Последовательное выполнение стль обычно, что мы редко о нем вспоминаем, как об управляющей структуре. Последовательность операторов выполняется в порядке их естественнго расположения в программе, с возможным отклонением для вызова внешнего франмента (функции), но с обязательным возратом в точку вызова.
Ветвление в простейшем случае описывается в языке Си с помощью условного оператора. имеющего вид:
if (выражение)
оператор_1; else оператор_2; |
где часть else может и отсутствовать. Сначала вычисляется "выражение" в скобках; если оно истинно то выполняется оператор_1 . Если "выражение" ложно (равно нулю - NULL ), то оператор_1 пропускается, а выполняется оператор_2 . Если на месте условно выполняемых операторов должна располагаться группа из нескольких операторов языка, то они заключаются в фигурные скобки - { }. Часто "выражение" в скобках представляет условие, заданное с помощью операций отношений и логических операций. Операции отношения обозначаются в Си следующим образом:
= = равно; ! =
не равно; < меньше; > больше;
< = меньше или равно; > = больше или равно.
Символ !
в языке Си обозначает
логическое отрицание. Есть еще две логические
операции: ||
означает или, а &&
- логическое И
. Операции отношения имеют
приоретет ниже арифметических операций, так что
выражение вида k > n%i
вычисляется
как k > (n%i).
Приоритет &&
выше, чем у ||, но обе логические операции
выполняются после операций отношения и
арифметических. В сомнительных случаях лучше
расставлять скобки.
Для иллюстрации применения условного оператора рассмотрим программу определения большего из трех чисел. Первый if оператор представляет полную условную конструкцию, во втором случае else отсутствует. Обратите внимание, что точка с запятой, завершая оператор присваивания max=x, не нарушает единство if - оператора. Если else - ветвь пропускается во вложенных условиях, возможна неоднозначность их толкования. Во избежание двусмысленностей решают так: else соответствует ближайшему if, не имеющего своего else .
Пример 1.3.
Рассмотрим пример программы, в которой применяются несколько вложенных друг в друга условных операторов. В этой программе сторока float A, B, X объявляет эти три переменные как величины вещественного типа. Форматная строка функции scanf предписывает ввести два вещественные числа, которые станут значениями переменных A и B соответственно.
Пример 1.4
/*РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ
AX=B*/ #include main() { float
A,B,X; |
Посмотрите, как выглядит
ветвление, когда глубина вложенности условных
операторов равна трем (пример 1.5). Если хоть одно
условие истинно, то все оставшиеся, разумеется,
пропускаются. При глубине вложенности условных
операторов свыше трех ветвление теряет
наглядность и понятность.
Для реализации многозадачного
ветвления обычно прибегают к управляющей
стркутуре выбор (переключатель) (см.
п.9.4). Когда управляющяя структура ветвления
становится особенно запутанной, определенную
ясность могут внести фигурные скобки. Они
обязательны, когда в условном операторе
содержится более одного опрератора или функции,
например
В повседневной жизни часто необходимо принять какое не-будь решение, в зависимости от какого то условия. Например, если на выходные погода будет теплой, то мы поедим на море, иначе, если будет пасмурно, то посидим дома.
В программировании это тоже встречается очень часто. Для этого существуют два условных операторов, это if-else и switch-case . В этой статье я Вам расскажу об операторе if-else, а в следующей статье об switch-case.
Синтаксис условного оператора if-else следующий:
Если условие истина (true), то выполняется код из блока if, иначе, если условие ложь, то выполняется код из блока else.
Для лучшего понимания возьмем такой простой пример, у нас есть некая сумма денег и мы хотим купить автомобиль, и здесь сразу возникает такое условие, если у нас есть достаточно денег то мы можем купить данный автомобиль, иначе не можем.
Var money = 35000; // Допустим у нас есть 35 000 евро //Машину которую мы хотим купить стоит 50 000 евро. И возникает такое условие if(money > 50000){ document.write("Мы можем купить автомобиль"); }else{ document.write("Недостаточно денег для покупки машины"); }
Сохраняем документ, открываем его в браузере и видим, что на странице вывелось такое сообщение "Недостаточно денег для покупки машины". Если же у нас было бы больше 50 000 евро, то выполнился бы код из блока if. Если бы у нас было бы ровно 50 000 евро, то мы также не смогли бы купить автомобиль, потому что 50 000 не больше 50 000. Для того чтобы условие в данном случае было истина, то нужно написать знак больше либо равно (>=).
Замечание! Логическая операция равно пишется двумя знаками равенства (==) . Также присутствует и логическая операция меньше или равно (
использование фигурных скобок
Если присутствует только один оператор то фигурные скобки ставить необязательно, если в блоке больше чем один оператор, то фигурные скобки нужны обязательно.
Пример приведенный выше, будет прекрасно работать и без фигурных скобок, так как в обоих блоках находятся только по одному оператору.
Внутри if можно написать любые логические операции , будь то они простые или сложные. Можно использовать и операторы AND (&&) и OR (||).
Замечание! Присутствие блока else, не является обязательным .
Например, если a равен b, и c равен d, то выводим соответствующее сообщение, иначе если отсутствует блок else, то просто идем дальше, к следующей строчке.
Var a = 4, b = 4, c = 8, d = 8; if((a == b) && (c == d)) document.write("a равен b И c равен d"); document.write("Следующая строчка кода");
Оператор if - else if - else
После блока if, может последовать один и больше блоков else if, и в конце уже блок else. Это удобно в случае, когда нужно использовать больше чем одно условие.
Для лучшего понимания возьмем какой-то пример из повседневной жизни. Например, у нас есть определенное кол-во розеток. Если у нас в комнате только одна розетка, то мы можем подключить только одно устройство, если две розетки то мы можем подключить две устройства и если больше, то мы можем подключить к электрической сети, все устройства из дома.
Теперь перейдем к программированию.
Var socket = 2; // Кол-во розеток в доме if(socket == 1) document.write("
Мы можем подключить только одно устройство
"); else if(socket == 2){ document.write("Мы можем подключить только две устройства
"); document.write("Например телевизор и ноутбук
"); }else{ document.write("Мы можем подключить к электрической сети все устройства из дома
"); }В зависимости от значения переменной socket, сработает тот или иной блок кода. Как Вы уже наверняка поняли, что если socket равен 1, то сработает первый блок кода. Если socket равен 2, то сработает второй блок кода и если socket имеет любое другое значение (даже отрицательное число) то сработает третий блок кода.
Сокращенная запись if else
Сокращенную запись можно использовать в случае, когда в зависимости от некого условия, переменная может получить то или иное значение.
Например, если значение переменной a больше значения переменной b, то в переменную x запишем такое сообщение, "Переменная a больше переменной b" , иначе запишем что "Переменная a меньше переменной b".
Var a = 50, b = 100, x; x = (a > b) ? "
Переменная a больше переменной b
" : "Переменная a меньше переменной b
"; //Выводим полученный результат document.write(x);Вот и все о чем я хотел Вам сказать в этой статье. Условный оператор if-else используется, нежели в каждом скрипте, поэтому очень важно его знать и понимать. В следующей статье я Вам расскажу об еще одном условном операторе switch-case.
Лабораторная Работа
На тему: "Оператор условия if - else "
1. Назначение и синтаксис
Оператор условия if-else служит для выбора направления работы программы в зависимости от условий, сложившихся в данной точке программы на момент ее выполнения.
Общая форма записи условного оператора
if ( <условие>)
<блок операторов 1>;
<блок операторов 2>;
Если на момент выполнения <условие> истинно, программа передает управление <блоку операторов 1> и, далее, первому оператору за пределами конструкции if-else. При этом <блок операторов 2> не выполняется. Иначе, если <условие> ложно, выполняется <блок операторов 2>, а <блок операторов 1> пропускается. Соответствующая блок-схема
Фигурные скобки в синтаксисе оператора if-else используются для выделения в тексте блоков 1 и 2. Старайтесь располагать закрывающую скобку под открывающей для улучшения читаемости программного кода. Для этой же цели текст внутри фигурных скобок необходимо смещать вправо на несколько позиций.
В качестве условия в операторах if-else могут использоваться любые логические выражения, принимающие значения «истинно» или «ложно» (true – false). Ниже приведена таблица с указанием простейших операций сравнения целых и вещественных чисел
Пример 1. Требуется написать программу, переводящую температуру по шкале Цельсия T C (°С) в температуру по Кельвину T K (К). Значение T C вводится пользователем с клавиатуры.
Решение. Используем известную формулу преобразования – T K = T C – T 0 , где T 0 = –273 °С – температура абсолютного нуля. Будем считать введенное T C некорректным, если оно меньше T 0 .
// – KelvinvsCelsius–
#include
#include
#pragma argsused
floatT0 = -273; // объявляем и инициализируем T0
floatTc, Tk; // объявляем вещественные Tc и Tk
cout<<» VvediteTc=»; // выводим приглашение
cin>>Tc; // запрашиваем Tc
if
(
Tc
<
T
0)
// проверяем условие Tc cout<<» Tc < T0!»; // условие истинно, выводим на }
// экран сообщение об ошибке Tk = Tc-T0; // условие ложно, рассчитываем cout << «Tk =» << Tk; // Tk и выводим на экран getch(); // задержка до нажатия на клавишу return 0; // завершение программы Наберите приведенный выше код, откомпилируйте его и запустите программу на выполнение. Исследуйте результаты работы при различных значениях T C
. 2. Сокращенные варианты записи
При программировании обыденной является ситуация, когда требуются некоторое действие в ответ на сложившиеся условия (например, если получены неверные исходные данные от пользователя, то выдать сообщение об ошибке и выйти из программы). В таких случаях в программах на C++ может использоваться сокращенная запись оператора условия с отсутствующим блоком else. Общая форма такой записи if
(
<условие>)
<блок операторов>; Здесь в случае истинности условия управление передается блоку операторов в фигурных скобках. В случае ложности условия этот блок пропускается. Соответствующая блок-схема отличается от предыдущей отсутствием одного «плеча» Другой вариант сокращения применяется в случае, когда какой-либо из блоков if или else состоит только из одного оператора. В этом случае допускается отсутствие фигурных скобок, ограничивающих этот блок. if
(
<условие>)
оператор 1; оператор 2; Здесь в качестве операторов 1 и 2 могут быть не только простые однострочные арифметические действия или операторы ввода-вывода, но и сложные многострочные конструкции, например другие (вложенные) операторы условия или операторы цикла, которые будут рассмотрены ниже. 3. Вложенные операторы
Операторы условия могут быть вложенными друг в друга, в соответствии с тем программным алгоритмом, который они реализуют. Допускается произвольная степень их «вложенности». Если один оператор if-else вложен в другой, то первый оператор входит во второй полностью
, а не только какой-либо одной своей частью if или else. Недопустимым является частичное перекрывание между собой их отдельных блоков. В приведенном примере один из операторов (выделен полужирным шрифтом) вложен в другой. Запись Б) является ошибочной в силу того, что блок else внутреннего оператора условия частично пересекается с обоими блоками if и else внешнего оператора. Пример 2.
Пользователь вводит с клавиатуры три целых числа a, b, c. Необходимо вывести на экран наибольшее из этих чисел. Решение. Один из возможных алгоритмов решения этой задачи показан на следующей блок-схеме. Схема может быть реализована программно с помощью вложенных операторов if-else // – Выбор наибольшего из 3 чисел – #include #include #pragma argsused int main (int argc, char* argv) float a, b, c; // объявляем три переменные cout<< «Vvedite a –»; // вводимзначения a, b, c cout<< «Vvedite b –»; cout<< «Vvedite c –»; if (a>b) // если a > b if (a>c) // иесли a > c