Портит ли планшет зрение детям. Планшет, телевизор и смартфон - портится ли от них зрение? Исследования в мире

Портит ли планшет зрение детям. Планшет, телевизор и смартфон - портится ли от них зрение? Исследования в мире

31.03.2019

Планшет обладает довольно большим дисплеем, поэтому позволяет с легкостью работать с различными мультимедиа приложениями, текстами, а помимо этого имеет доступ к Интернету и обеспечивает связью с другими людьми. Вряд ли кто станет спорить, что это довольно удобное электронное устройство, но многим интересно, как оно влияет на зрение?

Какой вред зрению может причинить планшет?

Планшет может негативно сказаться на зрении при следующих условиях:

  1. Если человек в течение длительного времени смотрит на экран планшета, то в этом случае глаза будут сильно уставать от постоянного напряжения. Экран у этого устройства не очень то и большой и поэтому человеку приходится усиленно всматриваться в объекты на экране. Помимо этого глаза постоянно фокусируются на одном и том же расстоянии, а это не нормально, потому что в обычной жизни, человек смотрит по сторонам, а также на объекты, находящиеся на различном расстоянии. К тому же когда человек долго смотрит на экран планшета, то забывает моргать, в результате чего слизистая оболочка глаза плохо увлажняется, поэтому появляются неприятные симптомы, такие как чувство жжения и слезоточивость. Безусловно, все эти факторы пагубно сказываются на зрении. Чтобы избежать возможных проблем, нужно как можно чаще делать перерывы, чтобы глаза не уставали.
  2. Если слишком близко подносить экран планшета к глазам, то может возникнуть близорукость, особенно это касается детей. Чтобы избежать этого, нужно приобретать планшет с большой диагональю экрана, чтобы было все видно. Также следует увеличить шрифт и масштаб страниц в браузере.
  3. Если читать в темноте при максимальном уровне яркости дисплея, то можно действительно серьезно навредить глазам. Зрение ухудшается, глаза быстро устают и начинают слезиться. Читать нужно только при хорошем освещении, а если все-таки хочется почитать книжку в темноте, то необходимо выставлять минимальный уровень яркости экрана, тогда глаза не будут сильно уставать. Но лучше всего читать электронные книги на специальных читалках с экраном «e-ink», тогда вред для глаз будет минимальным.

Практически все дети держат планшет близко к глазам, а это может привести к близорукости. Не давайте ребенку планшет на полдня, максимум на полчаса. В любом случае будет лучше для него, если он будет развиваться в реальном мире, а не в виртуальном.

Заинтересовавшись информацией о пользе и вреде планшетов и мобильных устройств среди детей, мы начали изучать существующую до сегодняшнего времени информацию. Ознакомившись с большим количеством источников, решили систематизировать их и написать из полученных данных эту статью. Суть нашей статьи дать повод задуматься родителям над воспитанием своего ребенка. Какую он получает информацию, как и где, полезна ли она или наоборот вредна. Сколько времени уделяет родитель своему ребенку. Я для себя решил, что решение проблемы не в полном запрете информации о новых технологиях, или наоборот в полном доступе. А в том, чтобы давать информацию необходимую ребенку дозировано. Т.е. чтобы возраст соответствовал получаемой информации.

1. Вступление

В интернете огромное количество информации как о пользе планшета, так и о его вреде для ребёнка. Опираясь на реальные события и происходившие исследования, а также как на это смотрят в разных странах мира. Со стороны докторов, со стороны психологов, со стороны компаний продвигающих планшеты и развивающие игры для детей. У каждого родителя своё мнение на пользование детьми планшетами, либо категорическое ограничение или полный запрет на использование планшета детьми, либо временные ограничения или полная свобода. Ведь дети это такие же личности как и взрослые, иногда даже могут научить родителей. Но особое внимание дети уделяют тому, как и что делают родители с мобильными устройствами.

Изученные материалы систематизированы и структурированы. Польза от прочтенного обязательно будет, по крайней мере Вы будете максимально, насколько это возможно, проинформированы о использовании информационного пространства ребенка с разных точек зрения. Многие “факты”, изречения и просто мнения вызывают неизменно улыбку, на многие сегодня просто уже нет опоры, то что раньше было за пределами понимания сейчас стало нормой, а то и вовсе выходит за рамки.

Данная статья несет в себе огромное количество информации, которую трудновато охватить, ибо источников действительно очень много, но дает возможность задуматься, как, куда и зачем идет этот мир и что нас ждет впереди. Давайте посмотрим на исследования, какие проводились в мире до данного момента, по использованию детьми планшетов. Мы постарались собрать всевозможные материалы по данному вопросу.

2. Исследования в мире

Проводили исследования о влиянии планшета на здоровье взрослых в центре изучения света (Lighting Research Center, LRC). Данные опубликованы в журнале «Applied Ergonomics » под названием «Влияние уровня и продолжительности светового воздействия планшетов с подсветкой экрана на процесс выработки мелатонина (гормона сна)» («Light level and duration of exposure determine the impact of self-luminous tablets on melatonin suppression »). По результатам исследований оказалось, что использование планшета в течении 2 часов в режиме яркой подсветки, снижает концентрацию мелатонина. Чаще всего, любители почитать, делают это на ночь глядя и при максимальной яркости экрана, очень большой риск обзавестись бессонницей, головной болью, раздражительностью, повышенной утомляемостью

2.1. Статистика использования планшетов детьми в мире

Предлагаю пройтись по некоторым странам мира, и узнать как у них обстоят дела.

В исследовании «Измерение национального самочувствия и благополучия детей, 2012» также рассматривалось, как связано использование технологий (планшеты, телефоны и другие электронные устройства) и здоровье детей. Выяснилось, что у детей в Великобритании, которые используют технологии 1 час во время учебного дня, самочувствие лучше, чем у детей, которые используют устройства 4 или более часов.

Ассоциация учителей и преподавателей (ATL) предупредила родителей в статье интернет издания Dailymail, что дети в возрасте до двух лет, использующие Ipad (временные рамки использования не указаны) впоследствии труднее выполняют простые задачи. Колин Кинни (Colin Kinney ), представляя отделение Северной Ирландии ATL, сказал, что некоторые родители заменяли развитием социальных навыков планшетами.

“Я говорил со многими детскими учителями, у которых есть опасения по поводу растущего числа молодых учеников, которые могут быстро провести пальцем по экрану, но иметь минимальные навыки координации, чтобы играть со стандартными блоками, кубиками или другими учениками. Родители таких учеников гордо говорят об их способности использовать планшет или смартфон” , - сказал он.
“Многие из нас видели блестящие компьютерные навыки некоторых учеников, которые при этом перевесили их ухудшающиеся навыки владения ручкой. Они часто неспособны применить то, чему они научились из учебников или в классе”.
Члены этой организации также отметили, что у некоторых детей возникают проблемы, если необходимо пройти письменные тесты, потому что технологии оказывают влияние на память человека (тактильная или двигательная) и снижают концентрацию внимания. Используя планшеты и смартфоны дети получают доступ к мгновенной информации, из-за этого, возможно, дети меньше учатся и хуже запоминают знания.

Вот, что говорит Сьюзан Гринфилд (Susan Adele Greenfield , английский учёный, писатель, член Палаты Лордов), о работе мозга и влиянии информационных технологий на сознание человека:

“То, что беспокоит меня в информационном потоке, - возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст. Когда мне говорят, что можно научить трехлетнего ребенка пользоваться поиском гугла, для меня это - дикость. Ведь сначала мы должны научить его задавать и формулировать вопросы. Глупо говорить, что книги - это хорошо, а экраны - плохо. Мир меняется с огромной скоростью, нам надо искать пути адаптации и извлекать из экранных технологий максимум выгоды, не поступаясь при этом своими ценностями”.

2.1.3. Южная Корея

По состоянию на июль 2012 года количество пользователей интернета в Южной Корее среди лиц от 3 лет и старше было 38 120 000 (на 940 000 увеличение по сравнению с 2011 годом). Это составило 78,4% от всего населения страны.


Рис. 4 - Количество интернет пользователей в Южной Корее (38 120 * 1000 = 38 120 000)

Больше, чем 90% населения в возрасте от 6 лет и старше используют мобильные телефоны и смартфоны.


Рис. 6 - Процент использования портативных устройств

В одной из современных стран мира (Южная Корея), практически с самым быстрым интернетом на планете 160 000 детей являются интернет-зависимыми , в возрасте от 5 до 9 лет, данные Национального Агентства Информационного Общества . Проведённый опрос на интернет-зависимость показал, что 7,2% или 2 200 000 пользователей интернета, в возрасте от 5-49 лет, подвержены риску зависимости.


Рис. 7 - Уровень интернет-зависимости и количество зависимых по годам

Обратите внимание по графикам показывают снижение от Интернет-зависимости. Но в то же время следует вспомнить, что количество интернет пользователей увеличилось на 0,4% (940 000). Возраст использования интернета становится ниже, вызывая увеличение интернет-зависимости у детей дошкольного возраста.

2.1.4. Россия

Компания Online Market Intelligence (OMI) в 2012 году провела опрос. На основе данного опроса другая компания Digitalparentingrussia (сайт уже не работает, но в веб архиве есть записи - http://goo.gl/1rfc59 ; 7 презентаций - http://goo.gl/ujPHPm) провела анализ опроса и написала отчет: «Какие цифровые устройства используют родители несовершеннолетних детей?» . Опрос проводился в российских городах-миллионниках. Участники были в возрасте от 18-55 лет, которые являлись родителями детей до 18 лет. В опросе мог принимать участие только один член семьи, таким образом было опрошено почти 4000 человек. Как показали результаты опроса, мобильный телефон, ноутбук и компьютер стали частью жизни большинства. Планшет используют 12% родителей и 8% детей.


Рис. 8 - Использование цифровых устройств родителями и их детьми.

Один из вопросов был о готовности передать родителями, со временем, свои цифровые устройства детям и с указанием в течении предполагаемого периода. Рассмотрим только данные по мобильным телефонам и планшетам.


Рис. 9 - Готовность родителей передать телефон, смартфон, планшет детям

Чем занимаются родители совместно с детьми за цифровыми устройствами? Выяснили, что поиск в интернете один из распространённых совместных действий. Бумажные книги со временем теряют свою актуальность.


Рис. 10 - Чем родители занимаются с детьми при наличии (ПК, планшета)

А теперь посмотрим на опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, какова доля интернет пользователей в России и с каких устройств чаще всего выходят в интернет.
В 2015 г. существенно увеличилась доля тех, кто использует для выхода в интернет планшет, смартфон или ноутбук, по сравнению с 2012 г.

Таблица 2 - Переносные гаджеты используются всё активнее

В 2013 году в одном из детских садиков Москвы проводили эксперимент «Цифровой детский сад» . Для нескольких групп закупили планшеты и разработали специальные развивающие игры. Методист Елена Кириллова отмечает:

“Наш опыт показал, что у детей, которые занимались на планшетах, значительно повышались мотивация и самооценка. За правильно выполненные задания им начислялись баллы. Сказать, что ребята занимались с удовольствием, - не сказать ничего” .

Воспитатели в садиках стараются использовать новые технологии в комплексе, совмещая виртуальную картинку и реальную игру. Вот ещё один пример. Перед группой дошколят - интерактивный экран, на котором извергается вулкан. Далее педагог показывает детям уже макет вулкана и проводит простой химический опыт - сода, уксус, немного красной краски. Увидев извержение в миниатюре, малыши должны нарисовать вулкан.

Воспитатель детского сада Юлия Барышникова :

“Новые технологии открывают много возможностей для развития, детям можно показать то, что раньше они бы не увидели в живую. Но нельзя ограничиваться только экраном. Рисование, лепку из пластилина, «живые» игры заменить сложно" .

относительно печатного и экранного текста высказал Денис Золоторёв . Текст на бумаге и текст на экране монитора или любого другого цифрового устройства значительно отличается друг от друга не только с точки зрения технических средств и природы его создания, но и по восприятию и интерпретации.

2.2. Внедрение в школьных или дошкольных заведениях

2.2.1. Китай

Все начальные и средние школы Китая в ближайшее время будут подключены к интернету. В 2015 году 2,6 миллиона учителей в детских садах, начальных и средних школах пройдут обучение и оценку по информационным технологиям. А также 50 000 директоров начальных и средних школ. Правительство Китая массово способствует оцифровке книг, а также распространение современных мобильных устройств среди школьников и студентов.

2.2.2. Южная Корея

Правительство Южной Кореи расширяет усилия по предотвращению цифровой зависимости у детей школьного возраста и дошкольников. Детям из Южной Кореи в возрасте от 3 до 5 лет преподают как защитить себя от цифровых гаджетов.

Правительство планирует оцифровать все учебники в 2015 году и школьную базу вокруг планшетных компьютеров. Некоторые беспокоятся о последствиях уже сейчас. Цифровая утопия Южной Кореи влияет на детей очень сильно. Часть детей играют в онлайн игры на смартфонах, планшетах и других устройствах даже раньше, чем могут читать и писать.

Новые мобильные устройства, которые мгновенно реагируют на прикосновение пальца, делают детей более беспокойными, чем раньше. Им не хватает сочувствия, говорит Ким Чжун Хи (Kim Jun-Hee ), воспитатель детского сада, который провёл восьми месячное исследование по интернет-безопасности и интернет-зависимости для детей дошкольного возраста. Ким, воспитательница детского сада, говорит, что образование детей от цифровой зависимости должно начинаться рано, потому что их смартфоны - это новые игрушки.

Со следующего года её программа для 3-летних будет сосредотачиваться на обучении того, как можно позитивно использовать компьютеры, например, прослушивание музыки. Дети в возрасте от 4 и 5 лет узнают об опасностях чрезмерного использования планшетов и как контролировать свои желания. Они почитают сказки, где герой становится жертвой интернет-зависимости и узнаёт альтернативные игры, в которые они могут играть без компьютеров или интернета.

Ким говорит, что родители должны быть вовлечены в образование. Одна 5-летняя девочка написала:

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности (ЦЭБ) утверждают , что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Наиболее подвержены дети. Проводили анализ среди школьников, которые регулярно использовали планшеты и смартфоны, выяснили, что такие дети отличаются от сверстников рассеянным вниманием.

По Российским санитарным нормам не рекомендуется детям использовать: телефоны, смартфоны, планшеты.

Почти двести ученых подписались под обращением в ООН 11 мая 2015 года, призывающее к защите от электромагнитного излучения современных гаджетов. По словам экспертов (Martin Blank (USA) и многие другие), все пользователи планшетов, ноутбуков, смартфонов входят в группу риска. Излучения гаджетов вызывают повреждения ДНК в клетках и даже могут стать причиной преждевременной смерти.

Эксперты в области электромагнитных излучений из Columbia University Medical Center (CUMC) заявляют, что подобное излучение также увеличивает число случаев раковых заболеваний. Ученые из разных стран попросили ООН сформировать международные нормы безопасности касательно электромагнитного излучения. Также ученые просят содействовать в популяризации информации о рисках использования беспроводных устройств среди общества.

«Частое использование планшетных компьютеров и смартфонов отрицательно сказывается на здоровье детей!»

Американская академия педиатров и Канадское общество педиатров заявляют , что на детей до 2-х лет не должно быть никакого влияния технологий, 3-5 лет должно быть ограничение до 1-го часа в день, 6 - 18 лет ограничение должно составлять до 2-х часов в день. Если ребёнок много проводит времени за планшетом, то это плохо влияет на его развитие.

Стимулирование развивающегося мозга ребёнка от 0 - 2 лет вызванного гаджетами (телефон, планшет, интернет, ТВ), как показали исследования , связано с повышенной импульсивностью, понижает способность саморегуляции, например истерики. Использование технологий влечёт недостаток движения, что приводит задержки развития ребёнка и отрицательно сказывается на обучении.

По мнению американского доктора Lindsay Marzoli , при длительном использовании электронных сенсорных устройств у детей наблюдается неправильное формирование мышечных тканей, которые отвечают за функциональность рук и пальцев. Ученые рекомендуют родителям заменить игры детей на планшетах рисованием на бумаге фломастерами, карандашами, что приведет к более правильному формированию здоровья ребёнка.

По словам хиропрактика Margaret Bryce из Окленда (Новая Зеландия), из-за гаджетов у детей возникает искривление позвоночника. Она рассказала, что в начале своей практики она сталкивалась со случаями исправлений шейного отдела позвоночника у людей, которые вынуждены долгое время проводить с опущенной головой: ранее это были швеи и офисные работники, но сейчас проблемы стали появляться и у детей.

»Ранее считалось, что с опущенной головой они сидят только во время занятий в школе" , - добавила хиропрактик, - “сейчас они делают это все время" .
У детей, которых буквально не оторвать от планшета, нарушается координация между головным мозгом и руками. В качестве примера она привела десятилетнего мальчика, который из-за искривленной спины не может бросить мяч по прямой линии: руки ребенка попросту не слушаются головы, (

«АиФ»: - Какие профилактические меры помогут сберечь глаза ребёнка?

Н. П.: - Никаких профилактических мер, кроме ограничения телевизора и компьютера, нет. Чем позже маленький ребёнок узнает, что это такое, тем лучше. Применять какие-то витамины для глаз в маленьком возрасте нецелесообразно, гимнастику для глаз маленькие дети тоже не делают. Основное - это регулярное наблюдение и зрительная нагрузка. Не давайте детям компьютерные гаджеты.

К нам на приём иногда приходят дети 2,5-3 лет в обнимку с планшетом, родители отбирают планшет, ребёнок начинает орать, потому что уже психологическая зависимость сформировалась от компьютера.

Маленькому ребёнку, кроме мамы, ничего не нужно. Мультики, реклама - ребёнку всё равно, что там показывают, это просто отвлекающий фактор - ярко, громко, что-то происходит. Осознанность, когда ребёнок понимает, что в мультике происходит, приходит после двух лет. В 2-2,5 года мультик 15 минут посмотреть можно. Когда ребёнок полтора часа смотрит телевизор, он уже не понимает, что он смотрит. Он просто смотрит, потому что там всё двигается, шумит, а пользы никакой. Любой невролог скажет, что ребёнок, который так много времени проводит перед телевизором, становится возбудимым, зависимым от телевизора и потому плохо управляемым, плохо ест, плохо спит.

«АиФ»: - Какие витаминные комплексы для поддержания зрения Вы бы посоветовали? И какие продукты питания должны быть обязательно в рационе ребёнка?

Н. П.: - Маленьким детям в качестве витаминов назначают гомеопатические сиропы. Если у ребёнка всё хорошо, зрение нормальное, то достаточно любых поливитаминов, которые, как правило, принимаются в осенне-зимний период.

Питание должно быть просто разнообразным: рыба, овощи, бобовые, тыква, яйца, шпинат. Морковь содержит бета-каротин, но он не усваивается без жира, поэтому в морковный сок обязательно надо добавлять сливки. Если вы морковку натёрли, то кушать её надо со сметаной или жирным йогуртом. Также в рационе должно быть и мясо, и каши.

«АиФ»: - Современные дети активно пользуются родительскими телефонами, планшетами и прочими благами технологий - как это влияет на глаза? Как телевизор, или хуже?

Н. П.: - Это хуже, чем телевизор, потому что одним из факторов развития близорукости является чрезмерная работа на близком расстоянии. Телевизор всё-таки находится метрах в трёх от ребёнка, и он большой. Планшеты, смартфоны - это всё очень близко, очень мелко. Компьютеры - это, как правило, ЛСД-мониторы, соответственно - это мерцающие объекты, которые влияют на утомляемость глаз. Это сразу . Поэтому уж лучше пусть смотрит телевизор.

Когда ребёнок смотрит телевизор, то помещение должно быть не тёмное. У меня были такие случаи в практике, когда родителям утром хочется поспать, а на дворе зима, ещё темно. В итоге проснувшемуся ребёнку включают телевизор, и он смотрит его в темноте, пока родители спят. Этого нельзя делать ни в коем случае. Должно быть какое-то освещение - ночник, бра на стене.

Естественно, нужно оценивать размер помещения и размер телевизора. Если комната 10 кв. метров, а телевизор с метровым экраном - это недопустимо. Размер телевизора зависит от размера комнаты. Монитор компьютера должен размещаться не около окна, чтобы экран не бликовал, чтобы монитор не был повёрнут задней частью к окну.

Расстояние до монитора должно быть, как расстояние вытянутой руки, не ближе. Направление взора должно быть чуть ниже, а не прямо.

Офтальмолог отвечает на вопросы родителей и рассказывает, портится ли зрение от гаджетов и телевизора, есть ли польза от витаминов и черники, и могут ли дети носить контактные линзы.

Когда нужны плановые осмотры ребенка окулистом?

Первый плановый осмотр - в возрасте 1 месяца. Он очень важный! Необходим для исключения врожденных заболеваний, которые могут помешать нормальному развитию зрения, правильной проекции окружающего мира на сетчатку глаза: это врожденная катаракта, помутнение оптических сред глаза, врожденное косоглазие. Следующий плановый осмотр - в 1 год. Мы закапываем капли для расширения зрачка, проводим исследование рефракции (силы преломления световых лучей). Цель - исключить аномалии рефракции, вовремя увидеть такие заболевания, как амблиопия («ленивый глаз»), косоглазие. Осматриваем глазное дно. Если при каждом осмотре ребенка его острота зрения соответствует возрастной норме, к офтальмологу дальше достаточно приходить 1 раз в год. Если выявляется отклонение, то необходимо проводить лечение (коррекцию) и контролировать состояние каждые 4-6 месяцев.

В каком возрасте какие заболевания диагностируются?

В младшем (дошкольном) возрасте самая частая патология глаз - это амблиопия («ленивый глаз») и косоглазие. И единственная профилактика - своевременный осмотр ребенка врачом окулистом и назначение лечения. В школьном возрасте самая частая патология органа зрения - это прогрессирующая близорукость.

Как родителям заметить проблемы со зрением у ребенка?

В дошкольном возрасте родителям очень сложно их заметить. Если, конечно, нет видимых отклонений от нормы. Максимум, родители могут заметить, что правый или левый глаз начал косить к виску и к носу. Родители могут обратить внимание на то, что ребенок стал часто тереть глаза руками, что глазки стали краснеть, или ребенок стал щуриться. В школьном возрасте в большинстве случаев проблемы со зрением связаны с близорукостью. При этом ребенок может и не отмечать снижения зрения. Детям сложно оценивать остроту зрения и формулировать четко жалобы. У них отсутствует представление о том, что зрение может быть каким-то другим - лучше или хуже, чем они привыкли видеть. Если у ребенка начинает снижаться успеваемость в школе, пропадает интерес к учебе, это вполне может быть связано со зрением.

Косоглазие у малышей это признак чего-то ужасного или оно само пройдет?

Само не пройдет! Но пугаться не стоит – в подавляющем большинстве случаев косоглазие вылечивается. Главное – сразу идти к врачу. Косоглазие развивается при аномалии рефракции (гиперметропической или миопической). Родители замечают, что у ребенка один или оба глаза начинают отклоняться к виску или к носу. Причем это может быть не всегда, а эпизодически. Каждый клинический случай рассматривается врачом индивидуально. В основе лечения - коррекция очками. Это эффективный метод. Если глаз долго косил, то постепенно головной мозг отключает его из зрительного акта - нарушается зрение обоими глазами (бинокулярное зрение). Глаз становится «ленивым» - развивается амблиопия. В этом случае, учитывая степень амблиопии, мы назначаем ребенку окклюзию (заклейку) глаза, который видит лучше. Так косящий «ленивый» глаз берет на себя роль ведущего, повышается его острота зрения. Окклюзию доктор назначит на несколько часов в день, на 3-4 месяца с контролем динамики. В тех редких случаях, когда эффекта от терапии все же нет, необходима операция. Это несложная манипуляция на мышцах глазного яблока, которая, как правило, проходит в один этап.

На самом деле нет доказанного эффекта от витаминов и пищевьiх добавок при большинстве заболеваний глаз.

Помогают ли витамины с точки зрения доказательной медицины? А черника?

На самом деле нет доказанного эффекта от витаминов и пищевых добавок при большинстве заболеваний глаз, в том числе в лечении прогрессирующей близорукости у детей, амблиопии и астигматизма. Нет также доказанной роли витаминов и БАДов в профилактике этих заболеваний. Назначение этих препаратов не оправдано и не практикуется в развитых странах. Черника не имеет отношения к хорошему зрению. То, что черника помогает улучшить симптомы какого-то глазного заболевания, или может быть профилактикой, всего лишь распространенный миф.

Очки или линзы? С какого возраста можно носить линзы и какие лучше?

Очки, несомненно, являются простым способом коррекции, они удобны и практичны. Мягкие контактные линзы (МКЛ) - альтернатива очковой коррекции. Сегодня у нас огромный выбор МКЛ, мы отдаем предпочтение линзам с коротким сроком ношения. Подбор линз обязательно нужно проводить в кабинете офтальмолога, выбор зависит от конкретного случая и цели, которой мы хотим добиться. Бывают клинические ситуации, когда назначают мягкие контактные линзы даже совсем маленьким детям – с 0 лет. Если у ребенка по каким-то причинам удалены структуры глаза (хрусталик или стекловидное тело). Это происходит при редких заболеваниях глаз: врожденной катаракте, ретинопатии недоношенных.

Передается ли плохое зрение по наследству?

Да, действительно, по наследству от родителей к детям могут передаваться близорукость, астигматизм. Самые частые причины близорукости - это наследственность, а также избыточная работа на близком расстоянии (планшеты, телефоны, чтение).

С какого расстояния можно смотреть телевизор? А книги? Там же мелкий шрифт.

Наш глаз устроен так, что вдаль мы смотрим без напряжения, а близкие предметы мы хорошо различаем за счет напряжения внутриглазных мышц. И длительное напряжение глаз в молодом возрасте может привести к развитию миопии (близорукости). Человеческий глаз любое расстояние более трех метров воспринимает как даль, и напряжения внутриглазных мышц не происходит. То есть если мы не будем «прилипать» к экранам телевизоров, компьютеров, планшетов, книжным страницам, то ничего плохого со зрением не случится. А если будем, то да, очень большая вероятность, что разовьется близорукость, которая будет прогрессировать. Оптимальное расстояние для просмотра ТВ - 3 метра и больше. Для чтения книг, при работе на планшете и смартфоне расстояние от глаз 30-40 см. Действительно мелкий шрифт встречается, как правило, только в специальной литературе. В обычных книгах для детей и школьников шрифт все же не такой мелкий - его вполне комфортно можно читать с расстояния 30-40 см.

Что больше всего влияет на зрение? Планшеты, телевизор правда так вредны?

Здесь я могу говорить только с точки зрения детского офтальмолога – возможный вред телевизора, планшетов, смартфонов и т.д. в прогрессировании близорукости не доказан. Поэтому офтальмолог не может решать, сколько проводить времени вашему ребенку с телефоном или планшетом, это родители решают сами. Но мы советуем: «Минимизируйте работу на близком расстоянии!». Главное – не смотреть в экран с близкого расстояния.

Кстати, правда ли смотреть в экран в движении (в машине или поезде), то есть при тряске, вреднее?

Само по себе движение и подергивание экрана не играет никакой отрицательной роли для зрения. Здесь опять же важно расстояние от экрана до глаз. Если близко, происходит напряжение внутриглазных мышц. Если экран на расстоянии 30-40 см, на зрение это никак не повлияет.

Как сохранить хорошее зрение ребенка?

Важен активный образ жизни, физические нагрузки;

Больше гулять. Исследования Американской академии офтальмологии доказали: длительные прогулки значительно снижают риск развития и прогрессирования близорукости;

Минимизировать работу на близком расстоянии.

Гаджеты трансформируют мир. На смену бумажным книгам приходят электронные, стационарные телефоны заменили смартфоны, дети не представляют досуга без планшета. Последний, кстати, заменяет собой телевизор, ноутбук для базовых задач и смартфон. Малыши увлекаются планшетом, взрослые читают с небольшого экрана новости и книги. Вредно ли читать с планшета, как сократить вред от постоянного использования яркого дисплея – узнайте в статье.

Вреден ли планшет для глаз

Несмотря на характеристики экрана, яркая подсветка дисплея вредит глазам при длительном использовании с нарушением правил безопасности. Даже качественные Full HD и Retina дисплеи напрягают зрение, заставляют мышцы глаз излишне напрягаться. Постоянное чтение с планшета приводит к следующим нарушениям:

  • Близорукость. Возникает вследствие недостаточного расстояния между глазами и воспринимаемым на экране изображением.
  • Спазм аккомодации. Ложная близорукость возникает при чрезмерном увлечении играми и книгами на экране планшета. Глаза постоянно пытаются уловить картинку на небольшом расстоянии, мышцы аккомодации напрягаются, случается так называемый спазм. Патология требует консультации офтальмолога и незамедлительного лечения.
  • Сухость глаз. Дискомфортное ощущение в глазах, «песок», возникают после чрезмерного напряжения глаз. Вы почувствуете боли при движении глаз, пересыхание роговицы и покраснение. Визуальные дефекты устраняются каплями, но постоянное перенапряжение увеличивает риск возникновения серьезных глазных патологий .

С планшета вредно читать детям. Глаза и зрение находятся на этапе развития. При неправильном положении экрана у малыша деформируется процесс восприятия окружающего света и самой картинки. Не уделив развитию зрения у ребенка надлежащего внимания, родители сталкиваются с близорукостью и дальнозоркостью, нарушениями роговицы и кристаллика.

Как снизить вред от чтения c планшета

Планшет не предназначен для чтения книг. Если планируете использовать гаджет для изучения новинок литературы, рекомендуем выбрать электронную книгу. Экран на электронных чернилах без подсветки, он напрягает глаза не больше, чем стандартные бумажные страницы книги. Если же альтернатива в виде книги с электронными чернилами невозможна, соблюдайте следующие правила, которые сохранят остроту зрения и здоровье глаз:

  • Соблюдайте «здоровое» расстояние между экраном и глазами. Читать рекомендуется на расстоянии в среднем 20 см от глаз.
  • Избегайте чтения в транспорте. Книги в метро и автобусах напрягают глаза благодаря постоянной вибрации и перепадам освещения.
  • Не читайте в темноте. Яркий контраст между освещением на экране и в окружающем помещении заставляют зрачок постоянно сужаться и расширяться, это существенно вредит глазам.
  • Ограничивайте время чтения. Офтальмологи не советуют увлечения «электронным» чтением. 1.5 часа ежедневного изучения литературы на экране планшета достаточно. Если учесть, что на работе вы проводите время у экрана монитора, чтение не должно быть продолжительным.

Регулируйте подсветку экрана, выбирайте качественные планшеты. Дорогие устройства – с повышенным количеством пикселей. Они менее вредны для глаз и не доставят дискомфорта при краткосрочном чтении.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows