Основные законы в сфере защиты информации. Фз об информационной безопасности. Словарь терминов, используемых в законе

Основные законы в сфере защиты информации. Фз об информационной безопасности. Словарь терминов, используемых в законе

08.04.2019

Мора́ ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Нравственное сознание есть совокупность норм, правил и принципов поведения, которые регулируют и направляют действия людей. Эти нормы, правила и принципы дают людям представление о добре, зле чести, совести и др., выступая неписанными правилами, и в отличие от норм права не носят принудительного характера.

Основными функциями морали являются: регулятивная (регулирующая деятельность людей во всех сферах общества), воспитательная, оценочно-императивная, коммуникативная.

Наукой о морали является этика, которая изучает категории морали, моральные ценности, нормы поведения людей и учит, как преодолевать противоречия между должным и сущим.

Оценочно-императивная функция морали.

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной.

Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту.

При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами - совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек - это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения.

В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присущ нравственному сознанию.

36. Искусство как способ духовного освоения действительности.

Искусство – сложное комплексное образование, выполняющее ряд таких важных функций , как познавательная, воспитательная, удовлетворение эстетических потребностей людей и главнейшую из них - задачу социализации личности.

Оно может выступать в различных видах : это литература, театр, музыка, кино, живопись, графика, скульптура и др. Главная задача искусства – раскрыть прекрасное в человеке и природе.

Искусство есть средство отражения и осмысления действительности в художественных образах. Художественный образ - продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и воспроизведения и отражающий черты типического, существующего в самой жизни.

Источником художественных образов является реальная действительность. Искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир художественных образов, который обладает относительной самостоятельностью.

Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. К их числу относят:политическое и правовое сознание, моральное, эстетическое, религиозное сознание и, наконец, философию .

Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от друга по предмету и способам отражения действительности, а также по присущим им социальным функциям.

Политическая и правовая формы сознания, отражая политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального организма.

Нравственное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и социальную реальность, а особый - аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса и вследствие этого обладают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.

Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: социально-психологический и идеологический. Следует также учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания.

Отражая те или иные стороны бытия природы, общества и человека, формы общественного сознания обладают силой обратного воздействия на свой предмет отражения.

Нравственностъ, или мораль (лат. - нравы), представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе. Эта регуляция, в отличие от права, опирается не на государственное принуждение, а на общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, в которых отражены сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле. На основе нравственного сознания даются оценки поведения людей в любых сферах общественной и личной жизни.

Моральное сознание находит свое воплощение в стихийно сложившейся системе отношений между людьми. Следовательно, - это не просто общественное сознание, но и система поведенческой практики, базирующейся на принципах безличного нравственного долженствования.

Нравственность сложилась на заре первобытно-общинного строя на уровне социальной психологии. Есть основания считать ее исторически первой формой общественного сознания.

Мораль неизбежно зарождается и функционирует там, где существует отношение индивида к коллективу, обществу. Вне общества человек существовать не может, однако он никогда не поглощался обществом. Развиваясь как общественное существо, человек в то же время индивидуализируется, приобретает относительную самостоятельность по отношению к социуму. Возникает объективная возможность несовпадения интересов индивидов с интересами других индивидов и общества в целом. Для того чтобы выжить, первобытные коллективы вынуждены были стихийно создавать множество правил, обычаев, запретов. Их нарушение вело к ослаблению позиций коллектива в суровой борьбе с природой за выживание. Отклоняющееся поведение, своеволие членов общества было, поэтому, недопустимо. Личные интересы неизбежно подчинялись интересам рода, общины, племени. Постепенно складывалась система неписаных правил поведения, нарушение которых каралось вплоть до изгнания из общины.


Содержание и формы нравственных норм менялись, и подчас очень круто, под воздействием социально-производственных отношений. Известно, что на низших стадиях первобытного строя умерщвляли стариков и нетрудоспособных. Это вызывалось суровой экономической необходимостью: общество не имело возможности их прокормить. Для людей того времени подобные акции считались нормальными. Когда же уровень материальной благосостояния повысился, этот чудовищный обычай отпал. Напротив, стариков стали считать самыми мудрыми и почитаемыми членами коллектива. В период рабовладельческого строя в некоторых государствах, например в Спарте, считалось законным и правильным убивать хилых младенцев, особенно женского пола. Воинственная Спарта нуждалась в первую очередь в закаленных воинах.

Мораль первобытного общества имела вполне определенный круг своего применения. Она распространялась только на членов своего рода, общины, союза общин. Воровство, убийство, обман и т.п. категорически запрещались в пределах своего рода, племени, союза племен, но все это допускалось и даже поощрялось по отношению к чужакам.

Элементы общечеловеческой морали стали формироваться только на базе общемировых религий. Христианство, например, провозгласило общечеловеческий, интернациональный принцип: нет богоизбранных народов, каждый человек вне зависимости от его происхождения равно зависим от Бога, и в этом отношении все люди равноценны. В Библии зафиксированы десять заповедей, в которых выражены важнейшие положения общечеловеческой морали: не убивай, не кради, не прелюбодействуй и т.п.

Этика как наука о морали ведет свое начало от Аристотеля. Выдвинутые им проблемы нашли свое отражение в большинстве последующих теорий морали. Аристотель был убежден, что между этикой и политикой существует неразрывная связь; что моральное сознание общества непосредственно связано с формированием человека как гражданина определенного государства. Государство требует от гражданина определенных добродетелей. Обладая ими, человек не в состоянии воспользоваться своими политическими правами, а главное - не может быть полезным обществу.

Центральное место в этической системе Аристотеля занимает справедливость. Человек может быть справедливым только в отношении другого человека, забота о котором является, в свою очередь, выражением его заботы об обществе. Справедливость человека проявляется прежде всего в его политической и общественной деятельности. Но, как считает мыслитель, надо знать разницу между справедливостью для равных (свободных) и справедливостью для неравных (рабов). Справедливость состоит в равенстве только для равных. Неравенство тоже есть справедливость, но для неравных. Если свободный остается свободным, это справедливо, если раб продолжает пребывать рабом, т.е. не равным свободному во всех отношениях, то это тоже справедливо.

В отличие от Аристотеля Платон утверждал, что источники морали нужно искать не в общественном положении и природе человека, а в вечном мире божественных сущностей, предопределяющих судьбу и нравственный облик человека. Идеи Платона оказали большое влияние на религиозную этику, которая исходит из постулата о божественном происхождении моральных заветов и предписаний.

Этические теории эпохи Возрождения и Нового времени порывают со схоластикой, превратившей этику в часть теологии. Самым решительным противником схоластики был Т. Гоббс. Он считал, что политические и нравственные взгляды людей определяются их реальными интересами: люди «отступают от обычаев» когда этого требуют их интересы, и действуют вопреки разуму, когда он против них.

Только сильное авторитарное государство, по мнению Гоб6са способно установить твердый порядок, соответствующие правовые вые и этические нормы и требовать их неукоснительного выполнения. Гоббс, по сути, стирает грани между нравственными и правовыми нормами.

Высокий этический пафос характерен для философии немецкого Просвещения и в особенности творчества И. Канта. Он считал нравственную природу человека независимой от культуры и догматов религии. Напротив, религия должна выводиться из нравственности. Поэтому «мораль следует культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной точки зрения». Превращая Бога в этический символ, Кант сближал свою этическую доктрину с деизмом. Как и многие другие мыслители, он считал опорными категориями этики совесть и справедливость.

Совесть - это самооценка человеком своих поступков с точки общепринятой или корпоративной этики. Проснувшуюся в человеке совесть можно сравнить с судом, где индивид выступает сразу в роли подсудимого, прокурора, судьи, защитника. Решения этого «суда» могут быть различными, и не всегда они подчиняются формуле «или -или».

Однако человеку становится совестно только тогда, когда он не лишен стыда, этого замечательного, трудно определяемого, но, безусловно, необходимого качества. Лишенный его, человек не может считаться психологически полноценным.

Совесть тесно связана с другими этическими категориями и прежде всего с категорией честь , в содержание которой входят безупречная честность, умение держать слово и выполнять свой доблесть, благородство души и т.п. Честь - это осознание видом своей значимости и признание его значимости окружающими. Понимание чести определяется положением человека в конкретной социальной среде, историческими особенностями этой среды. Поэтому нет единого, равнозначного для всех кодекса чести. Классовые, сословные, национальные, профессиональные и другие социальные отношения оказывают решающее влияние на формирование кодексов чести. Например, дворянский чести включал в себя сатисфакцию, удовлетворение претензий, связанных с оскорблением достоинства личности. Это требовало поединка, дуэли, кончавшихся ранением или гибелью одного из противников. Дворянская честь требовала уплаты карточных долгов, а прочие дожги можно было платить не вовремя и даже не платить Во всех сословиях высоко ценилась семейная и особенно девичья честь. Понятие «трудовая честь» и «честный труженик» употреблялись прежде всего в кругах, занятых производительным трудом или государственной службой. Особенно высоко ставилась воинская честь и доблесть, без чего не может существовать ни одна боеспособная армия.

Наиболее широкими по объему являются категории морального добра, добродобродетели и морального зла, порока. Именно в них выражаются обобщенная нравственная оценка поведения людей и характер общественных явлений. Следует учитывать, что в эти категории вкладывается различное, а подчас прямо противоположное содержание, а спектр соответствующих им нравственных оценок одного и того же явления весьма широк - от безусловного одобрения до полного отрицания. Ключевая категория этики - нравственный долг - требование безусловного выполнения нравственных норм, принятых в данной социальной среде. Личность должна не только сознавать свой нравственный долг, а прилагать все усилия для его воплощения в реальность. Нравственный долг выражает необходимость поступать в соответствии с совестью и всеми нравственными принципами. На вопрос о природе и источнике нравственного долга даются самые различные ответы. Религия и религиозная философия указывают на волю Бога. И. Кант убежден в существовании априорного морального закона - категорического императива в качестве безусловного поведения, с которым должен считаться каждый человек. Представители натуралистических концепций в философии выводят нравственный долг из условий естественного мира, марксистская философия стремится о6основать нравственный долг закономерностями общественного развития.

Существуют и такие философы, которые вообще отрицают позитивную ценность нравственного долга и всей морали, призывают, подобно Ф. Ницше, встать «по ту сторону добра и зла».

Общественные функции морали. Мораль как форма общественного сознания выполняет ряд важных функций. Во - первых, регулятивную - помогает организации и деятельности людей во всех сферах жизни на основе нравственных норм, принципов и традиций, принятых в данном обществе. Мораль поддерживает традиции, которые сплачивают общество, нацеливая его на решение насущных задач и преодоление кризисных явлений в экстремальных условиях. Во-вторых, мораль осуществляет воспитательную функцию - выдвигает и обосновывает этические идеалы и образцы поведения, формирует нравственный облик подрастающего поколения, помогая ему решить извечный вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Передавая традиции и нормы общечеловеческой нравственности, мораль осуществляет реальную связь времен и поколений.

Развитие морали в XX столетии представляет собой чрезвычайно сложную и контрастную картину, отображающую противоречия и катаклизмы этого века. Здесь мы видим откровенное и циничное отрицание всякой морали фашистскими вождями и «теоретиками», не без успеха пытавшимися вытравить из сознания молодежи своих стран «гнусную химеру совести» и превратить их в послушные стаи хищных зверей. Нельзя пройти мимо того, что они использовали некоторые черты философии Ницше, его учение о сверхчеловеке.

Тоталитаризм аморален во всех формах, в том числе и той, прикрываясь коммунистической фразеологией, оправдывала беззакония и массовые репрессии.

В то же время уходящий век дал массовые образцы героической, высокоморальной борьбы масс за свободу, демократии, против фашизма и тоталитаризма.

В целом же есть все основания говорить о глубоком моральном кризисе как явлении глобального масштаба. Это признают многие деятели науки и искусства, политики и общественные деятели.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • теоретические основы морали как объекта этического знания;
  • генезис учения о морали в мировой и отечественной мысли;
  • современные этические концепции;
  • сущность и содержание административной этики;

уметь

Анализировать нравственные проблемы современного российского общества, рабочего коллектива;

владеть

Понятийным аппаратом в области этики, профессиональной этики, административной этики.

История развития учения о морали в мировой и отечественной мысли

Со словом "мораль" в различных сочетаниях человек встречается в повседневной жизни на каждом шагу. Моральный кодекс, аморальное поведение, морализировать, моральная безответственность и т.д. – все эти понятия стали настолько привычными и обыденными, что перестали быть предметом серьезного внимания и обсуждения. Однако на поверку оказывается, что не все так просто, и далеко не каждый готов дать правильные ответы на вопросы о том, что такое мораль, каковы ее структура, особенности, функции, как мораль сочетается с нравственностью, этикой и этикетом.

Под моралью понимается форма общественного сознания (наряду с наукой, религией, искусством, правом), регулирующая отношения между людьми и их поведение.

В специальной литературе понятия морали и нравственности являются синонимичными, не случайно русский вариант латинского термина "мораль" происходит от слова "нрав". Однако, несмотря на преобладающую тождественность понятий, существуют другие точки зрения, суть которых сводится к следующему: мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность – как область практических поступков, обычаев, нравов; мораль – это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего принуждения и контроля, а нравственность – это внутреннее свободное стремление человека к освоению общественных ценностей; мораль выражает человечность (гуманность) в идеальной форме, а нравственность фиксирует ее исторически конкретную меру.

Понятие этики как науки, объектом которой является мораль, сложилось исторически. Впервые термин "этика" в речевой оборот ввел древнегреческий мыслитель Аристотель в труде "Никомахова этика".

Аристотель выделял:

  • природные черты, свойственные человеку (голод, холод, жажда, страх и т.д.);
  • свойства ума (память, абстрактное мышление и т.д.);
  • свойства характера (умеренность, мужество, щедрость, скромность и т.д.). Именно совокупность свойств характера, связанных в систему знаний, Аристотель назвал этикой.

Сегодня под этикой в широком смысле слова понимается философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания.

Предпосылками возникновения этики явились:

  • 1) разветвленная система нравственного сознания, нравственных отношений и нравственной практики;
  • 2) разделение труда на умственный и физический;
  • 3) потребность в выражении и описании норм морали;
  • 4) наличие противоречия между идеалом и действительностью в жизни;
  • 5) попытка обоснования с нравственных позиций воли господствующего класса.

Основным вопросом этики является вопрос соотношения идеала и действительности.

Ранее было отмечено, что этика является философской наукой. Это подтверждается тем, что, во-первых, нравственные проблемы, находящиеся в центре внимания этики, носят обобщенный характер, во-вторых, они являются вечными, т.е. сохраняют свою актуальность до настоящего времени, в-третьих, сама этика базируется на философском мировоззрении.

Среди функций этики можно назвать:

  • познавательную;
  • описательную;
  • мировоззренческую;
  • воспитательную;
  • нормативную;
  • прогностическую.

В заключение краткого анализа этики как философской науки о морали следует отметить те проблемы, которые сегодня стоят перед мыслителями.

  • 1. Трудности в выработке универсальных критериев добра и зла.
  • 2. Определение смысла жизни и предназначения человека как венца природы.
  • 3. Обоснование необходимости жизненного устройства на базе справедливости.
  • 4. Исследование соотношения нравственной свободы и ответственности личности.

Внешним проявлением морали как объекта этики является этикет. В общем смысле слова он представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в обществе.

Таким образом, мораль является одной из форм духовной жизни человека, нравственность – понятием, тождественным морали, этика – философской наукой, изучающей мораль во всех ее проявлениях, а под этикетом понимается внешнее проявление морали, которое выражается в конкретных нормах и правилах поведения человека в обществе.

Прежде чем приступить к рассмотрению исторических основ этики как науки о морали, целесообразно выделить

закономерности в развитии этического знания. К ним относятся следующие:

  • в своем содержании этика отражает стихийный процесс состояния морали и соответствует ему;
  • этапно-исторический характер развития этики;
  • историческая преемственность этического знания;
  • прогрессивный характер развития в содержательном отношении;
  • внутренняя противоречивость, идущая от противоречивости мировоззрения;
  • источником развития этики является противоречие между должным и сущим.


© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows