Для чего нужна внешняя звуковая карта USB? Звуковая карта для компьютера − «уши и рот» ПК

Для чего нужна внешняя звуковая карта USB? Звуковая карта для компьютера − «уши и рот» ПК

02.09.2019

Было время, когда вопрос необходимости звуковой карты вообще не стоял. Нужен в компьютере звук чуть лучше, чем похрюкивание динамика в корпусе, покупай звуковую карту. Не нужен – не покупай. Стоили, правда, карты довольно дорого, особенно пока их делали для доисторического порта ISA.

С переходом на PCI появилась возможность переложить часть вычислений на центральный процессор, а также использовать оперативную память для хранения музыкальных сэмплов (в стародавние времена такая потребность была не только у профессиональных музыкантов, но и у нормальных людей, потому что самым популярным форматом музыки на компьютерах 20 лет назад был MIDI). Так что вскоре звуковые карты начального уровня сильно подешевели, а потом встроенный звук появился в топовых материнских платах. Плохонький, конечно, но зато бесплатный. И это нанесло по производителям звуковых карт сильнейший удар.

Сегодня встроенный звук есть абсолютно во всех материнских платах. А в дорогих он даже позиционируется, как качественный. Вот прямо Hi-Fi. Но на самом деле, к сожалению, это далеко не так. В прошлом году я собирал новый компьютер, куда поставил одну из самых дорогих и объективно лучших материнских плат. И, конечно же, обещали высококлассный звук на дискретных чипах, да еще и с позолоченными разъемами. Так вкусно написали, что решил не устанавливать звуковую карту, обойтись встроенным. И обошелся. Примерно неделю. Потом разобрал корпус, поставил карту и больше ерундой не занимался.

Почему встроенный звук не очень хорош?

Во-первых, вопрос цены. Приличная звуковая карта стоит 5-6 тысяч рублей. И дело не в жадности производителей, просто компоненты недешевы, и требования к качеству сборки высокие. Серьезная материнская плата стоит 15-20 тысяч рублей. Готов ли производитель приплюсовать к ним еще тысячи три, как минимум? Не напугается ли пользователь, не успев оценить качество звука? Лучше не рисковать. И не рискуют.

Во-вторых, для действительно качественного звука, без посторонних шумов, наводок и искажений, компоненты должны находится на известном расстоянии друг от друга. Если посмотрите на звуковую карту, увидите – как непривычно много на ней свободного места. А на материнской плате его в обрез, все приходится ставить очень плотно. И, увы, сделать действительно хорошо попросту негде.


Двадцать лет назад потребительские звуковые карты стоили дороже иного компьютера, и на них были слоты для памяти (!) для хранения музыкальных сэмплов. На фото мечта всех компьютерщиков середины девяностых – Sound Blaster AWE 32. 32 – это не разрядность, а максимальное количество одновременно воспроизводимых потоков в MIDI

Поэтому интегрированный звук – всегда компромисс. Я видел платы с как бы встроенным звуком, который, на самом деле, парил сверху в виде отдельной площадки, соединенной с “мамой” только разъемом. И да, звучало неплохо. Но можно ли назвать такой звук интегрированным? Не уверен.

У читателя, не пробовавшего дискретные звуковые решения, может возникнуть вопрос – а что, собственно, значит “хороший звук в компьютере”?

1) Он банально громче . В звуковую карту даже бюджетного уровня встроен усилитель, способный “прокачать” даже большие динамики или высокоомные наушники. Многие удивляются, что динамики на максимуме перестают хрипеть и захлебываться. Это тоже “побочка” нормального усилителя.

2) Частоты дополняют друг друга, а не смешиваются, превращаясь в кашу . Нормальный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) добротно “прорисовывает” басы, серединку и верхи, позволяя очень точно настраивать их при помощи софта под собственный вкус. При прослушивании музыки вы вдруг услышите каждый инструмент по отдельности. А фильмы порадуют эффектом присутствия. В целом впечатление, словно раньше колонки, будучи накрытыми толстым пледом, а потом его убрали.

3) Особенно отчетливо разница чувствуется в играх . Вы удивитесь, что шум ветра и капание воды не заглушает тихие шаги соперников за углом. Что в наушниках, не обязательно дорогих, появляется понимание – кто, откуда и на каком расстоянии движется. Это напрямую влияет на результативность. Подкрасться/подъехать втихаря к вам попросту не получится.

Какие звуковые карты бывают?

Когда этот тип комплектующих стал интересовать только ценителей хорошего звука, коих, к сожалению, очень немного, производителей осталось очень мало. Всего два – Asus и Creative. Последняя вообще мастодонт рынка, создавший его и задавший все стандарты. Asus же вошла на него относительно поздно, но зато и не покидает до сих пор.

Новые модели выходят крайне редко, а старые продаются подолгу, лет по 5-6. Дело в том, что в плане звука там уже ничего не улучшишь без радикального увеличения цены. А платить за аудиофильские извращения в компьютере мало кто готов. Я бы сказал – никто не готов. Планка качества и так задрана слишком высоко.

Первое отличие – интерфейс. Есть карты, которые предназначены только для стационарных компьютеров, и они устанавливаются в материнскую плату через интерфейс PCI-Express. Другие подключаются по USB, и их можно использовать как с большими компьютерами, так и с ноутбуками. У последних, кстати, звук отвратителен в 90% случаев, и апгрейд ему уж точно не помешает.

Второе отличие – цена. Если мы говорим о внутренних картах, то за 2-2.5 тысячи продаются модели, которые практически аналогичны встроенному звуку. Их обычно и покупают в случаях, когда на материнской плате умер разъем (явление, увы, распространенное). Неприятная особенность дешевых карт – низкая стойкость к наводкам. Если поставить их близко к видеокарте, фоновые звуки будут сильно раздражать.

Золотая середина для встроенных карт – 5-6 тысяч рублей . Здесь уже есть все, чтобы порадовать нормального человека: защита от наводок, качественные компоненты и гибкий софт.

За 8-10 тысяч продаются самые свежие модели, способные воспроизводить 32-битный звук в диапазоне 384 кГц. Это прямо вот топ-топ. Если знаете, где брать файлы и игры в таком качестве – непременно покупайте:)

Еще более дорогие звуковые карты аппаратно мало отличаются от уже упомянутых вариантов, но зато обретают дополнительный обвес – внешние модули для подключения устройств, платы-компаньоны с выходами для профессиональной записи звука и т.д. Тут уже зависит от реальных потребностей пользователя. Лично мне обвес ни разу не пригодился, хотя в магазине казалось – нужен.

У USB-карт ценовой разброс примерно такой же: от 2 тысяч альтернатива встроенному звука, 5-7 тысяч крепкие середнячки , 8-10 хай-энд и свыше этого все то же самое, но с богатым обвесом.

Лично я перестаю слышать разницу на золотой середине. Просто потому, что более крутые решения требуют и хайфайных колонок с наушниками, а я, честно говоря, не вижу особого смысла играть в World of Tanks в наушниках за тысячу долларов. Наверное, для каждой задачи есть свои решения.

Несколько удачных вариантов

Несколько звуковых карт и адаптеров, которые пробовал и понравились.

Интерфейс PCI-Express

Creative Sound Blaster Z . Продается уже 6 лет, у меня в разных компьютерах стоит примерно столько же, и до сих пор очень радует. ЦАП CS4398, использующийся в этом продукте, уже старенький, но аудиофилы сравнивают его звучание с CD-проигрывателями 500-долларового диапазона. Средняя цена 5500 рублей.

Asus Strix Soar . Если в продукте Creative все беззастенчиво заточено под игры, то Asus позаботилась и о любителях музыки. ЦАП ESS SABRE9006A по звуку сравним с CS4398, но Asus предлагает более тонкую настройку параметров для тех, кто любит послушать на компьютере “Пинк Флойд” в HD-качестве. Цена сравнимая, около 5500 рублей.

Интерфейс USB

Asus Xonar U3 – небольшая коробочка, будучи вставленной в порт ноутбука, переводит качество звука в нем на новый уровень. Несмотря на компактные габариты, нашлось место даже цифровому выходу. И софт просто на удивление гибок. Интересный вариант, чтобы попробовать – зачем вообще нужна звуковая карта. Цена 2000 рублей.

Creative Sound BlasterX G5. Устройство размером с пачку сигарет (курение – зло) по характеристикам почти неотличимо от внутренней Sound Blaster Z, но никуда не надо лазить, достаточно просто воткнуть штекер в порт USB. И сразу тебе семиканальный звук безупречного качества, всякие примочки для музыки и игр, а также встроенный USB порт на тот случай, если тебе их мало. Наличие места позволило подсадить дополнительный усилитель для наушников, и, однажды услышав его в деле, трудно отвыкнуть. Основные функции софта продублированы аппаратными кнопками. Цена вопроса 10 тысяч рублей.

Играйте и слушайте музыку с удовольствием! Не так их и много, удовольствий этих.

Просмотры: 4 858

Домашний компьютер как персональный центр развлечений, конечно не может обойтись без звука. Когда-то очень давно единственным звуком, который издавал компьютер, был назойливый писк, производимый крохотным динамиком внутри корпуса компьютера. Прошло время, этот динамик по-прежнему есть в каждом системном блоке, но теперь его предназначение совсем другое - по его сигналам можно выяснить, какие именно неисправности связаны с компьютером. А вот прослушивание музыки, просмотр фильмов, грохот космической войны в компьютерной игре - для всего это­го понадобится аудиокарта («»).

Аналогично видеокарте звуковая карта может быть как внешней, продаваемой отдельно, так и внутренней, когда на системной плате размещается специаль­ная микросхема, выполняющая все функции аудиокарты. Фактически в на­стоящее время очень сложно найти системную плату, в которой отсутствует эта аудиомикросхема. Вернемся к рис. 1.7. Все эти аудиоразъемы, расположен­ные на задней панели корпуса компьютера, означают, что в системную плату встроена соответствующая аудиомикросхема. При этом микросхема выполня­ет лишь часть функций по обработке и передаче звука, а другая их часть воз­лагается на центральный процессор или набор микросхем. Самая популярная архитектура встроенной аудиосистемы называется АС’97 . Если вам встретится это название, будьте уверены - речь идет о встроенной в системную плату ау-диомикросхеме, благодаря которой вам, в принципе, не понадобится приобре­тать отдельную звуковая карта. Однако не все так просто.

Зачем нужна внешняя звуковая карта?

Действительно, если в системной плате уже есть аудиомикросхема , зачем может понадобиться приобретать какую-то внешнюю, да еще и наверняка дорогую, карту? Ответ здесь так же прост, как и при выборе встроенной или отдельной видеокарты - качество и скорость. Качество звука , выдаваемого встроенными аудиомикросхемами , очень посредственное. Нет, они позволяют слушать музыку, играть в игры, подключать внешние колонки и любые наушники или микрофоны, но любители действительно чистого и глубокого звука будут крайне недовольны. Их возмутят и шумы в наушниках (поскольку аудиомикросхема расположена на системной плате, она очень чутко реагирует на все происходящие в ней процессы), и «плоский», неинтересный звук, которому не поможет никакой эквалайзер.

Если вы действительно поклонник качественного звука и хотите исполь­зовать с компьютером дорогие наушники или аудиосистему, без внешней аудиокарты вам не обойтись. Внешняя аудиокарта содержит собственный процессор, который не только освобождает центральный процессор ком­пьютера от задач, связанных с обработкой звука, но и обеспечивает дей­ствительно качественное звучание, поддержку многоканального звука (если вы захотите подключить, к примеру, 5 колонок и низкочастотный ди­намик ), трехмерных звуковых эффектов, различных разъемов, в том числе оптических, и т.д. Чтобы отличить качество звучания встроенной аудио-микросхемы от внешней аудиокарты, не нужно быть Моцартом, настолько это будет очевидным. Однако, чтобы насладиться всеми преимуществами аудиокарты, вам понадобится, во-первых, качественный аудиоматериал , а также достойные наушники или аудиосистема, иначе на, к примеру, про­стых пластиковых наушниках вы никакой разницы не ощутите.

Фактически монополистом на рынке звуковых карт является компания Creative и ее аудиоадаптеры Sound Blaster , что не удивительно, ведь именно благодаря Creative когда-то качественный звук появился в доселе «немом» компьютере. При этом Sound Blaster является общим, исторически сложив­шимся названием аудиокарт от Creative, в то время как реальные модели называются Audigy или X-Fi.

Звуковые карты серии Audigy 4 и Audigy 6 в настоящий момент несколько устарели, однако по-прежнему обеспечивают великолепное качество звуча­ния. В свою очередь, звуковые карты Creative X-Fi (и их различные разновид­ности, такие как X-Fi Platinum или X-Fi ExtremeMusic, о различиях между которыми мы поговорим в главе 5) представляют собой одни из самых вы­сококачественных аудиокарт на данный момент. Некоторые аудиокарты кроме собственного процессора содержат и собственную оперативную па­мять, которая может пригодиться в различных компьютерных играх, под­держивающих эту функцию.

Для работы как видео, так и аудио карты требуется - специальная программа, благодаря которой операционная система выясняет, как именно она может взаимодействовать с тем или иным устройством.

Любой персональный компьютер состоит из определенных комплектующих, которые совместной работой позволяют пользователю выполнять определенные действия. Однако многие не знает, зачем компьютеру нужны оперативная память, видеокарта, процессор, материнская плата, блок питания, жесткий диск, и т. д. Давайте попробуем разобраться, что это за элементы, и какова их роль в устройстве современного ПК.

Процессор

Сердцем любого компьютера является процессор, который еще можно назвать микропроцессором. Такое комплектующее представляет собой микросхему, основная задача которой ‒ обработка информации, получаемой от устройств ввода-вывода и ОЗУ. Даже для просчета двух чисел необходимо обращение к определенной команде процессора. В течение всего времени работы компьютера этот элемент производит вычислительные операции. В современных ПК процессоры используются даже в видеоадаптерах (видеокартах), что позволяет снять большую часть нагрузки с центрального процессора.

Некоторые персональные компьютеры обладают видеокартами с очень мощными Комплектующими, которые способны мгновенно производить сложные расчеты графики при запуски игр. Конечно, неопытному человеку невозможно до конца понять, зачем нужен процессор в компьютере, так как тонкостей его работы чрезвычайно много. Главное, понять суть. Она же сводится к вычислениям и обработке данных, получаемых от периферийных устройств. Иными словами, даже шевеление мышкой ‒ обрабатываемая процессором операция, результат которой пользователь видит как движение курсора по экрану.

Современные элементы обладают несколькими ядрами. Это отдельные процессоры, работающие параллельно на базе одной схемы. Подобное разделение чипа на ядра позволяет практически вдвое поднять эффективность и скорость обработки информации, что влечет за собой высокую скорость работы системы в целом. Есть четырех- и восьмиядерные процессоры. Однако количество таких элементов не всегда означает повышение эффективности работы устройства.

Так зачем нужны ядра в компьютере? В первую очередь они необходимы для повышения скорости обработки информации, во вторую ‒ для экономии потребления энергии. В ноутбуках, где используются мобильные процессоры, часто применяются четырехъядерные элементы, в которых два ядра являются высокопроизводительными, а другие два ‒ энергоэффективными. Последние начинаю работать, когда от процессора не требуется обработка большого объема данных. Однако когда количество информации и сложность задач для обработки увеличиваются, то задействуются высокопроизводительные ядра. Мощность резко повышается, и энергопотребление растет.

Зачем компьютеру нужна видеокарта?

Видеокарта ‒ это практически тот же процессор. Однако он в большей степени производит вычисления, связанные с графикой. Что это значит? В играх его работа особенно важна, так как графический процессор обрабатывает огромное количество вычислений и преобразовывает их в сигнал для монитора, чтобы пользователь на дисплее мог видеть красивые текстуры, тени, движение листьев на ветру и т. д.

Благодаря специальным алгоритмам часть вычислений может возлагаться и на центральный процессор, что может увеличить скорость обработки данных. Все это лишь приблизительно дает понять, зачем компьютеру нужны такие комплектующие.

Оперативная память

Говоря о комплектующих, уместно рассказать, зачем нужна оперативная память в компьютере. Если говорить простыми словами, то подобный элемент системы ‒ это временный контейнер для информации и данных, которые на текущий момент запущены на ПК и используются системой. Любая программа занимает определенный объем оперативной памяти (ОЗУ). Есть ли исключения? Даже открытое окно или документ Word ‒ это объекты, которые занимают оперативную память компьютера. Иными словами, на момент набора текста весь этот текст находится в оперативной памяти, и только при сохранении он попадает в физическую память жесткого диска. И там он будет храниться до тех пор, пока пользователь его не удалит.

По сути, оперативная память ‒ это временное хранилище для файлов, доступ к которым осуществляется за считанные секунды. Эти файлы, хранящиеся в оперативной памяти, регулярно запрашиваются и обрабатываются центральным процессором и процессором видеокарты.

Довольно часто оперативную память пытаются подменить памятью жесткого диска. Для этого есть даже специальный инструмент в операционной системе. Однако стоит понимать, что винчестер работает медленно. Поэтому использовать его в качестве другого элемента не получается. Суть оперативной памяти сводится к высокой скорости доступа к файлам, в ней хранящихся.

Звуковая карта

Также некоторые пользователи пытаются понять, зачем нужна звуковая карта в компьютере. Исходя из названия, несложно догадаться, для чего нужен подобный элемент. Он представляет собой слот расширения или интегрированный в материнскую плату чипсет для создания звука. Какие функции выполняет? Благодаря этой карте может быть воспроизведен звук в колонках или наушниках, подключенных к звуковой карте посредством разъема Jack.

Работа карты проста: она получает цифровой сигнал и преобразовывает его в аналоговый. Этот сигнал могут улавливать наушники, простые колонки или другие акустические устройства.

Зачем в компьютере нужны жесткие диски?

Жесткие диски или HDD представляют собой цифровые носители информации - хранилища для файлов. Именно на диске находится фильм, который можно воспроизвести на компьютере. Там же хранятся игры, музыка, документы и другие файлы. В отличие от оперативной памяти, файлы на жестком диске будут находиться до тех пор, пока пользователь сам их не удалит.

Материнская плата

Материнская плата - это связующее звено. Именно к ней подключаются все комплектующие компьютера. Это жесткий диск, видеокарта, процессор, оперативная память, звуковая карта. Последняя часто является встроенной (интегрированной) в материнскую плату. Именно на базе этого элемента собираются все компьютеры.

В заключение

Теперь вы приблизительно понимаете, зачем в компьютере нужны перечисленные выше комплектующие. Именно из них состоит каждый системный блок ПК. Без любого упомянутого устройства (за исключением звуковой карты) работа компьютера невозможна в принципе.

Имеет ли смысл оснащать свой ПК дискретным звуковым адаптером, если на подавляющем большинстве системных плат есть интегрированная звуковая подсистема с многоканальным выходом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать как специфику задач, для решения которых применяется компьютер, так и индивидуальные особенности его владельца.

Дитя компромиссов

Сейчас интегрированный звуковой адаптер с многоканальным выходом имеется практически на каждой системной плате. Но всегда ли это «условно бесплатное» встроенное решение позволяет в полной мере удовлетворить потребности пользователя? К сожалению, нет.

Прежде всего необходимо понимать, что интегрированная звуковая подсистема (как, впрочем, и любое сверхбюджетное решение) - это дитя множества компромиссов, рожденное под девизом «максимум функций за минимальные деньги». Ради значительного выигрыша в стоимости приходится расплачиваться качеством и функциональностью.

Начнем с того, что количество аппаратных компонентов интегрированной звуковой подсистемы сокращено до минимума. В результате радикального «хирургического вмешательства» интегрированный звуковой адаптер лишился собственного процессора. Его функции (включая обработку, коммутацию и микширование звуковых потоков) реализованы на программном уровне (как правило - в драйвере звуковой подсистемы). Из аппаратных компонентов остались лишь ЦАП и АЦП, операционные усилители с необходимой обвязкой, а также контроллер, обеспечивающий обмен данными с южным мостом чипсета системной платы. И это является принципиальным отличием интегрированного решения от дискретного звукового адаптера.

Таким образом, уже в самой концепции интегрированной звуковой подсистемы заложены принципиальные недостатки. Наиболее очевидным (но не единственным) является значительное увеличение нагрузки на центральный процессор. Разумеется, производительность процессоров даже бюджетных моделей современных ПК позволяет с легкостью решать задачи обработки звука в фоновом режиме. Однако в ситуации, когда центральный процессор загружен практически на 100% (а это может случиться при запуске игр с детальной трехмерной графикой, в процессе декодирования видео высокой четкости и т.п.), даже небольшое увеличение нагрузки может стать критичным фактором, приводящим к нежелательным последствиям. Например, к увеличению задержки звукового сигнала (вследствие чего нарушается синхронность звука и видеоряда), а в некоторых случаях - даже к «заиканиям» или кратко-временному пропаданию звука.

Еще одним существенным недостатком интегрированных решений являются весьма посредственные характеристики аналоговой части звукового тракта (в частности, отношение «сигнал/шум»). Отчасти это объясняется использованием наиболее дешевых компонентов, имеющих не самые совершенные характеристики. Однако необходимо учитывать и другой аспект: все элементы аналоговых цепей смонтированы прямо на системной плате и ничем не защищены от наводок и высокочастотных помех от расположенных в непосредственной близости компонентов и печатных проводников. И даже если отдельные компоненты (в частности, ЦАП и операционные усилители) сами по себе характеризуются относительно низким уровнем собственных шумов, то реальные показатели интегрированного звукового адаптера оказываются гораздо хуже в силу перечисленных причин.

Третий недостаток, не столь очевидный, как два вышеупомянутых, - это весьма ограниченные возможности интегрированной звуковой подсистемы по подключению внешних устройств. Дело в том, что характеристики аналоговой части звукового тракта оптимизированы для работы с мультимедийными акустическими системами, а также наушниками, микрофонами и гарнитурами бюджетного уровня. При подключении устройств более высокого класса (например, Hi-Fi-усилителя или высоко-омных наушников) могут возникнуть определенные проблемы.

Дело в том, что аналоговый тракт, обеспечивающий усиление сигнала линейного выхода фронтальной стереопары (и по совмес-тительству наушников) рассчитан на работу главным образом с маломощными моделями, имеющими импеданс порядка 16-32 Ом. При подключении высокоомных наушников (с импедансом 100 Ом и более) нередко просто не хватает запаса мощности для обеспечения приемлемого уровня громкости. Как следствие, возникают заметные искажения АЧХ. Конечно, подобный недостаток присущ и многим дискретным звуковым адаптерам начального уровня. Однако в большинстве современных моделей при подключении наушников задействуется отдельный усилитель мощности, а в некоторых устройствах даже предусмотрена возможность выбора значения импеданса для соответствующей коррекции.

Не лучше обстоит дело и с подключением микрофонов. Микрофонный усилитель интегрированной звуковой подсистемы рассчитан исключительно на работу с мультимедийными микрофонами и гарнитурами. Увы, реализовать потенциал даже недорогих динамических микрофонов полу-профессионального уровня (не говоря уже о моделях более высокого уровня) интегрированная звуковая подсистема не в состоянии.

Разумеется, всё вышеизложенное отнюдь не означает, что интегрированные решения никуда не годятся. Есть немало задач, для выполнения которых большего и не требуется, - например воспроизведение программ интернет-радиостанций, приложения IP-телефонии и видеоконференц-связи, передача голосовых сообщений в многопользовательских играх и др. Однако важно понимать, что круг задач, которые интегрированная звуковая подсистема способна выполнять с приемлемым качеством, небезграничен. Как только владелец ПК выходит за эти рамки, он сразу же сталкивается с различными проблемами.

Особые задачи

Какие же задачи требуют применения более совершенной звуковой подсистемы? Наиболее очевидный пример - ПК, используемый для работы с музыкальными проектами (Desktop Music Production, DMP). При этом непринципиально, как используется компьютер - лишь в качестве цифрового магнитофона или выполняет функции полноценной виртуальной студии.

Те, кто хотя бы раз сталкивался со специализированным ПО для многодорожечной звукозаписи, по собственному опыту знают, что одним из необходимых условий для работы таких приложений является наличие ASIO-драйверов звуковых устройств. Из­за того что многие функции интегрированной звуковой подсистемы реализованы на программном уровне, уложиться в приемлемые для многоканальной звукозаписи величины задержки сигнала практически невозможно.

Внешний звуковой адаптер M-Audio FastTrack -
одна из популярных моделей сегмента DMP

Конечно, это обусловлено тем, что мультимедийные приложения (с расчетом на потребности которых, собственно говоря, и проектируются интегрированные решения) не предъявляют столь строгих требований ко времени задержки. Например, даже при просмотре видео, отображаемого с частотой 30 кадров в секунду, отставание звукового сопровождения на 30-40 мс от картинки вряд ли будет замечено зрителем. Однако для нормальной работы с приложениями многоканальной звукозаписи необходимо обеспечить задержку сигнала не более 2 мс.

Если в процессе работы над музыкальным проектом потребуется записать вокал или какие­либо инструменты с микрофона, возникнут дополнительные трудности, обусловленные низким качеством микрофонного усилителя интегрированной звуковой подсистемы. Как показывает практика, проблемы возникают даже при оцифровке записей с аналоговых устройств (магнитофонов, проигрывателей грампластинок и т.д.): качество получаемой фонограммы оставляет желать лучшего.

Звуковые карты, ориентированные на сегмент DMP, обеспечивают гораздо более высокую точность преобразования сигнала, а также значительно более низкий уровень шумов и искажений. Достигается это как за счет применения более качественных компонентов (операционных усилителей, ЦАП, АЦП и т.д.), так и благодаря реализации ряда эффективных мер для защиты звукового сигнала от помех и наводок (экранирования аналоговых цепей, установки дополнительных фильтров и стабилизаторов шины питания и т.д.). Кроме того, такие модели обычно оборудованы качественными микрофонными усилителями и универсальными аналоговыми входами с возможностью симметричного подключения и подачи фантомного питания.

Еще один аспект - наличие интерфейса MIDI, который может потребоваться для взаимодействия ПК с внешним музыкальным оборудованием (синтезаторами, сэмплерами, модулями обработки и т.д.). Если ранее интерфейсом MIDI были оборудованы даже недорогие мультимедийные звуковые карты, то теперь эта опция доступна лишь в специализированных моделях.

Даже в условиях заметного снижения спроса на дискретные звуковые адаптеры в течение нескольких последних лет было выпущено немало новых моделей (в основном внешних) для сегмента DMP. И это неслучайно. Такие устройства позволяют при вполне приемлемых (даже для непрофессиональных домашних пользователей) затратах значительно повысить качество получаемых записей и к тому же обеспечивают возможность работы с широким спектром источников сигнала (в том числе с микрофонами разных типов, электромузыкальными инструментами и т.д.), подключаемых как по обычной, так и по симметричной линии. Кроме того, внешние звуковые карты этого класса можно подключать к ноутбукам, что позволяет получать качественную запись даже в мобильных условиях.

Довольно часто дискретные звуковые адаптеры используются в игровых ПК. Такое решение позволяет не только повысить качество воспроизведения звукового сопровождения (за счет использования более совершенных компонентов), но и снизить нагрузку на центральный процессор. Не менее важно и то, что только дискретные звуковые адаптеры позволяют в полной мере реализовать потенциал современных игр, поддерживающих новейшие API окружающего звука для максимально реалистичной имитации пространственных эффектов.

Мультимедийная звуковая карта Asus Xonar Essence STX

Необходимо отметить, что время универсальных звуковых карт прошло. Сейчас рынок дискретных звуковых адаптеров четко сегментирован. В частности, можно выделить сегмент моделей для звукозаписи и работы над музыкальными проектами (DMP), а также сегмент мультимедийных звуковых карт для игровых ПК и HTPC. По вполне понятным причинам модели, ориентированные на разные сегменты рынка, имеют существенные различия - это касается и конструкции аппаратной части, и набора функциональных возможностей, и особенностей программных компонентов. Так, для мультимедийных звуковых карт важное значение имеют следующие факторы: наличие многоканального аналогового выхода (для подсоединения активных АС) и цифровых выходов (S/PDIF, HDMI) для подключения к ресиверам и системам домашнего кинотеатра, функция декодирования многоканальных цифровых фонограмм (Dolby Digital, Dolby Digital EX, Dolby TrueHD, DTS и пр.), а также поддержка современных API окружающего звука.

Не картой единой

Установка дискретного звукового адаптера является необходимым, но далеко не всегда достаточным шагом на пути к более качественному звуку. Данная мера будет эффективной лишь при соблюдении как минимум еще двух условий.

Первым является качество исходной фонограммы (это может быть воспроизводимый медиапроигрывателем медиафайл или звуковой поток, программный синтезатор, игровое приложение и т.д.). Вполне понятно, что невозможно получить «кристально чистый звук» на выходе даже самой совершенной звуковой системы при прослушивании интернет-радио или сжатых файлов с битрейтом 128 Кбит/с.

Второе условие - соответствие остальных компонентов звукового тракта (в простейшем случае - активной акустической системы или наушников) уровню применяемого звукового адаптера. Поскольку все компоненты звукового тракта соединены последовательно, то его возможности ограничиваются характеристиками самого худшего из них. Естественно, что дешевая «компьютерная» АС с крохотными широкополосными динамиками, заключенными в пластиковый корпус толщиной с яичную скорлупу, просто не позволит услышать (и тем более оценить) разницу между интегрированным решением и дорогим звуковым адаптером.

Однако далеко не всегда дело ограничивается заменой акустической системы. Чем выше поднимается планка требований к качеству звучания, тем шире становится круг факторов, которые необходимо принимать в расчет. На восприятие звука оказывают влияние акустические особенности помещения, шум от работающего системного блока и т.д. Как следствие, на повестке дня появляются вопросы, о которых пользователь раньше и не задумывался: снижение создаваемого компьютером шума, акустическая обработка помещения, подбор специальной мебели и т.д.

Таким образом, улучшение звучания следует рассматривать как комплексную проблему, ключом к решению которой является построение максимально сбалансированной системы в рамках отведенного на эти цели бюджета.

Как оценить качество

Есть и другая проблема, с которой приходится сталкиваться в процессе поиска оптимального решения для улучшения звуковой подсистемы ПК. Дело в том, что методов, позволяющих однозначно оценить качество звука, выразив его в неких абсолютных единицах, попросту не существует. Конечно, можно измерять такие характеристики звукового тракта, как частотный диапазон, коэффициент нелинейных искажений, отношение «сигнал/шум» и т.д. Однако, как показывает практика, сами по себе числовые значения этих параметров не способны дать полную информацию о возможностях звукового тракта. Более того: сравнение двух звуковых устройств (акустических систем, усилителей и т.п.) исключительно путем сопоставления заявленных производителем характеристик способно скорее ввести в заблуждение, нежели дать представление о его реальном звучании.

Здесь уместно упомянуть об одном из альтернативных методов - сравнении по контрасту, который был предложен в середине 1990-х годов главой компании Audio Note Питером Квортрупом (Peter Qvortrup). Несмотря на то что позиция Квортрупа нередко подвергается критике - как со стороны так называемых ценителей звука (аудиофилов), так и производителей аудиоаппаратуры, - в предложенном им подходе, несомненно, есть рациональное зерно. Кроме того, метод сравнения по контрасту имеет как минимум два неоспоримых достоинства. Во­первых, он доступен всем желающим, поскольку для получения результата не нужна дорогостоящая измерительная аппаратура и специальное «заглушенное» помещение. Во­вторых, данный метод позволяет получить персонифицированный результат - то есть найти оптимальное сочетание компонентов звукового тракта именно с точки зрения того, кто занимается прослушиванием.

Заключение

Что ж, пора вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок этой статьи. Нет смысла обсуждать, имеют ли дискретные звуковые адаптеры какие­либо преимущества перед интегрированными решениями. Не сомневайтесь: даже модели стоимостью порядка 1000 руб. (не говоря уже о более дорогих) способны обеспечить безусловное превосходство как по качеству звука, так и по набору функциональных возможностей. Так что, по большому счету, нужно лишь максимально честно ответить на два вопроса: во-первых, способны ли вы лично услышать эту разницу и, во-вторых, считаете ли вы стоимость выбранной звуковой карты оправданной платой за полученные преимущества. Если оба ответа будут положительными, значит дискретный звуковой адаптер вам действительно нужен.

Уважаемые подписчики блога и просто случайные прохожие! Давайте на мгновение закроем глаза и представим себе, что наши персональные компьютеры, ноутбуки и прочие работали бы совершенно беззвучно...
Это значит, мы должны были бы отказаться от прослушивания музыки, просмотра фильмов, игр и многого другого. Хорошо, что это не так, и в этой статье мы рассмотрим подробно, зачем нужна звуковая карта в компьютере.

Познавательная история

Изначально работали в довольно узком диапазоне частот, они издавали сигналы, которые считались предупредительными. Но с учетом нынешнего темпа развития компьютерных технологий, в сфере мультимедиа встала острая потребность в усовершенствовании развлекательного направления, чтобы звук был более качественным, профессиональным.

Это был настоящий прорыв. Аудиокарты так же, как и все остальные устройства компьютера, постоянно совершенствуются разработчиками, как в области ПО, так и аппаратного обеспечения.

Нынешние звуковые карты для компьютера могут похвастать объемным 3D звуком с очень качественным звучанием. Звуковая карта: что за «зверь»? Начнем с того, что это расширенный/интегрированный чипсет. Именно он позволяет воссоздать звук на ПК.
У элемента много вариативных «имен»:

  • Устройство звукового вывода.
  • Кто-то называет ее "Звуковая плата".
  • Аудиокарта с аудиоплатой.

Есть еще несколько названий, но используются в узкоспециализированной среде, поэтому мы на них не будем акцентировать внимание.

Специфика работы

Наибольшее количество звуковых карт, установленных в ПК и ноутбуках, работают на базе цифро-аналоговых преобразователей, которые сокращенно называются «ЦАП». Последние служат для преобразования цифровых сигналов (аудио) в аналоговые. Впоследствии эти самые сигналы поступают в наушники или динамики, через которые мы и слушаем музыку, общаемся в Сети, играем в игры.

Наверняка, вам будет интересно узнать, уважаемые читатели, что на сегодняшний день существуют, конечно, более «продвинутые» варианты для ноутбука и ПК, в которых предусмотрено наличие более одного чипа. Они выполняют одновременно несколько функций и покоряют с первого взгляда оперативностью передачи данных.

Где «живут» аудиокарты?

В нашем блоге регулярно освещаются вопросы, связанные с деталями ПК. Рассматривается их функционал и возможности, а также место расположения, чтобы картина была по максимуму полной. Звуковая карта не стала исключением.

Сразу отметим, что ряд компьютеров прекрасно работает и без нее, но в подавляющем большинстве ситуаций карты подключают в слоты расширения или интегрируют в "материнку". Есть и более простой способ подключения, а именно – через внешние порты.
Звуковые карты могут быть 2-х основных видов:

  • внешние;
  • внутренние(встроенные).

Интегрированные модели не способны в полной мере реализовать все возможности качественного звучания, как это делают более совершенные в техническом плане карты. Что там говорить, даже на дорогостоящих платах звук в многоканальном звучании оставляет желать лучшего.

Также есть неинтегрированные аудиоплаты. Эти платы могут оснащаться такими элементами, как:

  • Миди-интерфейс.
  • SPDIF.
  • Входящие/выходящие порты.
  • Разъем для наушников с регулятором звука.
  • Возможность подключения посредством «PCI»
  • USB-разъем.
  • FireWire

Внешняя и внутренняя звуковые карты: рассматриваем пристально!
Итак, рассмотрим детально звуковые карты, о которых уже написали выше, а именно внешнюю и внутреннюю, чтобы вам проще было понять разницу между ними.


Внешняя звуковая плата может быть подключена через USB-карту, при этом позволяет увеличить количество подключений акустических систем к ПК. Какое же у нее преимущество, кроме того, что можно подключить к ней ряд акустических систем, превратив при этом ПК/лэптоп в хороший аудиоцентр с превосходным звуком?

В частности, дополнительный плюс в том, что они не подвергаются воздействию электромагнитного поля, создающего помехи внутри " " Вам, безусловно, будет полезно приобрести такой вариант в том случае, если вы:

  1. Обрабатываете музыку и занимаетесь этим на профессиональном уровне.
  2. Зачем нужна звуковая карта в компьютере еще? Для полного ощущения эффекта окружения звуком.
  3. При необходимости осуществлять запись звука с нескольких источников.

Что же касается второго пункта, то встроенная звуковая карта идет с разъемами подключения PCI или PCI-E. Последние и вводят/выводят звук на заднюю панель ПК (к разъему). Изредка она может быть снабжена и внешним модулем с системой настройки управления.

Если вы планируете в скором времени , то обязательно стоит учесть несколько актуальных советов в этом векторе (какую выбрать).

Если вы геймер, то вам стоит обратить внимание в первую очередь на карты, позволяющие убедиться на практике в существовании так называемого "эффекта присутствия". Наиболее востребована в этом направлении продукция бренда EAX.

Для домашнего пользования чаще всего опытные люди рекомендуют приобретать модель Creative SB X-Fi Surround 5.1 Pro, пользователи сходятся во мнении, что она оптимальна для хорошего качества звука, как говорится, в быту.

Музыкантам сложно давать грамотные советы, так как выбор огромен. Здесь все будет зависеть от спектра подключаемых инструментов.

Подводя итоги

И напоследок отметим, что чем больше будет разъемов у звуковой карты, тем лучше. Практически все в персональных компьютерах предполагают оснащение встроенными (интегрированными) звуковыми картами и чипами, соответственно, порты можно вывести в любое удобное место, конечно, если вам позволяет конструкция.

Однако, каждый волен использовать и сторонние карты, которые приобретаются отдельно. Впрочем, если вам хватает встроенных ресурсов, можно не думать о таком развитии событий, как подключить дополнительную. Решать вам!

P.S. Обязательно подпишитесь на обновления блога, ведь нас ждет еще много увлекательных занятий в рамках изучения компьютерной «анатомии»!

Дорогой читатель! Вы посмотрели статью до конца.
Получили вы ответ на свой вопрос? Напишите в комментариях пару слов.
Если ответа не нашли, укажите что искали .



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows