Борис Гребенщиков - одна из неординарных и одиозных фигур российского шоу-бизнеса. Интересен тот факт, что музыкант и его группа «Аквариум» к массовости не стремились и не претендовали на всеобщее обожание, и тем не менее с течением времени группа превратилась в культовую, а ее лидер стал носить негласный титул гуру отечественного рока. Сегодня этот уникальный человек не только музыкант и прозаик, но и ведущий передачи «Аэростат». Гребенщикова любит слушатель, его знания о всемирно известных рок-музыкантах и только начинающих исполнителях поражают и делают каждую передачу познавательной и уникальной. Многие музыковеды считают передачу «Аэростат» хорошим пособием для людей, стремящихся узнать интересные факты о музыкальных стилях, течениях, о музыкальном сленге, классиках и музыкальных современниках.
Группа «Аквариум»
В 1972 году в СССР появилась группа «Аквариум». Создала ее группа единомышленников, обожающих рок и мечтающих сказать о самом главном посредством своих текстов. Главными вдохновителями стали Борис Гребенщиков и Анатолий Гуницкий. Через восемь лет после своего тихого старта группа была официально запрещена, а Гребенщиков исключен из партии. Коллектив уходит в глубокое подполье и выступает только для тесного круга поклонников. Кто бы мог подумать, что уже через несколько десятилетий группа «Аквариум» и ее солист станут культовыми персонажами российской рок-эстрады. А сам гений русского рока решит, что хочет стать не только поэтом, прозаиком, певцом, философом, но и что ему нужен свой эфир на радио. Программа Гребенщикова «Аэростат» сегодня с завидной регулярностью выходит на FM-волнах родной страны.
Борис Гребенщиков
Будущая рок-легенда России родился в Ленинграде в ноябре 1953 года, в семье директора пароходства «Балтии» и юриста. Борис получил хорошее образование, но благодаря своему увлечению рок-музыкой был исключен из партии и полностью посвятил себя своей страсти.
Тексты Гребенщикова и группы «Аквариум» были и остаются острыми и злободневными. Разница лишь в том, что в СССР такие попытки критики власти пресекались на корню, сегодня этот рок и его исполнитель вышли за пределы подпольных квартир, имеют своих поклонников в кругах руководства страны и могут существовать, не тревожась о завтрашнем дне.
Борис Гребенщиков: радио «Аэростат»
Идея воспитания своего слушателя у музыканта вертелась в голове уже давно, но в советский период это было априори невозможно, но уже с началом новой эры и после превращения в любимцев «думающей» публики давняя задумка отца российского рок-н-ролла стала возможна.
В 2005 году на каналах «Радио Россия» и «Культура» начала выходит авторская передача лидера группы «Аквариум». «Аэростат» Гребенщикова сразу же стал передачей не для всех. Стиль изложения ведущего, да и темы высокоинтеллектуальны. Автор затрагивает множество нетривиальных тем, не всегда понятных массовому слушателю. Каждый радиоэфир с Борисом - это своего рода эпос или экскурс в историю музыки, где освещаются темы, не только касающиеся современников «Аквариума», а проводятся интересные лекции о людях, формировавших разных стран. Передача весьма познавательна и разбавлена хорошей музыкой. Композиции, со вкусом подобранные самим автором, - вот чем отличается «Аэростат» Гребенщикова от многих культурно-познавательных передач.
В нынешнем году передача отпраздновала свой десятилетний юбилей, автор и по совместительству ее ведущий продолжает привлекать все новых слушателей, создавая Сегодня вышли 530 выпусков передачи «Аэростат». Гребенщикова заслуженно называют философом и интеллектуалом, ведь он со скрупулезностью ученого разбирает каждую мелочь и интересующую его деталь.
Английская, индийская и американская музыка - это отдельная «повесть» в радиомонологе с названием «Аэростат» Гребенщикова. Автор с такой любовью рассказывает о всемирно известных исполнителях джаза и рока, что каждый неравнодушный слушатель завороженно впитывает каждое слово.
Сегодня мы поговорим об авторской еженедельной программе «Аэростат». Борис Гребенщиков - лидер группы «Аквариум», является ее создателем и ведущим. Трансляция проекта ведётся с 2005 г. на «Радио России», и «Радио Культура». К 2016 году было создано 600 выпусков передачи. В каждой из них звучат различные музыкальные композиции. В перерывах между ними слово берёт сам Борис Гребенщиков, который выступает в роли ведущего. Чаще всего он комментирует прозвучавшую музыку, говорит об истории её создания, жизни автора и его творчестве. Иногда ведущий говорит на не связанные с искусством темы, к примеру, о философии, также в рамках программы он часто делится своими наблюдениями и мыслями.
Музыка
Передача Гребенщикова «Аэростат» посвящена в основном альтернативной и рок-музыке со всего мира, которая не вписывается в концепцию нынешних СМИ. В рамках программы часто звучат произведения и российских авторов. Среди жанров «Аэростат» Гребенщикова предлагает «классическую» англо-американскую рок-музыку 1960-1970-х годов, панк, инди, world music, электронные направления и многое другое. Существует несколько выпусков, стиль которых можно считать исключительным. В них можно услышать классическую музыку, поп, метал, фолк, джаз, рождественские песни, произведения начала ХХ века, творческие новинки самого БГ, а также группы «Аквариум». Не забывает автор и о новинках. Некоторые выпуски полностью посвящены музыкальным премьерам. В рамках таких программ можно услышать новые песни и альбомы, даже молодых и малоизвестных групп. В заставке проекта используется композиция под названием Prelude. Эта музыка открывает альбом группы T. Rex 1970 г., A Beard Of Stars. В конце программы можно услышать одноименную композицию с той же пластинки. Этому диску посвящён отдельный выпуск передачи под номером 401.
Распространение
Программа «Аэростат» Гребенщикова до 2014 г. была полностью доступна на ресурсе Russian Podcasting. Но он прекратил свою работу. Таким образом, для распространения была выбрана иная площадка - PodFM. На официальной странице группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова существует отдельная рубрика под названием «Радио Аэростат». Там есть примерные тексты всех выпусков, а также список звучавших музыкальных композиций. Передача «Аэростат» Гребенщикова доступна и владельцам мобильных устройств. Для ее прослушивания создано специальное мобильное приложение.
Передача «Аэростат» Гребенщикова породила новую книжную серию. Она содержит стенограммы радиопрограмм. Первая книга серии вышла в 2008 г. и получила название «Аэростат: течения и земли». В 2009 г. появился труд «Воздухоплаватели и Артефакты». Вскоре была опубликована книга «Параллели и Меридианы». Четвертая часть серии появилась в 2012 г. и была названа «Вариации на тему Адама и Евы». Открывая цикл авторских программ, Борис Гребенщиков отметил, что желает поведать о музыке, которой питается его душа, а также о произведениях, которые изменили мир и продолжают делать это сегодня. Слушатели могут принять участие в жизни проекта, присылая предложения будущих тем на официальном портале группы «Аквариум».
Древние говорили, что
музыка создает пространство, в котором обитают наши души. В трактате "Весны
и осени господина Люя", написанном в четвертом веке до нашей эры, сказано
приблизительно так: В царстве У была принята музыка в стиле Юй, и царство
процветало сотни лет, в царстве же Чу начали слушать музыку Лю Чжоу, и
царство мгновенно пришло в упадок.
В Аэростате я хочу рассказать о той музыке, которой питается моя душа, о
разной музыке, которая меняла мир и продолжает менять его и по сей день.
Борис Гребенщиков, 1-ый выпуск радио "Аэростат"
Я знал, что уже несколько лет Борис Гребенщиков ведет музыкальную передачу «Аэростат» на радио "Россия", и даже пару раз пробовал слушать записанные передачи на ПК и в машине, но... почему-то не пошло. А потом произошло самое настоящее чудо. Однажды мне нужно было ехать больше двух суток на поезде. Кроме тягостного предчувствия долгой поездки у меня был плеер с передачами Аэростат, и стоило мне нажать на кнопку play, как тесное купе исчезло. Осталась только музыка. И это было не похоже ни на что. Я очнулся только через двое суток от слов проводника: "Молодой человек... Вы меня слышите? Да снимите же наушники наконец. Выходим". Именно с этой поездки я влюбился в Аэростат - это совершенное творение БГ.
Божественная, удивительная, волшебная, неземная музыка, которая не имеет никакого отношения к тем отходам, которые льются с экранов ТВ, или радиоэфира. Музыка "Аэростат" из другого мира, но именно этот мир и эта музыка настолько настоящие, настолько качественные, настолько непередаваемы словами, что все, услышанное ранее, кажется ошибкой молодости. Извечный вопрос: «Что слушать?» решился в один момент. Я узнал столько новых музыкальных имен, услышал столько интересной музыки, что мне хватит ее как минимум на несколько жизней. Музыкальный кругозор БГ и то, с какой легкостью и глубиной он говорит о своей любимой музыке, поражают.
На сегодняшний день вышло более 200 передач, и на этой странице собраны те, которые мне больше понравились. Хотя, категории "меньше-больше" к тому, что делает БГ, неприменимы. Все, что он делает - высшего качества.
Все остальные передачи "Аэростат" вы можете послушать на aerostat.rpod.ru .
И еще... не повторяйте моих ошибок - вряд ли стоит слушать "Аэростат" между делом: в машине или на ПК в качестве фона. Это особенная музыка - в нее нужно погружаться целиком, позволить ей полностью завладеть Вашим вниманием - тогда произойдет самое настоящее чудо.
Для того, чтобы послушать передачу , щелкните по иконке нужной передачи. Для того, чтобы скачать передачу , щелкните правой кнопкой по иконке нужной передачи и выберете в контекстном меню пункт "Сохранить объект как". Если передача не воспроизводится -
(самая первая
передача Аэростат). |
|
Итак, что же говорили древние? |
|
В школе можно услышать о массе вещей, которые ни с какой
стороны никогда не могут пригодиться в жизни. Но один существеннейший вопрос
всегда остается вне школьных учебиков. |
|
В мире есть тысячи передач про
Битлз, но они даже близко не стоят к этой передаче - это самая настоящая
магия. |
|
Знающие люди говорят, что Грааль - это переживание
Божественной Реальности. Главная цель человеческой жизни. Тогда понятно, что
именно охраняли лучшие из лучших тамплиеров - еретический с точки зрения
католической церкви взгляд на мир. И все становится на свои места. |
|
Вообще - многие светлые умы обдумывали взаимодействие
алкоголя и человека. Например, Сэмьюел Джонсон, тщательно все обдумав,
сказал так: "Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохое вино". |
|
Так много и упорядоченно мы говорим про музыку последний год.
Всех разложили по полочкам - а ведь бывает так, что кто-то не помещается на
эту полочку; или слишком много сделал всего разного - или вообще нет под
него полочки. Или кто-то замечательный просто не влез в какой-то из моих
рассказов. |
|
Все люди полны желаний, только я один подобен тому, кто
отказался от всего. Все люди полны света. Только я один подобен тому, кто
погружен во мрак. Все люди пытливы, только я один равнодушен. |
|
Не секрет, что уже много-много лет многие колоссальное количество людей, выпуская какую-нибудь песню, сразу же отдают ее в надежные руки ремиксеров с именем, которые издеваются над ней, как хотят, и тем делают ее привлекательнее для тех, кому первый вариант мог показаться слишком простым и скучным. Поначалу ремиксы делались - в-основном - для придания танцевальности заданному произведению. Вскоре же люди начали этим заниматься ради удовольствия поиграться с чужой песней. |
|
Если посмотреть на историю Европы за последние известные нам
2000 лет, то Британия всегда была страной в стороне. Особенной страной. |
|
Есть на свете такая страна - Соединенные Штаты Америки. И в
ней есть много хороших групп. В какие-то отдельные моменты времени та или
иная могут с гордостью называться "лучшей группой Америки". Нужно только
добавлять - на этот момент. |
|
Есть один город на земле. Лондон. Город, выходящий за пределы
любых определений и описаний. |
|
Когда легендарный правитель Китая Желтый Император услышал,
как богиня Су-нюй играет на пятидесятиструнной цитре, то был настолько
потрясен, что посчитал этот инструмент слишком опасным для людей и повелел
разделить его на две цитры меньшего размера. У нас же - как водится - меры
применялись иногда еще более радикальные. |
|
Молодым Экклезиаст советует: А тем, кто говорит: "ну разве теперь - это музыка? Вот раньше была - это
да!" Экклезиаст напоминает: |
|
Автор "Алисы" - Льюис Кэрролл, помимо того, что он был изумительным сказочником, одним из самых известных фотографов своего времени и чрезвычайно загадочной личностью, являлся еще и профессиональным математиком. Но, даже зная это, все равно поражает количество серьезных ученых, цитирующих "Алису В Стране Чудес" и "Алису в Зазеркалье" в качестве иллюстрации к своим самым сложным и парадоксальным построениям. Не потому ли, что самая передовая наука всегда обнаруживает только что, что мы изначально знаем в самой глубине своей души? |
|
Silly Wizard
|
|
Что такое музыка? В чем ее цель и предназначение? Почему
последовательность звуков разных тембров заставляет нас плакать или
восторгаться? |
|
Поучительная История Боба Дилана
|
|
Франц Шуберт
|
|
Johannes Brahms
|
|
Kind Of Blue
|
|
Поп Музыка
|
|
Сила музыки
|
|
Россия: Восток или Запад
|
|