Влияние новейших технологий на психику современного человека. Выступление «Позитивные и негативные последствия применения информационных технологий в обучении. Выходные данные сборника

Влияние новейших технологий на психику современного человека. Выступление «Позитивные и негативные последствия применения информационных технологий в обучении. Выходные данные сборника

04.11.2019

Научно-технический прогресс - неотъемлемая и важная часть современной жизни. Техника занимает все больше времени и места, развивается подобно живым организмам, за исключением того, что все эти процессы в технике контролируются человеком. Главные задачи, которые ставят перед собой разработчики - это улучшение уровня жизни, устранение причастности человека к рутинной, однообразной, монотонной работе. Однако, в реальности не все так хорошо, не все достижения идут на пользу. Есть и негативные стороны прогресса, которые обязывают общество задумываться над проблемами оглупления, отчуждения, обезличивания человека. Рассмотрим некоторые из обозначенных проблем.

1. Люди разучились думать.

Мышление - та малая, но значительная часть, которая отличает людей от животных. Все время мы пытались создать себе подобных, и сейчас, в эпоху компьютеризации, это становиться все реальнее. Все чаще делаются попытки создания искусственного человеческого разума. Но пока его нет, то нам остается использовать лишь те знания, которые получены людьми. Большинство таких знаний доступно через глобальную сеть-интернет, который является не только кладезем мировых знаний, но и огромной «свалкой» информации, предназначенной для развлечения, досуга, общения и т. д.

Сейчас не обязательно знать, когда, например, родился А. С. Пушкин, достаточно набрать в поиске «Когда родился Пушкин», и вы получите ответ. Когда такие знания понадобятся, то человек выполняет следующие действия:

1) набирает поисковой запрос; 2) получает необходимую информацию;

3) использует этот результат по назначению; 4) и… забывает.

Стремительное развитие техники существенно отстает от развития информационных технологий, что может привести к тому, что компьютерные системы станут умнее всего человечества уже в 2050 году.

2. Люди перестают непосредственно общаться друг с другом

В последние несколько лет мы наблюдаем бурное развитие социальных сетей. Изначально, они должны были помочь людям иметь динамичную адресную и телефонную книгу, куда сами пользователи добавляют о себе информацию, что обеспечивает удобное средство общения.

Но, как и любая другая часть человеческой жизни, они стали обретать все менее идеалистические, и все более жизненные черты. Игры, развлечения, и откровенный мусор. Самое страшное - то, что социальные сети сейчас являются очень популярными и модными, так как многие выбрали их, как альтернативу реальной жизни, проводя «в сети» больше 10 часов в сутки.

Можно заметить, что социальные сети стали оплотом откровенно низкоинтеллектуальной информации, пропагандирующей наркотики, насилие и другие негативные темы. А так как их считают модными, то и эту информацию многие «неокрепшие умы» идеализируют, и считают вполне нормальной для собственного «внедрения» в жизнь.

Человек перестал быть личностью в интернете, все индивидуальности стираются, и мышление становится однообразным и простым. Все сводится к нажатию Кнопки. Кнопка - это центральная часть социальной сети. Она за вас думает, с Ее помощью ваши «друзья» вам покажут, что им понравилась ваша фотография. Ее просят нажать, так как на чью Кнопку чаще нажимают, тот имеет какое-то место в обществе. Люди со временем забывают, как общаться в реальной жизни непосредственно, ведь в сети можно делать то, что в реальности никогда вы себе не позволите: полное отсутствие контроля в выражениях, безграмотное письмо - норма, ведь себя можно представить совсем другим человеком, с другим именем, чем есть на самом деле.

3. Люди перестали работать

Еще на заре индустриализации и механизации человечество столкнулось с противоречивыми результатами внедрения машин. С одной стороны они избавляли людей от тяжелой работы, а с другой - заменив человека машиной, уволенный работник терял работу и средства для существования.

Конечно, если роботы выполняют быстрее и качественнее свою работу, то предприниматель даже не будет задумываться, кого ему взять, человека или робота. Но в то же время, мы должны задуматься, чем будут заниматься миллиарды людей? Конечно же, инженеры, разрабатывающие все новые и новые технические решения не останутся без работы, пока. Но появление искусственного интеллекта, избавит человечество и от этого труда. Тут возникает один удивительный момент: человек работает над тем, чтобы в будущем не работать. Получается, что с разработкой искусственного интеллекта, превосходящего человеческий, человек впервые в своей истории перестанет контролировать прогресс, а будет лишь черпать информацию, полученную искусственным разумом. Это реальная картина развития техники.

4. Люди перестают быть… людьми

Проанализировав предыдущие пункты, закономерно возникает вопрос:

В чем сущность человека, что отличает его от других существ? Мы можем констатировать, что он способен мыслить, рассуждать, общаться;созидать, творить вторую природу; способен трудиться, и это облагораживает, развивает и выделяет человека из окружающей действительности; он чувствует, переживет, любит, ненавидит, страдает, радуется.

Но ведь он постепенно утрачивает все это с развитием науки! А, следовательно, - и перестает быть человеком в классическом понимании этого слова. Человек современный больше не думает - ему компьютер подсказывает решение, он больше не общается, а всего лишь нажимает кнопки, он не работает - за него это делают роботы.

5. Общество 2.0

Почему 2.0? Во-первых: сейчас стало модным называть что-либо по примеру версий программ (1.0, 2.0, 2.2, и т. д.). Во-вторых: общество второй версии сочетает в себе достижения современной науки и техники и культурного уровня прошлого. Наука в современном обществе должна занять такую же роль, как и культура, но никак не больше, но тем не менее, она должна продолжать развиваться. Наука должна узнать гораздо больше, чем она знает в любой данный момент.

Долгое время человечество шло к тому уровню развития науки и техники, который имеется сегодня, и на протяжении всего этого времени оно не замечало, что разрушается изнутри: теряются те качества человека, которые делают его таковым. Непосредственное общение все больше отходит на второй план, уступая дорогу удаленному, мышление сводится к тому, что «компьютер знает лучше», и как следствие, полное доверие электронным источникам.

В то же время, все недостатки и негативные последствия развития техники перекрываются позитивными: с ростом науки, растет и всеобщее человеческое знание, позволяющее экономить ресурсы, деньги, время. Также, все большее количество людей становится на путь повышения культурных ценностей, с использованием современных достижений техники.


16 комментариев:

1) куку: (2013-02-24 17:51:33 )

а можно или нет сделать крупнее или нет и жирнее пожалуйста


2) Fed: (2013-04-18 11:06:15 )

Воспользуйтесь комбинацией клавиш на клавиатуре: Ctrl + колесико мышки!


3) I: (2013-05-30 22:28:07 )

Я думаю, что люди будут больше мыслить, обсуждать научные достижения и разработки, мечтать и фантазировать. Интеллектуальные способности резко возрастут благодаря технологиям обучения, и мы сможем жить в обществе с высокой культурой и находиться в постоянном процессе саморазвития, используя знания полученные человечеством. Познания о мире расширятся, что позволит реализовать все свои способности. Наука будет определять направление движения общества. Путешествия станут основным развлечением.


4) vetal: (2013-10-13 07:48:25 )


5) vetal: (2013-10-29 14:02:35 )

I, приятно видеть, что кто-то видит положительные стороны в наших отношениях с техникой. Прямо как Жак Фреско


6) гость: (2014-02-06 17:27:37 )

Робаты нас убьют ааааааа)))))))))
:-)


7) Turk: (2014-03-06 16:33:48 )

QuotesChimp have noticed that numerous variables enter the price of your premium. The good thing about the majority of the automobile insurance costs systems is they are according to issuees strictly inside your manage. This being therefore, you will find actions you may try keep your rates down.


8) гость: (2015-04-15 20:05:52 )


9) валерия: (2017-04-27 23:01:17 )

Интересное


10) валерия: (2017-04-27 23:02:04 )


11) валерия: (2017-04-27 23:02:49 )

Для истории пойдёт


12) гость: (2017-04-27 23:03:04 )


13) валерия: (2017-04-27 23:03:04 )

Для истории пойдёт


14) валерия: (2017-04-27 23:03:06 )

Интересное


15) олег: (2017-12-24 20:50:29 )

не раскрыта тема войн в свете новых технологий.


16) Таня: (2018-02-11 19:05:52 )

По русскому пойдёт

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Негативные последствия информационных технологий

Психологические последствия компьютеризации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная жизнь человека немыслима без информационных технологий. Согласно немало известной свободной интернет-энциклопедии "Википедия" информационные технологии это " широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники". В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ -- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Информационные технологии как явление - это палка с двумя концами. Это объект бесконечных споров учёных всех сфер науки. И главный вопрос спора - хорошо или плохо? Информационные технологии - это безграничные возможности общения с разными людьми на другом конце света, не выходя из дома, это гигабайты информации, книг, фото, видео, статей, это магазины "на диване"? Или стоит смотреть на это по-другому - миллионы людей с опухшими красными глазами, сутками не отходящих от компьютера, которые не живут, а проживают свою жизнь, забыв о друзьях, шелесте настоящих книг из библиотеки и походов по магазинам, помогающим снять стресс?

И в этом реферате мне хотелось бы рассказать именно о тёмной стороне информационных технологий - о негативных последствиях общения с ними.

Негативные последствия информационных технологий

Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в "общении" с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.

Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания.

Так, один из ведущих специалистов в области компьютерных наук, автор книги "Психология программирования" - Б.Шнейдерман поднимает вопрос об ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за последствия их применения. При этом Б.Шнейдерман приводит в пример специалистов - физиков, перед которыми встала проблема ответственности за последствия изобретения и использования атомной энергии. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ "Об информационной культуре", в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. А.Г. Асмолов отмечает, что информационные технологии способствуют уходу детей и подростков от действительности. Ю.Д.Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть "сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области".

Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.

Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).

Все эти виды увлечений при разной феноменологии имеют близкие психологические механизмы и особенности. Во-первых, во всех этих видах деятельности может наблюдаться один и тот же феномен: особое состояние поглощенности деятельностью, названное "опытом потока". Этот особый вид субъективного опыта был описан и продолжает изучаться группой американских психологов, возглавляемой М.Чикзентмихейли. В отечественной психологии в рамках этого направления было проведено психологическое исследование компьютерных игр. В центре внимания работы А.Г.Макалатии находятся особые состояния поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности "отходит в сознании человека на задний план и само легко и точно протекающее действие полностью занимает внимание". Опыт потока обладает следующими характеристиками:

1. Требования задачи воспринимаются как соответствующие умениям;

2. Субъект испытывает чувство контроля своих действий и окружения,

3. Требования к действиям ясны; существует быстрая обратная связь;

4. Концентрации внимания достигается без субъективных усилий;

5. У субъекта присутствует ощущение слияния действий и их осознания; самозабвение.

Опыт потока включает интенсивные положительные эмоции и представляет ценность для переживающего его субъекта. Благодаря этому деятельность, в которой присутствует опыт потока, становится внутреннее мотивированной. В работе А.Г.Макалатии было показано, что переживания, получаемые от компьютерных игр, по всем характеристикам соответствуют "опыту потока". Были выявлены дополнительные механизмы, обеспечивающие "залипание" на процессе игры. Это:

1. своеобразный феномен "незаконченного действия", не позволяющий игроку забыть о недоигранной игре;

2. механизм, сильно напоминающий невротический механизм "бегства", желание игрока забыть на время о неприятной реальности. В случае такого "бегства" интенсивность непосредственного удовольствия от игры снижается, а по ее окончании наблюдается усталость, чувство опустошения, раздражение.

Описания такого рода вовлеченности в деятельность можно встретить и применительно к другим видам увлечения информационными технологиями Так, можно встретить указание на то, что подобное состояние испытывают те, кто увлекается пребыванием в сети Интернет. Описания деятельности программистов, например, следующие: "есть что-то опьяняющее в том, что целая система может быть пущена благодаря отданному мной приказу" сходны с "чувством власти икомпетентности", которое ощущается субъектом во время переживания потока.

Сами хакеры в своем издании "Жаргон хакера" подчеркивают сходство своей деятельности с медитацией, экстазом, слиянием с объектом деятельности.

Необходимо отметить, что сами исследователи опыта потока на своей электронной странице в сети Интернет подчеркивают, что это явление носит универсальный характер: несмотря на то, что люди занимаются совершенно разной деятельностью, "их описания этого опыта удивительно похожи".

Описание переживания опыта потока во многом сходно и с описаниями субъекта, находящегося в "виртуальной" реальности - реальности компьютерной игры или информационного пространства (например, в сети Интернет). Как и при переживании опыта потока, виртуальная реальность существует для субъекта актуально "здесь и теперь", в ней нет прошлого и будущего. Об опыте потока было сказано, что действия и их осознание сливаются, у человека, "находящегося в виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в событиях".

Навигация по сети Интернет (связанная с любым видом деятельности), может способствовать появлению своеобразного ухода от реальности, синдрома зависимости от Интернета, при котором процесс навигации "затягивает" субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Так, в самой сети Интернет уже существуют неофициальные консультации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы специальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Важным представляется и тот факт, что в пятую редакцию официальной классификации психических заболеваний в США "DSM-5" предложено включить раздел "Кибернетические расстройства". В операциональном плане описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие "симптомы", как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых размышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значимых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.

пользователь компьютер психологический информатизация анимизм

Психологические последствия компьютеризации

Некоторые ученые опасаются, что люди, воспользовавшись компьютерами как моделью, начнут мыслить механически, но другие возражают, что благодаря предельно конкретной модели определенного стиля мышления работа с компьютером облегчает понимание такой вещи как стиль мышления. С одной стороны, усиление логического мышления может сопровождаться некоторым подавлением интуитивного начала в мышлении. С другой стороны, компьютер может способствовать развитию познавательных потребностей личности, может дать мощный толчок развитию престижной мотивации.

Компьютер может быть как средством освоения действительности, так и средством ухода от этой действительности в мир виртуальный. Психологи выделяют такие негативные последствия информатизации деятельности человека как персонификация, т.е. осознанное и неосознанное уподобление внутреннего мира человека компьютерам, экзуция, т.е. отмирание ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, различных видов и форм деятельности (например, ряда математических действий). Высказываются также опасения по поводу редукции и деперсонификации общения, которые связываются с постепенным угасанием роли эмоций в традиционном общении, происходящим под косвенным и прямым воздействием ИТ

Деперсонификация общения посредством ИТ также сказывается в формировании образа коммуникативного партнера, который обычно редуцируется до набора сообщений, продуцированных им за определенный отрезок времени. Так, к полной или частичной деперсонификации ведет распространенный среди подростков принцип оценки людей через перечень того, что они умеют в области ИТ.

Наряду с редукцией образа коммуникативного партнера информатизация ведет к расщеплению образа, конструированию противоречивых образов. Известен "эффект помалкивания", который заключается в нежелании людей передавать или сообщать адресату плохие, негативные известия или факты. Для передачи негативной информации люди предпочитают использовать опосредованные формы коммуникации (феномен предпочтения "обезличенных контактов"). Если в соответствии с эффектом помалкивания в непосредственном общении будет сообщаться исключительно позитивная информация, а негативная будет передаваться вдогонку по каналу опосредованной коммуникации, то поневоле сформируются и зафиксируются противоречивые образы партнера.

Феномен анимизма проявляется в использовании как детьми, так и взрослыми анимистических характеристик по отношению к ИТ, аргументируя применимость этих характеристик тем, что компьютеры якобы способны мыслить и действовать, но не способны чувствовать (своего рода отрыв аффекта от интеллекта). Тем самым ИТ дают неожиданный импульс анимистическому способу интерпретации реальности.

Заклю чение

Конечно, у информационных технологий много плюсов - в первую очередь это удобство. Сейчас ИТ захватывают всё большие сферы деятельности человека - это и образование, и искусство и общение. Но все-таки проблема информатизации человеческой жизни, на мой взгляд, очень актуальна. Здесь опасность кроется не в уходе от книжной культуры, а вообще от реальной естественной культуры как таковой в сторону культуры виртуальной, техногенной. Но здесь важно понимать, что всё хорошо в меру. Это выбор каждого человека - что смотреть, что читать и что слушать.

С писок использованной литературы

1). Бабаева Ю. Д., Войскуновский А.Е. Психологические последствия информатизации// Психологический журнал. 1998, т.19(1)

Материалы с сайта ru.wikipedia.org /

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление и развитие информатизации профессионального образования. Основные зоны психологических последствий информатизации. Некоторые психологические механизмы воздействия информатизации. Амбивалентность психологических последствий информатизации.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2013

    Изучение системы "человек-компьютер". Обзор психологических проблем, возникающих при взаимодействии человека с компьютером. Психологическое исследование частоты использования компьютера дома респондентами, рабочего времени проводимого за компьютером.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2012

    Исследование деятельности человека в Интернет-среде. Глобальные преобразований личности в условиях применения информационных технологий. Психологические механизмы воздействия информатизации на индивидуальную и групповую психическую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2011

    Физиологические, гигиенические, учебные аспекты использования информационных технологий в жизни ребенка. Применение компьютеров в контексте православного религиозного воспитания. Компьютерные игры и исследование воздействия технологий влияния на детей.

    дипломная работа , добавлен 08.03.2011

    Происхождение застенчивости, трудности изучения ее генезиса, негативные последствия данной черты. Особенности личности застенчивых людей. Формы проявления застенчивости, методы ее диагностики и способы преодоления: пятнадцать шагов к уверенности в себе.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2011

    Исследование вопросов психологических барьеров и активности личности в психологии. Определение трудностей в общении преподавателей и студентов. Обзор структуры и механизмов активности личности. Анализ особенностей возникновения психологических барьеров.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2013

    Рассмотрение трудностей общения у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностическое исследование детей младшего школьного возраста с трудностями в общении. Составление серии занятий по устранению данной проблемы.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2015

    Особенности и развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте. Агрессивность как форма взаимодействия в детском возрасте. Практическое исследование агрессивности детей дошкольного возраста как формы проявления нарушения в общении со сверстниками.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2014

    Характеристика теоретических основ технологий воздействия на массовое сознание в современном обществе. Изучение моделей информационных технологий, механизма и выработки более новых методов воздействия. Рассмотрение Доктрины информационной безопасности.

    реферат , добавлен 09.01.2012

    Оценка понятия "технология" в системе психологического знания. Изучение психологических технологий профориентации как проблемы в отечественных источниках. Особенности психологических технологий профориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте.

С каждым днём техника и различные современные технологии всё прочнее входят в нашу жизнь, и сегодня мы уже не представляем ни одного дня без них. Различные приборы и технологические новинки - от компьютеров, электронных книг, планшетов и смартфонов, до социальных сетей и компьютерных игр - всё это не просто изменило нашу жизнь, но и наши привычки, которые как помогают нам в жизни, так и усложняют её, формируя зависимости и меняя наш характер.

Когда мы говорим о негативном влиянии техники на нашу жизнь, то обычно вспоминаем в первую очередь - воздействие источников электромагнитного излучения, например, компьютера. Действительно, источники слабого электромагнитного излучения, действующего в течение длительного промежутка времени, являются опасными. К таким источникам, помимо компьютера, относятся также аудио- и видеотехника, мобильные телефоны, телевизоры и бытовая техника. Под влияние электромагнитного излучения попадают нервная, иммунная, половая и эндокринная системы организма.

Это то, что знают о влиянии современной техники и технологий, хотя бы поверхностно, многие из нас. Однако это ещё не всё. Поговорим о другой, не менее важной, стороне такого влияния. Ранее в статье « » уже упоминалось о том, что 85% людей испытывают приступы ярости, истерики, сильного стресса, доходящего до нервного срыва, и другие нервные расстройства от… проблем, возникающих в работе технологических устройств.

Так, «синдром песочных часов» - развивающийся от одного только ожидания при работе за компьютером, когда на экране курсор застыл в виде песочных часов - может вызвать отчаяние, чувство бессилия и панику.

В то же время, такая незаменимая вещь, как Интернет, также имеет свою обратную сторону. Японские и английские медики детально исследовали вопрос о том, как . Поводом к подобным исследованиям стало возрастающее число жалоб пациентов на проблемы с памятью.

Итоги исследования, поведённого в одной из японских больниц среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, удивили не только учёных. Оказалось, что новое поколение, приученное к устройствам «внешней памяти», утрачивает основные функции памяти. Люди всё хуже запоминают новую информацию, становятся не способными выделить из большого объёма информации необходимое.

Современная техника, Интернет всегда под рукой, и уже нет необходимости держать что-то в памяти, куда проще найти нужную информацию в Сети.

Что касается социальных сетей и подобных современных средств связи, здесь ситуация также не оптимистична. Социальные сети, используемые многими для расширения круга общения, завязывания новых контактов и т. п., лишь усиливают чувство одиночества.

Если говорить об украинцах, то, по словам экспертов, тратя до 27 часов в месяц или чуть менее одного часа в день на общение в социальных сетях.

Продолжение следует…

Человек в информационном обществе

Информационная культура

В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

Степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы (???).

Информационная культура проявляется в следующем:

В конкретных навыках по использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

В способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

В умении извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций;

В умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;

В знании аналитических методов обработки информации;

В умении работать с различными видами информации.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

Расщепление реальности и расщепление личности

Виртуальная реальность (Virtual reality - VR) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются:

Моделирование в реальном масштабе времени;

Имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

Возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Наиболее распространенным видом виртуальной реальности являются компьютерные игры.

Компьютерная игра (Computer game) - игра, построенная с использованием мультимедийных возможностей компьютера. Можно долго спорить, насколько компьютерные игры соотвествуют реальности и как они влияют на психику и поведения игрока, но их роль в формировании личности уже неоспорима. Чего стоит феномер расщепления личности, когда молодой человекне только полностью "погружается" в виртуальную реальность игры, но и играет там одновременно несколько ролей, управляя несколькими персонажами. Феномен расщепления личности, характерный для шизифрении, пока не отмечен.

Но отмечен феномен познания реальности через мир компьютерных игр, когда социализация происходит не только путем чтения книг, учебников и общения со взрослыми, но и через компьютерную игру, особенно стратегиии. Компьютерные игры тренируют скорость воприятия и обработки информации, так необходимые для совремнной жизни.

В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие - характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», - написал Тоффлер. «Футуршок» - буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений.

Основные тенденции развития информационных технологий

Глобализация. Компании могут с помощью ИТ вести дела на мировом рынке, где угодно, немедленно получая исчерпывающую информацию. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Получение преимуществ за счет постоянного распределения информационных расходов на более широкий географический регион становится необходимым элементом стратегии.

Конвергенция. Стираются различия между промышленными изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами его получения, их профессиональным и бытовым использованием. Передача и прием цифровых, звуковых и видеосигналов объединяются в одних устройствах и системах.

Усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных, служб эксплуатации и экспертного обеспечения имеет тенденцию к постоянному развитию и усложнению. В то же время интерфейсная часть ИТ при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, делая все более комфортным интерактивное взаимодействие пользователя и системы.



Способность к взаимодействию (Interoperability). Проблемы оптимального обмена данными между компьютерными информационными системами, между системой и пользователями, проблемы обработки и передачи данных и формирование требуемой информации приобрели статус ведущих технологических проблем. Современные программно-аппаратные средства и протоколы обмена данными позволяют решать их во все более полном объёме.

Ликвидация промежуточных звеньев (Disintermediation). Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта к потребителю. Становится ненужной цепочка посредников, если есть возможность размещать заказы и получать требуемое непосредственно с помощью ИТ.

Негативные последствия информатизации и их преодоление.

положительные последствия Отрицательные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Свободное развитие индивида. Информационное общество . Социализация информации. Коммуникативное общество. Преодоление кризиса цивилизации "Автоматизация" человека. Дегуманизация жизни. Технократическое мышление. Снижение культурного уровня. Лавина информации. Элитарное знание (поляризация). Изоляция индивида
ПОЛИТИКА
Расширение свобод. Децентрализация. Выравнивание иерархии власти. Расширенное участие в общественной жизни Снижение свобод. Централизация. Государство-"надзиратель". Расширение государственной бюрократии. Усиление власти благодаря знаниям. Усиление манипуляции людьми
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
Повышение продуктивности. Рационализация. Повышение компетентности. Рост богатства. Преодоление кризиса. Экономия ресурсов. Охрана окружающей среды. Децентрализация промышленности. Новая продукция. Улучшение качества. Диверсификация Все возрастающая сложность жизни. Обострение промышленного кризиса. Концентрация. Подверженность кризисам. Стандартизация. Массовая безработица. Новые требования к мобильности трудящихся. Дегуманизация труда. Стрессы. Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран "третьего мира". Улучшение обороноспособности страны Усиление взаимозависимости. Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга - Запада. Уязвимость. Усиление опасности новой войны

Информационные технологии и системы в туризме (виды информационных технологий в туризме, классификация информационных систем в туриндустрии, структура автоматизированных систем управления объектами туриндустрии).

ИТ в туризме делятся на 2 группы:

Современные средства оргтехники (ССОТ)

Персональный компьютер

Современные средства связи

Офисная техника (ксерокс)

Автоматизированное рабочее место

Аудио- и видеотехника

Новые прикладные программы (для определенной сферы деятельности)

Локальные вычислительные сети

Глобальные вычислительные сети и Интернет

Мультимедиа

Системы бронирования и резервирования

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы Применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное, правовое и другое обеспечение.

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИТ. Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИТ.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств.

Информационные системы в управлении спортивными соревнованиями (виды и классификация информационных технологий и информационных систем, используемых на спортивных объектах; структура автоматизированных систем управления объектами ФКиС).

ИС должна обеспечивать реализацию следующих функций:

Своевременное представление данных от подчиненного объекта (или объекта более низкого уровня иерархии в отрасли) до необходимого уровня принятия решения в требуемом виде (документ, видео- звукозапись др.);

Сбор, систематизацию, накопление, обработку, выдачу, отображение и передачу указанной информации в целях ее анализа и обобщения, выработки вариантов решения;

Своевременное доведение решений в виде документов и распоряжений до подчиненных подразделений;

Контроль исполнения поручений;

Информационное обеспечение спортивных мероприятий;

Обеспечение учебно-тренировочного процесса автоматизированными средствами поддержки

Жизненный цикл информации. Информационная сфера

Информация может существовать кратковременно (например, в памяти калькулятора в процессе проводимых на нём вычислений), в течение некоторого времени (например, при подготовке какой-либо справки) или очень долго (например, при хранении важных личных, коммерческих, общественных или государственных данных). Эти периоды времени определяют жизненный цикл информации, состоящий из следующих стадий: появление, существование и исчезновение (“смерть”).

Поскольку информация имеет цену и является товаром, её зачастую воспринимают как услугу, продукт или изделие. Здесь же отметим, что жизненный цикл изделия затрагивает два основных его состояния.

Первое состояние связано с процессами его производства, осуществляемыми от момента подготовки проекта до выпуска конкретного изделия. В основе его лежит концепция управления жизненным циклом изделия (англ. “Product Lifecycle Management”, PLM), объединяющая существующие разработки в единое интегрированное решение. Она затрагивает конструкторский, технологический, производственный этапы, завершением которых является коммерческий этап. Такое решение включает: 1) систему управления инженерными данными (англ. “Product Data Management”, PDM), связывающую все компоненты и обеспечивающую взаимодействие с системами, предназначенными для управления ресурсами предприятия (ERP), взаимоотношениями с клиентами (CRM), и с поставщиками (SCM). Данная концепция распространяется на предприятия как с дискретным, так и с непрерывным производством. Реализация PDM систем способствует повышению эффективности разработки изделий, снижению расходов и времени на проектирование, повышению качества и себестоимости выпускаемой продукции, сокращению ошибок и более простому учёту требований клиентов. Однако предприятиям при этом приходится решать технологические, финансовые, организационные и психологические проблемы. При этом наибольшей из них является проблема внутренней неорганизованности на предприятии, когда отсутствует общая идеология, и различные структуры пытаются решать свои локальные задачи, как правило, дешёвыми программными и техническими средствами.

Второе состояние определяет период существования изделия с момента его выпуска, эксплуатации, когда изделие становится продуктом или услугой и до окончания использования (утилизации). Жизненный цикл продуктов и услуг рассматривается в четвёртом занятии.

Жизненный цикл свойственен большинству живых и неживых объектов, например, человеку, животным или растениям. В информационных технологиях в этом случае говорят о жизненном цикле технических средств, компьютерных программ, сайта или портала, линии связи, соединяющей, например, провайдера интернет-услуг и его пользователя.

Развитие информационных технологий осуществляется за счёт научно-технического прогресса (НТП), способствующего созданию новых средств производства, совершенствованию различных служб обслуживания и т.п. В результате создаются огромные распространяемые в обществе массивы (объёмы), информации которые формируют информационную среду (сферу).

Под информационной сферой понимается любая деятельность, направленная на:

  • 1) создание и распространение информации;
  • 2) формирование информационных ресурсов, подготовку и предоставление информационных продуктов и услуг;
  • 3) потребление информации.

Негативные последствия внедрения информационных технологий

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер - один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows