие родителей к малышу или друг у другу, недавний развод или смерть кого-то из близких – события, которые давят на детскую психику изнутри, провоцируя депрессию. Случается и так, что детям кажется, что если их отведут в садик, то в один день просто не заберут.
  • Ребенка напрягают конкретные мероприятия в садике. Нередко дети готовы отказаться от всех приятных моментов, связанных с посещением дошкольного учреждения всего из-за одного раздражающего фактора. Например, педагог слишком перенасыщает уроки действиями, и малыш просто не успевает все сделать. Иногда случается и наоборот – занятия получаются скучными или однообразными. Некоторые малыши на дух не переносят детсадовскую кухню и иногда с этим действительно сложно не согласиться.
  • У малыша отсутствуют определенные навыки, которыми обладают другие дети. Если изначально родители не ставили своей целью саморазвитие ребенка, надеясь, что именно этим и займутся воспитатели в детском саду, можно спровоцировать ряд проблем и в этом плане. Новенький не может самостоятельно одеться, завязать шнурок, почистить зубы, помыть руки… Все это вызывает насмешки или шутки от более самостоятельных детей, травмируя детскую психику.
  • Индивидуальные особенности развития малышей. Сегодня все чаще детские врачи диагностируют у маленьких пациентов особенности развития. Если с одними из них ребенок может спокойно посещать обычную детсадовскую группу, то с другими придется рассмотреть вариант устройства его в специализированное учреждение.

В большинстве случаев абсолютно бесполезно напрямую спрашивать детей, почему они отказываются от посещения садика. Нередко они и сами не подозревают, в чем кроется причина. Здесь придется либо подключить всю свою наблюдательность и навыки психолога, либо отправиться к профильному специалисту.

Словесная форма протеста и истерика

Дети редко пытаются скрыть тот факт, что посещение садика не доставляет им удовольствия. Чаще всего в качестве оружия они используют словесные протесты, но проявляться они могут по-разному:

  1. Малыш спокойно, например, перед сном, рассказывает о том, что произошло сегодня в группе, незаметно для себя проявляя недовольство или агрессию по отношению к ситуации. В этом случае нужно просто подождать, пока он забудет о случившемся и не акцентировать внимания на проблеме, если, конечно, его рассказы и жалобы не повторяются с завидной регулярностью.
  2. Негативная информация вываливается на родителей утром, во время сборов в садик. Она сопровождается судорожными протестами, слезами, криками. Зачастую в смысле подобного выброса сложно разобраться, ребенок не приводит никаких аргументов. При таком развитии событий лучше опоздать в садик, но дождаться, пока малыш успокоится, чтобы попытаться разобраться в ситуации. Вполне вероятно, что у карапуза просто что-то болит или начинается интоксикация на фоне простуды, а он просто не может выразить это словами.

Крайней формой протеста является истерика. Во время подобных приступов дети не замечают ничего вокруг, не реагируют на попытки их успокоить. Они буквально могут биться головой о пол и стену, не замечая боли, нанося себе травмы. Данное состояние не может быть случайным. Либо причина, по которой ребенок отказывается отправляться в сад, действительно веская, либо у малыша пошел какой-то сбой в плане психического или эмоционального развития. Лучше не рисковать, и отправиться с ним на прием к психологу, психотерапевту, неврологу.

Скрытые формы протеста

В чуть более старшем возрасте дети уже понимают, что походы в садик – это что-то вроде их обязанности, поэтому не всегда выражают свои протесты открыто. Родителям рекомендуется проявлять повышенное внимание по отношению к детям, в поведении которых наблюдаются следующие особенности:

  • Собираясь в садик, ребенок очевидно тянет время, стараясь максимально отложить выход из дома.
  • Использует всю свою безграничную фантазию, чтобы придумать себе выходной день без садика. В ход идут вымышленные болезни, плохая погода, интересный фильм по телевизору, болезнь собаки, визит бабушки и многое другое.
  • По утрам малыш хоть и не проявляет открыто свое нежелание уходить из дома, пребывает в угнетенном настроении. По вечерам он радуется, когда его забирают и старается поскорее уйти из заведения. Так повторяется изо дня в день.
  • Если в играх возникает сценка, предусматривающая поход в садик, малыш развивает ее с конфликтным или трагическим уклоном. Рисуя садик, воспитателей или друзей по группе, дети могут использовать темные тона или агрессивную штриховку.
  • Ребенок начинает мучиться от бессонницы и потери аппетита.

В случае обнаружения хотя бы одного из перечисленных факторов, не стоит торопиться забирать кроху из обжитого учреждения и переводить его в новое. Это далеко не всегда помогает решить проблему. Сначала нужно разобраться с причиной развития подобной ситуации. Вполне возможно, что все получится решить быстро и безболезненно.

Как выяснить причину отказа?

Выявление раздражающего фактора – это уже половина победы. Чтобы быстрее добраться до сути, можно воспользоваться следующими правилами и рекомендациями:

  • Прежде всего, нужно поговорить с ребенком, но естественно, между делом. Забирая его из садика, стоит поинтересоваться, как прошел день малыша, что нового он сегодня узнал, с кем общался. В 80% случаев этого бывает достаточно, чтобы выяснить причину создавшейся ситуации.

Совет: Бывает, что дети пытаются рассказать родителям о своих проблемах, проецируя ситуации на других людей. Например, мальчик Коля каждый день рассказывает, что в группе обижают второго мальчика Колю. На деле такого ребенка в садике может вообще не быть.

  • Можно поговорить и с воспитателем. Спокойно, без претензий, даже на отвлеченные темы. Именно во время пустых разговоров родители нередко узнают много нового о своих детях, их окружении, самом воспитателе.
  • Стоит поговорить и с другими родителями детей из садика. Если в группе случаи отказа малышей не единичны, стоит организовать собрание и попытаться вместе разобраться в ситуации.
  • Довольно четкую картину дают результаты психологических тестов. Самым простым вариантом является создание ребенком рисунка своего садика. Использование маленьким художником ярких цветов указывает на его положительное отношение к заведению, темных – на негативное. Также стоит попросить свое чадо изобразить воспитателя, других детей из группы.

Помимо этого, можно попросить воспитателя показать поделки, выполненные малышом, результаты занятий. Стоит сравнить их с изделиями других детей. Если разница очевидна, и она не в пользу ребенка, стоит позаниматься с ним дома дополнительно.

Правильный подход к устранению неблагоприятных факторов

Действовать необходимо в зависимости от типа причины, провоцирующей ситуацию. Главное, все делать мягко, без нажима. Ребенку даже не нужно знать, для чего проводятся те или иные манипуляции, иначе он может только сильнее отгородиться от помощи.

  • Детей, у которых проблемы в общении с другими детьми, нужно активнее внедрять в различные коллективы. Частые прогулки, игры на детских площадках, поездки в парки развлечений, посещение бассейна или аквапарка раскрепостят малыша и повысят уровень его социальной активности.
  • Не стоит всегда и во всем потакать малышу, пытаться баловать его. Нельзя забывать, что, считая себя демократичными родителями, многие люди в корне душат самостоятельность ребенка, его ответственность перед окружающими.
  • Сегодня ситуация с садиками такова, что вскоре после рождения младенца приходится становиться на очередь в группу. В этом есть и положительный момент – можно заранее понять, по какому распорядку живут в саду дети и спроецировать его на своего малыша. Это позволяет детям быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям.
  • К субординации и уважению требований старших детей нужно приучать с самых ранних лет.
  • Если проблема в низкой квалификации персонала, от которой страдают все дети в группе, не нужно переводить своего ребенка, лучше посоветоваться с другими родителями и добиться назначения более профессионально подкованных людей на должности.
  • Менять сад нужно в случае личного конфликта ребенка и воспитателя, если его не удается решить мирным путем.

Если есть возможность, то стоит понаблюдать за ребенком пока он находится в группе. Может получить ответы на все вопросы и не удастся, но картина станет более ясной.

Важность своевременного выявления и устранения патологий

Одной из причин, по которой дети с неохотой посещают детский сад является наличие у них особенностей развития, из-за чего они выделяются на общем фоне. Родители должны помнить, что:

  1. Если им картавость или заикание малыша кажутся милыми, и они считают, что дети это перерастут, то другим ребятам это даст повод для дразнилок и насмешек. Любые отклонения от нормы нужно лечить своевременно и только под контролем специалиста.
  2. Наличие рада патологий (ДЦП, синдром Дауна, аутизм, олигофрения, нарушения слуха и зрения) подразумевают перевод ребенка в специализированное заведение. Не стоит настаивать на том, что малыш должен развиваться в группе с обычными детьми, в профильном садике ему будет комфортнее и спокойнее.
  3. Повышенная эмоциональность и чувствительность – не повод запирать ребенка за семью замками и переводить на домашнее воспитание. Просто нужно посетить психолога и посоветоваться с ним по поводу релаксационной терапии.

Помимо этого, каждого маленького человечка нужно по возможности оберегать от стрессов. Не нужно делать его свидетелем ссор между родителями, даже если они бытовые и несерьезные. Любая мелочь способна отложиться в детском подсознании.

Вещи, делать которые категорически запрещено

Несмотря на то, что подход к каждому малышу должен быть индивидуальным, родители нередко допускают одни и те же ошибки, пытаясь найти выход из ситуации. Существуют приемы и манипуляции, прибегать к которым не рекомендуется:

  1. Нет смысла ругать детей, у них нервы и так на пределе. Воспитание в резких тонах только обострит ситуацию.
  2. Не нужно прибегать к взяткам. Обещания подарков взамен на поход в садик приведет только к тому, что малыш поймет, как легко получить желаемое с помощью истерик.
  3. Если делается все возможное для решения проблемы, а чадо продолжает капризничать по привычке, придется научиться проявлять твердость при виде милого заплаканного личика.
  4. Не действует вариант с попыткой хождения в садик через день. Малыш вскоре привыкнет и сложно будет ему объяснить, что посещать заведение нужно ежедневно.

При всем этом нельзя полностью игнорировать капризы ребят, не пытаясь разобраться в ситуации. Не стоит врать детям, обещая, что сегодня короткий день и их заберут через часик или два. Так они просто перестают верить всем взрослым и замыкаются в себе.

Прим. редакции: вопрос сокращён, эксперту был отправлен полный текст. Кроме описанного выше читательница предоставила много конкретных деталей, в частности сообщила, что девочка дома просит её кормить (сама не ест). Также Екатерина попросила эксперта рассказать о психотипах личности.

На вопрос нашей читательницы отвечает психолог Юлия Гусева:

– Несмотря на то, что ваш вопрос, скорее, о том, ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ, сначала есть смысл для ясности разобраться в причинах, её вызвавших. Вы пишете, что София очень хотела идти в детский сад. Получается, что её ожидания оказались очень оторванными от реальности. Бывает, что взрослые с воодушевлением рассказывают детям, как будет здорово (весело, интересно и т.д.) в детском садике или в школе. Дети с большим волнением идут в садик (школу). Но на самом деле оказывается, что там совсем не так весело и интересно. Естественная реакция – это нежелание идти в садик.

Обстоятельства сложились так, что София пошла в садик в 2 г 9 мес. Очень немногие дети легко адаптируются к детскому саду в этом возрасте. Оптимальным возрастом для начала посещения детского сада является возраст 4-4,5 лет, а для некоторых детей и более поздний.

Реакция Софии на начало посещения детского сада, скорее, типичная. Многие дети проходят непростой период адаптации к детскому учреждению. Во многом успешность адаптации зависит от педагогов и родителей, от их поведения. В вашем случае взрослые скорее усугубили ситуацию. Педагоги заставляли ребенка спать, не слышали её. Это крайне стрессовая ситуация для ребёнка, которая не способствовала адаптации. Причем этих проблем можно было избежать. Многие дети сначала не спят в детском саду. Новое место, большое количество детей, повышенный уровень тревожности не дают ребёнку расслабиться и уснуть. Обычно педагоги предлагают ребёнку просто тихонько полежать (как бы не спать, а просто лежать тихо, чтобы не мешать другим). Если педагог мягок, не заставляет и не ругает, то напряжение ребёнка уменьшается. Постепенно ребёнок начинает засыпать и спокойно спит в тихий час. Но когда ребёнка ЗАСТАВЛЯЮТ СПАТЬ, то от этого тревога растёт, напряжение увеличивается и заснуть оказывается практически невозможно. То же самое касается того, что ваша девочка тихо говорит. Конечно, ситуация непривычная, чужие взрослые. Ребёнок зажимается и говорит тихо. Мягкость педагога, его желание услышать ребёнка помогают ребёнку. Но, похоже, этого не было. Ситуация оказалась слишком травматичной для ребёнка.

Также не способствовало адаптации и ваше поведение, ваш настрой. Приглашение в садик пришло неожиданно. Вы пишете, что пришлось пойти в садик, чтобы не потерять место. Но вы сами, Екатерина, не были готовы к разлуке. Вы пишете, что сами плакали, оставляя ребёнка в садике. Даже если вы не говорили о своих переживаниях, то дети очень хорошо чувствуют настрой родителей. Ваша тревога передавалась девочке. Готовить к садику нужно не только ребёнка. Родителей тоже к этому нужно готовить. Спокойствие родителей и их уверенность в том, что они поступают правильно, приводя ребёнка в садик, являются частью успешной адаптации.

Некоторые дети не готовы к садику из-за слишком тесной привязанности к матери. В вашем случае этого нет. Если девочка хорошо остаётся с бабушкой, значит, она готова находиться какое-то время без вас. Это очень хорошо. Но ребёнок готов находиться без вас в нормальной обстановке там, где ему комфортно. Похоже, к садику это не относится. То есть, проблема не столько в ребёнке, сколько в среде, в садике, в отношении педагогов.

Что касается заболеваний, то учащение заболевания нормально при посещении садика. Ребёнок сталкивается с большим числом вирусов. Также возможны и психосоматические реакции (ребёнок не хочет ходить в садик и неосознанно заболевает). Также у девочки наблюдается регресс, который проявляется в формах поведения, присущих более раннему возрасту (просьбы покормить её). Здесь прослеживается такая связь: «маленькие не ходят в садик, я маленькая, значит, я не буду ходить в садик». Возможно, вы обсуждали, что она большая девочка и будет ходить в садик… Сейчас лучше иногда и покормить девочку, не стоит настаивать и заставлять её всегда есть. Небольшие уступки со стороны родителей нормальны.

Собственно, ваша дочь вполне осознаёт, что ей нужно. Она пока не готова ходить в садик и хочет быть дома с вами. Совершенно нормальное желание для ребёнка 3 лет. Если нет суровой необходимости посещать садик, то я бы предложила вам сделать перерыв минимум до сентября. Если есть возможность, потом можно пойти в другой садик.

Вы ещё спрашивали о психотипах. Это понятие не относится к научной психологии, это бытовое понятие, поэтому я не могу им оперировать. Что касается совета невролога о похвале, я не вижу связи между похвалой и посещением садика. Вероятно, специалист имела что-то в виду, что не рассказала вам подробно. Думаю, лучше ей и задать вопрос, что конкретно она имела в виду.

В целом, по вашему описанию, девочка у вас общительная, любознательная, вполне адекватно реагирующая на изменения окружающей среды.

Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. - детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей - дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Почему ребенок не хочет идти в садик

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему :

  1. Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  2. Боится, что его не заберут из садика.
  3. Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  4. Боится воспитателя.
  5. Его обижают в саду.
  6. В садике малыш чувствует себя одиноким.

Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

Что делать, если в садике?

Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

  1. Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
  2. Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
  3. Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.

Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как "несадиковский ребенок". Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Тема саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада - от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный "кризис трех лет".
  2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

Подготовка ребенка к детскому садику

По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  1. Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  2. Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  3. Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  4. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.

И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

Первый день в детском саду

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике - тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Распространенные ошибки родителей

Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  3. Шантажируют садом.
  4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

Устроить ребенка в детский сад сегодня довольно проблематично. Но вот все препоны преодолены, медкомиссия пройдена, пакетик со сменным бельем собран. Однако радоваться рано, впереди так называемая адаптация, когда ребенок не хочет идти в детский сад. Что делать, если слезки текут ручьем, а мольбы остаться дома разрывают на части мамино сердце…

Как ребенка уговорить ходить в детский сад

«Не пойду в садик! Дома лучше!»

Конечно, дома лучше! Только маме сейчас не стоит с этим соглашаться, ведь ее задача – успеть на работу без опоздания. А кроме того, она уверена в профессионализме воспитателей, няни, повара и даже дворника дяди Коли. А значит, ее крохе ничто и никто не грозит, день пролетит в детских радостях и забавах. Что же сказать ребенку?

А вы в ответ!

Потратьте толику времени на то, чтобы обстоятельно рассказать начинающему детсадовцу о том, как и в детском саду может быть хорошо! Только по-другому, нежели дома.

  • Если малыш любит общение, подчеркните, что в группе его ждут новые друзья и подружки, с которыми он наверняка придумает массу новых игр.
  • Интроверту понравится ваше воспоминание из детства о том, что именно в садике вы научились лепить из пластилина или рисовать акварельными красками: «Вот смотри, мы несем их с собой в пакете, у вас будут занятия!»

Подчеркивая достоинства детского сада, ориентируйтесь на потребности своего отпрыска. Заодно таким образом вы направите и его сознание на то, чтобы искать в новом для него месте «плюсы». Вечером непременно спросите ребенка, что ему понравилось сегодня в садике больше всего. И приготовьтесь внимательно слушать, ему будет, о чем вам поведать!

«А ты за мной вернешься?»

Мгновенно выключайте привычный для взрослого сарказм, дескать: «Нет, тут жить оставлю, вот что ты выдумываешь?» Все слишком серьезно для малыша. И неважно, что вчера вечером вы с превеликим трудом забрали его домой с детсадовской веранды, где он уже успел обрасти приятелями, сейчас, в восемь утра, он вновь в панике: любовь всей его жизни – мама уходит от него. Вывод очевиден: она его больше не любит, а значит, не вернется за ним.

А вы в ответ!

Срочно обнимите своего кроху, нежно поцелуйте в щечки, еще и еще. А затем произнесите ласково, но твердо: «Я люблю тебя, кнопка моя. Ты сейчас покушаешь, погуляешь, поспишь, снова покушаешь и погуляешь, и тут – ах, мама пришла! А теперь бери Тяпу и беги в группу, он будет тебя там охранять!» Разберемся что к чему.

  • Перечисление конкретных этапов жизни ребенка в детском саду не только успокаивает психику малыша, они ему понятны в отличие от абстрактных «я приду после работы» или «вечером». Когда это вечером? У двух-трехлетнего карапуза еще нет понимания времени.
  • Почему так важен Тяпа, или плюшевый мишка, или кукла, принесенная из дома? Уж она-то точно не сможет уберечь малыша от чужих людей. На самом деле это может быть даже поломанная запасная часть от робота, которую ребенок, выходя из дома, успел положить в карман! Главное, что это часть привычной для него домашней обстановки. Поговорите с воспитателем, чтобы малышу разрешили спать на «тихом часе» с его другом и «защитником». Игрушечный символ родного дома внушает маленькому детсадовцу столь необходимые ему именно сейчас чувства безопасности, спокойствия и уюта, а это и есть любовь.

«Мне скучно, со мной никто не играет!»

На самое деле проблема в том, что отвратительно воспитанные одногруппники сознательно игнорируют ваше чадо, и он, бедняжка, вынужден дни напролет скучать в уголке в полном одиночестве. В этом возрасте редкий малыш умеет сам знакомиться, заводить друзей и предлагать совместные игры. Со временем с помощью воспитателей дети в группе подружатся, научатся идти на контакт первыми, строить отношения. А пока ваша задача – сохранять спокойствие, без серьезных причин не устраивать «разборки» в детском саду и потихоньку настраивать своего кроху на самостоятельный поиск друга.

А вы в ответ!

Спросите у ребенка: «А с кем ты хочешь поиграть?» Наверняка у него на примете уже есть тихая кудрявая девочка Маша или боевой мальчик Петька. «А во что ты хотел бы поиграть с Машей/Петей?» В космических захватчиков – берем из дома фигурки инопланетян, в «дочки-матери» – пупсика с одежками.

  • Дружбу легче начать с улыбки и соответствующих совместному занятию аксессуаров. Маленькие дети легко «ведутся» на яркие игрушки, а там и до ярких искренних чувств по отношению к новому другу полшага.
  • При случае познакомьтесь с родителями Маши или Пети, узнайте, на какую детскую площадку они ходят гулять, когда у их ребенка день рождения. В современном разобщенном мире, особенно в больших городах, нашим детям почти невозможно завязать крепкие дружеские связи без организационной поддержки взрослых. Возможно, маме сейчас предстоит сыграть роль феи, благодаря хлопотам которой возникнет дружба на всю жизнь!

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ. Чтобы у малыша формировалось самоуважение и чувство уверенности в любом коллективе, он должен на протяжении дня не менее восьми раз слышать в свой адрес слово «спасибо». Поэтому не жалейте похвалы и благодарите ребенка даже за что-то незначительное.

Если ребенок капризничает и истерит

Ваш малыш без истерического шоу не может прожить ни дня и накануне похода в детский сад регулярно ? Срочно начинайте с этим бороться – такие концерты плохо сказываются на психике ребенка.

Для начала составьте списки того, что ребенку можно, а что – нет, и четко придерживайтесь одной линии поведения. Если один из родителей будет запрещать, а второй – разрешать, тем самым вы только убедите ребенка, что он может добиться чего угодно, устроив скандал маме или папе. Никакая причина, кроме выходных, праздничных дней, болезни или карантина, не должна быть основанием для отказа крохи от посещения детского учреждения. При этом важно, чтобы данное правило неукоснительно соблюдалось всеми членами семьи.

Если ребенок заистерил в детском саду или в другом людном месте, ни в коем случае не делайте из этого представление, пугая, что сейчас «отдадите вон той тете», «позовете полицейского», «вон тот дяденька поругает» и т.д. Все эти люди – зрители, которые требуются маленькому манипулятору для его сольного выступления, и если их не будет, спектакль станет устраивать неинтересно.

Важно: ни при каких обстоятельствах не нужно использовать в качестве убеждения вашу необходимость «идти на работу, чтобы заработать денег». Малыш не в состоянии понять что это такое и почему ему нельзя туда с вами, не говоря об опасности воспитания искаженного чувства долга.
И, наконец, ни в коем случае нельзя бранить или наказывать ребенка, если он не хочет идти в детский сад. Последует обратная реакция и уговорить малыша посещать дошкольное учреждение станет еще сложнее.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows