С тех пор, как пещерные люди научились делать наскальные рисунки, человечество совершенствовало методы визуального отображения окружающей действительности. В разные периоды истории художники оснащались новыми красками и инструментами для рисования, скульпторы осваивали различные материалы и техники, а театр поражал реалистичностью декораций.
С появлением компьютеров возникло множество новых способов построения изображений. Само собой, технологии существенно расширили имеющиеся ранее возможности, в том числе и в области создания картинок с эффектом движения:
Чтобы «расшевелить » статичное изображение, на вашем компьютере должна быть установлена программа для создания анимации, о её выборе и пойдет речь в данной статье.
Немного об анимации
Для того чтобы изображение было анимированным, необходимо соблюсти следующие условия:
- Несколько картинок. Невозможно добиться эффекта движения, имея в распоряжении одно изображение. Анимация – это смена кадров, и эти кадры должны друг от друга отличаться;
- Похожие картинки. Если вы будете последовательно менять кота на собаку, слона и жирафа, то получите что-то неудобоваримое. Изображения должны иметь общие элементы, чтобы получилась хорошая анимация;
- Скорость смены кадров. Если картинка меняется раз в секунду, то никакого эффекта движения достичь не удастся. Для того чтобы получить нужный результат, необходимо менять кадры более 16 раз в секунду.
Чтобы добиться искомого результата, существуют различные программы для 2D анимации, а также для работы с трехмерными изображениями. Начнем с рассмотрения 3D -формата.
Программы для 3D-анимации
Рассмотрим некоторые популярные программы для создания 3D анимации.
- 3D Studio Max . Данная программа пользуется популярностью среди тех, для кого создание анимации не является основным видом деятельности. Также прекрасно подходит для моделирования трехмерных объектов в компьютерных играх:
Существует огромное количество постоянно обновляющихся плагинов и возможностей рендеринга, однако позволить себе всё (легально ) может далеко не каждый в виду финансовых причин.
- Realsoft 3D . Отличительной чертой данной программы для анимации 3D выступает высочайшее качество изображения:
Эту особенность активно используют создатели рекламных роликов и музыкальных клипов. Также приятной чертой является кроссплатформенность.
- Maya . Программа для создания высококлассной 3D -анимации, которая широко применяется в кинопроизводстве:
- Poser 4 . Данная система наиболее подходит для моделирования поведения человека, поэтому применяется как в разработке компьютерных игр, так и в создании мультфильмов:
Программы для Flash анимации
Для размещения на страницах сайта анимированные изображения должны иметь небольшой вес (иначе скорость загрузки ресурса будет удручающей). Технология Flash позволяет «расшевелить » скучные картинки во Всемирной паутине.
На сегодняшний день абсолютным лидером в этой области является компания Adobe , предлагающая широкий спектр возможностей для разработчиков:
Однако не всем по карману такая программа для flash анимации, не говоря уже о необходимых плагинах (в сумме весь пакет будет стоить больше 1000 долларов ). Поэтому рассмотрим варианты с компонентами подешевле.
- SWiSHpowerFX . Данная система значительно упрощает создание анимированного текста. Главные преимущества – легкость освоения пользователями и быстрота создания изображений;
- Swiff Chart . Программа для создания диаграмм. Пользователю необходимо лишь ввести данные и выбрать тип графика, а система сделает всё остальное.
Анимация фотографий
Рассмотрим некоторые программные решения, которые помогут сделать из статичного фото анимированное изображение.
- Adobe Photoshop . Король редактирования изображений, который предоставляет широчайший диапазон возможностей:
Добавление различных анимированных эффектов поможет сделать любую фотографию по-настоящему живой.
- FotoMorph . Программа, действие которой основывается на технологии морфинга (переход одного изображения в другое ):
- ФотоШОУ PRO . Аналог Фотошопа, безусловно уступающий своему именитому конкуренту во всем, включая цену, а это для некоторых уже весомый аргумент не в пользу продукта от Adobe :
Чтобы не растеряться в обилии предлагаемых инструментов, рекомендуем новичкам следовать представленным ниже советам.
- Большие возможности программы – такие же знания исполнителя. Не думайте, что крутые программы всё делают сами. Все как раз наоборот: чем круче программа, тем сложнее с ней работать (трудности может вызвать даже создание самых простых эффектов ). Поэтому, рассчитывайте время, которое вы готовы потратить на изучение новых технологий;
- Цель должна соответствовать средствам. Конечно, мы живем в мире, где ни один человек не пользуется не лицензионным программным обеспечением, а те, кто пользуются, видят плохие сны по ночам. Поэтому платите за используемый софт деньги, которые оправданы задачей. Грубо говоря, если вам нужно сделать двигающегося мишку, чтобы сдать лабораторную работу в вузе, то глупо платить 500$ за навороченную программу, возьмите что-то подешевле;
- Лучше доверьтесь профессионалам. Для создания флеш анимации и 3D можно нанять людей с опытом. Они смогут быстро реализовать большинство ваших прихотей за соответствующую объему работы сумму денег.
Таким образом, существует огромное количество программных средств, позволяющих создавать анимацию, а выбор подходящего софта зависит от ваших целей, умений и финансовых возможностей.
Создание 3D моделей - это долгая и кропотливая работа, которая может длиться днями и требует от человека необычайной усидчивости. А на создание 3D анимации уходит еще больше сил и времени. Тем не менее, множество пользователей хотят освоить программы для создания 3 D анимации. Кому-то это интересно как хобби, а кто-то видит в этом отличный источник дохода. Однако овладевают этим искусством лишь единицы - и не только из-за сложности. Большинство программ стоят дорого и их нецелесообразно покупать людям, которые не занимаются этим профессионально.
Применение 3D-анимации
3D анимация применяется практически во всех сферах нашей жизни, в том числе и в маркетинге :
- все чаще для создания красочных рекламных роликов бренды выбирают именно 3D анимацию - она не ограничивает фантазию художников и позволяет реализовать любые идеи;
- для быстрого согласования размеров макетов баннеров и вывесок наружной рекламы также применяется трехмерная графика;
- ни одна заставка телешоу, новостей или видеоролика не обходится без 3D графики;
- владельцы ресторанов и магазинов не только заказывают 3D ролики, но предпочитают обращаться к 3D моделлерам для визуализации будущего заведения ;
- производственные компании используют 3D для лучшего продвижения своих товаров (в каталогах, презентациях);
- дизайнеры и архитекторы постоянно применяют 3D графику для визуализации своих проектов - люди гораздо проще воспринимают близкие к фотографии изображения, нежели сложные чертежи.
3D анимационные ролики имеют множество преимуществ по сравнению с обычными видеороликами. Например, с их помощью можно создать целый новый мир, населенный впечатляющими персонажами. Более подробно о преимуществах 3D анимации читайте в нашей статье .
Простые программы для создания 3d анимации
Простые программы предлагают пользователям наборы готовых элементов (библиотеки). Можно немного отредактировать модель и получить свой уникальный объект. Эти программы чаще всего используются для визуализации интерьера и прочих концепций. С их помощью достаточно просто сделать анимацию, хотя они не дают так много простора для творчества. Такие программы позволяют даже новичкам быстро приобщиться к миру 3D анимации.
DAZ Studio
Эта программа очень удобна для анимации, ведь это практически единственная ее функция - в DAZ Studio нет инструментов для самостоятельного моделирования. Пользователям предлагаются готовые персонажи, которых можно видоизменять и размещать на сцене. Пакет Genesis предоставляет набор удобных инструментов для детального изменения внешнего вида человеческой модели.
Программа распространяется бесплатно, но имеет множество платных дополнительных объектов (машин, аксессуары, животные): от $1 до $73.
iClone
В отличие от многих программ для создания 3D-анимации, iClone позволяет сразу увидеть результат работы (what you see is what you get). Мгновенный рендеринг значительно ускоряет работу. Часто применяется для создания небольших 3D видеоигр. Имеет высокую функциональность для лицевой и скелетной анимации людей и животных, регулировки освещения, движения камеры и кастомизации персонажей.
Blender
Позволяет создавать полноценные 3D игры благодаря набору инструментов для моделирования частиц (вода, огонь, дым), волос и движения тела. Программа предоставляет разнообразные предустановленные шаблоны движений - пользователю не придется самому прописывать простую анимацию походки персонажа. Имеет большую библиотеку, из которой пользователи могут загрузить объекты природы (деревья, местность, облака) и разнообразные фактуры. Преимуществом программы является встроенная возможность редактировать видео.
Aurora 3D Animation Maker
Простая и полезная программа для создания 3 D анимации текста. С ее помощью можно сделать красивый объемный логотип, объемный текст, позволяет создать имитацию дыма. Из-за своей простоты программа часто используется для создания презентаций и заставок на YouTube каналы.
Профессиональные программы для создания 3D-анимации
Также существуют более сложные профессиональные программы для создания 3D-анимации. Они содержат маленький набор простых фигур и огромный выбор инструментов для их изменения. С их помощью моделлеры создают сложные объекты (дома, машины, людей, природные объекты) и добавляют им анимацию. Так создаются новые миры для мультфильмов, видеоигр, рекламных роликов , концептов, презентаций и т.п. Такие программы требуют много времени на их освоение, а стоимость может быть выше нескольких тысяч долларов. К тому же, необходимо мощное аппаратное обеспечение для того, чтобы запустить такую программу.
Autodesk Maya
Наиболее распространенная программа для создания трехмерной анимации. С ее помощью были созданы такие анимационные персонажи как Дейви Джонс, Халк и Голлум; визуальные эффекты для «Матрицы» и «Властелина Колец»; мультфильм «Маша и Медведь».
Компания Autodesk предлагает несколько видов покупки программы Maya. Например, подписка на 1 год с учетом технической помощи будет стоить $1785, а на 3 года - $5355. Программа имеет «гибкий» код и после покупки большие студии имеют возможность преобразовать ее под свои нужды .
Autodesk 3Ds Max
В отличие от Maya, программа 3ds Max представляет больше инструментов для художников , но с ее помощью также создается анимация. Имеет большую утилиту Particle Systems , которая позволяет моделировать огонь, дым, дождь и т.д. Hair&Fur позволяет создавать реалистичные волосы, шерсть, траву и т.п. 3ds Max применялась при создании фильмов «Люди Х», «Послезавтра», «Парк юрского периода».
Программа распространяется по той же цене, что и Maya.
LightWave 3D
Полноценный редактор трехмерной графики, который чаще всего используется в киноидустрии. Поддерживает развитую систему фреймовой, инверсионной и анимации кости. Также имеет утилиту для работы с частицами - Hyper Voxels , а Surface editor является удобным инструментом для настройки свойств материалов. К программе можно подключать разнообразные модули, расширяя ее функциональность. Таким образом, можно получить более специализированное обеспечение.
3D-аниматор — профессионал в области трехмерной графики, который настраивает компьютерные персонажи для игровой анимации, обеспечивает движение рисованных моделей и объектов. Говоря высоким слогом, искусство 3D-аниматора заключается в том, чтобы вдохнуть в персонажа душу и сотворить живой, одушевленный мир вокруг. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
3D-аниматор — создающий жизнь на экране, подобно Богу на земле
Профессия режиссера-аниматора не имеет аналогов в других искусствах, хотя вбирает в себя почти все виды художественного творчества. Отдельными гранями она схожа с профессией художника, актера, музыканта, скульптора, если угодно — даже иллюзиониста. Взятая в целом она не сравнима ни с чем».
Фёдор Хитрук, режиссёр-мультипликатор
Недаром название профессии происходит от латинского слова «anima», что переводится как «душа». Приставка 3D обозначает, что аниматор работает средствами компьютерной графики в трехмерном пространстве (с тремя измерениями: длиной, шириной, высотой). На английский язык слово «измерения» переводится как «dimensions», поэтому принят сокращенный вариант 3 D .
3D-аниматор — новая профессия, возникшая одновременно с появлением компьютерных программ, при помощи которых стала возможной обработка трехмерной графики. Несмотря на то, что 3D-аниматор использует современные компьютерные технологии, в основе профессии всё-таки применяются классические принципы анимации, известные со времен Уолта Диснея. В современных учебных заведениях обязательны для изучения принципы диснеевской анимации — набор технологических приёмов, с помощью которых создается реальный образ с правдоподобной динамикой.
В 2009 году в России вышел первый 3D-мультфильм «Наша Маша и волшебный орех». Затем появились «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» и 3D-сериалы «Маша и медведь» и «Фиксики», популярные во всём мире и вполне конкурентоспособные с зарубежными мультфильмами. Индустрия 3D-анимации во всём мире развивается бурными темпами и ждёт новых великих имен и открытий, поэтому профессия 3D-аниматора чрезвычайно востребована.
Существует множество 3D-пакетов (программ) для работы с трехмерной графикой:
3ds Max (3d Studio Max) и несколько ей подобных:
- Maya;
- Cinema 4D;
- LightWave;
- Softimage XSI;
- Blender;
- Modo.
Программы, отличающиеся от 3ds Max :
- Houdini, заточенная под спецэффекты — VFX;
- ZBrush и Mudbox, заточенные под высокополигональное моделирование (скульптинг);
- 3D-Coat — заточенная под моделирование вокселями;
- Rhinoceros — заточен под моделирование NURBS-поверхностями.
- А также Adobe After Effects / NUKE.
Новичкам следует начать обучение с 3ds Max, как наиболее легкой в освоении. Также относительно просто можно освоить Blender и Modo. 3D-пакет «Maya» в изучении более сложен и требует навыков программирования, но этот пакет используется повсеместно во всех студиях по созданию анимационных фильмов и его знание значительно облегчит трудоустройство.
Особенности профессии
3D-аниматор — одна из ключевых фигур в создании анимационных фильмов или игр, но не единственная. Над фильмами работает целая команда специалистов. 3D—аниматор на одном из этапов создания фильма делает трехмерные объекты движущимися в пространстве и времени, создавая с помощью динамики и поз определенный характер персонажа и его настроение. Помимо владения специальными программами, настоящий профессионал должен разбираться в психологии и анатомии человека, знать основы актерского мастерства, обладать чувством времени (для правильной расстановки ключей анимации). Всё это помогает понимать процессы создания реальных изображений и исключать ошибки в движениях: довольно долго новички-аниматоры не могут справиться с «плавающим» движением персонажей. Для создания правдоподобной и интересной анимации необходима большая практика и навыки работы.
При приёме на работу от специалиста требуется опыт:
- анимирования персонажей (субъектов — людей, животных; объектов — жидкостей, природных элементов);
- работы со спецэффектами;
- экспорта анимаций в движок;
- создания концепт-арта;
- создания качественных UV—разверток;
- настройки скелета, материалов и скиннинга модели;
- постобработки в графических редакторах.
Для создания 3D-мультфильма или игры необходима слаженная работа целой команды специалистов:
- Художник-постановщик, который определяет общий замысел и идею фильма, делает наброски персонажей и окружающей среды.
- 3D-м оделлер, создающий конкретные 3D-модели персонажей и объектов.
- Художник по текстурам , рисующий текстуры.
- Сетапер, создающий скелет персонажей и объектов (риггинг, скиннинг) — (сгибание пальцев и рук, открывание двери, шевеление ветвей, перелистывание книги и т.п.).
- После сетапера в действие вступает 3D-аниматор .
- Осветитель , выставляющий свет.
- Оператор , устанавливающий камеру.
- Визуализатор , создающий дизайн-проект по чертежам и эскизам — окружающий пейзаж, архитектурные сооружения, одежду персонажей.
- VFX-специалист — специалист по спецэффектам.
- Компоузер , специалист на последней стадии создания фильма, которому под силу исправить многочисленные ошибки предыдущих специалистов. Он формирует объемную финальную картину из слоёв, преображает созданный видеоряд, придавая фильму законченный вид и лоск.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Высокая востребованность профессии
- Интересная творческая работа, где в полной мере можно проявить свой талант
- Высокий уровень оплаты труда
Минусы
- Несмотря на творчество, в этой работе присутствуют моменты однообразия и рутины, с которыми можно справиться, периодически меняя вид деятельности (переключаться между пакетами программ, менять персонажи или объекты).
- В процессе работы довольно быстро теряется ощущение оживления персонажа, и вся работа сводится к простым действиям типа «подвигай немного в этом месте», «покрути тут».
- Много времени занимает освоение этой профессии и доведение до совершенства результатов работы.
Место работы
Киностудии, студии мультфильмов, телевидение, компании по производству компьютерных игр, рекламные агентства.
Важные качества
- пространственное воображение и мышление;
- понимание принципов динамики и движения;
- глубокая наблюдательность;
- художественный вкус;
- чувство стиля;
- ответственность;
- позитивное отношение к жизни;
- целеустремленность, одержимость;
- умение находить общий язык с техническим персоналом;
- знание английского языка значительно упрощает обучение и работу;
- художественное образование.
Профессионал постоянно должен быть в курсе последних тенденций дизайна и новинок компьютерных программ для 3D-анимации.
Обучение на 3D-аниматора
Обучает , предоставляются стажировки. Международное учебное заведение, специализирующееся на компьютерном образовании. Работает с 1999 года. 42 филиала в 16 странах мира. Крупнейший авторизованный учебный центр Microsoft, Cisco, Autodesk. Студенты получают международные сертификаты и международный диплом. Главная цель - трудоустройство каждого выпускника.
Оплата труда
Зарплата на 14.03.2019
Россия 50000—150000 ₽
Москва 55000—120000 ₽
Профессия 3D-аниматора очень востребована в современном мире и, соответственно, высоко оплачивается. Доходы специалиста зависят от региона работы, специфики и величины компании.
Ступеньки карьеры и перспективы
В сфере 3D-графики 3D-аниматоры — самые востребованные специалисты, от которых во многом зависит успех фильма. Карьера 3D-аниматора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей (художник-постановщик, художник по текстурам, моделлер, сетапер, визуализатор, композер). В вертикальном направлении роста карьеры 3D-аниматор может стать ведущим аниматором или лидом по анимации, который осуществляет общий стиль анимации всего проекта, контролирует работу всей команды специалистов, обучает их. В дальнейшем возможен рост до владельца или директора анимационной студии.
Как ЭТО делается?
3D-анимация профессионально выполняется двумя способами:
1. «Keyframe» или «Анимация по ключевым кадрам» . В данном случае промежуточные кадры между двумя ключевыми кадрами образуются автоматически с помощью интерполяции. Этот процесс называется «кейфрейминг». В своей основе это классический, самый старый и известный способ анимации со времен Уолта Диснея и Уинсора Мак-Кея — «раскадровка», как его называют в мультипликации, только выполненный с помощью компьютерной программы. 3D-пакеты делают процесс создания ключевых и промежуточных кадров значительно проще и быстрее, что позволяет более широкому кругу людей заниматься этой интереснейшей профессией.
2. «Motion capture» или «Захват движения». Данный способ представляет собой процесс записи движений любого объекта с целью последующего использования этой записи в ходе анимации. Для этого существуют специальные мокап-камеры, фиксирующие маркеры, нанесенные на обтягивающий костюм персонажа. Специальная мокап-система формирует файл с положением маркеров во время движения.
Многие начинающие 3D-аниматоры используют очень эффективный способ «Референс».
Аниматор записывает на видеокамеру самого себя, воспроизводя при этом необходимое по сценарию действие или диалог, а затем переносит всё это на персонаж мультфильма.
Что читать?
Марк Джамбруно, «Трехмерная графика и анимация»
Стив Робертс, CHARACTER ANIMATION IN 3D
Сергей Цыпцын, «ПОНИМАЯ МАУА»
Ричард Уилльямс, THE ANIMATOR’S SURVIVAL KIT
THINKING ANIMATION: BRIDGING THE GAP BETWEEN 2D AND CG
Кен Приб, «THE ADVANCED ART OF STOP-MOTION ANIMATION»
Ричард Уильямс, «The Animator’s Survival Kit» («Набор для выживания аниматора») — книга о рисованной анимации будет очень полезна начинающим 3D-аниматорам.
Создать объемного персонажа для логотипа или рекламного ролика — только половина дела. Как только внешность вашего героя готова, согласована и утверждена, начинается самое интересное — создание 3d анимации. Это трудоемкий и невероятно интересный процесс, который позволяет в итоге «оживить» любую задумку . Например, научить персонажа говорить с клиентом, грустить и радоваться, размышлять и двигаться, «вляпываться» в приключения и показывать на пальцах, как применить ваш продукт.
Работа 3d аниматоров — колоссальный труд, позволяющий создать не просто двигающуюся картинку, но и вполне достоверную реальность вокруг. Как создается трехмерная анимация и какие чудеса можно сотворить умеючи, разберем подробнее в статье.
Цитируя доктора Франкенштейна: оно живое!
Анимация трехмерных объектов существенно отличается от 2d анимации — «плоских» мультиков, где объем достигался с помощью перспективы и правильной покраски персонажей и окружения. Сегодня технологии позволяют сразу и показать ее форму освещением и движением камеры. В этом случае понятие анимации изменяется:
2d анимация — создание иллюзии движения или изменение формы объектов с помощью технических приемов.
Анимация 3d — автоматическое перемещение или трансформация объектов в пространстве и времени.
Проще говоря, раньше нужно было покадрово отрисовывать передвижение каждого персонажа. Теперь достаточно создать трехмерную модель персонажа, после чего ее можно двигать в пространстве без дополнительных усилий и прорисовок. Но говорить-то просто, а на деле — оживление 3d модели персонажей довольно сложный процесс. Чтобы заставить фигурку двигаться, мало иметь доступ к компьютеру и умным программам. Нужно еще и представлять, как может передвигаться герой, какие силы на него при этом влияют (не те, которые высшие, а, например, гравитация, сила трения и сопротивления).
Если вы хотите получить с характером — важно обратиться к аниматорам, которые в курсе всех тонкостей и готовы фанатично прорабатывать каждую деталь. Не только походку, но и мимику, и движение волосков, и скольжение ткани (если герой, конечно, носит одежду).
Чтобы учитывать все и сразу, нужно быть немножко волшебником и немножко гением — вполне удачное описание для аниматоров студии KLONA.
Как сотворить не зомби: особенности 3d анимации персонажей
Как гласит современная мудрость: ничто не зомби, кроме зомби. И если ваш герой — не он, то анимирование персонажа должно быть «живым», или, как нынче говорят, верибельным. Зритель должен поверить, что герой действительно ходит, смотрит, кривится или улыбается , взаимодействует с окружающей средой.
Создание и анимация 3d персонажа — это сотворение истории, которая рассказывается не словами на бумаге (или экране), а движением. Например, мимика героя может сказать многое о характере. Но для этого у него должно быть достаточно «качественное» лицо, чтобы заставить мышцы двигаться.
Когда к вопросу подходят без должного старания или в полсилы, как правило, получается что-то по меньшей мере неестественное, а иногда — даже пугающее.
Потому давайте возьмем , как точку отсчета, и посмотрим, что с ней можно сделать:
- Анимировать по ключевым кадрам;
- Анимировать по траектории;
- Создать анимацию в динамической среде;
- Анимировать с использованием motion capture.
Каждый из способов легче всего пояснить, рассматривая не только технологию, но и примеры.
Анимация по ключевым кадрам: из точки А в точку Б
— один из наиболее распространенных способов создания 3д анимации персонажей. Суть метода заключается вот в чем: на шкале времени задается несколько главных точек, в которых положение или форма объекта изменяется. Аниматор задает нужные параметры модели в указанных кадрах, а «промежуточные» состояния программа рассчитывает автоматически.
Пример : Для простоты возьмем резиновый мячик, который ударяется о землю и отскакивает вверх. Чтобы отобразить один такой «скачок», процесс нужно разбить на три этапа: мячик в верхней точке — мячик на земле — мячик снова в верхней точке. По-хорошему следует задать больше ключевых кадров, учитывать кучу мелочей. Как то, что при падении резиновый корпус растягивается, а при ударе — сплющивается.
Если правильно деформировать объект в каждой фиксированной точке времени, анимация 3d получится максимально естественной.
Не всегда 3d модели персонажей — это люди или животные. Нашим героем может быть любой объект, например, летающая камера или НЛО (в общем все, на что хватит фантазии). В таком случае мигания лампочек и вращения по оси будет недостаточно — не интересно. А вот заставить объект летать по траектории, да еще и «отправить» камеру следить за перемещением, вовремя приближаясь и отдаляясь...
И умелое обращение с фокусом (вот уж что точно должна уметь студия 3d анимации) превратит простое кружение объекта в пространстве — в увлекательный почти что блокбастер.
Суть способа заключается в том, чтобы:
- задать точку старта (начало пути объекта);
- обозначить траекторию (путь, который проделывает объект);
- указать конечную точку (где модель должна остановиться).
После того, как персонаж/объект «привязывается» к траектории, программа сама рассчитывает и создает движение. Если при этом добавить анимацию самого объекта (взмахи крыльев, открытие шлюзов, выдвижение шасси) и «поиграть» с камерой, можно добиться весьма интересных эффектов.
Команда студии КЛОНА точно знает, как сделать простое движение по проложенному маршруту и умопомрачительно динамичным.
Наш герой — не находится в вакууме. Любого персонажа окружает какая-то реальность , в которой обязательно имеются гравитация (если дело не в космосе), движение воздушных масс и другие виды колебаний. Все это стоит учитывать, чтобы анимация персонажа была достаточно реалистичной.
Как выглядит результат такой анимации и где ее можно наблюдать?
В деталях. Когда персонаж идет по городу, и плащ развевается под порывами ветра, или когда под водой волосы липнут к лицу — все это получается благодаря анимированию с учетом окружающих факторов.
Строго говоря, анимация в динамической среде — скорее вычислительная работа с глубоким погружением в физические характеристики объектов. Но без всего этого даже самое детальное 3d моделирование с не сделает персонажа живее.
Motion capture: превращение фильма в мультик
Технология захвата движений — молодая, но очень популярная. Сегодня motion capture используется практически во всех фантастических фильмах. Суть такого способа крайне проста:
- на актере закрепляются датчики;
- пока актер двигается, камеры фиксируют положения датчиков;
- их смещение обрабатывает программа и создает движущийся «скелет» с набором ключевых кадров;
- полученный пакет информации «обтягивается» оболочкой — для этого используется 3d моделирование персонажей.
В результате действия героя получаются реалистичными, убедительными, а аниматорам не приходится бороться с физикой и вспоминать, в каком месте что гнется.
Определение традиционной рисованной анимации - «технические приёмы получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы разнообразных объектов живой и не живой природы» - к 3D анимации подходит весьма относительно. Правильнее сказать, что 3D анимация - это автоматизация перемещения и трансформаций в пространстве с течением времени.
Определение простое, но под ним - толстые талмуды теории и практики, долгие (и дорогие) , единицы действительно крутых профи (которые подчас не умеют моделировать) и сотни, если не тысячи, непрофессионалов.
Разбирать в малейших деталях процесс анимации в этом и следующем материалах не получится, просто из-за обилия информации. Поэтому пройдёмся по вершкам.
В основном применяются три способа анимации 3D объектов. Первый и простейший - это перемещение и вращение целого объекта, без изменения его формы. Второй - это динамические деформации (бьющееся сердце - идеальный пример). Третий, самый сложный, и применяемый обыкновенно для анимации персонажей, - это скелетная анимация. На ней остановимся отдельно позднее.
В свою очередь, чаще всего в 3D анимации используются три метода: анимация по ключевым кадрам, анимация по кривым движения, и анимация по траекториям (Path).
Анимация по ключевым кадрам в 3D по своему принципу очень похожа на работу традиционных аниматоров, когда главный художник рисует ключевые позы персонажа, а его подчинённые художники-позировщики заполняют промежуточные кадры, отрисовывая надлежащие трансформации фигуры. Разница в том, что роль позировщика выполняет уже компьютер (а точнее, соответствующие алгоритмы в программе-редакторе). Аниматору достаточно зафиксировать несколько ключевых положений фигуры, интерполяция осуществится автоматически.
Соответственно, процесс выглядит следующим образом: выбираем первый ключевой кадр (А), фиксируем в нём изначальное положение объекта; затем выбираем следующий ключевой кадр (Б), трансформируем объект (перемещаем, вращаем, изменяем размеры), фиксируем. Программа далее рассчитывает промежуточный процесс - траекторию движения и вращения между кадрами А в Б, а также - изменения размеров (но не формы!), отображая эти изменения в виде кривых движения
Четыре ключевых кадра. Всего их в ролике - 260.
Кривые движения - это, собственно, представление перемещения или трансформации объекта в виде графиков для каждой из его координат XYZ. Чтобы лучше понять суть этого процесса анимации, придётся вспоминать школьный курс математики. С другой стороны, такие кривые и их редактирование, как правило, чрезвычайно наглядны, и когда понимаешь взаимозависимости, проблем особых уже не возникает.
Кривые движения (Loc), вращения (Rot) и изменения размеров (Scale), представленные на одном графике. Это всё то, что претерпевает наша фигура. Скриншоты рабочего окна программы Blender 3D.
Кривые очень удобно использовать для точного контроля над каждым параметром; управление ими в современных пакетах реализуется достаточно наглядно, так, чтобы было минимум путаницы. Но без постоянного учёта множества всяких параметров, качественной 3D анимации сделать не получится.
В некоторых пакетах - Blender, например, - функционал ключевых кадров и кривых объединены в одно. В других пакетах помимо кривых отдельно существует ещё и временная таблица, где все изменяемые при анимации параметры представляются как события на временной шкале.