Какой он, успешный лидер? Известные лидеры

Какой он, успешный лидер? Известные лидеры

В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?

Лидер и лидерство

Что такое лидерство? Лидер - человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство - совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.

Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.

Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас - это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.

Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:

  1. Врожденные индивидуальные черты.
  2. Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
  3. Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.

Быть лидером - это не должность, а характер.

Черты настоящего лидера

Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

  1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу - воля. Умение сознательно , формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
  • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате - эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
  • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
  • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
  • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
  • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
  1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.

  1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
  • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
  • . Способность правильно и точно выражать свои мысли.
  • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
  • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
  • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.

  1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
  • Вера и страсть.
  • Позитивные установки.
  • Энергичность.
  • Умение слушать.
  • Справедливость и строгость.
  • Умение наказывать и поощрять.
  • Гибкость поведения.
  • Щедрость.
  • Чувство юмора.
  • Красноречие. Дар убеждения.
  • Умение ценить людей.
  1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и , чтобы устранять проблемы и находить решения.
  2. Готовность к риску. Неразрывно и умением аналитически мыслить.
  3. Надежность и последовательность.
  4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
  5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель - наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

Как пробудить в себе лидера?

Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

  1. Сформировать способности к .
  • Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
  • Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.

  1. Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
  • Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное - и организовать людей.
  • Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер - это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
  • Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
  • Тренируйте самообладание.
  1. Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
  • Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
  • Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
  • Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
  • не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от .
  • Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
  • Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.

  1. Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
  • Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
  • Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом - неделю.
  • «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
  • Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром - владеть информацией.
  • Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
  • Записывайте достижения.

Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность - это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

Внешние проявления лидерских качеств

Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:

  • Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
  • Окружают себя людьми.
  • Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
  • Направляют беседу при общении.
  • Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
  • Достаточно вежливы и тактичны.
  • В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
  • Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
  • Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
  • Сразу схватывают суть проблемы.

Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.

Женщина-лидер

Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

  • Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
  • Учиться строить долгосрочные перспективы.
  • Четко и конкретно формулировать мысли.
  • Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
  • Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
  • Воспринимать критику адекватно.
  • Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.

Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими - стать настоящим лидером вряд ли поможет.

Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером - не только награда, но и тяжелая ноша.

При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, в последние годы многие ученые пришли к выводу, что лидеры действительно отличаются от других людей в нескольких важных отношениях .

Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения . Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации . В отличие от собственно управления, этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник – подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер – последователь".

Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления , Чередниченко И.П. с соавторами перечисляет наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности: 1) личностные черты лидера; 2) представления лидера о себе самом; 3) потребности и мотивы, влияющие на поведение; 4) система важнейших убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) стиль межличностных отношений; 7) устойчивость к стрессу.

1. На успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера, по мнению Чередниченко И. П. с соавторами, является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу. Авторы выделяют наиболее характерные черты мышления, присущие лидерам: гибкость, продуктивность, скорость и аналитичность мышления. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность.Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Необходимость скорости мышления объясняется тем, что тугодум в силу естественного отбора не может стать лидером. А если у лидера нет склонности к анализу ситуации, то он долго не сохранит свои властные позиции.

2. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

3. Лидер , как и каждый человек, имеет большой набор потребностей , каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

4. Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из-за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих-то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.

5. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется: а) подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; б) характеристиками мышления - здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности; г) предпочтением определенной величины риска; д) когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.

6. Стиль межличностных отношений . Личностные черты, имеющиеся в руководителе, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад его характера, определяет то поведение, которое он позволяем себе по отношению к другим людям. Братченко С.Л. различает 6 видов направленности в общении, которые и могут определять стиль межличностных у отношений в управленческой деятельности: 1) ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии; 2) ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе; 3) ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, стремление "вычислить" собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью; 4) добровольная "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, безразличие к пониманию себя с его стороны; 5) готовность "подстроиться" под собеседника, подчинение силе авторитета, уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым; 6) доминирование ориентации на "сугубо деловые" вопросы, "уход" от общения как такового .

7. Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.

Бэрон Р.С., с соавторами , рассматривая проблему ключевых черт лидеров, пишут, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость – желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; самоуверенность; креативность; мотивация лидерства – желание руководить и иметь власть над другими людьми (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики лидеров по Бэрону Р.С. с соавт.

Описание

Напористость

Желание успеха; амбиции; большая энергия; упорство; инициатива

Честность и прямота

Заслуживают доверия; надежность; открытость

Мотивация лидерства

Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей

Самоуверенность

Вера в собственные способности

Умственные способности

Ум; способность объединять и интерпретировать большое количество информации

Креативность

Оригинальность

Приспособляемость

Способность адаптироваться к нуждам своих подчиненных и к изменяющимся требованиям ситуации

Компетентность

Знание деятельности группы; знание соответствующих технических вопросов

Однако наиболее важной характеристикой лидера, как полагают авторы, является высокий уровень приспособляемости: способность осознавать, какие действия или подходы требуются в данной ситуации, и затем действовать соответственно им. Подчеркивается, что успешные лидеры в большей степени, чем другие люди, демонстрируют черты характера, приведенные в этом списке.

Рассматривая вопрос эффективного лидерства , Чалдини Р. с соавторами , отмечая, что лидеры действуют эффективно, если приспосабливают свой стиль к потребностям группы, обращают особое внимание на то, что есть некоторые лидеры, которые эффективны не потому, что изменяются сами, а вследствие того, что способны преобразовывать группу и вдохновлять ее на выполнение своих собственных целей. На основании ряда исследований психологи сделали вывод, что лидеры, способные не только вызывать одобрение своих подчиненных, но и добиваться высокой продуктивности, обладают определенными характеристиками. Людей, обладающих несколькими такими характеристиками, исследователи назвали трансформирующими (харизматическими) лидерами. Они формируют стремления и Я-концепции последователей, так что успех всей группы становится и личным успехом последователей, а цель лидера становится их собственной целью. Такие лидеры интеллектуально стимулируют своих последователей, позволяют им испытать свои жизненные позиции и ценности, убеждают последователей, что те лично играют значительные роли и вносят важный вклад в общее дело. Авторами перечисляются конкретные характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение по Чалдини Р. с соавт.

Характеристика

Соответствующее поведение

Идеализированное влияние, или
«харизма»

Передает чувство «совместной миссии» последователям

Демонстрирует преданность своим последователям

Апеллирует к надеждам и желаниям последователей

Желает пожертвовать своими личными целями ради блага группы

Интеллектуальная стимуляция

Формирует открытость к новым способам мышления

Создает «большую картину», включающую разные взгляды на проблему

Желает принимать в расчет идеи, даже на первый взгляд «глупые»

Воодушевляющая мотивация

Убеждает последователей, что они обладают способностями выполнить больше, чем они сначала считали возможным

Подает остальным пример, к которому надо стремиться Представляет оптимистический взгляд на будущее

Индивидуализированный подход

Признает силы и слабости отдельного человека

Открыто интересуется благополучием других людей

Поддерживает усилия других, направленные на улучшение работы

Описывая ключевые черты харизматического лидера, Столяренко Л.Д. обращает внимание прежде всего то, что его индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, но лидер демонстрирует личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Во-вторых, харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер - подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. В-третьих, харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива, для общества в целом – благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т.д. Четвертое: харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. В-пятых, в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация - реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

Опровергая предположение о том, что природа трансформационного лидерства основана на определенных чертах характера, Р.С. Бэрон с соавторами утверждают, что оно в большей степени основывается на определенном типе реакций со стороны последователей. Такие реакции включают: 1) высокий уровень приверженности, преданности и уважения к лидеру; 2) увлеченность лидером и его идеями; 3) желание последователей принести в жертву свои личные интересы ради более значительной общей цели и 4) более высокий, по сравнению с обычным, уровень активности. Таким образом, делают вывод авторы, трансформационное, или харизматическое, лидерство подразумевает особый тип взаимоотношений "лидер – последователи", при котором лидер может "заставить обычных людей делать экстраординарные вещи перед лицом несчастья" .

Наиболее эффективные лидеры, по мнению Мескона М.Х. с соавт. способны нести ответственность за свое поведение, желают достичь поставленной цели, а также имеют образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую надо исполнить.

Адлер Ю.П., и Липкина В.В. также выделяют особую роль, которая имеет ответственность лидера и, кроме нее, – системное мышление и ценностный базис. "Ответственность – это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, – подчеркивают авторы. – Даже в тех случаях, когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность".

Системное мышление позволяет создать общее видение организации, адекватно оценить ситуацию, корректно осуществить постановку задачи. Только при системном подходе процесс может стать большим, чем сумма его элементов. Основной принцип системного мышления состоит в том, что любой процесс, объект или явление рассматривается как система.

Определяющим фактором при признании лидера группой являются ценности. При этом играет роль не только система ценностей группы, но и система ценностей организации и общества . В ходе исследований Далгаарда определились и основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество .

Мелиссой Х. были выделены четырнадцать ключевых черт глобальных лидеров: 1) мыслит глобальными категориями; 2) предвидит потенциальные возможности; 3) создает общее видение будущего; 4) способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия; 5) ценит в людях различия; 6) развивает командный подход к работе, чувство партнерства; 7) приветствует перемены; 8) демонстрирует знание технологий; 9) поощряет конструктивный вызов; 10) обеспечивает удовлетворение клиентов; 11) достигает успехов в соревновании с конкурентами; 12) демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции; 13) проявляет готовность к коллективному руководству; 14) действует в соответствии с провозглашенными ценностями .

Питер Сенге в своей книги "Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации" отмечает, что большинство выдающихся лидеров, с которыми ему случилось работать, "отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. Таких людей отличает "умение формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывали с ними собственное поведение" . В разработанной Сенге П. программе развития лидерских качеств автор акцентирует "индивидуальные дисциплины" – системное мышление, работу с интеллектуальными моделями и личное совершенствование. Эти дисциплины охватывают жизненно важные для лидерства умения: концептуализацию, общение и творческий подход. В свою очередь, природное лидерство, по мнению Сенге, не сводится к набору умений или знаний: люди в конечном итоге следуют за теми, кто во что-то верит и при этом способен достигать адекватных результатов. Иначе говоря, природным лидером становится тот, кто способен учиться .

Лидерство – это постоянная, напряженная деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане. В связи с этим А.М. Первитская разграничивает лидерскую деятельность на актуальную и потенциальную. Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и (или) на свою собственную, актуальная лидерская деятельностьопределяется как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность– это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы. Рассматривая специфику лидерства как роли, автор подчеркивает, что эту роль лидеру не только "дают", но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту.

Таким образом, психологическую готовность к лидерству можно рассматривать как возможность мобилизации лидерского потенциала, который предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.

Главными референтами (признаками) лидерства являются:

Высокий уровень активности и инициативности человека при решении группой совместных задач;

Большая информированность о решаемой задаче, членах группы, о ситуации в целом;

В значительной степени выраженная способность воздействовать на других людей;

Большее соответствие поведения мнениям, ценностям, принятым в данной группе;

Более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.

К числу наиболее часто упоминаемых личностных черт относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Остановимся несколько подробнее на каждой из перечисленных черт.

Доминантность в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Речь идет о доминантности как стремлении руководителя влиять на других людей. При этом необходимо постоянно помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. В противном случае стремление руководителя доминировать останется не более чем дежурной претензией на власть.

Следующей личностной чертой называется уверенность в себе . В трудной ситуации на такого человека можно положиться: он поддержит и защитит. Такой руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя достаточно спокойно и уверенно.

Остановимся на двух родственных личностных чертах – эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости . Эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Но ведь руководитель живой человек. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их в публичной рабочей обстановке способны обернуться рядом неприятных для личности последствий – неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями. Поэтому заслуживает внимание момент, связанный с поиском руководителем средств эмоциональной разрядки. Средства разрядки следует искать в структуре досуга личности, формы которого чрезвычайно многообразны.

С эмоциональной уравновешенностью довольно тесно соседствует стрессоустойчивость личности. Стресс представляет собой перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения цели. Вся сложность стресса состоит в том, что уровень напряжения, который благоприятен для эффективной жизнедеятельности одних из нас, совершенно непереносим другими. Разным людям требуются для счастья различные степени стресса.

Еще одна черта личности – креативность. В переводе означает – «способность к творческому решению задач». Способность руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, поддерживать их начинания.

Следующие две личностные характеристики – стремление к достижению и предприимчивость. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску.

В стремлении к достижению отражена фундаментальная человеческая потребность к достижению цели. Таким людям наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Они ставят перед собой достаточно умеренные цели, старясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем. Люди, имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием. Возможно, поэтому они великолепно чувствуют себя в деловой жизни: ведь она постоянно создает ситуации с четкой информацией о достижении успеха.

Теперь относительно еще двух довольно родственных личностных характеристик – ответственности и надежности в выполнении задания.

Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности. Между тем когда-то в России ответственность и надежность были визитными карточками предпринимателей. Под честное слово заключались немалые сделки, и не дай-то Бог, было нарушить взятое обязательство: провинившегося ждали большие неприятности, прежде всего финансовые, с ним просто переставали иметь дело.

Несомненно, важной личностной чертой, обеспечивающей успешность действий в различных сферах жизни, в том числе и при принятии решений, является независимость. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это свойство в подчиненных. Выдающиеся предприниматели нередко поощряют инакомыслие в своих компаниях, если оно служит социальному и экономическому здоровью последних.

И, наконец, последняя рассматриваемая здесь личностная черта – общительность . Нет особой необходимости доказывать, сколь важная она в любой деятельности.

Хотелось бы особенно отметить такое личное качество лидера, как харизма (Приложение 19). Харизматическое влияние личности построено на силе личных качеств или способностей лидера. Оно определяется влечением другим людей к лидеру. Харизматическое влияние – целиком личное. Вот некоторые характеристики харизматической личности:

- Обмен энергией . Создается впечатление, что эта личность излучает энергию и заряжает ею окружающих людей;

- Внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;

- Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению не полагается на других;

- Хорошие риторические способности. У него есть умение говорить и способность к межличностному общению.

- Восприятие восхищения своей личностью. Он чувствует себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие;

- Достойная и уверенная манера держаться . Он выглядит собранным и владеющим ситуацией.

Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть.

Мы рассмотрели ряд важных личностных черт. Разумеется, с готовым набором этих черт человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав, как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни.

Главное состоит в том, чтобы у человека было желание самосовершенствоваться, отчетливое понимание необходимости ежедневно и ежечасно строить свою личность.

Но двумя представленными выше ролями (формального и неформального) структура лидерства не исчерпывается. В жизни коллектива случаются разные ситуации и в них могут возникать так называемые ситуативные лидеры – люди, способные на каком-то отрезке времени повести за собой коллектив.

Кроме того, коллектив может состоять из нескольких микрогрупп, а в них часто имеются свои лидеры. И они порой способны оказывать значительное влияние на жизнь коллектива, особенно в тех случаях, когда та или иная группировка занимает в коллективе доминирующую позицию.

Как стать лидером

Действительно, как люди становятся лидерами? Это приходит с опытом, с возрастом, с образованием или истинный лидер рождается таковым?

Известный ученый, автор книги «Психология лидера» А. Менегетти, убежден, что человек получает определенные задатки лидера от рождения, но это не означает, что он лидером станет. Чтобы стать лидером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизненного опыта и профессионализма. Менегетти выделяет несколько ступеней на пути к лидерству:

Первая ступень – это культура и образование . Они включают в себя общую культуру (важно знать культуру своей страны и среды, а также немного разбираться в искусстве, музыке и т.д.), профессиональную культуру (быть профессионалом в своем деле) и опыт дипломатических отношений (умение создавать людей, способных реализовать цели, потому что готовых людей лидеру не найти).

Вторая ступень – это способность преодолевать стереотипы . Для этого нужна внутренняя зрелость. Лидер должен уметь подниматься над традиционными ценностями. Этот второй аспект всегда должен находиться в согласии с первым. Нельзя обижать людей, разрушая гуманистические, идеологические и другие ценности, следует подняться над ними. Второго уровня формирования лидера нельзя достичь в университете или академии, к нему приводят только опыт и учителя жизни.

Третье ступень – это знание своего бессознательного . Бессознательное – это кладезь жизни и разума, который мы до конца не используем. За свою историю человечество выработало немало приемов активизации потенциала, хранящегося в подсознании человека. Известны медитативные техники восточного происхождения. Получается, что истинное лидерство – это работа, работа и еще раз работа. Прежде всего, работа над собой. А врожденные задатки лидера – это тот внутренний потенциал, который надо подчинить себе и направить в нужное русло, иначе дальше лидера дворовой команды по футболу прирожденный лидер не пойдет.

П. Сенге, говоря о становлении лидера, отмечает: «Таких людей вообще нельзя создать, ибо они создают себя сами. Большинство выдающихся лидеров не были ни высокими, ни стройными, ни особенно привлекательными. Зачастую они, довольно посредственные ораторы, не выделяются в толпе, а их красноречие не способно воспламенять слушателей. Их, как правило, отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. У них нет готового ответа на все, но они умеют внушить окружающим уверенность, что вместе «мы можем научиться всему, что нам нужно для достижения желаемого. Способность таких людей быть прирожденными лидерами является побочным результатом всей их жизни, подчиненной развитию умения формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывают с ними собственное поведение. Если личная харизма (безотчетная привлекательность для других) не опирается на такие усилия, то это всего лишь стиль, лишенный содержания. И тогда каждый, кто поддается обаянию пустого стиля, теряет последнюю способность мыслить самостоятельно и принимать разумные решения. Такой лидер опасен как для общества, так и для организации».

Несмотря на то, что все мы учимся в школе по одним и тем же программам, смотрим одни и те же телепередачи и читаем одинаковые книги и журналы, все же лидерами становятся лишь некоторые из нас, несмотря на то, что другие могут обладать и лучшими знаниями и такими же профессиональными навыками.

Но почему же лидеры являются лидерами? Какими основными качествами должен обладать человек, чтобы быть лидером? И можно ли этому научиться?

Давайте узнаем 10 основных качеств, которыми должен обладать лидер.

1. Увереность в себе

Пожалуй, это качество по праву занимает первое место. И это не случайно. Где вы видели неуверенных, во всем сомневающихся лидеров? Вы бы последовали за таким? Вряд ли.

Только уверенный в себе человек может взять на себя управление группой людей и ответственность за достигнутый результат.

2. Умение брать на себя ответственность

Это качество вытекает из первого. Именно ответственность во многом определяет лидерские качества человека.

Если решения приведут не к тому результату, которого все ожидали, лидер должен найти в себе силу воли и взять ответственность за провал на себя, а не перекладывать ее на плечи остальных.

Любой руководитель, который будет в своих просчетах винить подчиненных, вскоре потеряет всякое уважение.

3. Сила воли

Для принятия некоторых решений нужно понимать, что они могут повлиять не только на личную репутацию руководителя, но и на успех всей компании, а также на жизнь людей в ней работающих.

Слабовольный человек вряд ли сможет найти в себе силы принимать такие решения. Это под силу только человеку, обладающему сильной волей и настоящей решимостью.

4. Решимость

Как уже было сказано выше, именно решимость позволяет стать настоящим лидером, принимающим ответственные решения, от которых зависит не только их личная судьба, но и судьбы компаний и целых корпораций.

Если вы чувствуете, что вам недостает решимости, то вряд ли вы сможете стать харизматичным лидером, умеющим повести за собой других людей.

5. Умение мотивировать

Без этого качества невозможно заставить людей делать то, что вы считаете нужным. Ни крик, ни угрозы не смогут заставить кого бы то ни было выполнять указания, если исполнитель не будет видеть смысл в своих действиях.

Добиться выполнения своих указаний может только тот лидер, который умеет объяснять целесообразность тех или иных решений и находить ключик к сердцу каждого сотрудника, чтобы мотивировать персонал , давая возможность каждому работнику почувствовать его значимость и ценность.

6. Умение входить в доверие

Еще одно важное качество, без которого просто невозможно представить успешного руководителя, пользующегося уважением в коллективе своих подчиненных.

Конечно же, начальник, которому не доверяют, вряд ли сможет долго проработать в своей должности. Недоверие разрушает любые отношения. В том числе и деловые.

Не нужно пытаться изображать из себя этакого своего в доску парня, но не следует и отгораживаться от коллектива.

Умение найти теплое слово для каждого работника, быть на короткой ноге с подчиненными – вот одно из наиболее важных качеств лидера, за которым его последователи пойдут в огонь и в воду.

7. Компетентность в своем деле

В последнее время много говорилось о способности успешных менеджеров управлять практически любым коллективом, используя определенные методики.

Но никакие методики не сравняться с настоящим знанием своего дела, того, которым занимается возглавляемый лидером коллектив.

Любому сотруднику приятно иметь дело с профессионалом, а не с управленцем, даже не пытающимся вникнуть в технические нюансы работы компании, в ее производственные и технологические процессы.

8. Постоянное обучение

Чтобы быть в курсе современных технологий и уметь то что называется «держать нос по ветру», лидер просто обязан постоянно развиваться в выбранной сфере деятельности.

Для этого необходимо не только чаще общаться с коллегами, вникая в их работу, но и посещать семинары, конференции и выступления тех, кто сегодня находится на переднем крае отрасли.

9. Аналитические способности

Чтобы понимать, в каком направлении нужно двигаться для достижения успеха недостаточно лишь бывать на семинарах. Нужно уметь анализировать динамику процессов на рынке и внутри компании.

Понятно, что для этого необходимо иметь аналитический склад ума. Умение анализировать, чтобы в случае необходимости своевременно внести коррективы, отдав нужные указания, – одно из главных качеств лидера.

10. Позитивный настрой.

И еще одно важное качество лидера – умение сохранять позитивный настрой в любой ситуации. Даже если сегодня в делах компании не все хорошо, нужно уметь заряжать людей оптимизмом и внушать им веру в успех и в то, что в ближайшее время ситуация непременно улучшится.


Каждый из нас бывает лидером в определенной области: на работе, среди друзей, в семье. Для многих быть лидером - значит контролировать других. Те, кто придерживаются этой точки зрения, однажды обнаруживают: чем больше они стараются держать других под контролем, тем меньше влияния на них имеют. Парадокс!
Для кого-то лидерство напрямую связано с властью, однако они забывают, что лидером можно быть и занимая совершенно рядовую позицию. Когда мужчина видит, что необходимо что-то сделать, его рядовое положение не удержит его от проявления инициативы; он просто возьмет на себя ответственность и сделает то, что должно. Настоящее лидерство не имеет ничего общего с превосходством над другими, высоким положением или престижем. Оно связано с раскрытием и реализацией потенциала окружающих людей. Лидерство - это не сила одного, а плод совместного труда многих людей.

К сожалению, сегодня многие мужчины не хотят быть лидерами из-за собственной апатии и лени. Они бы с большим удовольствием прожили жизнь тихо и просто, в то время как за них будут отвечать другие. Однако обществу нужны лидеры. Если тебе придется быть лидером, ты будешь готов принять вызов?

Быть лидером может каждый мужчина, обладающий пятью качествами, о которых мы расскажем тебе в нашей сегодняшней колонке.

1. Способность принимать решения

Хороший лидер может продумать выполнение каждой задачи от начала до конца. Решение нужно принимать в период затишья перед бурей, а грядущий стресс, страх и хаос утвердят тебя в принятом решении. В любой ситуации есть возможность отступить, этакий запасный выход, шанс уйти от ответственности и выбрать безопасность и спокойствие. Но разве победа, достойный выход из сложной ситуации не являются лучшей наградой? Настоящий лидер принимает решение и, сделав это однажды, не сомневается в правильности своего выбора. Он знает, что правильно, и не мучится в тисках нерешительности, а невозмутимо принимает вызов. Хороший лидер не паникует, не вопит и не пытается скрыть свою беспомощность имитацией кипучей деятельности. Рядом с таким лидером каждый чувствует себя в высшей степени уверенно, он подобен прочному якорю в шторм.

Как научиться принимать решения
Не дожидайся кризисной ситуации, которая заставит тебя действовать. Обдумай свои цели и разработай план, как ты будешь реагировать на кризисную ситуацию, что ты собираешься предпринять в случае каждой конкретной сложности. Не жди, пока проблема вырастет до необъятных размеров и ты запаникуешь и начнешь сдавать позиции. Потренируйся на каких-нибудь бытовых задачах и увидишь: никакой паники, никаких колебаний - ты просто вспомнишь свой план и будешь ему следовать.

2. Готовность рисковать

Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Высокие достижения приходят лишь к тому, кто готов пойти на риск. Лидер, который выбирает только проторённые дороги, никогда не придут к успеху. Перспектива жить без риска, конечно, привлекательна, эта тихая гавань защищенности и комфорта часто заманивала многих в ловушку апатии и рутины. Слабый человек всегда будет колебаться, пойти ли на риск: его манит то, что он сможет получить в результате, но одновременно с этим парализует страх поражения. Помни о том, что из неудачи тоже можно извлечь урок: ни разу не провашившись, человек не узнает пределов своих возможностей, своего потенциала, своих способностей. Тот, у кого никогда не хватает смелости, не замечает, что он идет на самый большой риск из возможных: он рискует остановиться в развитии, облениться душой и не замечать вокруг себя ничего, что стоило бы его усилий.

Как научиться рисковать
Страх перед рискованными затеями - распространенная вещь. У тебя не получится пойти на большой риск, если ты не рисковал по мелочам. Поэтому найди для себя в повседневной жизни возможность рисковать по незначительным поводам. Это может быть просто беседа с незнакомцем. Подумай, что тебя пугает: например, необходимость говорить на публике - и занимайся этим. Если ты будешь ежедневно преодолевать себя, то разовьешь в себе способность побеждать собственный страх и поймешь, что рисковать всё-таки стоит. В конце концов ты научишься рисковать и в больших делах, когда того потребует твое положение лидера.

3. Готовность разделить награду с подчиненными

Хороший лидер, в высшей степени уверенный в собственных силах, скромно признает, что ни один успех не является его собственным достижением, вне зависимости от того, насколько велика была его роль. Он глубоко благодарен всем тем, чьим силами был достигнут высокий результат. Лидер понимает человеческую природу: все люди хотят признания, хотят, чтобы их оценили по достоинству. Когда организация или просто группа людей достигает успеха, настоящий лидер выказывает свою признательность подчиненным. Когда люди видят, что лидер скромен и делит с ними успех, они еще больше хотят следовать за ним.

Как научиться делить успех с подчиненными
Делиться успехом просто. Часто для того, чтобы человек понял, что его оценили по достоинству, достаточно публичной благодарности или простой открытки «Спасибо». Когда ты благодаришь или хвалишь кого-то, старайся быть максимально конкретным. Так человек поймет, что ты хорошо осведомлен о том, чем именно он занимается; ощутит, что в нем заинтересованы.

4. Готовность взять на себя вину

Это как раз тот параметр, по которому можно отличить хорошего лидера от плохого. Настоящий лидер готов одновременно к двум противоположным сценариям развития событий. Он готов разделить с подчиненными успех и в то же время знает, как себя вести, если дело окончилось неудачей. Если лидер начнет искать виноватых в общем провале и снимет с себя всю ответственность за него, люди утратят к нему доверие. Настоящий лидер берет на себя ответственность за все последствия принимаемых решений, в том числе и за плохие. Даже если в неудаче есть вина подчиненного, настоящий лидер подумает, что он сделал не так. Возможно, он дал нечеткие указания или поставил человека на неподходящую должность. После того как лидер взял на себя ответственность, он начинает предпринимать шаги, чтобы исправить ситуацию.

Как научиться брать на себя вину
Когда ты берешь на себя ответственность за неудачу, ты должен быть искренним. Признание собственного промаха должно произрастать из твоей уверенности в том, что за дело отвечаешь в первую очередь именно ты. Если ты признал вину просто напоказ, это будет по-мальчишески, а не по-мужски. Не вздумай строить из себя мученика или искать одобрения за то, что ты взял на себя ответственность. Кроме того, не нужно публично красоваться этой ответственностью, чтобы потом в неофициальной обстановке сказать своим подчиненным, что взял вину на себя ради спасения их шкур. Это будет выглядеть фальшиво и подорвет доверие к тебе.

5. У настоящего лидера крепкие нервы, которые помогают ему пережить бури и разочарования и каждый день начинать с чистого листа, не заостряя внимание на своих успехах и не угнетаясь поражениями.

Даже у сильнейших лидеров в истории случались моменты головокружительных успехов и жесточайших поражений. Настоящий лидер концентрируется на том, что он может изменить и на что он может повлиять, а прошлое не относится к списку этих вещей. Если ты потерпел неудачу, ты сделаешь из этого выводы а потом немедленно перестанешь волноваться - и неудача пойдет тебе на пользу. Постоянные муки над тем, что уже прошло, ничем тебе не помогут. Более того, люди, которые идут за тобой, разуверятся в тебе.

Празднуй победы со своими подчиненными и двигайся дальше. Если лидер зациклен на прошлых достижениях, это говорит о том, что он не ставит себе новых целей. Как нас учит , часто высокомерие лидеров служит причиной их упадка.

Как не концентрироваться на прошлом
Читай биографии великих людей. Когда ты узнаешь больше о жизни великих лидеров, ты поймешь, что даже они переживали моменты глубочайших провалов. Ты поймешь, что единственная неудача еще не говорит о том, что ты не способен руководить. А пример знаменитых правителей покажет тебе, что хороший лидер может многого добиться.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows