Информационным называется общество. Информационное общество и его особенности

Информационным называется общество. Информационное общество и его особенности

28.08.2019

Существуют ли международно признанные определения информационного общества?

1. Вопрос поставлен очень верно, т.к. в отечественной литературе существует немало неконцептуальных употреблений этого термина, повседневных или сугубо авторских толкований, не имеющих отношение к сложившейся традиции использования термина в западной литературе, где он был сформулирован.

В 1973 г. известный американский ученый Д. Белл в работе «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» выдвинул концепцию перехода западногообщества, характеризуемого как «индустриальное общество», в постиндустриальную стадию, получившую название постиндустриального общества. Хотя Белл рассмотрел многие его черты, которые через два десятилетия действительно проявились, сам термин не был расшифрован. Подобно тому, как термин «доиндустриальное общество» требует раскрытия своего содержания (аграрное, традиционное), постиндустриальное обществонуждается в раскрытии своей сути. Приставка «пост» свидетельствует лишь о том, что это общество, которое приходит вслед за индустриальным, после него.

Еще в 1972 г. японцы поставили задачу информационного развития своего общества, заявили о необходимости сделать его информационным.До появления концепции Белла это была просто характеристика программы увеличения роли информации в обществе. Но, взятые вместе, они образовали концепт «информационное общество», который определяет суть постиндустриального общества как общества, в котором определяющую роль играет не индустрия, а информация. Это общество, продуктивность которого определяется информационным сектором в большей мере, чем производственным сектором и сферой услуг. Дж. Несбитназвал переход к информационному обществу одной из десяти важнейших тенденций трансформации Запада, а в дальнейшем и мира в целом. М. Кассель в работе «Информационное общество. Экономика, общество, культура» рассмотрел суть информационной революции.

В настоящее время выделено значение знания в секторе информации, что привело к распространению терминов «общество знания», «экономика знания». В соответствии с этими изменениями Запад как постиндустриальное общество сконцентрировался на производстве моделей продуктов, а их материальное воплощение во многом переместилось в незападные индустриальные страны, многие из которых пытаются освоить высокие технологии, включающие информационные и технологии применения знаний. Однако при этом они остаются индустриальными обществами. Необходимо четко понимать, что термин «информационное общество» полностью применим только к западным обществам.

Д.ф.н., проф., зав. сектором социальной философии ИФ РАН

В.Г. Федотова

2. Существует множество определений информационного общества, на которые достаточно активно ссылаются авторы в разных странах.

После выхода в свет в 1983 году книги И.Масуды , одного из авторов «Плана информационного общества», разработанного в Японии еще в начале 70-х годов XX века, предметом вниманиямировой научной общественности стали ранние трактовки информационного общества, предложенные японцами. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши. Контуры информационного общества были обрисованы в докладах, представленных японскому правительству в конце 60-х - начале 70-х годов такими организациями, как Агентство экономического планирования, Институт разработки и использования компьютеров, Совет по структуре промышленности. Показательны названия докладов: «Японское информационное общество: темы и подходы»(1969), «План информационного общества» (1971), «Контуры политики содействия информатизации японского общества»(1969).Информационное общество определялось здесь как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, проектно-конструкторских работ и маркетинга в его стоимости; производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества .

Следует заметить, что еще раньше, в 40-х, австралийский экономист А.Кларк писал о перспективе общества информации и услуг, а в 50-х американский экономист Ф.Махлуп говорил о наступлении информационной экономики.

Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии. Это обстоятельство обусловило его в известном смысле ограниченный и прикладной характер. Однако в 70-е годы идея информационного общества становится популярной в США и странах Западной Европы и приобретает черты универсалистской идеологии.

Американский социолог Д.Белл, автор знаменитой концепции постиндустарильного общества, представил вариант конвергенции идей постиндустриализма и информационного общества в книге 1980 года«Социальные рамки информационного общества» . Выражение «информационное общество» у Белла - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития - после индустриального общества, а основу определения его социальной структуры - информацию. Здесь, как и в книге «Грядущеепостиндустриальное общество» , первостепенное значение придается информации, включенной в функционирование научного знания и получаемой благодаря такому знанию. Информационное общество в трактовке Белла обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического знания, ориентированность на будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии). Однако если в «Грядущем постиндустриальном обществе» электронно-вычислительная техника рассматривалась как одна из наукоемких отраслей и как необходимое средство для решения сложных задач (с применением системного анализа и теории игр), то в «Социальных рамках информационного общества» большое значение придается конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи. «В наступающем столетии, - утверждает здесь Д. Белл, - решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» .

С конца 60-х годов XX века и до наших дней предложено множество толкований того, что такое информационное общество. При всём разнообразии акцентов, степени внимания, уделяемого тем или иным технологическим, экономическим или социальным процессам, информационное общество рассматривается в рамках основных концепций как обладающее, по крайней мере, следующими характеристиками. Прежде всего, это высокий уровень развития компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, наличие мощной информационной инфраструктуры. Отсюда - такая важная черта информационного общества, как увеличение возможностей доступа к информации для всё более широкого круга людей. Наконец, практически все концепции и программы развития информационного общества исходят из того, что информация и знания становятся в информационную эпоху стратегическим ресурсом общества, сопоставимым по значению с ресурсами природными, людскими и финансовыми .

В рамках идеологии информационного общества уже в 70-х годах обозначились различные направления и тенденции, концентрирующие внимание на тех или иных сторонах существующих в обществе отношений по поводу информации и технико-технологических средств ее передачи, хранения и переработки, рассматривающие различные социальные перспективы в качестве возможных, желательных или негативных.

В книге С. Нора и А. Минка «Компьютеризация общества. Доклад Президенту Франции» информационное общество характеризовалось как сложное общество, в культуре которого возникают серьезные проблемы. Авторы уверены, что понять эти проблемы в русле постиндустриального подхода Белла невозможно (примечательно, что английский перевод книги вышел с предисловием Д. Белла). Такой подход, утверждают они, позволяет увидеть в будущем только «транквилизованное» постиндустриальное общество, где изобилие и сближение жизненных стандартов позволят объединить нацию вокруг огромного культурно гомогенного среднего класса и преодолеть социальные противоречия. Постиндустриальный подход продуктивен, когда речь идет об информации, управляющей поведением производителей и покупателей, но бесполезен при столкновении с проблемами, выходящими за сферу коммерческой деятельности и зависящими от культурной модели. Название одной из глав книги С. Нора и А. Минка - «Будет ли компьютеризованное общество обществом культурных конфликтов?». Полагая, что информационное общество будет менее четко социально структурировано и более полиморфно, чем общество индустриальное, авторы прогнозируют, что одним из факторов полиморфизма явится отношение различных групп к тенденции упрощения языка, связанной, не в последнюю очередь, с экономичностью баз данных и различных форм электронно-опосредованной коммуникации. Информационное общество, - предсказывали они, - будет обществом борьбы за язык между разными группами.

Наиболее влиятельные социологические концепции, выдвинутые в начальный период формирования идеологии информационного общества, подчеркивали ценность научного, теоретического знания и/или достоверной информации, прогнозировали возрастание их роли в обществе с развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Впоследствии усиливаются тенденции, подчеркивающие значение ненаучной информации и связывающие перспективы формирования информационного общества с «утратой научным дискурсом его привилегированного статуса». Показательнав этом отношении позиция М.Постера - американского социолога, принадлежащего к французской интеллектуальной традиции структурализма и постструктурализма. С точки зрения этого автора, адекватная социология электронно-опосредованных коммуникаций возможна только в том случае, если наука рассматривается как один из видов дискурса наравне с другими . Постерсчитает неправильным трактовать информацию как экономическую сущность и подводить теоретическую базу под распространение товарных отношений на информационную сферу. Постер подчеркивает, что легкость копирования и распространения информации разрушает правовую систему, устои которой были сформированы для защиты частной собственности на материальные вещи. Он настаивает, что в эпоху конвергенции вычислительной техники и техники средств связи невозможно адекватно понять социальные отношения, если не принимать во внимание изменений в структуре коммуникационного опыта. Примечательно, что о возможностях информационного моделирования как «моделирования самого себя» М.Постер писал в конце 80-х, когда Интернет не был еще повседневностью для миллионов людей. В девяностых и нулевых новые культурные феномены, порождаемые стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, стали объектом внимания многих авторов.

Использовать на благо людей возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями - основной пафос официальных стратегий и программ развития информационного общества, принимаемых правительствами разных стран, межгосударственными объединениями, органами управления в регионах. В Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой главами стран «восьмерки» летом 2000 года, заявлено: «Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы ИТ [информационно- коммуникационные технологии] служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий».

В Декларации, принятой участниками Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве в 2003 году первый раздел называется«Наша общая концепция информационного общества». Он начинается такими словами: «Мы, представители народов мира, собравшиеся в Женеве 10-12 декабря 2003 года для проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека» .

«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» провозглашает целью формирования и развития информационного общества «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» .

Количественные показатели, предусмотренные подобного рода документами, характеризуют технологические и экономические аспекты информационной сферы. «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» предусматривает целый ряд контрольных значений показателей развития информационного общества, которые должны быть достигнуты до 2015 года.В этом ряду - уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий (100%), уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения (15 линий к 2010 годуи 35 - к 2015 году), число домашних хозяйств, где имеются персональные компьютеры (не менее 70%от общего числа домашних хозяйств), доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек (не менее 50%), доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий(более 50%); poст объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике (не менее чем в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом). Очевидно, такие показатели позволяют судить, прежде всего, об успехах в создании современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и соответствующем уровне доступности для населения информации и технологий.

Один из важных показателей, предусмотренных «Стратегией» - место России в международных рейтингах развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира к 2015 году. Следует подчеркнуть, что подобные рейтинги основаны, главным образом, на данных, характеризующих распространение технологий. Так индекс Международного телекоммуникационного союза учитывает 11 показателей. В их ряду - те, что характеризуют доступ к информационно-коммуникационным технологиям (включая мобильную связь и стационарные телефоны), распространенность широкополосной связи, число пользователей Интернета иих грамотность,число домашних хозяйств, где имеются компьютеры. Данные за 2002-2007 год свидетельствуют о том, что, несмотря на все усилия, предпринимаемые в развивающихся странах, не удалось уменьшить цифровой разрыв между странами развитыми и отстающими. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий называют еще индексом развития информационного общества. Очевидно, в подобных случаях под информационным обществом понимают соответствующие компоненты техносферы и сегменты рынка.

На таком фоне вполне объяснимым выглядит стремление противопоставить информационному обществу общество знаний. В докладе ЮНЕСКО утверждается: «Понятие информационного общества основывается на достижениях технологии. Понятие же обществ знания подразумевает более широкие социальные, этические и политические параметры» . Примечательно, что первая глава доклада называется «От информационного общества к обществам знания», а становлению глобального информационного общества отводится роль средства создания «настоящих обществ знания».Вместе с тем, многие проблемы, которые рассматриваются в упомянутом докладе как характерные для общества знаний, достаточно давно обсуждаются в контексте проблематики информационного общества. Сказанное в полной мере относится к проблеме «познавательного разрыва», которая осознается сегодня как одна из важнейших проблем становления обществ знания. Понятие «познавательныйразрыв» имеет непосредственное отношение к таким понятиям, как «цифровой разрыв» и «информационное неравенство».

В литературе можно встретить разные трактовки соотношения понятия информационного общества с понятиями общества знаний и постиндустриального общества. Иногда говорят, что постиндустриальное общество приходит на смену индустриальному (что видно уже из названия), через какое-то время постиндустриальное общество становится информационным (т.е. информационное общество - стадия в развитии общества постиндустриального), а за информационным обществом следует общество знаний. Объяснить такой способ «упорядочения» можно, по-видимому, тем, что широкую известность соответствующие идеи приобретали именно в такой последовательности. Однако выдвинуты все эти идеи были почти одновременно, а осмысливаемые с их помощью социальные, технологические и экономические процессы тесно переплетены между собой.

Со стороны выглядитудивительным беззаботное отношение занятых подобной тематикой людей к вопросам концептуальной последовательности, терминологической определенности,вариативности смыслов и целесообразности введения новых понятий, авторского приоритета и соизмеримости описаний. Тем не менее, здесь достаточно отчетливо просматриваются и основные точки притяжения исследовательского интереса, и общее содержание в разных характеристиках становящегося уклада, и повторяющиеся приемы соотнесения настоящего с прошлым и будущим, позволяющие делать прогнозы и создавать планы.

Материал подготовлен вед.н.с. ИФ РАН И.Ю.Алексеевойна основе работы: Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? М.: Когито-Центр, 2009.

Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983

Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983, p. 29.

Clark C. The Conditions of Economic Progress. L., 1957

Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962

Bell D. The Social Framework of the Information Society. Oxford, 1980. На рус. яз.: Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Сокращ. перев. Ю. В. Никуличева// Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М., 1988

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forcasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973. Русский перевод этой книги под редакцией В.Л.Иноземцева вышел в свет в 1999 году.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Сокращ. перев. Ю. В. Никуличева// Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М., 1988, с. 330

Так, в «Концепции движения Москвы к информационному обществу» утверждается: «Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущностьопределяют несколько взаимосвязанных процессов». В качестве таких процессов отмечаются следующие: «информация и знания становятся важным ресурсом и подлинно движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития»; «формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала»; «стремительно растёт удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации»; «развитая информационная инфаструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации»; «развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизниотдыха» (См.: «Концепция движения Москвы к информационному обществу // Информационное общество. Международный информационно-аналитический журнал. № 3, 2001, с. 7). В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в качестве одного из базовых принципов указывается свобода и равенство в доступе кинформации и знаниям, а в качестве одного из основных направлений - обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий (См.: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета. Федеральный выпуск №4591 от 16 февраля 2008 г.).

См.: Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. Cambridge: Polity Press, 1990

Организация Объединенных Наций
ЮНЕСКО. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (г. Женева, 2003 г.). Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии: Декларация принципов (Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R, 12 декабря 2003 года)

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета. Федеральный выпуск №4591 от 16 февраля 2008 г.)

К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005. С. 19

стадия в развитии человечества, когда физический труд как основа индустриального общества уступает место информации и знанию [Кальной И.И. Философия: Учебное пособие. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - С. 328].

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации.

В последней трети ХХ века новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию.

Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х - начале 70-х годов. Теории информационного общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена Д.Белла, А.Турена и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества.

Вторая группа - концептуальные схемы О.Тоффлера, Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти, а также скорректированная теория Д.Белла.

В концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг.

На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более. Если в Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном производстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%.

Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем - экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы - телекоммуникационная и образовательная.

Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики; она далеко выходит за рамки роли и значения в технике. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус "непосредственного члена" общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем.

Также и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур.

"Информационный взрыв" вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества. Это не могло не отразиться на изменениях в отношениях собственности. Американские ученые Р.Коуз и А.Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определенного вида ресурса. В классической фирме таким ресурсом является капитал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование информации, в инновационной области и в сфере профессиональных услуг - правом на интеллект.

В современной экономике, характеризуемой наукоемкостью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамизмом, роль интеллектуальной собственности в общественном развитии возрастает.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • 5. История развития компьютерной техники и информационных технологий: основные поколения эвм, их отличительные особенности.
  • 6. Персоналии, повлиявшие на становление и развитие компьютерных систем и информационных технологий.
  • 7. Компьютер, его основные функции и назначение.
  • 8. Алгоритм, виды алгоритмов. Алгоритмизация поиска правовой информации.
  • 9. Что такое архитектура и структура компьютера. Опишите принцип «открытой архитектуры».
  • 10. Единицы измерения информации в компьютерных системах: двоичная система исчисления, биты и байты. Методы представления информации.
  • 11. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.
  • 12. Виды и назначение устройств ввода и вывода информации.
  • 13. Виды и назначение периферийных устройств персонального компьютера.
  • 14. Память компьютера – типы, виды, назначение.
  • 15. Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации, их характеристики (информационная емкость, быстродействие и т.Д.).
  • 16. Что такое bios и какова его роль в первоначальной загрузке компьютера? Каково назначение контроллера и адаптера.
  • 17. Что такое порты устройств. Опишите основные виды портов задней панели системного блока.
  • 18. Монитор: типологии и основные характеристики компьютерных дисплеев.
  • 20. Аппаратное обеспечение работы в компьютерной сети: основные устройства.
  • 21. Опишите технологию «клиент-сервер». Приведите принципы многопользовательской работы с программным обеспечением.
  • 22. Создание программного обеспечения для эвм.
  • 23. Программное обеспечение компьютера, его классификация и назначение.
  • 24. Системное программное обеспечение. История развития. Семейство операционных систем Windows.
  • 25. Основные программные составляющие ос Windows.
  • 27. Понятие «прикладной программы». Основной пакет прикладных программ персонального компьютера.
  • 28. Текстовые и графические редакторы. Разновидности, сферы использования.
  • 29. Архивирование информации. Архиваторы.
  • 30. Топология и разновидности компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети.
  • 31. Чтотакое World Wide Web (www). Понятие гипертекста. Документы Internet.
  • 32. Обеспечение стабильной и безопасной работы средствами ос Windows. Права пользователя (пользовательская среда) и администрирование компьютерной системы.
  • 33. Компьютерные вирусы – типы и виды. Методы распространения вирусов. Основные виды профилактики компьютера. Основные пакеты антивирусных программ. Классификация программ-антивирусов.
  • 34. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере.
  • 36. Государственная политика в области информатизации.
  • 37. Проанализируйте концепцию правовой информатизации России
  • 38. Охарактеризуйте президентскую программу правовой информатизации органов гос. Власти
  • 39. Система информационного законодательства
  • 39. Система информационного законодательства.
  • 41. Основные спс в России.
  • 43. Методы и средства поиска правовой информации в спс «Гарант».
  • 44. Что такое электронная подпись? Ее назначение и использование.
  • 45. Понятие и цели защиты информации.
  • 46. Правовая защита информации.
  • 47. Организационно-технические меры предупреждения компьютерных преступлений.
  • 49. Специальные способы защиты от компьютерных преступлений.
  • 49. Специальные способы защиты от компьютерных преступлений.
  • 50. Правовые ресурсы Интернета. Методы и средства поиска правовой информации.
  • 4. Понятие информационного общества. Основные признаки и тенденции развития.

    Информационное общество - это cтупень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

    Отличительные черты:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

    Тенденции развития.

    Первая тенденция - это становление нового исторического вида гражданской собственности - интеллектуальной, ко­торая является одновременно общественной собственностью всего населения планеты.

    Интеллектуальная собственность в отличие от материальных объектов по своей природе не отчуждается ни от их создателя, ни от того, кто ей пользуется. Следовательно, эта собственность являетсяодновременно индивидуальной и общественной, т. е. общей собственностью граждан.

    Следующая тенденция - это перестройка мотивации труда (например, в киберпространстве каждый может выступать одновременно производителем информации, издателем и распространителем).

    Далее необходимо отметить радикальное изменение социальной дифференциации самого информационного общества, деление его не на классы, а на слабо дифференцируемые информационные сообщества. И это в первую очередь связано с доступом к знанию и разнообразной информации для широких слоев населения планеты.

    Теперь знание не является прерогативой богатых, знатных, успешных. Между традиционными классами постепенно «смываются» грани

    Следующая тенденция - это широкое участие сло­ев населения в процессах подготовки, принятия и осуществления управленческих решений, а также в контроле над их реализацией.Например, в это в первую очередь касается электронного голосования на выборах в местные органы власти.

    В целом можно заключить , что в своей совокупности и в обобщенном виде наблюдаются две взаимосвязанные тенденции развития информационного общества. Первая состоит в гражданской социализации экономических структур и отношений частной собственности, в ограничении государственной власти. Социализация ведет не к уничтожению капитала, а к изменению его характера, приданию ему определен­ных общественных и цивилизованных форм. Это ограни­чивает и подавляет его эгоистические черты. И этот про­цесс в тех или иных формах («кооперативной», «акционерной») занял свое надлежащее место в большинстве развитых стран. Вторая тенденция - это индивидуализация экономических и социальных процессов, их наполнение многообразным личностным содержанием (люди все больше сидят дома, работают на дому).

    Главной силой «новой индустриальной революции, которая многократно увеличивает возможности человеческого интеллекта» становятся новыекоммуникационные и информационные технологии. С целью развития новых информационных и коммуникационных технологий исполнительный орган Европейского сообщества - Европейская Комиссия - подготовила несколько основополагающих документов. Первым и главным среди них остается «Доклад Бангеманна». М. Бангеманн, комиссар Европейского Союза и группа других разработчиков подготовила доклад «Европа и глобальное информационное общество», опубликованный в 1994 году на заседании Европейского Совета. Члены «группы Бангеманна» представляли в основном электронную промышленность, информационный и коммуникационный бизнес. «Доклад Бангеманна» отличается четкой социальной направленностью, на основе этого документа Европейский парламент принял план действий по переходу Европы к информационному обществу. Доклад подчеркивает определяющую и преобразующую роль информационных и коммуникационных технологий. Практическая цель документа - координация все еще фрагментарных национальных подходов, с тем чтобы создать новые возможности для европейских государств, носящие интеграционный характер. Строительными блоками информационного общества, его технологической инфраструктурой авторами доклада, провозглашаются сеть Интернет, мобильная телефония и спутниковая связь. Сегодня практическим результатом работы группы Бангеманна стали 99 проектов, которые реализуются совместно многими городами в странах Европейского сообщества. Существующие сегодня планы перехода к информационному обществу ставят во главу угла социальные вопросы, предотвращения поляризации общества, улучшения взаимопонимания между различными общественными группами.

    22 июля 2000 года в Окинаве президенты восьми ведущих индустриальных стран мира подписали Хартию Глобального Информационного Общества с целью развития мировой экономики и переходу к новой фазе развития общества. В документе отражаются многообразные аспекты сущности и становления информационного общества. Основополагающая роль в развитии глобального информационного общества возлагается на международную компьютерную сеть Интернет.

    На сегодняшний день во всех ведущих странах, использующих информационные технологии в национальных интересах, разрабатываются и действуют государственные программы по вхождению в глобальное информационное общество. Эти программы, содержат ответы на три основополагающих вопроса:

    1) цель создания в стране информационного общества;

    2) определение средств и путей достижения этой цели, направленных на расширение сферы применения информационных технологий, упрощение доступа к информации, создание политических, экономических, культурных и правовых условий, способствующих усилению равномерности национального информационного пространства;

    3) распределение политических, экономических, финансовых и организационных ролей и ответственности между участниками - государством, обществом, бизнесом.

    В России наблюдается бурное развитие телекоммуникационных сетей, Интернет, мобильной связи. Внедряются новые информационные технологии, развивается компьютерная пресса, открываются и новые сайты, многочисленные компании предлагают услуги IP-телефонии, реализуют сотовые телефоны, компьютеры, модемы и т.д., но все вышеописанные процессы развиваются достаточно стихийно, с непонятным пока знаком для общества, с неясными и неопределенными последствиями.

    В России, на сегодняшний день не существует оформившейся общенациональной стратегии вхождения страны в глобальное информационное пространство, не выработаны приоритеты, не сформулированы цели, не осознаны альтернативы. Следует отметить, что актуальность данного вопроса осознается и в течение 2000-2005 гг. активно проводились конференции, «круглые столы», открытые дискуссии, где научные, политические, экономические российские деятели стремились выработать цели, подходы, стратегии по вхождению России в глобальное информационного общество. О развитии новых информационных технологий свидетельствуют принятые Государственной Думой федеральные законы, определяющие государственную политику по переходу к информационному обществу - «Об информации, информатизации и защите информации», «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», «Концепция информационной безопасности Российской Федерации». В настоящее время принят ряд федеральных программ, прежде всего, в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Примерами являются межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1995-2001), Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000), Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг.». Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» посвящена преимущественно проблемам совершенствования взаимодействия органов власти между собой и хозяйственными субъектами. При всем этом следует отметить, что вышеперечисленные программы разрознены и не скоординированы. Необходима разработка и реализация национальной стратегии развития России в условиях перехода мировой экономики к глобальному информационному обществу, в которой будет четко определено соотношение ролей государства, индивидов, социальных групп, рынка, что позволит повысить качество жизни членов российского общества.

    Начало 2002 года ознаменовано выходом в свет Концепции модернизации российского образования, стратегически важного документа, определяющего основные направления, цели и содержание российского образования на современном этапе. Однако, как показывает опыт, педагогическое сообщество зачастую оценивает его как еще один документ в ряду тех, которыми сопровождались не всегда удачные попытки реформирования образования в России. Поэтому представляется весьма актуальным остановиться на самом понятии "модернизация", которое разрабатывалось в контексте общей теории модернизации и которое имеет самые разные аспекты, в том числе и аспекты, связанные с образованием. Модернизация (от анг. Modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Теория модернизации была разработана для слаборазвитых или развивающихся стран постколониального и послевоенного периода в середине прошлого века. Но очень скоро было признано, что модернизация - не просто временный способ ускоренного преодоления отставания в каких-либо специфических условиях, а постоянная и универсальная форма развития любых стран на всех этапах их истории.

    С точки зрения большинства философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному. Если модернизация - это цель развития того или иного общества на определенном этапе, то эта цель не может осуществляться без ряда изобретений и усовершенствований экономической, политической и социальной технологий. Именно поэтому в наиболее передовых странах мира образование рассматривается как средство обновления общества, а любые процессы модернизационного характера в экономике, политике начинаются с реформы образования. Прежде чем начать преобразования, необходимо подготовить человека, способного осуществлять эти преобразования. В процессах модернизации иным, современным по сравнению с традиционным становится не только общество, но и человек. Его отличает интерес ко всему новому, готовность к изменениям; разнообразие взглядов, ориентация на информацию, серьезное отношение по времени и к его измерению; эффективность; планирование эффективности и времени, личное достоинство, партикуляризм, оптимизм, активность и т.д.

    Информационное общество как научное понятие не имеет единого, общепризнанного определения. В книге «Виртуальный новый мир», подготовленной к парламентской Ассамблее Совета Европы 1997 года, дается самое краткое определение информационного общества как «общества, основанного на информации». В сущности, эта позиция и лежит в основе практически всех определений, расширяющих и уточняющих понятия данной формы общественного устройства.

    Проанализируем существующие в настоящее время определения термина «информационное общество». В кратком словаре по социологии дается следующее определение: «Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание и использование индустрии информации (компьютеров, микроэлектроники, коммуникационно-вычислительных сетей, национальных и межнациональных баз данных); разновидность теории постиндустриального общества». В словаре по социологии и политологии - «Информационное общество - одно из наименований постиндустриального общества, характеризующееся резким изменением и повышением роли и значения информационных технологий». Всемирная философская энциклопедия представляет следующую интерпретацию термина - «Информационное общество - понятие фактически заменившее в конце 20 века термин постиндустриальное общество. Информационное общество развивается в качестве концепции нового социального порядка, в применении к социальной структуре, по мнению Янга и Гоулднера означающее возникновение нового класса. В теории «Глобальной деревни» Маклюена подчеркивается то, что «производство информации и коммуникация становятся централизованными процессами». Культурологический энциклопедический словарь представляет информационное общество как «общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияет на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе: в экономической сфере - информация превращается в товар, в социальной - она становиться главным фактором изменения качества жизни».

    Современные ученые по-разному решают вопрос о месте информационного общества в историческом развитии человечества. Одни исследователи рассматривали информационное общество в качестве синонима постиндустриального общества, другие считают, что информационное общество - это лишь одна из разновидностей постиндустриального общества. Третьи видят в информационном обществе один из этапов развития постиндустриального общества. Четвертые - выводят информационное общество за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущей на смену постиндустриальному обществу. Мы придерживаемся точки зрения, что, информационное общество - это новый этап развития человеческой цивилизации. Данное общественное устройство характеризуется, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами (микропроцессорными технологиями и компьютерной сетью Интернет), в котором информация и знания приобретают новое качество, становясь основными продуктами жизнедеятельности индивидов и социальных групп.

    Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел Ю.Хаяши, профессор Токийского технологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества являются также: М.Кастельс, Ф.Уэбстер, Э.Гидденс, Ю.Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д.Белл, З.Бжезинский, А.Кинг, Д.Несбит, А. Турен, П. Дракер, М.Маклюэн и др.

    Контуры информационного общества впервые были представлены в отчетах ряда организаций японскому правительству, где описывалась компьютеризация общественных процессов, способствующая обеспечению доступа всех социальных групп к источникам информации, избавлению людей от рутинной работы, посредством обеспечения высокого уровня автоматизации производства, как главного условия перехода к информационному обществу.

    Одним из первых исследователей, пытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И.Масуда, автор труда «Информационное общество как постиндустриальное общество». Он рассматривал этот тип общественного устройства преимущественно в экономическом контексте, согласно которому новые технологии должны были привести к серьезным положительным социальным преобразованиям. По мнению И.Масуда, в условиях формирования информационного общества будут происходить изменения сущности самого производства, продукт которого станет более «информационно емким». «...Производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества». И.Масуда, уделяет особое внимание трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, выдвигая концепцию о бесклассовости и бесконфликтности данного вида общественного устройства - «это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом».

    Разработка японского варианта концепции информационного общества осуществлялась с целью решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер.

    В 70-е годы получают развитие две идеологии - информационного общества и постиндустриализма. Идея постиндустриального общества выдвинута американским социологом Д.Беллом, в книге «Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза», изданной в 1973 г. Д.Белл рассматривает постиндустриальное общество, отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии, разделяя, в свою очередь, историю человеческого общества на три стадии - аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Д.Белл пишет - «происходящие в середине XX века изменения в социальной структуре свидетельствуют о том, что индустриальное общество эволюционирует к постиндустриальному, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века в США, Японии, России и в Западной Европе». Термин «информационное общество», по мнению Д.Белла, отражает новое название постиндустриального общества, где информация является основой социальной структуры. «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях».

    По мнению М.Кастельса, в условиях становления информационного общества «растущая интеграция между мыслями и машинами ликвидирует разрыв между человеческими существами и машинами».

    М.Постер утверждает, что для адекватного понимания социальных отношений в эпоху информационного общества необходимо исследование изменений в структуре коммуникационного опыта, предлагая концепцию «способа информации». Этот термин, введенный М.Постером, раскрывает лингвистические измерения новых форм социальных взаимодействий между различными группами и индивидами в обществе, концентрируясь на изменении языковой культуры, связанной с электронным письмом, базами данных, компьютерными сетями. Группа французских специалистов в середине 70-х годов, в комплексном, многоплановом исследовании, проведенном и представленном в книге С.Нора и А.Минка «Компьютеризация общества. Доклад Президенту Франции» подчеркивают, что информационное общество будет менее четко социально структурировано, чем общество индустриальное, при чем, одним из факторов явится отношение различных социальных групп к тенденции упрощения языка, связанной, в частности, с особенностями электронно-опосредованной коммуникации, а компьютеризация будет способствовать преодолению культурного неравенства между отдельными социальными группами посредством унификации языка.

    Классик теории цифровой цивилизации Д.Тапскотт, пишет о становлении информационного общества: «мы наблюдаем некоторые его внешние проявления, но не представляем, чем оно является на самом деле. Соединяя наличествующие фрагменты теории и разрозненные эмпирические данные с фактами изменения социальных отношений, мы пытаемся составить картину грядущей цифровой эры. И под эту гипотетическую картину подгадываем правовую базу, систему образования, духовные ценности. Стремимся подогнать всю систему функционирования социума под нечто умозрительное, приблизительно угадываемое по опыту прошлых информационных революций». Д.Тапскотт выделяя признаки информационного общества, подчеркивает, что информационное общество - это общество знаний, производящее интеллектуальные изделия, при чем используя цифровую форму представления объектов. Вследствие преобразования информации в цифровую форму, объекты виртуальной природы приходят на смену физическим. Анализируя развитие коммуникационных сетей необходимо подчеркнуть, что процессы генерации, передачи, обработки информации в сети основаны на представлении ее в цифровой форме, следовательно, данный вид представления необходим для полного использования информационных массивов. В информационном обществе, отмечает Д.Тапскотт, экономика имеет глобальные масштабы.

    Большинством теоретиков информационное общество провозглашается самой прогрессивной формой организации жизнедеятельности людей. Идея создания идеального общества, данная Т.Кампанеллой, Т.Мором и Ф.Бэконом, оказала значительное влияние на формирование концепций информационного общества - «теорию постиндустриального общества» Д.Белла, «технотронную концепцию» З.Бжезинского, «зрелое общество» Д.Габора, «постсовременное общество» Ж.Ф.Лиотара, «новое индустриальное общество» Дж.Гэлбрейта.

    Проблемы развития информационного общества в России стали предметом серьезных исследований, которые представлены в работах И.С.Мелюхина, Д.В.Иванова, С.Э.Зуева, В.В.Емелина, П.Г.Арефьева, И.В.Алексеевой, Р.И.Цвылева и т.д.

    Одна из теорий возникновения информационного общества была предложена Р.Ф.Абдеевым, представляющего эволюцию информационной структуры человеческой цивилизации в виде сужающейся спирали с переменным шагом, построенной в трехмерном пространстве, в координатах информации и с введением параметров времени и прогресса. Объективными и непосредственными поводами возникновения информационного общества Р.Ф.Абдеев считает быстрое возрастание роли информационных ресурсов и коммуникаций в жизни общества. Это возрастание обусловлено свершившейся революций в сфере информационных технологий, приведшей к разнообразным последствиям: от появления новых профессий и серьезного изменения социальной структуры общества до возникновения новых стилей в городской архитектуре.

    Главный редактор Международной энциклопедии по коммуникации Э.Барнув пишет: «Становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории». Поэтому понятен факт обращения многих академических наук к исследованию аспектов коммуникации на разных уровнях. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась с момента изобретения и внедрения таких средств общения и передачи информации как письменность, печать, радио, телефон, электронная, мобильная связь. Скорость прогресса коммуникации во многом предопределяет переход к информационному обществу. Человечество постепенно подходило к открытию такого средства коммуникации, как Интернет, которое в перспективе станет самым массовым. Многие ученые, исследователи информационного общества прогрессом коммуникации объясняли этапы развития человечества, а не прогрессом промышленности или сельского хозяйства. Еще с 20-х - 30-х гг. XX века ряд ученых предсказывали закат «индустриальной цивилизации», приход «общества информации и услуг», выделение «информационного производства» в важнейший национальный продукт. Э.Тоффлер видел в средствах коммуникации главный двигатель человеческого прогресса за всю его историю, Д.Белл предсказывал внедрение информатизации в развитие всех сторон жизни общества на основе компьютерных технологий и даже утверждал, что в будущем рынок будет заменен организованным обменом на основе компьютерных сетей.

    Различного рода системы на базе микропроцессорной технологии, компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи, Интернет являются материальной и технологической базой информационного общества, обеспечивающие движение информационных потоков. Картина информационного общества представляет единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, деятельность которых будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет автоматизированным, информационная технология приобретает глобальный характер, охватывает все сферы деятельности человека.

    Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника, наблюдается симбиоз социальной организации и информационных технологий. Основным принципом создания технической базы становления информационного общества является развитие глобальной информационной инфраструктуры - «огромной коммуникационной сети, которая навсегда изменит образ жизни людей во всем мире, изменит то, как они учатся, работают и связываются друг с другом. Эта глобальная сеть позволит людям в самой отдаленной деревне получить доступ к самой современной библиотеке. Она позволит врачам на одном континенте обследовать пациентов на другом континенте. Она позволит семье, живущей в Северном полушарии, поддерживать связь с родственниками в Южном полушарии. И эта сеть укрепит сознание совместной ответственности всех людей на земле за судьбы нашей маленькой планеты».

    В ходе ряда международных встреч развитые и развивающиеся страны пришли к общему мнению, что такую информационную сеть необходимо основывать на единых общемировых фундаментальных принципах, с целью обеспечения ее надежности, социальной, политическо-экономической безопасности и долговечности. Эти принципы были приняты в 2001 году в Буэнос-Айресе на встрече Международного союза электросвязи и подтверждены в 2003 году на встрече министров связи стран «большой семерки» в Брюсселе, а также на многочисленных региональных форумах - Азиатско-тихоокеанской встрече по экономическому сотрудничеству и встрече в верхах стран Северной, Центральной и Южной Америки.

    К числу стран, в которых наблюдается стремительное развитие Глобальных компьютерных сетей, относятся: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы. В этих странах ведущим направлением государственной политики являются инвестиции и поддержка инноваций в информационной индустрии, развитие компьютерных систем и телекоммуникаций, что способствует созданию технической базы формирования информационного общества.

    «Компьютерные технологии и информационные сети, являются символами нового общества, приходя на смену фабрикам - символам индустриального общества». С развитием и распространением Всемирной сети способности индивидов и социальных групп получать информацию значительно расширились, человек, работая за компьютером, сидя перед экраном, может получать информацию практически по любому вопросу из любого источника по всему миру.

    В связи с проникновением, распространением и развитием информационных и телекоммуникационных технологий, всеобъемлющим охватом информационными технологиями всех сфер жизни общества, происходят изменения общественного производства, досуга социальных групп, воспитания индивидов, а также и социальной структуры общества, экономических и политических отношений. Человек имеет возможность активно участвовать в политической, государственной, экономической, образовательной, социальной жизни общества посредством сети Интернет. В информационном обществе более интенсивно, чем в индустриальном обществе, происходит распадение социума на два класса. Это класс интеллектуалов, носителей знаний и класс тех, кто не входит в новую информационную экономику. Это весьма жесткое разделение, потому что в принципе информационный класс имеет возможность создать готовую продукцию фактически без применения труда людей.

    Компьютерные технологии являются новым средством опосредования деятельности, а сама компьютеризированная деятельность выступает средством опосредования внутреннего мира человека: его мировосприятия и мироощущения, что находит отражение в формировании своего рода «компьютерном сознании». Компьютерные технологии изменяют психологические характеристики субъекта компьютеризированной деятельности на уровне: субъекта деятельности, субъекта познания, субъекта общения, вызывая различного рода изменения в познавательной, мотивационной, эмоциональной сферах личности.

    В информационном обществе изменятся уклад жизни, система ценностей индивидов и социальных групп, возрастает значимость информационных ценностей по отношению к материальным. Т. Стоуньер отмечал, что сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, а информационный обмен между индивидами и социальными группами ведет к сотрудничеству. Индивидам и социальным группам в условиях становления информационного общества предстоит переосмыслить свою жизненную позицию, происходящее перераспределение жизненных ценностей. Определяющим фактором социальной дифференциации информационного общества является уровень знаний, а не собственность Э. Тоффлер отмечает, что в условиях становления информационного общества будут происходить «радикальные изменения в сфере производства, которые неизбежно повлекут за собой захватывающие дух социальные изменения».

    При рассмотрении вопроса о формировании информационного общества в России представляют интерес выводы В.А. Ядова, обобщившего многолетнюю дискуссию социологов по теоретико-методологическим основаниям изучения России как трансформирующегося общества. Он формулирует выводы, отражающие специфику развития российского социума. Особый интерес представляет один из них, касающейся информации и ее роли в российском обществе. В.А.Ядов отмечает, что у России есть своя специфика, заключающаяся в низкой социальной значимости информации, выражающаяся в информационной пассивности граждан. Ведомственная закрытость являлась основной чертой советской информационной среды, долгие годы существовал режим секретности, который породил глубоко укоренившийся коммуникационный барьер, нежелание делиться информацией. Становление информационного общества требует изменения такого менталитета, что в свою очередь, сопряжено с продолжительным периодом времени и целенаправленными усилиями по модификации текущего состояния.

    Обобщая итоги, анализа подходов российских исследователей процесса перехода к информационной модели общественного устройства, сформулируем следующие выводы:

    • - эффективное развитие информационного общества заключается в конструктивном взаимодействии трех субъектов информационной трансформации: государства, бизнеса и индивидов, социальных групп;
    • - основными задачами в период перехода к информационному обществу являются: стремление к социальной, политической, информационной экономической и структурной равномерности национального информационного общественного пространства; расширение образовательных возможностей; переориентация экономики и общества с сырьевого на инновационный, наукоемкий характер развития;
    • - внедрение и развитие современных информационных технологий;
    • - проработка и детальный анализ информационной политики государства, раскрывающей способ использования имеющих информационных потоков и ресурсов со стороны различных институтов (например, государства, организаций, индивидов и социальных групп, которые могут иметь свои представления и интересы при работе с информацией), количественный контроль за протеканием информационных потоков и контроль за распределением потока информации.

    Термин «информационное общество» раскрывает объективный процесс постепенного осознания обществом значимости информации как некоторой самостоятельной фундаментальной сущности (наряду с энергией и материей) и превращения ее в реальную производственную силу. Информационные технологии и телекоммуникации делают общедоступными знания и информацию, выступая технологической базой развития информационной модели общественного устройства.

    Глинчикова, А. Россия и информационное общество.- М.: ACT, 2002. С.32.

    Вартанова, Е . Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе.- М.: МГУ, 1999. С.37.

    Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. - М.: Инфра - М, 2000. С.72.

    Тадевосян Э.В . Словарь-справочник по социологии и политологии. - М.: Знание, 1996. С.93.

    Всемирная энциклопедия. Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: Харвест, Современный литератор, 2001. С.42.

    Хоруженко К.М . Культура. Энциклопедический словарь. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 1997. С.180.

    Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society.- 1981. P.33.

    Белл Д . Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза. - М.: Экзамен, 1973, С.21.

    Белл Д .Социальные рамки информационного общества. - М.: Харвест, 1980. С.45.

    Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. - 2001. - №1. С.3.

    Сурина, И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии.- М.: Социум, 1999. С.201.

    См.: Нора, С., Минк А. Компьютеризация общества. Доклад Президенту Франции. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 1975.

    Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. - М.: Рефл-бук, 1999. С.54.

    Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. - М.: Рефл-бук, 1999. С.120-122.

    Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Дело, 1994. С.59.

    Тревоги мира. Социальные последствия глобализации мировых процессов. Доклад ЮНРИСД, М: Научно-исследовательский институт социального развития при ООН, 2004. С.2.

    Тоффлер Э . Шок будущего.- М.: ACT, 2001. С.34.

    Ракитянский Н.М . Россия и вызовы глобализации //Социс. - 2002. - № 4. С.6.

    Тихомиров O . K . Психологические аспекты процесса компьютеризации.- М: Дело, 1993. С.8.

    Кузьмина К.Е . Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте //3-я Российская конференция по экологической психологии (15-16 сентября 2003 г., Москва). Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. Доклад. С.1.

    Иванов Д.В. Виртуализация общества.- СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. С.57.

    Меньше чем столетие назад человек получал в неделю около 15 тысяч Сейчас мы ежечасно получаем около десяти тысяч посланий. И среди всего этого информационного потока очень сложно отыскать необходимое сообщение, но ничего не сделать - это лишь одна из отрицательных характеристик современного информационного общества.

    Характеристики

    Итак, что такое информационное общество? Это социум, в котором основная часть рабочих занята производством, хранением или переработкой информации. На этой стадии развития информационное общество обладает рядом отличительных характеристик:

    • В жизни общества большое значение имеет информация, знания и технологии.
    • С каждым годом увеличивается число людей занятых производством информационных продуктов, коммуникациями или информационными технологиями.
    • Нарастает информатизация общества, при этом используются телефоны, телевидение, Интернет, СМИ.
    • Создается глобальное информационное пространство, которое обеспечивает эффективное взаимодействие индивидов. Люди получают доступ к мировым информационным ресурсам. В пределах созданного информационного пространства, каждый его участник удовлетворяет свои потребности в информационных продуктах или услугах.
    • Быстрыми темпами развивается электронная демократия, информационная государство и правительство, появляются цифровые рынки социальных и хозяйствующих сетей.

    Терминология

    Первыми, кто определил, что такое информационное общество, были ученые из Японии. В Стране восходящего солнца этот термин начали использовать в 60-х годах прошлого века. Почти одновременно с ними термином «информационное общество» стали пользоваться ученые из США. В развитие этой теории большой вклад сделали такие авторы, как М. Порат, И. Масуда, Р. Карц и другие. Эта теория получила поддержку и со стороны тех исследователей, которые изучали становление техногенного или технологического общества, а также у тех, кто изучал изменения в социуме, на который влияет возросшая роль знаний.

    Уже в конце ХХ века термин «информационное общество» прочно занял свое место в лексиконе специалистов инфосферы, политиков, ученых, экономистов и преподавателей. Чаще всего его ассоциировали с развитием информационных технологий и других средств, которые помогли бы человечеству сделать новый скачок в эволюционном развитии.

    Сегодня существует два мнения, относительно того, что такое информационное общество:

    1. Это общество, где производство и потребление информации считается основным видом деятельности, а информация самым значимым ресурсом.
    2. Это общество, которое пришло на смену постиндустриальному, главным продуктом здесь являются информация и знания, активно развивается информационная экономика.

    Также считается, что концепция информационного общества - не более чем разновидность теории постиндустриального общества. Следовательно, ее можно рассматривать как социологическую и футурологическую концепцию, где главным фактором общественного развития является производство и использование научно-технической информации.

    Прийти к общему мнению

    Учитывая то, как сильно просочились в повседневную жизнь информационные технологии, эти последствия нередко называют информационной или компьютерной революцией. В учениях Запада все больше и больше внимания уделяется этому феномену, тому свидетельствует обширное количество соответствующих публикаций. Однако стоит отметить, что понятие «информационное общество» ставится на то место, где в 70-х годах была теория постиндустриального общества.

    Некоторые ученые считают, что постиндустриальное и информационное общество совершенно разные этапы развития, поэтому между ними нужно проводить четкую грань. Несмотря на то, что концепция информационного общества была призвана, для замены теории о постиндустриальном социуме, ее сторонники все еще развивают важные положения технократизма и футурологии.

    Д. Белл, который сформулировал теорию постиндустриального общества, считает концепцию информационного общества новым этапом в развитии постиндустриального. Проще говоря, ученый настаивает на том, что информационное общество - это второй уровень развития постиндустриального, поэтому не стоит смешивать или замещать эти понятия.

    Джеймс Мартин. Критерии информационного общества

    Писатель считает, что информационное общество должно соответствовать нескольким критериям:

    1. Технологический. В разных сферах человеческой деятельности применяются информационные технологии.
    2. Социальный. Важным стимулятором изменения качества жизни является информация. Появляется такое понятие, как «информационное сознание», поскольку знания находятся в широком доступе.
    3. Экономический. Информация становится основным ресурсом в экономических взаимоотношениях.
    4. Политический. Свобода информации, что ведет к политическому процессу.
    5. Культурный. Информация считается культурной ценностью.

    Развитие информационного общества приносит с собой целый ряд изменений. Так, прослеживаются структурные изменения в экономике, особенно когда речь заходит о распределении рабочей силы. Люди начинают все сильнее осознавать важность информации и технологий. Многие начинают осознавать, что для полноценного существования необходимо ликвидировать собственную компьютерную неграмотность, так как практически во всех сферах жизнедеятельности присутствуют информационные технологии. Правительство всячески поддерживает развитие информации и технологий, но вместе с ними развиваются вредоносные программы и компьютерные вирусы.

    Мартин считает, что в информационном обществе качество жизни напрямую зависит от информации и того, как человек будет ее эксплуатировать. В таком обществе все сферы человеческой жизни находятся под влиянием достижений в сегменте знаний и информации.

    Хорошо и плохо

    Ученые считают, что развитие информационных технологий в обществе дают возможность управлять большими комплексами организаций, производством систем и координировать работу тысяч людей. Продолжают развиваться новые научные направления, связанные с проблемами организационных множеств.

    И все же процесс информатизации общества имеет свои недостатки. Общество теряет свою устойчивость. Малые группы людей могут оказывать непосредственное влияние на программу информационного общества. К примеру, хакеры могут взламывать банковские системы и переводить на свои счета крупные суммы денег. Или в СМИ могут освещать проблемы терроризма, которые оказывают деструктивное влияние на формирование общественного сознания.

    Информационные революции

    1. Распространение языка.
    2. Появление письменности.
    3. Массовое печатание книг.
    4. Применения различного рода электрической связи.
    5. Использование компьютерных технологий.

    А. Ракитов подчеркивает, что роль информационного общества в недалеком будущем будет заключаться в оказании влияния на цивилизационные и культурные процессы. Знания станут самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть.

    Особенности

    • Индивиды могут использовать информационные ресурсы общества находясь в любой точке страны. То есть из любого места они могут получать доступ к информации, необходимой им для жизнедеятельности.
    • Информационные технологии доступны каждому.
    • В обществе существуют инфраструктуры, которые обеспечивают создание необходимых информационных ресурсов.
    • Во всех отраслях производства происходит процесс ускорения и автоматизации работы.
    • Меняются социальные структуры, и как результат расширяются сферы информационной деятельности и услуг.

    Информационное общество отличается от промышленного быстрым темпом роста новых рабочих мест. В сегменте экономического развития доминирует информационная индустрия.

    Два вопроса

    Динамичность технологической модернизации ставит перед обществом два главных вопроса:

    • Адаптируются ли люди к изменениям?
    • Смогут ли новые технологии породить дифференциацию общества?

    Во время перехода общества к информационному люди могут столкнуться с существенной проблемой. Они разделятся на тех, кто может пользоваться новыми знаниями и технологиями, и тех, кто не обладает такими навыками. В результате информационные технологии будут оставаться в руках небольшой социальной группы, что поведет за собой неизбежное расслоение общества и борьбу за власть.

    Но, несмотря на эту опасность, новые технологии могут расширить права граждан, предоставив им моментальный доступ к необходимой информации. Дадут возможность создавать, а не только потреблять новые знания и позволяют сохранять анонимность личных посланий. Хотя, с другой стороны, проникновение информационных технологий в частную жизнь несет в себе угрозу неприкосновенности личных данных. С какой стороны ни рассматривай информационное общество, основные тенденции его развития всегда будут вызывать как море восторга, так и бурю негодования. Как, впрочем, и в любой другой сфере.

    Информационное общество: стратегия развития

    Когда было признано, что общество перешло на новый этап развития, потребовались и соответствующие шаги. Власти многих стран начали разрабатывать план развития информационного общества. К примеру, в России исследователи выделяют несколько этап развития:

    1. Сначала были сформированы основы в сфере информатизации (1991-1994 гг.).
    2. Позже произошла смена приоритетов от информатизации к созданию информационной политики (1994-1998 гг.)
    3. Третий этап заключается в формировании политики в сфере создания информационного общества (год 2002 - наше время).

    Заинтересовано в развитии этого процесса и государство. В 2008 году правительство РФ приняло стратегию развития информационного общества, которая является действительной до 2020 годов. Правительство поставило перед собой такие задачи:

    • Создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, чтобы предоставлять на ее основе качественные услуги по доступу к информации.
    • На основе развития технологий повысить качество образования, медицинского обслуживания и социальной защиты.
    • Совершенствование системы государственных гарантий прав человека в информационной сфере.
    • Используя информационные и улучшить экономику.
    • Повысить эффективность государственного управления.
    • Развить науки, технологии и техники, чтобы подготовить квалифицированных кадров в сфере информационных технологий.
    • Сохранить культуру, укрепить нравственные и патриотические принципы в общественном сознании, развить систему культурного и гуманитарного просвещения.
    • Противодействовать использованию достижений информационных технологий как угрозу национальным интересам страны.

    Чтобы решить подобные задачи, государственным аппаратом разрабатываются специальные мероприятия по развитию нового общества. Определяют контрольные показатели динамики совершенствуют политику в сфере использования информационных технологий. Создают благоприятные условия для развития науки, техники и равного доступа граждан к информации.

    Выводы

    Итак, что такое информационное общество? Это теоретическая модель, которую используют, чтобы описать новый этап общественного развития, начавшийся с началом информационно-компьютерной революции. В качестве технологической основы в этом обществе выступают не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

    Это общество, где информация является основным экономическим ресурсом, и за темпами развития это сектор выходит на первое место, по числу занятых, доле ВВП и капиталовложениям. Прослеживается развитая инфраструктура, которая обеспечивает создание информационных ресурсов. К ней в первую очередь относят образование и науку. В таком обществе интеллектуальная собственность является основной формой собственности.

    Информация превращается в продукт массового потребления. Каждый живущий в обществе имеет доступ к любому виду информации, это гарантирует не только закон, но и технические возможности. К тому же, появляются новые критерии оценивания уровня развития общества. Например, важным критерием является количество компьютеров, подключений в Сети, мобильных и домашних телефонов. При помощи слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной и аудиовизуальной техники в обществе создается единая интегрированная система информации.

    Сегодня информационное общество можно расценивать, как некое глобальное явление, что включает в себя: мировую информационную экономику, пространство, инфраструктуру и законодательно-правовую систему. Здесь деловая активность становится информационно-коммуникативной средой, виртуальная экономика и финансовая система распространяется все шире. Информационное общество дарит много возможностей, но оно не возникло из ниоткуда - это результат многовековой деятельности всего человечества.



    © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows