Запись и воспроизведение звуков в Windows. Контрольные вопросы

Запись и воспроизведение звуков в Windows. Контрольные вопросы

26.05.2019

Как отмечалось, существует большое количество программ для записи звука в файл и последующей обработки звука путем наложения различных эффектов и воспроизведения его через звуковую карту. Одной из таких программа является программа Звукозапись, которая входит в состав стандартных программ Windows.

Программа Звукозапись позволяет записать звук, подаваемый на линейный вход звуковой карты, с микрофона, компакт-диска или любого другого источника. Полученную запись можно прослушать. Если качество звучания вас не удовлетворяет, можно изменить параметры записи и перезаписать звуковую информацию. Можно провести некоторые операции редактирования и наложения эффектов, а затем сохранить полученную композицию в отдельном файле, или вставить в качестве фрагмента в различные документы.


Рис.1 Окно программы Звукозапись

После запуска программы Звукозапись на экране появляется ее рабочее окно (рис. 1). Для записи звука необходимо выполнить ряд подготовительных действий. Прежде всего, необходимо определить источник звука. Для этого следует открыть диалоговое окно Регулятор громкости (рис. 2). Программа Регулятор громкости вызывается командой Громкость подменю Развлечения группы программ Стандартные. В появившемся окне следует установить флажки отключения всех устройств, кроме нужного, например, микрофона. В режим записи для включения микрофона можно перейти с помощью команды Файл - Свойства. Далее следует вернуться к работе с программой звукозаписи и настроить качество записи для фонограммы.



Рис.2 Окно Регулятор громкости воспроизведения



Рис.2 Окно Регулятор громкости записи

Выберите команду Свойства меню Файл. Появится диалоговое окно настройки звуковых параметров новой фонограммы (рис. 3). Среди свойств объекта «Звук» содержится и информация об атрибутах создаваемой записи, влияющих на ее качество. К таким атрибутам относится частота дискретизации и число каналов. Если качество предполагаемой записи вас не устраивает, нажмите кнопку Преобразовать. Появится диалоговое окно настройки преобразования звука (рис. 4).


Рис.3 Окно параметров новой фонограммы


Рис.4 Окно настройки преобразования

Список Формат позволяет выбрать метод кодирования звуковой информации, а список Атрибуты – качество этого кодирования. Диалоговое окно содержит также список Название, позволяющий выбрать часто используемые форматы и атрибуты записи. Выбрав в этом списке элемент Запись с компакт диска, вы увидите, что информация на музыкальных компакт-дисках записана в формате PCM и с качеством 44,1 КГц, 16 бит, стерео.

Для возможности кодирования в формат МР3 следует установить соответствующую программу. Чтобы использовать форматы со сжатием музыки, следует в диалоговом окне Выбор звука выбрать соответствующий формат записи. Список Атрибуты позволяет выбрать качество фонограммы в сохраняемом файле.

После выбора формата записи и ее качества нажмите кнопку Сохранить как чтобы открыть диалоговое окно задания имени. В поле ввода следует ввести имя сохраняемого формата. Затем нажмите кнопку ОК, и выбранное вами имя появится в списке форматов. После выбора формата и качества, нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно, а затем кнопку ОК еще одного диалогового окна.

При записи фонограмма будет преобразована в выбранный формат и сохранена на диске. Если используются форматы сжатия, то при воспроизведении фонограммы данные будут автоматически распаковываться, и вы можете даже не заметить, что воспроизводится сжатая фонограмма.

Чтобы сделать запись, следует нажать кнопку Запись в диалоговом окне Звук – Звукозапись (рис. 1), и включить источник звука. Зеленая линия в средней части окна (рис. 5) показывает уровень записываемого звука и ее наличие говорит о том, что запись проходит успешно. Остановить запись можно, нажав кнопку Stop. Чтобы далее продолжить запись, необходимо еще раз нажать кнопку Запись. Общая продолжительность записи указывается правее графика звуковой волны. Перейти к началу звукового фрагмента можно, нажав кнопку Переход в начало, а для перехода в конец следует нажать кнопку Переход в конец. После записи нажмите Файл - Сохранить.


Рис.5 Запись звука

Можно использовать данную программу для воспроизведения как только что записанных, так и ранее записанных и находящихся в файлах звуков. Для воспроизведения используется кнопка Воспроизведение. Также программа имеет средства для простейшего редактирования звукозаписей, такие как возможность вырезания участка записи, как до, так и после текущей позиции ползунка воспроизведения. Эти средства вызываются командами меню Правка. Дополняет средства редактирования набор простейших звуковых эффектов, которые можно наложить на редактируемую запись. Вы можете изменить громкость и скорость, а также наложить эхо или обратить звуковую запись. Все эффекты можно вызвать, выбрав соответствующую команду меню Эффекты. В заключение работы с фонограммой ее необходимо сохранить для последующего использования. Для этого выберите команду Сохранить меню Файл и в появившемся диалоговом окне выберите папку для сохранения и имя сохраняемого файла, после чего нажмите кнопку Сохранить. Ваша фонограмма будет сохранена.

Значение ЗВУКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ: ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКА в Словаре Кольера

ЗВУКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ: ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКА

К статье ЗВУКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ

Запись и воспроизведение звука - это область, в которой наука сочетается с искусством (звукорежиссера). Здесь есть две важные стороны: верность воспроизведения (как отсутствие нежелательных искажений) и пространственно-временная организация звучаний, поскольку задача воспроизведения звука электромеханическими средствами состоит не только в том, чтобы воссоздать звук, максимально приближенный к воспринимаемому в студии или концертном зале, но и в том, чтобы преобразовать его с учетом той акустической обстановки, в которой он будет прослушиваться.

В графическом представлении простейшую форму имеют звуковых колебания чистых тонов типа создаваемых камертоном. Им соответствуют синусоидальные кривые. Но большинство реальных звучаний имеет неправильную форму, которая однозначно характеризует звучание, так же, как отпечатки пальцев - человека. Всякое звучание может быть разложено на чистые тона разных частот (рис. 1). Эти тона состоят из основного тона и обертонов (гармоник). Основным тоном (с низшей частотой) определяется высота ноты. По обертонам мы различаем музыкальные инструменты, даже когда на них берется одна и та же нота. Обертоны особенно важны тем, что они создают тембр инструмента и определяют характер его звучания.

Диапазон основных тонов большинства источников звука довольно узок, благодаря чему можно легко понимать речь и улавливать мотив, даже если у воспроизводящей аппаратуры ограниченная частотная полоса. Полнота же звучания обеспечивается лишь при наличии всех обертонов, а для их воспроизведения необходимо, чтобы не искажались соотношения между уровнями основного тона и обертонов, т.е. частотная характеристика воспроизводящей системы должна быть линейной во всем диапазоне слышимых частот. Именно такую характеристику (наряду с отсутствием искажений) и имеют в виду, когда говорят о высокой точности звуковоспроизведения (системы hi-fi).

Громкость. Восприятие громкости звука зависит не только от его интенсивности, но и от многих других факторов, в число которых входят и субъективные, не поддающиеся количественной оценке. Важное значение имеет обстановка, окружающая слушателя, уровень внешнего шума, высота и гармоническая структура звучания, громкость предыдущего звучания, эффект "маскирования" (под впечатлением предыдущего звучания ухо становится менее чувствительным к другим звучаниям близкой частоты) и даже эстетическое отношение слушателя к музыкальному материалу. Нежелательные звуки (шумы) могут казаться более громкими, чем желательные той же интенсивности. Даже восприятие высоты звучания может зависеть от интенсивности звука.

Восприятие различий в высоте музыкальных тонов определяется не абсолютной величиной частотных интервалов, а их отношением. Например, отношение двух частот, различающихся на октаву, в любой части звукоряда равно 2:1. Точно так же наша оценка изменений громкости определяется отношением (а не разностью) интенсивностей, так что изменения громкости воспринимаются как одинаковые, если одинаковы изменения логарифма интенсивности звука.

Поэтому уровень громкости звука измеряется по логарифмической шкале (на практике - в децибелах). Уши человека способны воспринимать звук в колоссальном диапазоне мощности от порога слышимости (0 дБ) до порога болевого ощущения (120 дБ), соответствующего отношению интенсивностей 1012. Современное оборудование способно воспроизводить изменения громкости в пределах порядка 90 дБ. Но воспроизводить весь диапазон слышимости практически и не требуется. Большинство слушает музыку примерно на уровне негромкой речи, и вряд ли кому-нибудь было бы по себе в домашних условиях при нормальной громкости оркестра или рок-группы.

Поэтому необходимо регулировать диапазон громкости, особенно при воспроизведении классической музыки. Это можно делать, постепенно понижая громкость перед крещендо (по партитуре) при сохранении нужного динамического диапазона. Для других музыкальных материалов, таких, как рок- и поп-музыка, широко применяются компрессоры, автоматически сужающие динамический диапазон усиливаемых сигналов. Но в дискотеках уровень звука нередко превышает 120 дБ, что может вызвать повреждение слуха и привести к полной глухоте. В этом отношении группа повышенного риска - поп-музыканты и звукооператоры. Особенно опасны наушники, так как они концентрируют звук.

Большинство слушателей широковещательных программ предпочитают, чтобы все программы озвучивались примерно на одном и том же уровне громкости и им самим не нужно было регулировать громкость. Но громкость - субъективное восприятие. Некоторым громкая музыка способна досаждать больше, чем речь, хотя неразборчивая речь иногда сильнее раздражает, чем музыка той же громкости.

Балансировка звука. В основе хорошего звуковоспроизведения лежит сбалансированность разных источников звука. Проще говоря, в случае одного источника звука суть хорошего звуковоспроизведения в том, чтобы сбалансировать прямой звук, приходящий к микрофону, с влиянием окружающей акустики и обеспечить правильный баланс между прозрачностью звучания и его полнотой, допускающий нужную степень подчеркивания в тех местах, где это требуется.

Микрофонная техника. Первая задача звукорежиссера состоит в том, чтобы выбрать подходящее студийное помещение. Если приходится использовать неприспособленное помещение, то оно должно быть, как минимум, в 1,5 раза больше места, отводимого исполнителям. Следующий шаг - выработка общей схемы расположения микрофонов. При воспроизведении музыкальных программ это необходимо сделать, консультируясь с дирижером и исполнителями. Микрофонов должно быть как можно меньше, поскольку наложение их звуковых полей способно снизить прозрачность звука. Правда, во многих случаях нужный эффект достигается только при использовании большого числа микрофонов.

Комбинации музыкальных инструментов редко бывают настолько сбалансированы, чтобы это отвечало требованиям прослушивания в домашних условиях. Акустика жилого помещения может оказаться далекой от идеала. Поэтому необходимо ознакомить руководителя оркестра с требованиями балансировки при воспроизведении с помощью микрофонов.

Организация воспроизводимых звучаний определяется типом микрофона, его приближенностью к источнику и обработкой его выходного сигнала. Вопрос о близости расположения микрофона к источнику звука нужно решать, учитывая соотношение между прямым и побочными звуками (включая реверберацию) других, более мощных инструментов и качество звука. Большинство инструментов дают разные звучания на разных расстояниях и в разных направлениях. Чтобы получить резкую "атаку", которая требуется от поп-музыки, и обеспечить хорошее различение инструментов, приходится прибегать к многомикрофонной схеме. При этом предъявляются высокие требования к звукорежиссеру; он должен иметь музыкальную подготовку или хотя бы уметь читать партитуру.

Бинауральный слух. Человек легко определяет направление на источник звука, поскольку звук обычно достигает одного уха раньше, чем другого. Мозг улавливает эту малую разницу во времени и небольшое различие в интенсивности звучания и по ним определяет направление на источник звука.

Мы можем также определять, что звук пришел спереди, сзади, сверху или снизу. Это объясняется тем, что наши уши по-разному передают частотный состав звуков, приходящих в разных направлениях (а также тем, что слушатель редко держит голову абсолютно неподвижно и в вертикальном положении). Этим объясняется и то, что люди с глухотой на одно ухо сохраняют все-таки некоторую способность судить о направлении на источник звука.

Бинауральный слух выработался у человека в качестве защитного механизма, но эта способность разделять звуки - важное условие понимания музыки. Если эту способность использовать при звукозаписи, то увеличивается впечатление верности и чистоты при воспроизведении.

Стереофонический звук. Двухканальная стереофоническая система, рассчитанная на прослушивание через звуковые колонки, создает для бинаурального слуха раздельные звуковые потоки, которые несут информацию о направлении распространения первичного звука.

В своей простейшей форме стереосистема состоит из двух микрофонов, расположенных рядом друг с другом и направленных под углом 45? к источнику звука. Сигналы микрофонов подаются на две звуковые колонки, разнесенные примерно на 2 м и одинаково удаленные от слушателя. Такая система создает "звуковую сцену" между колонками, на которой локализуются источники звука, расположенные перед микрофонами. Возможность локализации перед микрофонами источников звука, их разделения и отделения от реверберации намного повышает естественность и чистоту воспроизведения.

Такой подход дает удовлетворительные результаты только тогда, когда источник звука внутренне хорошо сбалансирован и благоприятны акустические условия. На практике обычно приходится использовать более двух микрофонов и микшировать (объединять) их сигналы для улучшения музыкального баланса, увеличения акустического разделения и придания звучанию необходимой степени атаки.

Типичный комплект аппаратуры для классического оркестра состоит из стереопары микрофонов (для создания общей звуковой картины оркестра) и нескольких местных микрофонов, установленных ближе к отдельным группам инструментов. Выходные сигналы местных микрофонов тщательно микшируются с сигналом стереопары так, чтобы обеспечивалось необходимое акцентирование каждой группы инструментов без нарушения общего баланса. Кроме того, их выходные сигналы панорамируются в кажущееся положение, которое при использовании основной пары микрофонов соответствовало бы их реальному расположению на сцене. (Панорамирование - это изменение углового направления на источник звука. Оно сочетается с регулировкой уровня посредством потенциометра.)

Многомикрофонные схемы еще шире применяются в случае легкой, а тем более поп-музыки, где обычно обходятся без общих микрофонных систем. И действительно, нет смысла гоняться за нюансами, если результат может быть достигнут при использовании переносного оборудования со звуковыми колонками, разнесенными всего лишь на шаг. Кроме того, запись поп-музыки производится, как правило, не в натуральной форме. Каждая группа инструментов, а то и каждый музыкант обслуживается отдельным микрофоном. Все инструменты рок-ансамбля - электронные. Звук разных инструментов, в том числе и клавишных синтезаторов, можно записывать либо с помощью микрофонов, установленных перед соответствующими колонками, либо путем прямой подачи сигналов первичных микрофонов на студийный пульт микширования. Эти сигналы могут быть либо сразу микшированы, либо предварительно записаны на отдельных дорожках многодорожечного магнитофона. Добавляется искусственная реверберация, осуществляется частотная коррекция и т.д. В результате оказывается мало сходства со звуком, воспринимаемым в студии, даже если все записывалось одновременно.

Выходной сигнал панорамируется и регулируется (потенциометром) для создания определенного впечатления о положении источника звука, которое может совершенно не соответствовать фактическому положению музыкантов в студии. Но, что интересно, даже если стереофонический звук не соответствует реальной ситуации, он дает эффект, намного превосходящий эффект монофонического звука.

Квадрафония. Улучшенное приближение к реальности можно получить методом квадрафонии, при котором четыре канала подключаются к четырем колонкам, попарно размещенным впереди слушателей и позади них. В простейшем варианте квадрафоническую систему можно рассматривать как две стереофонические, включенные навстречу друг другу. Сложные системы с матрицированием могут воспроизводить четыре канала с одной дорожки фонограммы при сохранении совместимости с воспроизведением стереозаписи.

Звуковое окружение. В телевидении важное значение имеет так называемая система звукового окружения. Стереофонический звуковой сигнал с левым (А) и правым (В) каналами матрицируется путем их суммирования (в фазе), что дает сигнал М (моносигнал), и вычитания (сложения в противофазе), что дает сигнал S (стереосигнал). Сигнал А + В соответствует средней точке источника звука и совместим с монофоническими системами воспроизведения, а сигнал А - В несет информацию направленности. Система звукового окружения формирует также разностную компоненту М - S, которая содержит "внесценический" звук, а также реверберацию, и передается на колонки, размещенные сзади слушателя. Система звукового окружения проще квадрафонической системы, но позволяет получить эффект погруженности в звуковую среду с помощью обычного стереосигнала.

Стереозвук для телевидения. Стереофоническая запись звука применяется в видеокассетах и в телевещании (особенно спутниковом) для телевизоров, снабженных специальным декодером.

Может показаться, что стереозвук не очень подходит для телевидения, поскольку, как отмечалось выше, для эффективной стереофонии требуются две колонки, расположенные на расстоянии примерно 2 м друг от друга. Кроме того, из-за малых размеров экрана взгляд телезрителя направлен в основном в его центр, так что требуется иллюстрация расстояния по глубине, а не по ширине.

Тем не менее, когда мы смотрим телевизор, мы знаем, что видим лишь малый сегмент источника звука. Точно так же, как в реальной жизни, когда, глядя в определенном направлении, мы не можем выключить звуки нашего окружения, нет ничего неестественного в том, что звуковая картина выходит за пределы телевизионного экрана.

Коррекция звука. Как это ни парадоксально, но в аппаратуре с высокой верностью воспроизведения обычно предусматриваются устройства для искажения звука. Они называются эквалайзерами и предназначены для выравнивания (путем устранения дефектов) амплитудно-частотной характеристики сигнала. Коррекцию частотной характеристики проводят также для внесения в нее искажений, обеспечивающих нужную пространственно-временную организацию звучаний. Примером может служить т.н. "фильтр присутствия", который изменяет кажущееся расстояние до источника звука. Наш слух связывает ощущение близости (присутствия) с преобладанием частот в полосе от 3 до 5 кГц, соответствующей шипящим звукам (сибилянтам). В музыке подъем характеристики в полосе от 3 до 5 кГц может создать эффект атаки, хотя и ценой огрубления звука.

Другой тип частотного корректора, позволяющего создать эффект присутствия, - это параметрический эквалайзер. Такое устройство позволяет ввести на частотной характеристике подъем или провал, регулируемый в пределах 14 дБ. При этом частоту и ширину полосы можно изменять в пределах всего спектра звуковых частот. Такой вид регулирования частотной характеристики может выполняться весьма точно и использоваться, например, для коррекции акустического резонанса в студии или в зале либо для подавления грохота или шипения.

Еще более сложный вид коррекции частотной характеристики осуществляется графическим эквалайзером. При таком способе весь звуковой спектр делится на узкие полосы с центральными частотами, разделенными с интервалами в октаву или треть октавы. Для каждой полосы имеется свой регулировочный движок, дающий увеличение или уменьшение примерно до 14 дБ. Название "графический" связано с тем, что при выполнении коррекции положение регулировочных движков на пульте приблизительно соответствует форме частотной характеристики. Графические эквалайзеры особенно подходят для компенсации акустического окрашивания резонансами в студии или зале для прослушивания. Колонки, дающие плоскую амплитудно-частотную характеристику в безэховой камере, в других условиях могут звучать совсем по-иному. Графические эквалайзеры позволяют улучшить озвучивание в таких случаях.

Уровень звука. Звуковой материал почти любого вида - записываемый, усиливаемый или передаваемый по радио или телевидению - нуждается в регулировке громкости. Это нужно для того, чтобы 1) не выйти за пределы динамического диапазона системы; 2) выделить и сбалансировать из эстетических соображений различные звучания данного источника звука; 3) установить диапазон громкости основного материала; 4) согласовать уровни громкости материала, записанного в разное время.

Регулировку громкости лучше всего проводить, прослушивая материал через хорошую колонку и учитывая при этом показания измерителя уровня. Одних же показаний измерителя уровня при монтаже фонограмм недостаточно в силу субъективного характера восприятия звука. Такой измеритель нужен для калибровки слуха.

Микширование сигналов микрофонов. При монтаже фонограммы обычно производится микширование выходных сигналов микрофонов и других преобразователей звука, число которых при записи может достигать 40. Микширование производится двумя основными способами. При микшировании в режиме реального времени можно для упрощения сгруппировать микрофоны, относящиеся, например, к вокальной группе, и регулировать уровень их звучания групповым звукомикшером. В другом варианте сигналы отдельных микрофонов направляются на входы многоканального магнитофона для последующего сведения в один стереофонический сигнал.

Второй способ позволяет точнее выбирать точки микширования, работая не в присутствии музыкантов, причем на многодорожечных магнитофонах можно воспроизводить одни дорожки при одновременной синхронной записи на других. Поэтому изменения можно вносить в нужные места фонограммы без переписывания всей программы. Все это можно делать без копирования оригинальной записи, так что она остается образцом для сравнения до окончательного микширования.

Автоматизированное микширование звука. Чтобы обеспечить высокую точность на заключительной операции перехода от многих дорожек записи к одной, некоторые звукорежиссерские пульты оснащают автоматическими микшерами. В таких системах в компьютер вводятся данные всех электронных регуляторов уровня при первой попытке микширования. Затем запись воспроизводится с автоматическим выполнением этих функций микширования. В ходе воспроизведения могут быть произведены нужные регулировки и скорректированы параметры программы компьютера. Такой процесс повторяется до достижения нужного результата. После этого выходной сигнал сводится в программную стереофонограмму.

Автоматическое управление. Автоматическое микширование не следует путать с автоматическим управлением, которое выполняется с использованием ограничителей и компрессоров, поддерживающих звуковой сигнал в требуемых пределах. Ограничитель - это устройство, которое пропускает программу без изменений, пока не достигается некоторый порог. Когда же сигнал на входе превышает данный порог, коэффициент усиления системы понижается и сигнал более не усиливается. Ограничители обычно используются в передатчиках для защиты электронных схем от перегрузки, а в ЧМ-передатчиках - для предотвращения чрезмерной девиации частоты с наложением на соседние каналы.

Компрессоры, т.е. регуляторы, автоматически осуществляющие сужение динамического диапазона усиливаемых сигналов, действуют аналогично ограничителям, понижая коэффициент усиления системы, но делают это менее резко. Упрощенные компрессоры имеются во многих кассетных магнитофонах. Компрессоры же, используемые в профессиональной звукозаписи, снабжаются органами управления для оптимизации их действия. Но никакое автоматическое регулирование не в состоянии заменить тонкости и остроты восприятия, присущих человеку.

Динамическое шумоподавление. При аналоговой звукозаписи всегда возникают трудности с шумами, в основном в форме шипения. Для подавления системного шума записывать программу всегда следует при достаточно высоком уровне громкости. Для этого применяется метод компандирования, т.е. сужения динамического диапазона программы при записи и расширения его при воспроизведении. Это позволяет повышать средний уровень при записи, а при воспроизведении понижать уровень сравнительно тихих пассажей (и вместе с ними шума). При разработке эффективной системы компандирования возникают трудности двоякого рода. Одна из них - это трудность согласования компрессора и экспандера во всем диапазоне частот и громкости. Другая - предотвращение повышения и понижения уровня шума вместе с уровнем сигнала, так как это делает шум более заметным. В системах шумоподавления Долби весьма остроумно решаются эти проблемы несколькими разными способами. В них учитывается эффект "маскирования": чувствительность слуха на той или иной частоте существенно понижается во время и непосредственно после более громких звучаний на близких частотах (рис. 2).

"Долби А". Метод "Долби А" - это промежуточная обработка, осуществляемая на входе и выходе звукозаписывающей аппаратуры, результатом которой является нормальная (плоская) характеристика на выходе. Метод "Долби А" применяется главным образом в профессиональной звукозаписи, в особенности на многодорожечные магнитофоны, в которых уровень шума повышается с увеличением числа используемых дорожек.

Проблема согласования компрессора и экспандера решается созданием двух параллельных путей - одного через линейный усилитель, а другого через дифференциальную цепь, выходной сигнал которой добавляется к "прямому" сигналу при записи и вычитается при воспроизведении, в результате чего действие компрессора и экспандера оказывается взаимно дополняющим. Дифференциальная схема разбивает частотный спектр на четыре полосы и каждую полосу обрабатывает отдельно, так что подавление осуществляется только там, где это требуется, т.е. в полосе, в которой сигнал программы недостаточно громок, чтобы маскировать шум. Так, например, музыка обычно концентрируется в нижней и средней полосах частот, а шипение магнитной ленты - на высоких частотах и слишком удалено по частоте, чтобы эффект маскирования был существенным.

"Долби В". Метод "Долби В" применяется главным образом в бытовой аппаратуре, в частности в кассетных магнитофонах. В отличие от метода "Долби А", записи по методу В выполняются с характеристикой Долби, рассчитанной на воспроизведение на аппаратуре с дополнительной характеристикой. Как и при методе "Долби А", здесь имеются прямой путь для программы и боковая цепь. В боковую входит компрессор с предваряющим активным фильтром верхних частот на частоты от 500 Гц и выше.

В режиме записи компрессор повышает уровень сигналов, лежащих ниже порогового значения, и они добавляются к сигналу боковой ветви. Активный фильтр создает в своей полосе пропускания усиление, нарастающее до 10 дБ на частоте 10 кГц. Таким образом, высокочастотные сигналы низкого уровня записываются с превышением первоначального уровня, достигающим 10 дБ. Подавитель выбросов предотвращает воздействие переходных процессов на постоянную времени компрессора.

Декодер системы "Долби В" аналогичен кодеру, используемому при записи, но в нем выходной сигнал боковой ветви компрессора суммируется с сигналом основной цепи в противофазе, т.е. вычитается из него. При воспроизведении уровень высокочастотных сигналов низкого уровня, а также уровень шипения магнитной ленты и системный шум, добавляющиеся при записи, понижаются, что приводит к повышению отношения сигнал/шум на величину до 10 дБ.

Важное различие между методом Долби и простой системой введения предыскажений (повышения высокочастотной характеристики) при записи и коррекции предыскажений при воспроизведении состоит в том, что характеристика "Долби В" влияет только на звуковые сигналы низкого уровня. Материал, закодированный по методу "Долби В", можно воспроизводить на аппаратуре, не имеющей системы шумоподавления Долби, если понизить высокочастотную характеристику для компенсации характеристики Долби, но это приводит к потере высоких частот в более громких пассажах.

"Долби С". Метод "Долби С" представляет собой дальнейшее усовершенствование метода "Долби В", позволяющее понизить шум на величину до 20 дБ. В нем используются два компрессора, включенные последовательно, при записи и два дополняющих экспандера при воспроизведении. Первый каскад работает при уровнях сигналов, сравнимых с уровнями в системе "Долби В", а второй чувствителен к сигналам, уровень которых на 20 дБ ниже. Система "Долби С" начинает действовать примерно со 100 Гц и обеспечивает понижение шума на 15 дБ на частотах около 400 Гц, тем самым ослабляя эффект модуляции средних частот высокочастотными сигналами.

Система DBX. Система шумоподавления DBX - это система взаимно дополняющей обработки на входе и выходе магнитофона. При кодировании и декодировании в ней используется коэффициент компрессии 2:1. Согласование компрессора и экспандера упрощается благодаря единому коэффициенту компрессии, а также благодаря тому, что оценка уровня производится по полной мощности сигнала. В системе DBX используется то обстоятельство, что основная часть мощности программы обычно концентрируется на средних и низких частотах, а на высоких частотах большая мощность бывает лишь при высоком общем уровне громкости. В сигнал, подаваемый на компрессор, вводятся сильные предыскажения (с нарастающим повышением уровня в области высоких частот) для повышения общей мощности при записи. При воспроизведении же предыскажения устраняются путем понижения уровня на высоких частотах, а вместе с ним и уровня шумов. Во избежание перегрузки фонограммы мощными предыскаженными высокочастотными сигналами такие предыскажения вводятся в сигнал боковой цепи компрессора, в результате чего при высоких уровнях записываемый уровень высокочастотных сигналов с увеличением частоты понижается, а с уменьшением - повышается. Система DBX может повысить отношение сигнал/шум на высоких частотах на 30 дБ.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗВУКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ: ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Возникновение в сознании зафиксировавшихся в памяти в процессе жизненного опыта объектов, мыслей, чувств. В. является одним из компонентов структуры памяти …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Медицинских терминах:
    (син. репродукция) в психологии возникновение в сознании образа какого-либо объекта, воспринимавшегося ранее и отсутствующего в данный момент, а также прежних …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
    ? см. …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
    воспроизведе"ние, воспроизведе"ния, воспроизведе"ния, воспроизведе"ний, воспроизведе"нию, воспроизведе"ниям, воспроизведе"ние, воспроизведе"ния, воспроизведе"нием, воспроизведе"ниями, воспроизведе"нии, …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
    1. ‘изображение фрагмента реальности в произведении искусства’ Syn: показ, индикация, отражение, отображение (кн.), воссоздание (кн., приподн.), повторение, подражание 2. Syn: …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. ‘изображение фрагмента реальности в произведении искусства’ Syn: показ, индикация, отражение, отображение (кн.), воссоздание (кн. , приподн. …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    воссоздание, повторение, подражание, копия, снимок, слепок. Ср. . См. повторение, …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
    возобновление, воскрешение, воспроизводство, воссоздание, восстановление, выражение, звуковоспроизведение, изображение, изография, исполнение, копия, матрицирование, обрисовка, обрисовывание, отображение, отражение, передача, повторение, подражание, репродукция, …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: воспроизводить, воспроизвести, воспроизводиться (1,2), воспроизвестись. 2) Копия, репродукция. 3) Размножение, создание …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    воспроизвед`ение, …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    воспроизведение, …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    воспроизвед`ение, …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    воспроизведения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. воспроизвести-воспроизводить. Воспроизведение представлений (псих.). Воспроизведение новых органов взамен утраченных (регенерация; биол.). …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    воспроизведение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: воспроизводить, воспроизвести, воспроизводиться (1,2), воспроизвестись. 2) Копия, репродукция. 3) Размножение, создание …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. процесс действия по гл. воспроизводить, воспроизвести, воспроизводиться 1., 2., воспроизвестись 2. Копия, репродукция. 3. Размножение, создание …
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. 1. процесс действия по гл. воспроизводить I, воспроизводиться I 1. 2. Результат такого действия. II ср. 1. процесс …
  • ЗАПИСЬ
    ТРЕТЕЙСКАЯ - см. ТРЕТЕЙСКАЯ ЗАПИСЬ …
  • ЗАПИСЬ в Словаре экономических терминов:
    ДВОЙНАЯ - см. ДВОЙНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ; ДВОЙНАЯ …
  • ЗАПИСЬ в Словаре экономических терминов:
    АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ - письменные сведения об актах гражданского состояния, зафиксированные в установленном законом порядке компетентными органами с целью удостоверения …
  • ЗАПИСЬ в Словаре экономических терминов:
    - письменная фиксация операций, сделок, бухгалтерских проводок,изменений в …
  • ЗАПИСЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. см. записать. 2. То, что записано. Неразборчивая з. Тетрадь с записями. Музыкальные записи. 3. Документ о …
  • ЗАПИСЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? термин, которым в эпоху удельного порядка княжеского владения и в Московском государстве обозначались всякого рода письменные обязательства, как одного …
  • ЗАПИСЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    за"пись, за"писи, за"писи, за"писей, за"писи, за"писям, за"пись, за"писи, за"писью, за"писями, за"писи, …
  • ЗАПИСЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ЗАПИСЬ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: писание, отметка 2. Syn: регистрация, протокол, учет 3. Syn: переписывание, …
  • ЗАПИСЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: писание, отметка Syn: регистрация, протокол, учет Syn: переписывание, …

Мы привыкли к тому, что в телефонной трубке, проигрывателе, магнитофоне, громкоговорителе звучит человеческий голос и играет музыка, т. е. к тому, что металлическая пластинка(мембрана) заменяет сложный голосовой аппарат человека и даже целый хор или оркестр. Но по сути дела мы имеем здесь акустическую имитацию. Как же она достигается?

Рис. 41. Звуковая борозда, вычерчиваемая иглой фонографа

Современный проигрыватель появился в результате усовершенствования фонографа («звукозаписывателя»), созданного более ста лет назад американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном (1847-1931). Устройство фонографа было чрезвычайно простым. Колебания воздуха, вызываемые источником звука, заставляли колебаться мембрану и прикрепленную к ней иглу. Игла при этом чертила на покрытом воском вращающемся цилиндре борозду переменной глубины. На рис. 41 показан сильно увеличенный разрез через иглу и борозду. Профиль дна этой борозды в сущности есть развертка или осциллограмма колебаний конца иглы. Поставив иглу на исходную точку борозды и вновь вращая покрытый воском цилиндр, мы получим следующее. Неровное дно борозды вызовет те же колебания иглы и мембраны, которые они совершали при записи звука (в фонографе при записи и воспроизведении звука использовалась одна и та же мембрана). От мембраны колебания передадутся воздуху, и мы услышим воспроизведенные звуки.

В дальнейшем запись звука в виде борозды переменной глубины была заменена поперечной записью, т. е. в виде борозды с поперечными извилинами. На современных пластинках звуковая борозда (дорожка) имеет форму спирали, по которой при вращении пластинки движется игла, обычно от края пластинки к ее центру. Извилины этой дорожки легко рассмотреть в сильное увеличительное стекло (рис. 42).

Рис. 42. Звуковая дорожка на современной пластинке

Не останавливаясь на технических усовершенствованиях (подборе материала для пластинок, технологии их изготовления, способах записывания звука и т. п.), обратим внимание на основную задачу всякого воспроизведения звука.

При записи и воспроизведении звука мы имеем ряд превращений колебаний воздуха в иные колебания и затем ряд обратных превращений. Запись на пластинку состоит в превращении колебаний воздуха в колебания мембраны и иглы, а игла создает извилины на пластинке. Запись звука на киноленту или на намагничивающуюся ленту (магнитофон) содержит еще больше превращении.

Задача заключается в том, чтобы при всех этих превращениях как можно меньше исказить спектр хранить тембр первичного звука. Сильные искажения спектра колебаний изменяют звучание музыкальных инструментов и голоса (делают их «не похожими на самих себя»), могут сделать речь неразборчивой, и т. п.

Для звукового восприятия само по себе неважно, что именно заставляет воздух колебаться - мембрана или, например, несколько десятков инструментов большого оркестра. Важно только то, чтобы в обоих случаях до нашего уха доходили колебания с одним и тем же спектром.

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа 8. Тема: Запись и воспроизведение звуков. Цель: Научиться работать со звуком: записывать воспроизводить. Для записи воспроизведения и редактирования звуковых файлов в Windows используется программа Звукозапись. Для работы данной программы требу

Лабораторная работа 8.

Тема: Запись и воспроизведение звуков.

Цель : Научиться работать со звуком: записывать, воспроизводить.

Для записи, воспроизведения и редактирования звуковых файлов в Windows используется программа Звукозапись. Для работы данной программы требуется наличие звуковой платы и подключенных к ней динамиков. Для записи живого звука требуется также микрофон.

  • Нажмите кнопку Пуск на Панели задач . На экране появится главное меню Win dows .
  • Программы -> Стандартные -> Развлечения -> Звукозапись. На экране появится рабочее окно программы Звукозапись с созданным звуковым файлом, имя которого, предлагаемое по умолчанию, - Звук - отображается в заголовке окна

Под полосой меню окна программы в центре расположено темное поле с зеленой горизонтальной линией, в котором в процессе записи звука будет отображаться амплитудный график. Слева от данного поля будет указываться текущее Положение или позиция в секундах, считая от начала записи, а справа - Длина звукозаписи также в секундах. Ниже расположен ползунковый регулятор, позволяющий переместиться в любую точку записи.

Под ползунковым регулятором располагаются кнопки управления записью и воспроизведением, такие же, как и в кассетном магнитофоне.

Если у вас есть звуковая плата и микрофон, то вы можете сделать звукозапись с микрофона, с устройства чтения компакт-дисков или с устройства, подключенного к линейному входу звуковой платы, например, с магнитофона или радиоприемника. Но сначала следует настроить уровень записи для каждого из устройств.

У правого края Панели задач находится значок регулятора громкости для Windows 98/2000/ ME и для Windows XP .

Дважды щелкните мышью на значке регулятора громкости у правого крал Панели задач. На экране появится окно программы Регулятор громкости.

В окне данной программы для каждого устройства воспроизведения: устройства чтения компакт-дисков, устройства, подключенного к линейному входу звуковой платы, и др. предусмотрен собственной регулятор громкости, и вы можете изменять громкость звучания для каждого устройства независимо.

Но в данный момент нам нужны регуляторы уровней записи.

  • Выберите в окне программы команду меню Параметры -> Свойства. На экране появится диалог Свойства:

  • В открывающемся списке Микшер данного диалога указан тип вашей звуковой платы. Если у вас установлено несколько звуковых адаптеров, то в этом списке вы можете выбрать ту плату, которая будет использоваться для записи.

При уставленном переключателе Воспроизведение в поле списка флажки установлены для тех устройств, регуляторы громкости которых отображаются в окне программы Регулятор громкости. Вы можете добавить новый регулятор громкости, установив нужный флажок, или удалить любой из регуляторов громкости, сбросив его флажок.

  • Установите переключатель Запись . Теперь в окне программы будут отображаться регуляторы уровня записи для устройств, флажки которых установлены и поле списка Отображать регуляторы громкости.
  • Убедитесь, что в поле списка Отображать регуляторы громкости установлены флажки Микрофон, Линейный вход, Аудиокомпакт - диск и другие, если вы предполагаете выполнять запись также с других устройств.
  • Закройте диалог Свойства нажатием кнопки ОК. Вы возвратитесь к окну той программы, из которой был вызван этот диалог, но теперь окно программы будет иметь название Уровень записи и в нем будут отображаться регуляторы уровней записи для каждого из устройств, выбранных на предыдущем шаге.

  • Установите все регуляторы уровней в крайнее верхнее положение. Если для какого-либо устройства уровень записи окажется слишком высок, вы сможете в процессе записи уменьшить уровень.
  • Расположите окна программ Уровень записи и Звукозапись на экране так, чтобы они не перекрывали друг друга.

Теперь можно сделать звукозапись. Посмотрим в качестве примера, как выполнить запись с микрофона.

Вы можете также записать звуковой файл с музыкального компакт-диска. В Windows 98/2000 для этого достаточно вставить компакт-диск в дисковод CD - ROM , выбрать запись и включить проигрывание в программе Лазерный проигрыватель (CD Player ), после чего нажать кнопку - Запись в окне программы Звукозапись . Запись с компакт-диска будет возможна только в том случае, если привод CD - ROM правильно соединен со звуковой платой специальным шнуром внутри компьютера, что, как показывает практика, бывает далеко не всегда. Но если вы можете прослушивать аудиокомпакт - диски через динамики, то можете и записывать их.

Чтобы сделать запись с радиоприемника, телевизора или магнитофона, следует предварительно подключить одно из этих устройств к гнезду линейного входа на звуковой плате. О том, как выполнить такое подключение, вы можете прочитать в инструкции по звуковой плате.

Созданную звукозапись можно прослушать.

Для регулировки уровня воспроизведения воспользуйтесь регулятором громкости, значок которого, напомним, находится у правого края Панели задач

С помощью кнопок - Переход в начало и - Переход в конец в окне программы Звукозапись вы можете перемещаться соответственно к началу или к концу записи.

  • Чтобы сохранить звукозапись в файле на диске, выберите команду меню Файл -> Сохранить.
  • В появившемся диалоге Сохранение файла (Save as) укажите диск, папку, имя файла и нажмите кнопку Сохранить (Save). Запись будет сохранена в дисковом файле с расширением.wav. Вы можете использовать данный файл для звукового оформления.

Кроме описанных возможностей записи и воспроизведения звука, программа Звукозапись позволяет вставлять звук одной записи в другую, смешивать разные записи, записывать звук в существующий файл, изменять скорость и уровень воспроизведения, добавлять эхо и реверсировать звук, изменять качество и формат звукозаписи.

Задание. Создайте звуковой файл. Запишите в него рассказанный вами анекдот.

Тема 4. Устройства записи и воспроизведения звука

I . Основные сведения об электроакустике .

Электроакустика занимается методами и устройствами преобразования звуковых (акустических) колебаний в электрические и обратно.

Акустические колебания возникают в упругих средах под действием механических колебании какого-либо тела (например, струны, диффузора, громкоговорителя и др.).

Человеческое ухо воспринимает частоты от 16 Г и до 20000 Гц.

Одними из характеристик звуковых колебаний являются:

- громкость - звуковое ощущение, определяемое силой звука и его частотой;

- высота тона - звуки человеческой речи лежат в диа­пазоне частот от 8О до 1200 Гц;

Для воспроизведения грамзаписи используют электриче­ские звукосниматели, которые преобразуют механические колебания иглы в переменный электрический ток соответс­твующей частоты.

Грамзапись воспроизводится с помощью электропроигрывающих устройств (ЭПУ).

III. Магнитный принцип записи и воспроизведения звука.

Первое упоминание о попытке осуществить магнитную запись относится к 1888 г., когда было предложено устрой­ство для записи звука на насыщенную железными опилками хлопковую нить при ее перемотке с одной катушки на другую.

Через 10 лет датский физик В. Паульсен осуществил запись звука на стальную струну. Качество записи было невы­соким, а продолжительность звучания составляла 55 секунд.

И только спустя 30 лет с появлением магнитной ленты в 1928 г. (придумали наносить порошковый слой окиси железа, который хорошо намагничивается, вначале на бумагу, а затем и на эластичную ленту) и магнитных головок с малым воздушным зазором в 1932 г. удалось получить довольно ка­чественную магнитную запись звука.

Магнитный принцип записи основан на свойстве ферромаг­нетиков сохранять (запоминать) намагниченность в течение длительного времени.

Рис. 3. Схема магнитной записи

Мимо воздушного зазора в магнитной записывающей голов­ки протягивают с некоторой постоянной скоростью эластичную ленту 1, покрытую ферромагнитным слоем, частички которого могут рассматриваться как отдельные элементарные магнитики. Но обмотке 4 пропускают ток сигнала, форма ко­торого повторяет форму акустического сигнала. В магнитопроводе 3 и воздушном зазоре D появляется переменное маг­нитное поле, в котором происходит намагничивание элемента­рных магнитиков. Так в изменяющейся по длине ленты намаг­ниченности закрепляется акустический сигнал, т. е. записы­вается, звук.

Воспроизведение записи происходит в обратном порядке:

Рис.4 Схема воспроизведения звука

Структурная схема монофонического магнитофона:

Магнитная лента МЛ перематывается с одной катушки K1 на другую K2 лентопротяжным механизмом с постоянной скоростью. Первая головка на пути ленты - стирающая ГС. В режиме запи­си на ее обмотку от генератора стирания и подмагничивания ГСП поступает переменный ток частотой 25-80 кГц. При этой магнитная лента попадает в довольно сильное магнитное поле стирающей головки ГС и существующая на ней запись разрушается, а лента размагничивается.

В записывающую головку ГЗ поступает усиленный усилителем записи УЗ ток сигнала микрофона и происходит запись этого сигнала на магнитную ленту.

Считывание записи происходит воспроизводящей головкой ГВ.

Образовавшийся в ее обмотке сигнал усиливается усилителей воспроизведения УВ и преобразуется в звук громкоговорителей.

IV . Магнитофоны.

Аппараты, предназначенные для записи и воспроизведения звука магнитным способом – магнитофоны - широко применяют в науке, технике, быту.

Магнитофоны различают:

По назначению - профессиональные и бытовые;

По типу исполнения - стационарные и переносные;

По системе питания - сетевые, батарейные и универсальные;

По системе записи и воспроизведения - моно - и стереофонические;

По числу дорожек записи - одно-, двух-, трех-, четырех-, многодорожечные;

В зависимости от конструкции устройства для размещения носителя записи - катушечные и кассетные.

Качество магнитофонов определяется их механическими и электроакустическими параметрами.

Основные механические параметры магнитофонов:

Скорость движения ленты - регламентируется стандар­том и составляет 19,05; 9,53; 4,76 и 2,38 см/с;

Неравномерность движения ленты служит причиной иска­жений звука и оценивается детонацией (отношение амплитуды колебаний скорости движения ленты к ее среднему значению, выраженное в %).

Детонация бытовых магнитофонов 0,1-0,8%.

Основные электрические параметры :

Напряжение питания (3);

Частотная характеристика (диапазон воспроизводимых частот) (Ги);

Выходная мощность (Вт).

Магнитофоны должны обеспечивать:

I. Запись:

От микрофона;

Звукоснимателя;

Радио- и телевизионного приемника;

Другого магнитофона.

Сигналы от этих устройств подаются на входные гнез­да магнитофонов, обозначенные соответствующими символа­ми, либо на универсальный разъем входа звукового сигнала.

II. Воспроизведение записи через:

Линейный выход (электрическое воспроизведение);

Внутренний громкоговоритель при наличии его в ма­гнитофоне (акустическое воспроизведение);

Выносные акустические системы.

- головные телефоны (наушники)

Современный стационарный кассетный магнитофон обычно включает в себя:

Систему шумопонижения;

Цифровой счетчик ленты, электронное управление лентопротяжным механизмом;

Индикатор уровня записи и воспроизведения (светоди­одный иди люминисцентный) ;

Ручную регулировку уровня записи;

Переключатель типов ленты.

Преимущества магнитного принципа записи:

Возможность воспроизведения звука сразу же после записи;

Возможность стирания записи и на этот же участок нанести новую;

Возможность наложения записей одна на другую; многократное использование магнитной ленты;

Магнитная фонограмма отличается малым шумом при воспроизведении.

К некоторым недостаткам магнитного способа записи можно отнести: - трудности контроля и монтажа фонограммы в связи с тем, что она невидима глазом;

Трудности размножения копий (необходимость переза­писи для каждой копии).

V . Оптико-механическая (лазерная) запись и воспроизведение звука.

Последние достижения лазерной техники, микроэлектроники , микрооптики, цифровой обработки сигналов позволили создать принципиально новую систему записи - "Компакт-диск" (СД) - с бесконтактным считыванием"информации с помощью лазерного луча и цифровой ее обработкой. Эта система обладает несра­вненно более высокими параметрами воспроизведения звука, чем традиционная аналоговая (см. табл.):

Основное параметры проигрывателей

Техническая характеристика

Проигрыватель

лазерный

аналоговый

Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц

Число проигрываний без заметного ухудшения качества

не ограничено

Длительность звучания диска, мин.

Записываемый сигнал звуковой частоты с помощью аналого-цифро­вого преобразователя преобразуется в последовательность нулей и единиц. Этот сигнал претерпевает затем целый ряд дополнительных преобразований и записывается на цифровой магнитофон. Полученная на ленте, называемой мастер-лентой, сигналограмма является инфо­рмационным подлинником будущего СД-носителя в системе оптической записи.

Оптическая запись осуществляется на поверхность диска с помо­щью луча миниатюрного полупроводникового лазера, который за доли микросекунды испаряет материал, формируя микроминиатюрный кратер - углубление диаметром примерно 0,6 мкм (диаметр человеческого волоса примерно 50 мкм). В отсутствие луча поверхность диска ос­тается неизменной. Таким образом, запись импульсов производится в виде точек или их отсутствия к в целой представляет собой пос­ледовательность расположенных по спирали своеобразных следов - питов. Спираль начинается от центра внутри диска и запись идет к краю его с шагом между двумя соседними дорожками в 1,6 мкм, а вся фонограмма занимает кольцо с внутренним диаметром 56 мм и внешним 116 мм. Затем поверхность диска металлизируют и он прев­ращается в мастер-диск, с которого снимают никелевую копию и после обработки используют в качестве матрацы при тиражировании партии компакт-дисков.

Считывание (воспроизведение) точек с диска производится с по­мощью маломощного полупроводникового лазера. Считывающий луч от­ражается от нетронутой поверхности диска и рассеивается при по - падании в точку. Отраженный от поверхности диска луч направляет­ся на фотодиод, который воспринимает сигнал или не воспринимает его, если луч рассеивается, попав в точку. Двоичный сигнал, сни­маемый с выхода фотодиода, обрабатывается и преобразуется в зву­ковой.

В настоящее время созданы стационарные, переносные и автомобильные, автономные и встраиваемые в радиокомплексы, профессиональные и полупрофессиональные модели. Проигрыватель компакт-ди­сков обеспечивает максимально возможное качество звучания даже в бытовых условиях.

СД-проигрыватель должен иметь:

Индикацию текущего времени воспроизведения диска;

Ускоренный поиск требуемого фрагмента;

Возможность программирования порядка воспроизведения.

Большинство современных музыкальных центров комплектуется встроенными лазерными проигрывателями. Интерес представляют ап­параты, совмещенные с кассетными магнитофонами и позволяющие делать высококачественную перезапись. Для дискотек, звукозаписывающих студий, радиозалов разработаны звуковые лазерные проигрыватели с "многозарядными" кассетами на 10-120 дисков. Такие аппараты могут быть запрограммированы на неделю непрерывной работы с автомати­ческой сменой дисков.

VI . Использование звуковых технических средств в учебном

процессе

Звуковые технические средства обучения (грампластинки, магнитные записи) также как и средства статической про­екции, все шире применяются в учебном воспитательном процессе. Эти средства развивают у учащихся устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формируют навыки наблюдения за словом, воспитывают эстетический вкус.

Звуковые технические средства начали применяться главным образом при изучении иностранных языков. Возмож­ность записи речи обучающегося и анализа ошибок, сравне­ние ее с образцовой речью позволила усовершенствовать методику преподавания иностранного языка.

Сейчас звуковые технические средства довольно широко используются на уроках русского языка , литературе, исто­рии.

На занятиях по литературе звукотехника позволяет демонстрировать образцы художественного чтения, фрагменты драматических произведений в исполнении мастеров театра, кино, эстрады. Наибольший педагогический эффект достига­ется тогда, когда звуковые технические средства используются в комплексе с визуальными техническими средствами (диафильмами, диапозитивами, репродукциями).

При изучении истории звуковые средства позволяют вос­производить записи речей и выступлений политических дея­телей, крупных ученых и др.

Анализируя фонд звуковых пособий для урока, можно вы­делить следующие основные их типы:

1. Записи программных художественных произведений.

2. Записи музыкальных произведений.

3. Документальные звукозаписи.

4. Тематические звуковые пособия – это, прежде всего, специальные учебные радиопередачи, согласованные со шко­льными программами и посвященные отдельным изучаемым те­мам, а также познавательные и научно-популярные радиопе­редачи, которые могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе .

5. Звукозаписи для организации самостоятельной дея­тельности учащихся на уроке - это записанные на магнит­ную ленту диктанты и различные задания для самостоятель­ной работы учащихся. Обычно такие записи готовит сам учитель. Такие звукозаписи приучают школьников работать в нужном темпе, концентрируют внимание на выполнение работы , дисциплинируют их.

"Человеческое слово могуче. Но речь живая, слово звучащее гораздо сильнее, чем слово печатное. Оно бога­то интонациями, оно согрето чувством, оно делается более убедительным". Эти слова А. В. Луначарского в значительной степени относятся к звукозаписям и радиопередачам. Выра­зительное слово, музыкальное оформление, использование шумовых эффектов делают звуковые пособия эффективным средством эмоционального воздействия на учащихся.

Схема работы учителя на уроке с применением звукоза­писей проста:

подготовка к восприятию звукового материала

¯

прослушивание звукозаписей

¯

последующая работа .

Однако она вмещает большое разнообразие методических приемов в зависимости от цели использования звукозаписи на уроке.

Приемы использования магнитофона на уроках.

1. Магнитофон при объяснении нового материала.

В этом случав используется записи программных художественных произведений, документальные звукозаписи, тематические звуковые пособия, которые могут сочетаться с демонстрацией экспериментов, кинофрагментов, слайдов, диапозитивов.

Во многих случаях использование звукозаписи помогает учителю создать нужный эмоциональный фон урока (музыкальные произ­ведения), а процесс постановки проблемной задачи живым и ярким.

После прослушивания звукозаписи полезно задать учащимся вопроси, организовать самостоятельную работу.

2. Магнитофон при опросе учащихся.

С помощью магнитофона целесообразно проводить фронтальный опрос, который обычно проводится в виде диктантов.

3 сочетании с проекционной аппаратурой можно эффективно проводить кратковременные самостоятельные работы.

Представляет интерес и индивидуальный опрос учащихся при помощи магнитофона. Заключается он в том, что вызванный для ответа ученик записывает свой ответ на магнитную ленту. Ценность такого опроса состоит в том, что в течение урока можно опросить гораздо больше учащихся, а также в том, что отвечаю­щий может сам регулировать время обдумывания задания, пользу­ясь кнопкой остановки ленты.

Контрольные вопросы

1. Что такое звук? Какими параметрами характеризуются звуковые колебания?

2. Каков частотный диапазон звуковых колебаний?

3. Перечислите принципы записи звука.

4. Расскажите о физических основах лазерного способа записи и воспроизведения звука и о его достоинствах перед другими.

5. В чем суть магнитного принципа записи?

6. Какое устройство называют магнитофоном? Его функции, основные параметры.

7. Начертите функциональную схему магнитофона и объясните принцип ее действия.

8. Ассортимент магнитофонов.

9. Перечислите входные гнезда магнитофона, нарисуйте их условные обозначения.

10. Перечислите выходные гнезда магнитофона, их условные обозначения.

11. Назовите преимущества магнитного принципа записи.

12. Перечислите и охарактеризуйте методические приемы использования на уроках основных звуковых средств обучения.

1. С помощью технического паспорта ознакомьтесь:

1. с основными параметрами магнитофона;

2. функциональными кнопками;

3. входными и выходными гнездами;

4. определите, с каких устройств можно записывать звуковой сигнал на магнитную ленту с помощью данного магнитофона.

5. ознакомьтесь с функциональными и сервисными кнопками лазерного СД - плеера.

II. Осуществите запись на кассету:

С тюнера;

С проигрывателя для компакт-дисков.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows