Текстовый тип данных в c. Типы данных в языке си

Текстовый тип данных в c. Типы данных в языке си

Типы данных

Типы данных имеют особенное значение в C#, поскольку это строго типизированный язык. Это означает, что все операции подвергаются строгому контролю со стороны компилятора на соответствие типов, причем недопустимые операции не компилируются. Следовательно, строгий контроль типов позволяет исключить ошибки и повысить надежность программ. Для обеспечения контроля типов все переменные, выражения и значения должны принадлежать к определенному типу. Такого понятия, как "бестиповая" переменная, в данном языке программирования вообще не существует. Более того, тип значения определяет те операции, которые разрешается выполнять над ним. Операция, разрешенная для одного типа данных, может оказаться недопустимой для другого.

В C# имеются две общие категории встроенных типов данных: типы значений и ссылочные типы . Они отличаются по содержимому переменной. Концептуально разница между ними состоит в том, что тип значения (value type) хранит данные непосредственно, в то время как ссылочный тип (reference type) хранит ссылку на значение.

Эти типы сохраняются в разных местах памяти: типы значений сохраняются в области, известной как стек , а ссылочные типы - в области, называемой управляемой кучей .

Давайте разберем типы значений.

Целочисленные типы

В C# определены девять целочисленных типов: char, byte, sbyte, short, ushort, int, uint, long и ulong . Но тип char применяется, главным образом, для представления символов и поэтому рассматривается отдельно. Остальные восемь целочисленных типов предназначены для числовых расчетов. Ниже представлены их диапазон представления чисел и разрядность в битах:

Целочисленные типы C#
Тип Тип CTS Разрядность в битах Диапазон
byte System.Byte 8 0:255
sbyte System.SByte 8 -128:127
short System.Int16 16 -32768: 32767
ushort System.UInt16 16 0: 65535
int System.Int32 32 -2147483648: 2147483647
uint System.UInt32 32 0: 4294967295
long System.Int64 64 -9223372036854775808: 9223372036854775807
ulong System.UInt64 64 0: 18446744073709551615

Как следует из приведенной выше таблицы, в C# определены оба варианта различных целочисленных типов: со знаком и без знака. Целочисленные типы со знаком отличаются от аналогичных типов без знака способом интерпретации старшего разряда целого числа. Так, если в программе указано целочисленное значение со знаком, то компилятор C# сгенерирует код, в котором старший разряд целого числа используется в качестве флага знака. Число считается положительным, если флаг знака равен 0, и отрицательным, если он равен 1.

Отрицательные числа практически всегда представляются методом дополнения до двух, в соответствии с которым все двоичные разряды отрицательного числа сначала инвертируются, а затем к этому числу добавляется 1.

Вероятно, самым распространенным в программировании целочисленным типом является тип int . Переменные типа int нередко используются для управления циклами, индексирования массивов и математических расчетов общего назначения. Когда же требуется целочисленное значение с большим диапазоном представления чисел, чем у типа int, то для этой цели имеется целый ряд других целочисленных типов.

Так, если значение нужно сохранить без знака, то для него можно выбрать тип uint , для больших значений со знаком - тип long , а для больших значений без знака - тип ulong . В качестве примера ниже приведена программа, вычисляющая расстояние от Земли до Солнца в сантиметрах. Для хранения столь большого значения в ней используется переменная типа long:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { long result; const long km = 149800000; // расстояние в км. result = km * 1000 * 100; Console.WriteLine(result); Console.ReadLine(); } } }

Всем целочисленным переменным значения могут присваиваться в десятичной или шестнадцатеричной системе обозначений. В последнем случае требуется префикс 0x:

Long x = 0x12ab;

Если возникает какая-то неопределенность относительно того, имеет ли целое значение тип int, uint, long или ulong, то по умолчанию принимается int. Чтобы явно специфицировать, какой другой целочисленный тип должно иметь значение, к числу можно добавлять следующие символы:

Uint ui = 1234U; long l = 1234L; ulong ul = 1234UL;

U и L можно также указывать в нижнем регистре, хотя строчную L легко зрительно спутать с цифрой 1 (единица).

Типы с плавающей точкой

Типы с плавающей точкой позволяют представлять числа с дробной частью. В C# имеются две разновидности типов данных с плавающей точкой: float и double . Они представляют числовые значения с одинарной и двойной точностью соответственно. Так, разрядность типа float составляет 32 бита, что приближенно соответствует диапазону представления чисел от 5E-45 до 3,4E+38. А разрядность типа double составляет 64 бита, что приближенно соответствует диапазону представления чисел от 5E-324 до 1,7Е+308.

Тип данных float предназначен для меньших значений с плавающей точкой, для которых требуется меньшая точность. Тип данных double больше, чем float, и предлагает более высокую степень точности (15 разрядов).

Если нецелочисленное значение жестко кодируется в исходном тексте (например, 12.3), то обычно компилятор предполагает, что подразумевается значение типа double. Если значение необходимо специфицировать как float, потребуется добавить к нему символ F (или f):

Float f = 12.3F;

Десятичный тип данных

Для представления чисел с плавающей точкой высокой точности предусмотрен также десятичный тип decimal , который предназначен для применения в финансовых расчетах. Этот тип имеет разрядность 128 бит для представления числовых значений в пределах от 1Е-28 до 7,9Е+28. Вам, вероятно, известно, что для обычных арифметических вычислений с плавающей точкой характерны ошибки округления десятичных значений. Эти ошибки исключаются при использовании типа decimal, который позволяет представить числа с точностью до 28 (а иногда и 29) десятичных разрядов. Благодаря тому что этот тип данных способен представлять десятичные значения без ошибок округления, он особенно удобен для расчетов, связанных с финансами:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { // *** Расчет стоимости капиталовложения с *** // *** фиксированной нормой прибыли*** decimal money, percent; int i; const byte years = 15; money = 1000.0m; percent = 0.045m; for (i = 1; i

Результатом работы данной программы будет:

Символы

В C# символы представлены не 8-разрядным кодом, как во многих других языках программирования, например С++ , а 16-разрядным кодом, который называется юникодом (Unicode) . В юникоде набор символов представлен настолько широко, что он охватывает символы практически из всех естественных языков на свете. Если для многих естественных языков, в том числе английского, французского и немецкого, характерны относительно небольшие алфавиты, то в ряде других языков, например китайском, употребляются довольно обширные наборы символов, которые нельзя представить 8-разрядным кодом. Для преодоления этого ограничения в C# определен тип char , представляющий 16-разрядные значения без знака в пределах от 0 до 65 535. При этом стандартный набор символов в 8-разрядном коде ASCII является подмножеством юникода в пределах от 0 до 127. Следовательно, символы в коде ASCII по-прежнему остаются действительными в C#.

При написании программы на любом языке вам нужно использовать различные переменные для хранения различной информации. Переменные - это не что иное, как зарезервированные ячейки памяти для хранения значений. Это означает, что при создании переменной вы сохраняете некоторое пространство в памяти.

Вы можете хранить информацию различных типов данных, таких как символ, широкий символ, целое число, плавающая точка, двойная плавающая точка, логическое значение и т. Д. На основе типа данных переменной операционная система выделяет память и решает, что можно сохранить в зарезервированная память.

Примитивные встроенные типы

C ++ предлагает программисту богатый набор встроенных, а также пользовательских типов данных. В следующих таблицах перечислены семь основных типов данных C ++:

Type Keyword
Boolean bool
Character char
Integer int
Floating point float
Double floating point double
Valueless void
Wide character wchar_t

Некоторые из основных типов могут быть изменены с использованием одного или нескольких модификаторов этого типа:

  • signed
  • unsigned
  • short

В следующей таблице показан тип переменной, объем памяти, который требуется для хранения значения в памяти, и то, что является максимальным и минимальным значением, которое может быть сохранено в таких переменных.

Type Typical Bit Width Typical Range
char 1byte -127 to 127 or 0 to 255
unsigned char 1byte 0 to 255
signed char 1byte -127 to 127
int 4bytes -2147483648 to 2147483647
unsigned int 4bytes 0 to 4294967295
signed int 4bytes -2147483648 to 2147483647
short int 2bytes -32768 to 32767
unsigned short int Range 0 to 65,535
signed short int Range -32768 to 32767
long int 4bytes -2,147,483,648 to 2,147,483,647
signed long int 4bytes same as long int
unsigned long int 4bytes 0 to 4,294,967,295
float 4bytes +/- 3.4e +/- 38 (~7 digits)
double 8bytes
long double 8bytes +/- 1.7e +/- 308 (~15 digits)
wchar_t 2 or 4 bytes 1 wide character

Размер переменных может отличаться от размера, указанного в приведенной выше таблице, в зависимости от компилятора и компьютера, который вы используете. Ниже приведен пример, который даст правильный размер различных типов данных на вашем компьютере.

#include using namespace std; int main() { cout << "Size of char: " << sizeof(char) << endl; cout << "Size of int: " << sizeof(int) << endl; cout << "Size of short int: " << sizeof(short int) << endl; cout << "Size of long int: " << sizeof(long int) << endl; cout << "Size of float: " << sizeof(float) << endl; cout << "Size of double: " << sizeof(double) << endl; cout << "Size of wchar_t: " << sizeof(wchar_t) << endl; return 0; }

В этом примере используется endl , который вводит символ новой строки после каждой строки, а оператор << используется для передачи нескольких значений на экран. Мы также используем оператор sizeof () для получения размера различных типов данных.

Когда приведенный выше код компилируется и выполняется, он производит следующий результат, который может варьироваться от машины к машине:

Size of char: 1 Size of int: 4 Size of short int: 2 Size of long int: 4 Size of float: 4 Size of double: 8 Size of wchar_t: 4

Декларации typedef

Вы можете создать новое имя для существующего типа с помощью typedef . Ниже приведен простой синтаксис для определения нового типа с использованием typedef:

Typedef type newname;

Например, следующее говорит компилятору, что ногами является другое имя для int:

Typedef int feet;

Теперь следующая декларация совершенно легальна и создает целочисленную переменную, называемую расстоянием:

Feet distance;

Перечисленные типы

Перечислимый тип объявляет необязательное имя типа и набор из нуля или более идентификаторов, которые могут использоваться как значения типа. Каждый перечислитель является константой, тип которой является перечислением. Для создания перечисления требуется использование ключевого слова enum . Общий вид типа перечисления:

Enum enum-name { list of names } var-list;

Здесь enum-name - это имя типа перечисления. Список имен разделяется запятой. Например, следующий код определяет перечисление цветов, называемых цветами, и переменной c цвета типа. Наконец, c присваивается значение «blue».

Enum color { red, green, blue } c; c = blue;

По умолчанию значение первого имени равно 0, второе имя имеет значение 1, а третье - значение 2 и т. Д. Но вы можете указать имя, определенное значение, добавив инициализатор. Например, в следующем перечислении зеленый будет иметь значение 5.

Enum color { red, green = 5, blue };

Здесь blue будет иметь значение 6, потому что каждое имя будет больше, чем предыдущее.

Типом данных в программировании называют совокупность двух множеств: множество значений и множество операций, которые можно применять к ним. Например, к типу данных целых неотрицательных чисел, состоящего из конечного множества натуральных чисел, можно применить операции сложения (+), умножения (*), целочисленного деления (/), нахождения остатка (%) и вычитания (−).

Язык программирования, как правило, имеет набор примитивных типов данных - типы, предоставляемые языком программирования как базовая встроенная единица. В C++ такие типы создатель языка называет фундаментальными типами . Фундаментальными типами в C++ считаются:

  • логический (bool);
  • символьный (напр., char);
  • целый (напр., int);
  • с плавающей точкой (напр., float);
  • перечисления (определяется программистом);
  • void .

Поверх перечисленных строятся следующие типы:

  • указательные (напр., int*);
  • массивы (напр., char);
  • ссылочные (напр., double&);
  • другие структуры.

Перейдём к понятию литерала (напр., 1, 2.4F, 25e-4, ‘a’ и др.): литерал - запись в исходном коде программы, представляющаясобой фиксированное значение. Другими словами, литерал - это просто отображение объекта (значение) какого-либо типа в коде программы. В C++ есть возможность записи целочисленных значений, значений с плавающей точкой, символьных, булевых, строковых.

Литерал целого типа можно записать в:

  • 10-й системе счисления. Например, 1205 ;
  • 8-й системе счисления в формате 0 + число. Например, 0142 ;
  • 16-й системе счисления в формате 0x + число. Например, 0x2F .

24, 030, 0x18 - это всё записи одного и того же числа в разных системах счисления.
Для записи чисел с плавающей точкой используют запись через точку: 0.1, .5, 4. - либо в
экспоненциальной записи - 25e-100. Пробелов в такой записи быть не должно.

Имя, с которым мы можем связать записанные литералами значения, называют переменной. Переменная - это поименованная либо адресуемая иным способом область памяти, адрес которой можно использовать для доступа к данным. Эти данные записываются, переписываются и стираются в памяти определённым образом во время выполнения программы. Переменная позволяет в любой момент времени получить доступ к данным и при необходимости изменить их. Данные, которые можно получить по имени переменной, называют значением переменной.
Для того, чтобы использовать в программе переменную, её обязательно нужно объявить, а при необходимости можно определить (= инициализировать). Объявление переменной в тексте программы обязательно содержит 2 части: базовый тип и декларатор. Спецификатор и инициализатор являются необязательными частями:

Const int example = 3; // здесь const - спецификатор // int - базовый тип // example - имя переменной // = 3 - инициализатор.

Имя переменной является последовательностью символов из букв латинского алфавита (строчных и прописных), цифр и/или знака подчёркивания, однако первый символ цифрой быть не может . Имя переменной следует выбирать таким, чтобы всегда было легко догадаться о том, что она хранит, например, «monthPayment». В конспекте и на практиках мы будем использовать для правил записи переменных нотацию CamelCase. Имя переменной не может совпадать с зарезервированными в языке словами, примеры таких слов: if, while, function, goto, switch и др.

Декларатор кроме имени переменной может содержать дополнительные символы:

  • * - указатель; перед именем;
  • *const - константный указатель; перед именем;
  • & - ссылка; перед именем;
  • - массив; после имени;
  • () - функция; после имени.

Инициализатор позволяет определить для переменной её значение сразу после объявления. Инициализатор начинается с литерала равенства (=) и далее происходит процесс задания значения переменной. Вообще говоря, знак равенства в C++ обозначает операцию присваивания; с её помощью можно задавать и изменять значение переменной. Для разных типов он может быть разным.

Спецификатор задаёт дополнительные атрибуты, отличные от типа. Приведённый в примере спецификатор const позволяет запретить последующее изменение значение переменной. Такие неизменяемые переменные называют константными или константой.

Объявить константу без инициализации не получится по логичным причинам:

Const int EMPTY_CONST; // ошибка, не инициализована константная переменная const int EXAMPLE = 2; // константа со значением 2 EXAMPLE = 3; // ошибка, попытка присвоить значение константной переменной

Для именования констант принято использовать только прописные буквы, разделяя слова символом нижнего подчёркивания.

Основные типы данных в C++

Разбирая каждый тип, читатель не должен забывать об определении типа данных.

1. Целочисленный тип (char, short (int), int, long (int), long long)

Из названия легко понять, что множество значений состоит из целых чисел. Также множество значений каждого из перечисленных типов может быть знаковым (signed) или беззнаковым (unsigned). Количество элементов, содержащееся в множестве, зависит от размера памяти, которая используется для хранения значения этого типа. Например, для переменной типа char отводится 1 байт памяти, поэтому всего элементов будет:

  • 2 8N = 2 8 * 1 = 256, где N - размер памяти в байтах для хранения значения

В таком случае диапазоны доступных целых чисел следующие:

  • - для беззнакового char
  • [-128..127] - для знакового char

По умолчанию переменная целого типа считается знаковой. Чтобы указать в коде, что переменная должна быть беззнаковой, к базовому типу слева приписывают признак знаковости, т.е. unsigned:

Unsigned long values; // задаёт целый (длинный) беззнаковый тип.

Перечисленные типы отличаются только размерами памяти, которая требуется для хранения. Поскольку язык C++ достаточно машинно-зависимый стандарт языка лишь гарантирует выполнение следующего условия:

  • 1 = размер char ≤ размер short ≤ размер int ≤ размер long.

Обычно размеры типов следующие: char - 1, short - 2, int - 4, long -8, long long - 8 байт.

Со значениями целого типа можно совершать арифметические операции: +, -, *, /, %; операции сравнения: ==, !=, <=, <, >, >=; битовые операции: &, |, xor, <<, >>.
Большинство операций, таких как сложение, умножение, вычитание и операции сравнения, не вызывают проблем в понимании. Иногда, после выполнения арифметических операций, результат может оказаться за пределами диапазона значений; в этом случае программа выдаст ошибку.
Целочисленное деление (/) находит целую часть от деления одного целого числа, на другое. Например:

  • 6 / 4 = 1;
  • 2 / 5 = 0;
  • 8 / 2 = 4.

Символ процента (%) обозначает операцию определение остатка от деления двух целых чисел:

  • 6 % 4 = 2;
  • 10 % 3 = 1.

Более сложные для понимания операции - битовые: & (И), | (ИЛИ), xor (исключающее ИЛИ), << (побитовый сдвиг влево), >> (побитовый сдвиг вправо).

Битовые операции И, ИЛИ и XOR к каждому биту информации применяют соответствующую логическую операцию:

  • 1 10 = 01 2
  • 3 10 = 11 2
  • 1 10 & 3 10 = 01 2 & 11 2 = 01 2
  • 1 10 | 3 10 = 01 2 | 11 2 = 11 2
  • 1 10 xor 3 10 = 01 2 xor 11 2 = 10 2

В обработке изображения используют 3 канала для цвета: красный, синий и зелёный - плюс прозрачность, которые хранятся в переменной типа int, т.к. каждый канал имеет диапазон значений от 0 до 255. В 16-иричной системе счисления некоторое значение записывается следующим образом: 0x180013FF; тогда значение 18 16 соответствует красному каналу, 00 16 - синему, 13 16 - зелёному, FF - альфа-каналу (прозрачности). Чтобы выделить из такого целого числа определённый канал используют т.н. маску, где на интересующих нас позициях стоят F 16 или 1 2 . Т.е., чтобы выделить значение синего канала необходимо использовать маску, т.е. побитовое И:

Int blue_channel = 0x180013FF & 0x00FF0000;

После чего полученное значение сдвигается вправо на необходимое число бит.

Побитовый сдвиг смещает влево или вправо на столько двоичных разрядов числа, сколько указано в правой части операции. Например, число 39 для типа char в двоичном виде записывается в следующем виде: 00100111. Тогда:

Char binaryExample = 39; // 00100111 char result = binaryExample << 2; // сдвигаем 2 бита влево, результат: 10011100

Если переменная беззнакового типа, тогда результатом будет число 156, для знакового оно равно -100. Отметим, что для знаковых целых типов единица в старшем разряде битового представления - признак отрицательности числа. При этом значение, в двоичном виде состоящие из всех единиц соответствует -1; если же 1 только в старшем разряде, а в остальных разрядах - нули, тогда такое число имеет минимальное для конкретного типа значения: для char это -128.

2. Тип с плавающей точкой (float, double (float))

Множество значений типа с плавающей точкой является подмножеством вещественных чисел, но не каждое вещественное число представимо в двоичном виде, что приводит иногда к глупым ошибкам:

Float value = 0.2; value == 0.2; // ошибка, value здесь не будет равно 0.2.

Работая с переменными с плавающей точкой, программист не должен использовать операцию проверки на равенство или неравенство, вместо этого обычно используют проверку на попадание в определённый интервал:

Value - 0.2 < 1e-6; // ok, подбирать интервал тоже нужно осторожно

Помимо операций сравнения тип с плавающей точкой поддерживает 4 арифметические операции, которые полностью соответствуют математическим операциям с вещественными числами.

3. Булевый (логический) тип (bool)

Состоит всего из двух значений: true (правда) и false (ложь). Для работы с переменными данного типа используют логические операции: ! (НЕ), == (равенство), != (неравенство), && (логическое И), || (логическое ИЛИ). Результат каждой операции можно найти в соответствующей таблицы истинности. например:

X Y XOR 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 0

4. Символьный тип (char, wchar_t)

Тип char - не только целый тип (обычно, такой тип называют byte), но и символьный, хранящий номер символа из таблицы символом ASCII . Например код 0x41 соответствует символу ‘A’, а 0x71 - ‘t’.

Иногда возникает необходимость использования символов, которые не закреплены в таблицы ASCII и поэтому требует для хранения более 1-го байта. Для них существует широкий символ (wchar_t).

5.1. Массивы

Массивы позволяют хранить последовательный набор однотипных элементов. Массив хранится в памяти непрерывным блоком, поэтому нельзя объявить массив, не указав его размер . Чтобы объявить массив после имени переменной пишут квадратные скобки () с указанием его размера. Например:

Int myArray; // Массив из 5-и элементов целого типа

Для инициализации массива значения перечисляют в фигурных скобках. Инициализировать таким образом можно только во время объявления переменной. Кстати, в этом случае необязательно указывать размер массива:

Int odds = {1, 3, 7, 9, 11}; // Массив инициализируется 5-ю значениями

Для доступа к определённому значению в массиве (элемента массива) используют операцию доступа по индексу () с указанием номера элемента (номера начинаются с 0). Например:

Odds; // доступ к первому элементу массива. Вернёт значение 1 odds; // доступ к третьему элементу. Вернёт значение 7 odds = 13; // 5-му элементу массива присваиваем новое значение odds; // ошибка доступа

5.3. Строки

Для записи строки программисты используют идею, что строка - последовательный ряд (массив) символов. Для идентификации конца строки используют специальный символ конца строки: ‘\0’. Такие специальные символы, состоящие из обратного слэша и идентифицирующего символа, называют управляющими или escape-символами. Ещё существуют, например, ‘\n’ - начало новой строки, ‘\t’ - табуляция. Для записи в строке обратного слэша применяют экранирование - перед самим знаком ставят ещё один слэш: ‘\’. Экранирование также применяют для записи кавычек.

Создадим переменную строки:

Char textExample = {‘T’, ‘e’, ‘s’, ‘t’, ‘\0’}; // записана строка «Test»

Существует упрощённая запись инициализации строки:

Char textExample = “Test”; // Последний символ не пишется, но размер всё ещё 5

Не вдаваясь в подробности, приведём ещё один полезный тип данных - string. Строки
такого типа можно, например, складывать:

String hello = "Привет, "; string name = "Макс!"; string hello_name = hello + name; // Получится строка «Привет, Макс!»

6. Ссылка

Int a = 2; // переменная «a» указывает на значение 2 int &b = a; // переменная «b» указывает туда же, куда и «a» b = 4; // меняя значение b, программист меняет значение a. Теперь a = 4 int &c = 4; // ошибка, так делать нельзя, т.к. ссылка нельзя присвоить значение

7. Указатель

Чтобы разобраться с этим типом данных, необходимо запомнить, что множество значений этого типа - адреса ячеек памяти, откуда начинаются данные. Также указатель поддерживает операции сложения (+), вычитания (-) и разыменовывания (*).

Адреса 0x0 означает, что указатель пуст, т.е. не указывает ни на какие данные. Этот адрес имеет свой литерал - NULL:

Int *nullPtr = NULL; // пустой указатель

Сложение и вычитание адреса с целым числом или другим адресом позволяет
передвигаться по памяти, доступной программе.

Операция получения данных, начинающихся по адресу, хранящемуся в указателе, называется разыменовывания (*). Программа считывает необходимое количество ячеек памяти и возвращает значение, хранимое в памяти.

Int valueInMemory = 2; // задаём переменну целого типа int *somePtr = &valueIntMemory; // копируем адрес переменной, здесь & - возвращает адрес переменной somePtr; // адрес ячейки памяти, например, 0x2F *somePtr; // значение хранится в 4-х ячейках: 0x2F, 0x30, 0x31 и 0x32

Для указателей не доступна операция присваивания, которая синтаксически совпадает с операцией копирования. Другими словами, можно скопировать адрес другого указателя или адрес переменной, но определить значение адреса самому нельзя.

Сам указатель хранится в памяти, как и значения переменных других типов, и занимает 4 байта, поэтому можно создать указатель на указатель.

8. Перечисления

Перечисления единственный базовый тип, задаваемый программистом. По большому счёту перечисление - упорядоченный набор именованных целочисленных констант, при этом имя перечисления будет базовым типом.

Enum color {RED, BLUE, GREEN};

По умолчанию, RED = 0, BLUE = 1, GREEN = 2. Поэтому значения можно сравнивать между собой, т.е. RED < BLUE < GREEN. Программист при объявлении перечисления может самостоятельно задать значения каждой из констант:

Enum access {READ = 1, WRITE = 2, EXEC = 4};

Часто удобно использовать перечисления, значения которых являются степенью двойки, т.к. в двоичном представлении число, являющееся степенью 2-и, будет состоять из 1-й единицы и нулей. Например:

8 10 = 00001000 2

Результат сложения этих чисел между собой всегда однозначно указывает на то, какие числа складывались:

37 10 = 00100101 2 = 00000001 2 + 00000100 2 + 00100000 2 = 1 10 + 4 10 + 32 10

Void

Синтаксически тип void относится к фундаментальным типам, но использовать его можно лишь как часть более сложных типов, т.к. объектов типа void не существует. Как правило, этот тип используется для информирования о том, что у функции нет возвращаемого значения либо в качестве базового типа указателя на объекты неопределённых типов:

Void object; // ошибка, не существует объектов типа void void &reference; // ошибка, не существует ссылов на void void *ptr; // ok, храним указатель на неизвестный тип

Часто мы будем использовать void именно для обозначения того, что функция не возвращает никакого значения. С указателем типа void работают, когда программист берёт полностью на себя заботу о целостности памяти и правильном приведении типа.

Приведение типов

Часто бывает необходимо привести значение переменной одного типа к другому. В случае, когда множество значений исходного типа является подмножеством большего типа (например, int является подмножеством long, а long - double), компилятор способен неявно (implicitly ) изменить тип значения.

Int integer = 2; float floating = integer; // floating = 2.0

Обратное приведение типа будет выполнено с потерей информации, так от числа с плавающей точкой останется только целая часть, дробная будет потеряна.

Существует возможность явного (explicitly) преобразования типов, для этого слева от переменной или какого-либо значения исходного типа в круглых скобках пишут тип, к которому будет произведено приведение:

Int value = (int) 2.5;

Унарные и бинарные операции

Те операции, которые мы выполняли ранее, называют бинарными: слева и справа от символа операции находятся значения или переменные, например, 2 + 3. В языках программирования помимо бинарных операций также используют унарные операции, которые применяются к переменным. Они могу находится как слева, так и справа от переменной, несколько таких операций встречались ранее - операция разыменовывания (*) и взятие адреса переменной (&) являются унарными. Операторы «++» и «—» увеличивают и уменьшают значение целочисленной переменной на 1 соответственно, причём могу писаться либо слева, либо справа от переменной.

В C++ также применяется сокращённая запись бинарных операций на тот случай, когда в левой и правой частях выражения находится одна и та же переменная, т.е. выполняется какая-либо операция со значением переменной и результат операции заносится в ту же переменную:

A += 2; // то же самое, что и a = a + 2; b /= 5; // то же самое, что и b = b / 5; c &= 3; // то же самое, что и c = c & 3;

Ответ:
  1. Целочисельные типы данных:

short int , unsigned short int , int , unsigned int , long , unsigned long .

  1. Типы данных с плавающей запятой (соответствуют вещественным типам):

float , double , long double .

  1. Символьный тип данных:

char (signed char ), unsigned char, wchar_t .

  1. Логический тип данных:

bool .

  1. Перечислимый тип данных (введен в Visual C++ ):

enum .

2. Какие особенности использования целочисленных типов данных?

В C++ основные целочисленные типы данных: short int , unsigned short int , int , unsigned int , long (long int ), unsigned long (unsigned long int ).

Эти типы данных представляют значения из множества целых чисел. Например:

2 -100 398

Типы данных, которые начинаются из приставки unsigned , могут содержать только положительные числа.

Данные типа short int , unsigned short int занимают в два раза меньше места в памяти чем данные типа int , unsigned int .

Данные типа long , unsigned long занимают в два раза больше места в памяти чем данные типа int , unsigned int .

3. Как в программе описать переменную с именем x целого типа?

Ответ:
int x; // целое со знаком

В результате под переменную x будет выделено место в памяти размером 4 байта. Размер памяти, которая выделяется под переменную зависит от характеристик компьютера, типа операционной системы и настроек компилятора.

4. Как в переменную целого типа записать число 239?

Для этого используется оператор присваивания, который обозначается символом ‘= ‘.

Ответ 1. Внесение числа в переменную после ее описания.

int x; x = 239;

Ответ 2. Внесение числа в переменную во время ее описания (начальная инициализация).

int x = 239;

5. Какие особенности типов данных с плавающей запятой?

Типы данных с плавающей запятой разрешают представлять значения из множества вещественных чисел. Например:

8.35 -990.399 239.0.

В C++ есть следующие базовые типы данных с плавающей запятой:

float , double , long double .

Переменная типа double занимает в 2 раза больше места в памяти компьютера чем переменная типа float .

Так же переменная типа long double занимает в 2 раза больше места в памяти компьютера, чем переменная типа double .

6. Как описать переменную, которая принимает значение с плавающей запятой?

Пример описания переменных типа float , double , long double :

float f; double d; long double ld;

7. Как в переменную с плавающей запятой записать числовые значения?

Пример внесения числовых данных в переменные типы с плавающей запятой:

float f = -9928.45; // начальная инициализация double d; long double ld; d = 0.445332; // оператор присваивания ld = 3892923898239.030903; // оператор присваивания

8. Как перевести переменную типа float в тип int ?

Для этого используется операция приведения типов. В скобках нужно указать название типа к которому происходит приведение.

float a; int b; a = 8.457; b = (int ) a; // b = 8

При использовании операций приведения типов, нужно учитывать ограничения, которые накладываются на типы, которые занимают меньше места в памяти компьютера.

Например, переменная типа short int может представлять меньший диапазон чисел, чем переменные типов float , double . В следующему листинге происходит переполнение значения в переменной типа short int :

short int i; float f; f = 3990099.8; i = (int )f; // i = -7597 - переполнение

9. Как перевести переменную из типа int в тип double ?

Пример приведения с int в double :

int i; double d; i = 982; d = (double )i; // d = 982.0

10. Какие особенности использования данных типа char (символьных данных) в программе?

Данные типа char представляют символьное значение кода, введенного с клавиатуры. Код символа есть целое число.

Например, код символа ‘f’ равен значению 102 .

Фрагмент кода, в котором вычисляется код символа:

int code; char symbol; symbol = "f" ; code = (int )symbol; // code = 102

Данные типа char есть теми же целыми числами. Данные типа char занимают в памяти компьютера 1 байт.

Соотношение «символ-код» размещается в таблице символов Windows. Символы с кодами от 0 до 127 – это зарезервированные символы BIOS. Они включают наиболее употребляемые символы, символы цифр, символы латинской азбуки. Эти символы изменить нельзя.

Символы с кодами от 128 до 255 – это региональные символы, которые привязанные к конкретной азбуке того компьютера на котором установленная операционная система Windows.

11. Какие особенности использования данных типа bool (логический тип)?

Переменные типа bool могут принимать только два значения:

true – истина,

false – ложь.

Эти переменные используются для проверки логических выражений. Числовое значение true равно 1 . Числовое значение false равно 0 .

Фрагмент кода, который определяет числовые значения true и false :

int result; bool b; result = (int )true ; // result = 1 b = false ; result = (int )b; // result = 0

Фрагмент кода, который превращает типы int и float в bool :

int i; float f; bool b; i = 6; b = (bool )i; // b = True f = 0.0; b = (bool )f; // b = False

12. Как определить размер памяти, который занимает переменная данного типа?

Для этого используется операция sizeof() .

Фрагмент кода, который определяет размер некоторых типов данных:

int d; d = sizeof (char ); // d = 1 d = sizeof (unsigned int ); // d = 4 d = sizeof (float ); // d = 4 d = sizeof (double ); // d = 8

13. Каким образом осуществляется инициализация переменных разных типов?

int d = 28; float z = (float )2.85; char c = "k" ; String ^s = "Hello!" ; double r = -8.559;

14. Каким образом определить максимально допустимое (минимально допустимое) значение переменной определенного типа?

Чтобы определить максимально допустимое или минимально допустимое значение переменной некоторого типа в библиотеке .NET Framework используются свойства MaxValue и MinValue .

Примеры определения предельных значений переменных разных типов.

Для переменных типа int :

// тип int int i; long MaxInt; long MinInt; MaxInt = (long )i.MaxValue; // MaxInt = 2147483647 MinInt = (long )i.MinValue; // MinInt = -2147483648

Для переменных типа short int :

// тип short int short int si; int MaxInt; int MinInt; MaxInt = (int )si.MaxValue; // MaxInt = 32767 MinInt = (int )si.MinValue; // MinInt = -32768

Для переменных типа unsigned int :

// тип unsigned int unsigned int ui; unsigned int MaxInt; unsigned int MinInt; MaxInt = ui.MaxValue; // MaxInt = 4294967295 MinInt = ui.MinValue; // MinInt = 0

Для переменных типа float :

// тип float float f; float MaxF; float MinF; MaxF = f.MaxValue; // MaxF = 3.402823E+38 MinF = f.MinValue; // MinF = -3.402823E+38

Для переменных типа double :

// тип double double d; double MaxD; double MinD; Max = d.MaxValue; // Max = 1.79769313486232E+308 Min = d.MinValue; // Min = -1.79769313486232E+308

Для переменных типа char :

// тип char char c; int MaxC; int MinC; Max = (int )c.MaxValue; // Max = 127 Min = (int )c.MinValue; // Min = -128

15. Какие особенности использования типа enum ?

Тип enum – это перечислительный тип данных. В нем задаются мнемонические значения для множеств целых значений. Каждое мнемоническое значение имеет определенное содержание и представляется целым числом.

Пример использования типа enum для обозначения месяцев года:

enum months { January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December } mn; mn = January; // mn = 0 mn = March; // mn = 2 mn = September; // mn = 8

В приведенном примере описывается переменная с именем mn типа enum months . Мнемонические значения месяцев (January , February , …) начинаются с 0 (0 , 1 , 2 , …). Мнемоническому значению January соответствует целое значение 0 , мнемоническому значению February соответствует целое значение 1 , и т.д.

Итак, с помощью типа enum , в тексте программы можно использовать мнемонические обозначения для лучшей наглядности исходного кода.

Можно написать и так:

mn = (enum months)2; // mn = March mn = (enum months)11; // mn = December

16. Какие особенности применения типа void в программах на C ++ ?

Тип данных void используется в следующих случаях:

  • если нужно описать функцию, которая не возвращает никакого значения (см. пример);
  • если нужно описать функцию, которая не получает параметров (см. пример).

Пример . Функция MyFun() без параметров, которая не возвращает никакого значения (возвращает тип void ) и не получает параметров.

public : void MyFun(void ) { // тело функции // ... return; // возврат из функции, которая не возвращает значения } // вызов функции из программы ... MyFun(); ...

17. Можно ли объявлять переменную типа void в программе?

Нельзя, так как тип void не связан со значением.

Объявление переменной типа void приводит к ошибке компиляции с выводом сообщения:

"Illegal use of type void "

18. Какие особенности применения типа wchar _ t в Visual C ++ ?

Переменные типа char (смотрите предыдущие пункты) используются для сохранения 8-разрядных ASCII -символов.

Тип wchar_t используется для сохранения символов, которые входят в состав больших символьных наборов. Например, в китайской азбуке есть огромное количество символов. 8 разрядов недостаточно, чтобы представить весь набор символов китайской азбуки. Поэтому, если нужно использовать программу на международном рынке, целесообразно заменить тип char на wchar_t .

Пример использования типа wchar_t .

... wchar_t t; // для переменной t выделяется 2 байта памяти t = "s"; ...

Тип данных определяет множество значений, набор операций, которые можно применять к таким значениям и способ реализации хранения значений и выполнения операций.

Процесс проверки и накладывания ограничений на типы используемых данных называется контролем типов или типизацией программных данных . Различают следующие виды типизации:

  • Статическая типизация - контроль типов осуществляется при компиляции.
  • Динамическая типизация - контроль типов осуществляется во время выполнения.

Язык Си поддерживает статическую типизацию, и типы всех используемых в программе данных должны быть указаны перед ее компиляцией.

Различают простые, составные и прочие типы данных.

Простые данные

Простые данные можно разделить на

  • целочисленные,
  • вещественные,
  • символьные
  • логические.

Составные (сложные) данные

  • Массив — индексированный набор элементов одного типа.
  • Строковый тип — массив, хранящий строку символов.
  • Структура — набор различных элементов (полей записи), хранимый как единое целое и предусматривающий доступ к отдельным полям структуры.

Другие типы данных

  • Указатель — хранит адрес в памяти компьютера, указывающий на какую-либо информацию, как правило - указатель на переменную.

Программа, написанная на языке Си, оперирует с данными различных типов. Все данные имеют имя и тип. Обращение к данным в программе осуществляется по их именам (идентификаторам).

Идентификатор - это последовательность, содержащая не более 32 символов, среди которых могут быть любые буквы латинского алфавита a — z, A — Z, цифры 0 — 9 и знак подчеркивания (_). Первый символ идентификатора не должен быть цифрой.

Несмотря на то, что допускается имя, имеющее до 32 символов, определяющее значение имеют только первые 8 символов. Помимо имени, все данные имеют тип. Указание типа необходимо для того, чтобы было известно, сколько места в оперативной памяти будет занимать данный объект.

Компилятор языка Си придерживается строгого соответствия прописных и строчных букв в именах идентификаторов и лексем.

Целочисленные данные

Целочисленные данные могут быть представлены в знаковой и беззнаковой форме.

Беззнаковые целые числа представляются в виде последовательности битов в диапазоне от 0 до 2 n -1, где n-количество занимаемых битов.

Знаковые целые числа представляются в диапазоне -2 n-1 …+2 n-1 -1. При этом старший бит данного отводится под знак числа (0 соответствует положительному числу, 1 – отрицательному).

Основные типы и размеры целочисленных данных:

Вещественные данные

Вещественный тип предназначен для представления действительных чисел. Вещественные числа представляются в разрядной сетке машины в нормированной форме.

Нормированная форма числа предполагает наличие одной значащей цифры (не 0) до разделения целой и дробной части. Такое представление умножается на основание системы счисления в соответствующей степени. Например, число 12345,678 в нормированной форме можно представить как

12345,678 = 1,2345678·10 4

Число 0,009876 в нормированной форме можно представить как

0,009876 = 9,876·10 -3

В двоичной системе счисления значащий разряд, стоящий перед разделителем целой и дробной части, может быть равен только 1. В случае если число нельзя представить в нормированной форме (например, число 0), значащий разряд перед разделителем целой и дробной части равен 0.

Значащие разряды числа, стоящие в нормированной форме после разделителя целой и дробной части, называются мантиссой числа .

В общем случае вещественное число в разрядной сетке вычислительной машины можно представить в виде 4 полей.

  • знак — бит, определяющий знак вещественного числа (0 для положительных чисел, 1 — для отрицательных).
  • степень — определяет степень 2, на которую требуется умножить число в нормированной форме. Поскольку степень 2 для числа в нормированной форме может быть как положительной, так и отрицательной, нулевой степени 2 в представлении вещественного числа соответствует величина сдвига, которая определяется как

    где n — количество разрядов, отводимых для представления степени числа.

  • целое — бит, который для нормированных чисел всегда равен 1, поэтому в некоторых представлениях типов этот бит опущен и принимается равным 1.
  • мантисса — значащие разряды представления числа, стоящие после разделителя целой и дробной части в нормированной форме.

Различают три основных типа представления вещественных чисел в языке Си:

Как видно из таблицы, бит целое у типов float и double отсутствует. При этом диапазон представления вещественного числа состоит из двух диапазонов, расположенных симметрично относительно нуля. Например, диапазон представления чисел типа float можно представить в виде:

Пример : представить число -178,125 в 32-разрядной сетке (тип float ).

Для представления числа в двоичной системе счисления преобразуем отдельно целую и дробную части:

178 10 = 10110010 2 .

0,125 10 = 0,001 2 .

178,125 10 = 10110010,001 2 =1,0110010001·2 111

Для преобразования в нормированную форму осуществляется сдвиг на 7 разрядов влево).

Для определения степени числа применяем сдвиг:

0111111+00000111 = 10000110 .

Таким образом, число -178,125 представится в разрядной сетке как

Символьный тип

Символьный тип хранит код символа и используется для отображения символов в различных кодировках. Символьные данные задаются в кодах и по сути представляют собой целочисленные значения. Для хранения кодов символов в языке Си используется тип char .

Логический тип

Логический тип имеет применяется в логических операциях, используется при алгоритмических проверках условий и в циклах и имеет два значения:

  • истина — true
  • ложь — — false

В программе должно быть дано объявление всех используемых данных с указанием их имени и типа. Описание данных должно предшествовать их использованию в программе.

Пример объявления объектов

int n; // Переменная n целого типа
double a; // Переменная a вещественного типа двойной точности



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows