Обводный канал история названия. Обводный канал, история обводного канала. Прогулка вдоль набережной

Обводный канал история названия. Обводный канал, история обводного канала. Прогулка вдоль набережной

Недавно построили долгожданную станцию метро "Обводный канал". Как удобно: от Вуза - пару минут ходьбы. Хотя странно, что её вообще там построили: не так много людей там ездит.

Один раз я поздно закончил учиться на кафедре, и, разумеется, с очень немногочисленными попутчиками спускался по новым белым эскалаторам в метро. Повернув, как всегда, направо от безвкусного, плохо отфотошопленного панно, изображавшего перспективу Обводного канала в 19м веке, я прошёл мимо колонн по новой, блестящей плитке и стал ждать поезда. Вот только напрасно: я оказался на другой стороне платформы: по направлению к "Волковской". Как я мог ошибиться, если езжу каждый день? Списав на мою невнимательность, я перешёл к нужной половине платформы.

Взглянул на часы у тоннеля: пять минут нет поезда, взглянул на другой конец тоннеля - и осёкся - опять часы! Платформа - опять по направлению к Волковской. К другой платформ подошёл поезд, я рванул к нему и запрыгнул внутрь. "следующая станция - Звенигородская". Ну то-то же...Нельзя таким рассеянным быть.

На следующий день утром я поднимался по эскалатору "Обводного канала" бегом, чтобы успеть на первую важную пару. Закончив подъём, я нагнулся, чтобы завязать шнурок, и тут же услышал "Эй, отойди, не мешай подниматься!". Я остолбенел. Поднял глаза - я стою внизу, на платформе, у того же эскалатора, где был две минуты назад. Преодолевая боль в ногах, я пробежал эскалатор ещё раз, и, стоило мне отвлечься на наручные часы, я с ужасом заметил, что стою вновь внизу. Я решил подняться на "Волковской" и пройти пару километров пешком. Но не успел я дойти до поезда, как меня остановил чудной работник метро с большими усами и не менее большими погонами из золочёной нити, в старом головном уборе цвета индиго. Явно не работник метро, а если и работник - то выглядит так, как если бы был им до моего рождения

Вам обратно нельзя, пройдите к эскалатору

Почему? Эй, я просто сюда пройду хорошо?

Покажите ваш билет на проезд

какой ещё билет? жетоны у всех давно. или карточки

У меня БСК

Студенческий. Так я пойду?

Нет. Идите к эскалатору.

Люди делали вид, что не обращают на нас внимания. А может и не обращали? во всяком случае, и они выглядели странно. -Хорошо. Я пойду к эскалатору. - сказал я и рванул к уходящему поезду, и запрыгнул на подножку вагона, как зацепер на электричку.

Поднялся на другой станции я без проблем, но вот на метро больше не ездил. Однокурсники удивлялись, что я не езжу с ними, но они просто ещё не прочувствовали, что "Обводный канал" - самое аномальное место в Петербурге

Обводный канал – самый большой в Санкт-Петербурге, его длина составляет 8,08 км, ширина - от 21,3 м до 42,6 м в восточной части. Глубина доходит до 3 м. Обводный канал начинается от Невы в районе Александро-Невской Лавры и заканчивается у реки Екатерингофки, впадающей в Невскую губу – восточную часть Финского залива.

Все мы знаем парадный Петербург, его строгий и стройный вид, любим Невский проспект и Васильевский остров . Но целостную картину Северной столицы невозможно представить без его промышленных районов и хозяйственных окраин.

Обводный канал - строительство

Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя Обводный городской канал, а позже – просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного канала стали протекать под Лиговским. В 1833 году канал был открыт для судоходства, но защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки, не смог.

Набережные Обводного канала

Судоходство по протоке способствовало развитию промышленности в Петербурге. Обводный канал использовался как источник воды и как коллектор и сборщик сточных вод и быстро получил название Канава. На его берегах сооружаются Российско-американская мануфактура Треугольник и бумагопрядильная мануфактура, электростанции и элеватор. Кроме промышленных предприятий появляются ночлежные дома и больницы, клубы и реже - доходные дома. Канал ассоциировался с тяжелым трудом рабочих и в Петербурге появилась пословица «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка канава и совсем доканала». От сточных вод стоял неприятный запах и в сатирическом журнале «Пушка» в 1928 году появился анекдот: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется». В народе его называли Обвонным и сочинили частушки:

Утки плавают в Обводном,
Им канал как дом родной,
Хоть живут в стихии водной,
Только пахнут не водой.

В середине 19 века на набережной появляются Балтийский и Варшавский вокзалы, церкви св.Мирония и Воскресения Христова.

Церковь великомученика Мирония была возведена на пересечении с Рузовской улицей по проекту Константина Тона в 1849-1854 годах в память победы русских и прусских воинов над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года. Церковь была полковым храмом Егерьского полка, особо отличившегося в сражении с французскими воинами. В 1934 году храм был снесен.

Обводный канал – достопримечательности

В начале набережной в районе Александро-Невской Лавры расположены Хлебные амбары, построенные в середине 19 века. Памятником классицизма является старейшее 3-х этажное здание бывшей Духовной Академии, сейчас это Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Ныне Духовная академия и Семинария располагаются чуть ниже по набережной в доме №17.

Особой красотой набережные не отличаются, вместе с тем здесь расположены многие здания с интересной историей. Так, около Борового моста протока имеет изгиб и за сквериком в доме №91 расположена старинная типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Продукция типографии славилась отличным качеством и получила право поставлять ее во Двор его Императорского величества. Известность типография получила благодаря художнику Александру Николаевичу Лео, создавшему Герб России и иллюстрации к «Евгению Онегину».

На правом берегу набережной в сквере у Лиговского проспекта можно видеть Крестовоздвиженскую церковь середины 18 века с высокой 60-ти метровой четырех ярусной колокольней. Придел храма освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, по имени которого назван Предтеченский мост, расположенный чуть выше по течению. Адрес храма Лиговский проспект, д.128.

Церковь Воскресения Христова

На рубеже 20 века этот район был мрачной промышленной зоной, где постоянно стоял неприятный запах от Мыловаренного и Костеобжигательного заводов. Многие рабочие этих предприятий страдали от пьянства. В 1898 году было создано Александра Невское общество трезвости, по инициативе и на средства которого была построена церковь Воскресения Христова, в которой все желающие давали обет трезвости. Церковь построена в псевдорусском стиле по проекту академика Г.Д. Гримма. Началось строительство в 1904 году и 14 декабря 1908 года был освящен главный придел. Из-за сокращения пожертвований во время русско-японской войны проектом предусматривалось лишь незначительные украшения. Храм имеет своеобразную акустику и в плане представляет собой корабль. Если посмотреть вверх, находясь внутри, кажется, что вся церковь накрыта куполом. Созданная архитекторами Г.В. Гриммом, Г.Г. Голи и А.Л. Гуном церковь имеет скромное убранство и является настоящим уголком умиротворения.. В 1992 году в ней прошло отпевание Льва Гумилева. Адрес храма – метро Балтийская, Набережная Обводного канала, д.116.

Недалеко от церкви (дом №118 по набережной) расположен архитектурный памятник - здание бывшего Варшавского вокзала, в котором сейчас размещается Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», а чуть дальше – Балтийский вокзал - строение с двумя башнями, украшенными пилястрами. На путях бывшего Варшавского вокзала расположен Музей железнодорожной техники, где можно осмотреть паровозы и вагоны, электровозы и тепловозы старого образца. Находясь в конце набережной, мы увидим золотой купол церкви Богоявления на Гутуевском острове.

Американские мосты через Обводный канал

Всего через протоку перекинуто 17 мостов, не считая железнодорожных. Интересную историю имеют так называемые американские мосты. В середине 19 века вместе со строительством Николаевской железной дороги был построен и мост, получивший название Николаевский. Он строился по проекту американского инженера Уильям Гау и поэтому в народе его называли первым Американским мостом. При строительстве была применена самая передовая технология того времени, когда наряду с деревянными элементами использовались поперечные металлические стержни. Строительство велось под руководством американского инженера Уистлера. Русский инженер Дмитрий Журавский перепроверил и усовершенствовал новую технологию. В 1906 году по той же технологии строится второй американский мост. В 1911 и 1913 годах построены еще два двух путных моста и в 1916 году к ним присоединился мост, напоминающий Царскосельский. Сейчас американским мостом называют всю эту группу железнодорожных мостов. С 2007 года ведется реконструкция объекта, а в 2008 году мост получил официальное название Американский, хотя в реестрах ранее он числился как Николаевский.

В последние годы на территории бывших заводов появляются творческие мастерские и галереи художников. Бесплатно выставляя свои работы, они хотят привлечь инвесторов и потенциальных арендаторов помещений. Такими примерами являются расположенные на набережной неподалеку от метро Балтийская Лофт Дворец в доме №199/201, галерея «Завод» (д.№150) и Красный треугольник в доме №138. Неподалеку находятся также «Рускомплект» на Старо Петергофском проспекте и Лофт проект Звездочка на Лифляндской улице в доме №3. Наиболее известным является креативное пространство «Ткачи» на набережной в доме №60, занимающее площадь 13 тыс.кв.м (метро Обводный канал) и составляющее конкуренцию известному Лофт проекту «Этажи» на Лиговском проспекте.

Страшная легенда Обводного канала

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волховки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними - захоронения XI – XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим.

Как и в прошедшие два века, Обводный канал остается рабочим сердцем Санкт-Петербурга и без него нельзя полностью понять историю Северной столицы.

Санкт-Петербург величественный город на Неве. Но не только эта река является водным украшением города, в их число также входят различные каналы. Одним из них является Обводный канал. История его создания, позволит нам вновь совершить путешествие в прошлое.

Расположение

Обводный канал начинает свой путь с места, где располагается знаменитая Александро-Невская Лавра. Завершением пути является река Екатерингофка. Общая протяженность канала составляет 8,08 километра, ширина варьируется от 21 до 42 метров. При всей данной характеристики, глубина канала достигает максимум 2 метра.

На южной стороне канала расположено большое множество исторических достопримечательностей. Поэтому канал со временем стал условной границей в исторической части Петербурга.

История

Строительство канала было начато в 1769 году по проекту Льва Львовича Карбонье, и завершилось в 1780 году.

Первоначально водоем именовался как «Городской канал», затем его переименовали в «Городовой канал» после этого ему было дано имя «Новый канал».

Когда на престол вступил Александр Первый начался самый главный этап в строительстве канала. Государь приказал построить такой водоем, который бы смог выполнить функции транспортной магистрали, а также соединить Неву с взморьем. Новый канал соответствовал всем требованиям Александра Первого. Он своими водами с южной стороны «обводил город», а также служил в качестве границы.

Основное предназначение канала послужило основой для нового имени, и так на страницы истории вошел Обводной мост.

В 1805 году по проекту Ивана Кондратьевича Герарда было начато расширение существующего русла, а также прокладка участка канала с восточной стороны. Торжественное открытие моста для судоходства состоялось в 1833 году в октябре месяце.

Достопримечательности

Гуляя по набережной со стороны Александро-Невской Лавры можно увидеть множество архитектурных комплексов. В их число входят Хлебные амбары 19 века, здание бывшей Духовной Академии, на сегодняшний день в нем разместился Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Прогуливаясь дальше можно увидеть дом под номером 17 здесь располагается Духовная Академия и Семинария.

В доме под номером 19 расположена типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Здесь в изготовлении печатной продукции использовались высочайшего качества бумаги и чернила. Поэтому именно этой типографии было дано право поставлять печатную продукцию во Двор его Императорского величества.

На правом берегу вдоль набережной расположена Крестовоздвиженская церковь 18 века. Еще одной яркой достопримечательностью является церковь Воскресения Христа.

Мосты

Первая переправа перекинутая через Обводный канал была построена в середине 19 века. Пролетное строение было полностью сделано по проекту американского инженера Уильяма Гау. Поэтому, было принято решение именовать новую переправу «Американский мост». Мост прослужил Петербургу до 1880 года.

На месте старого моста было решено построить новый трехпролетный автогужевой мост. К 1914 году замысел был осуществлен. Время шло, на переправу оказывалось большое давление, и в 1932 году был проведен капитальный ремонт моста. В 1940 году в Петербурге появился Атаманский мост. Рядом с мостом располагалось множество зданий бывших казарм лейб-гвардии Атаманского полка. Этот факт, сыграл ключевую роль в новом имени переправы.

С 1972 по 1975 года шло строительство нового железобетонного, однопролетного Атаманского моста. После завершения строительный работ, общая длина моста составила 39,5 метров, а ширина 37,7 метра.

Балтийский пешеходный мост был выстроен в 1957 году. Свое историческое название он получил благодаря расположенному недалеко Балтийскому вокзалу. Длина переправы составляет 33 метра, а ширина 4,5 метров.

Борисов мост соединяет две промышленный зоны Петербурга. Когда-то в этой части набережной располагались два дома купца Борисова. Поэтому было решено назвать переправу его именем. В 1928 году мост состоял из пяти пролетов, и имел балочную конструкцию.

В 1989 году мост был полностью реконструирован и стал металлическим. После завершения строительства длина моста составила 33,1 метр, а ширина 3,5 метров.

Боровой мост был построен в 1881 году. Первоначально переправа именовалась Андреевским мостом. Затем в 1961 году мост был полностью перестроен, и получил имя Боровой мост, из-за расположенной недалеко одноименной улицы. Длина переправы составляет 38 метров, ширина 18,5 метров.

Строительство Варшавского моста было начато в 1869 и завершилось в 1870 годах. Переправа была металлическая на каменных опорах. Название мост получил благодаря расположенному недалеко Варшавскому вокзалу. В 1908 по 1910 года мост подвергся реконструкции. После ее завершения ширина моста была увеличена с 22,1 до 30,6 метров. В начале 20 века по переправе были проложены трамвайные пути, но они были убраны в 2007 году во время очередной реконструкции моста.

В створе Серпуховской улицы первая переправа появилась в 1830 году. Она была построена «Обществом освещения газом», поэтому именовалась как «Газовый мост». Первоначально мост был построен в виде простой деревянной конструкции. В 1920 году переправу реконструировали, и теперь она представляла собой трехпролетную переправу с металлическими балками. В 1933 году была проложена теплотрасса 1-й ГЭС. Статус пешеходного моста был получен в 1946 году. В 1984 году мост был полностью разобран, а на его месте построили новую однопролетную переправу.

Ипподромный мост был построен в 1944 году в створе Подъездного переулка. Название он получил благодаря расположенному недалеко Ипподрому. В 1968 году переправа стала металлической. Общая длина моста составляет 26,8 метров, ширина 3 метра.

Лейхтенбергский мост появился в 1914 году. Рядом с переправой располагались заводы герцога Лейхтенбергского, поэтому было решено назвать мост его именем. В 1925 году переправа обветшала и была полностью разобрана. В 1957 году началось строительство новой переправы, через год был создан металлический мост, его именовали в честь событий 1917 года. Так в жизнь города вошел «Краснооктябрьский мост». Длина переправы составляет 32,44 метра, а ширина 18,8 метров.

Митрофаньевский мост был построен в 2007 году. Свое название переправа получила в 2008 году, в честь расположенному одноименному шоссе.

Можайский мост был создан в 1984 году. Общая длина моста составляет 30,5 метров, ширина 27,3 метра.

В створе Старо-Петергофского проспекта первая переправа появилась в 1836 году. В 1866 году мост подвергся капитальному ремонту, а 1876 году был полностью перестроен. В 1930 году на месте моста была построена новая переправа. Название было дано «Ново-Калинкин мост». Общая длина составила 34 метра, ширина 22,85 метров.

Строительство Ново-Каменного моста было начато в 1967 году и завершилось в 1970. Длина составляет 38,2 метра, ширина 44,8 метров.

Ново-Петергофский мост был построен в 1932 году. Длина моста составляет 32,5 метров, ширина 23,26 метров.

Ново-Московский мост был сооружен в 1816 году. Именно этот мост, был первой постоянной переправой, перекинувшийся через Обводный канал. В 1908 году из-за большой транспортной нагрузки, мост пришлось реконструировать. С 1941 по 1947 года шли строительные работы по увеличению ширины моста. Еще одна реконструкция была произведена с 1965 по1967 годы. Длина моста составляет 29,7 метров, ширина 47 метров.

Предтеченский мост был построен в 1887 году. В 1914 году переправа была перестроена в трехпролетный мост. Реконструкция моста была произведена в 1963 году. Длина переправы составляет 47,7 метров, ширина 27 метров.

В 1905 году был построен Рузовский мост . Во время Ленинградской блокады, переправа была полностью разобрана на дрова. В 1961 году мост был полностью восстановлен. Реконструкция моста была произведена в 1985 году. Властями города было решено оставить мост деревянным, таким образом, он является единственной деревянной переправой перекинувшийся через Обводный канал. Длина составляет 30,5 метров, ширина 27,3 метра.

Таракановский мост был построен в 1975 году. Длина составляет 33,5 метров, ширина 3,5 метра.

Заводской мост был построен в 1820 году. Так получилось, что переправа была неоднократно переименована. Так, например с 1849 по 1862 года мост именовался «Ново-Архангельским», затем до 1885 года носил имя «Архангельский мост», далее на страницах истории он именуется как «Архангелогородский мост» с таким названием он проходил до 1920 года. На сегодняшний день жители города знают его как «Шлиссельбургский мост». Длина переправы составляет 34,8 метров, ширина 24 метра.

Легенды

Петербург богат различными мифами и легендами. Одним из самых страшных легенд богат Обводный канал. В 1923 году во время строительство канала, были обнаружены могильные плиты с надписями. Когда их раскопали, то под ними обнаружили останки древних захоронений 11/12 веков. Найденные плиты были использованы при строительстве Лиговского проспекта, останки тел, были просто увезены на свалку. Археологи предупреждали, что это идея плохая, но их мнение не было услышано. В этот же год 89 человек покончили самоубийством в этом канале. В течении последующих 9 лет, ничего не происходило. Но уже в 1933 году 107 человек решили покончить с жизнью в водах Обводного канала. Те, кому удалось спастись утверждали, что их звал к себе какой-то голос из воды. Кто-то рассказывал, что неведомая сила толкнула их в воду.

В карельских преданиях цифра «3» несет в себе мистическое начало и является одним из главных колдовских символов. Статистика по другим годам неизвестна, но у местных жителей канал по-прежнему является одним из мистических мест в Петербурге.

Эпилог

С момента создания канала, прошел не один рубеж времени, и утекло немало воды, но он все же остался прежним рабочим сердцем Петербурга. Без Обводного канала история Великого города имела бы не одну пустошь на страницах своей истории.

Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов Ерофеев Алексей

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ

Обводный канал проложен между Невой и Екатерингофкой.

В документах Комиссии для устройства городов Санктпетербурга и Москвы от 13 мая 1766 года «О устроении предместий в Санктпетербурге» планировалось «присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень». Этот канал сразу же получил название Городской канал. Были еще наименования Городовой канал, канал, ограничивающий город, а также Новый канал. 23 декабря 1804 года последовало новое высочайшее повеление «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». То есть канал должен был «обводить» город с юга, служить его границей. Описание предназначения канала впоследствии превратилось в название.

Интересно, что на плане 1820 года канал обозначен как Городской ров – это единственный «ров» за все время существования Петербурга. В первой половине XIX столетия существовали варианты названия: Загородный, Обводный Городской, Новообводный.

Через Обводный канал переброшены 26 мостов, в том числе шесть железнодорожных. Названия не имеет только один, построенный в 2007 году в створе Митрофаньевского шоссе.

Шлиссельбургский мост находится на проспекте Обуховской Обороны. Первоначально, с 1828 года, он был Заводским мостом, поскольку поблизости, на левом берегу канала, располагался Императорский стеклянный завод (см. Стеклянная улица). С 1836 по 1846 год употреблялось название Шлиссельбургский мост, по Шлиссельбургскому тракту, как именовался нынешний проспект Обуховской Обороны. В 1849 году появилось третье название – Ново-Архангельский мост, просуществовавшее до 1868 года. Оно варьировалось: Архангельский, Архангелогородский; последний вариант употреблялся с 1860 по 1929 год. Происходило же оно оттого, что иногда Шлиссельбургский тракт называли Архангелогородским. В 1930-е годы стихийно возвратилось название Шлиссельбургский мост.

Атаманский мост соединяет Глухоозерское шоссе и Кременчугскую улицу. Наименование известно с 1939 года и дано по Атаманской улице, в створе западного участка которой мост находился до 1975 года. Любопытно, что сама Атаманская в это время называлась улицей Красного Электрика.

1-й Американский мост расположен по главному ходу Московской линии Октябрьской железной дороги. На плане 1857 года мост показан как Николаевский, по тогдашнему наименованию железной дороги. Однако с 1860 года за мостом закрепилось название Американский, в котором отразилась история его строительства. Мост был построен по новейшей по тем временам системе американского изобретателя Уильяма Гау, усовершенствованной выдающимся русским инженером Дмитрием Журав-ским. (Впоследствии он прославился проектом сооружения металлического шпиля Петропавловского собора.) На строительстве дороги Журавский работал помощником другого выдающегося специалиста – американца Джорджа Уистлера (1800-1849), который и руководил строительством моста (как и всех мостов на дороге).

2-й Американский мост был построен в 1906 году при расширении вагонного хозяйства станции Санкт-Петербург Главный. Он вплотную примыкает к 1-му Американскому мосту, по которому и получил свое название. В 1911-1916 годах через Обводный канал в этом месте были перекинуты еще три железнодорожных моста, получивших литерное обозначение (Б, Е и А). Среди горожан весь комплекс мостов через Обводный канал по Московской железнодорожной линии известен под общим названием Американские мосты.

Предтеченский мост находится в створе Тамбовской улицы и улицы Черняховского. Название дано в 1909 году и происходит от предыдущего имени улицы Черняховского, которое, в свою очередь, велось от придела Иоанна Предтечи в стоящей рядом Крестовоздвиженской церкви.

Ново-Каменный мост расположен на Лиговском проспекте. Он построен в 1828 году и название получил по использованному при строительстве материалу. Ново-Каменным он стал потому, что уже существовал Каменный мост – через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Гороховой улицы. Параллельно были варианты: Ка-менно-Обводный, Ново-Обводный, Каменный Обводный, Ямской и Ямской водопроводный. Два последних имени происходили от названия Ямской слободы, располагавшейся по обе стороны моста. Водопроводный – потому что под мостом были проложены трубы, по которым над Обводным каналом пропускали воды Лиговского канала, протекавшего на месте современного Лиговского проспекта. С 1836 по 1875 год употреблялось и название Лиговский мост.

Боровой мост находится на одноименной улице. С 1868 года он назывался Новым, а 24 июня 1881 года стал Андреевским. В сообщении газеты «Промышленные новости» о присвоении этому мосту имени говорилось, что «это название, по имеющимся сведениям, было присвоено мосту вследствие близкого участия, которое принимал в постройке моста управляющий товариществом Ново-Бумагопрядильни Андрей Андреевич Говард». Но, по-видимому, название не привилось, поскольку с 1891 года в обиход вошло современное наименование – Боровой мост.

Ипподромный мост у Подъездного переулка своим названием напоминает об ипподроме, существовавшем в начале ХХ века на месте Семеновского плаца (см. Пионерская площадь). Построен он был в 1944 году, вскоре после полного снятия блокады Ленинграда. 13 января 1944-го на карту города вернулись несколько исторических наименований. Этим, по-видимому, можно объяснить и историческую привязку названия нового моста через Обводный канал.

Царскосельский железнодорожный мост расположен на Витебской линии Октябрьской железной дороги. Название его известно с 1857 года и дано по тогдашнему наименованию дороги – Царскосельская.

Рузовский и Можайский мосты наименованы 12 февраля 1905 года по улицам, в створе которых находятся,– соответственно Рузовской и Можайской.

Название Газового моста между Серпуховской и Бронницкой улицами известно с 1868 года. Оно связано с расположенным возле моста Главным газовым заводом (набережная Обводного канала, 74). Строения завода возводились с 1858 по 1884 год по проекту Роберта Бернгарда и Отто фон

Гиппиуса, это один из самых интересных памятников промышленной архитектуры. Сам мост неоднократно менял местоположение: на разных картах от показан в створе то Верейской улицы, то в Бронницкой, то между ними.

Масляный мост построен в 1984 году у Масляного переулка.

Ново-Московский мост расположен на Московском проспекте. Название известно с 1835 года в форме «Московский мост». Оно связано с тем, что мост находился на въезде в Петербург со стороны Москвы; в то время от него начиналось Московское шоссе. Употреблялись варианты Старомосковский и Старый Московский мост, поскольку Новомосковским именовался мост через засыпанный позже Лиговский канал у Московских ворот. Но с 1860 года название Ново-Московский мост закрепилось за переправой через Обводный.

Название Варшавского моста в створе Измайловского проспекта дано по Варшавскому вокзалу, который до 2001 года находился напротив моста, в доме № 118 по набережной. Сейчас здесь располагается торгово-раз-влекательный комплекс «Варшавский экспресс» (см. Варшавская площадь).

Имя Балтийского моста дано в 1957 году по Балтийскому вокзалу, напротив которого он построен (см. площадь Балтийского Вокзала).

Ново-Петергофский мост расположен в створе Лермонтовского проспекта. Первоначально, в 1860 году, он был назван Штиглицким по имени придворного банкира, владельца многих фабрик и известного благотворителя Александра Людвиговича Штиглица. На деньги Штиглица строились Балтийская железнодорожная линия в сторону Петергофа и здание Балтийского вокзала. Мост, который был необходим для проезда с Ново-Петергофского (ныне Лермонтовского) проспекта к вокзалу, также возводился на средства Штиглица, оттого ему и было присвоено это имя. Тем не менее в 1870-е годы у моста появляется название Ново-Петергофский – по проспекту, в створе которого он был построен. Это название в конечном счете и вытеснило предыдущее и настолько прочно закрепилось за мостом, что даже указ от 24 сентября 1917 года о переименовании его в Лермонтовский – по Лермонтовскому проспекту – остался невыполненным. Вплоть до 1963 года время от времени в документах встречалось имя Лермонтовский мост, однако название Ново-Петергофский горожанам почему-то нравилось больше, и до нынешнего времени мост именуется исключительно Ново-Петергофским.

Краснооктябрьский мост находится в створе улицы Розенштейна. Первоначальное его название – Лейхтенбергский. Так он именовался с 1914 года по прежнему названию улицы Розенштейна, которая, в свою очередь, была названа по гальванопластическому заведению герцога Максимилиана Лейхтенбергского. В 1925 году мост был разобран, и более четверти века в этом месте не было никакой переправы. После постройки в 1958 году нового моста ему присвоили название Краснооктябрьский в связи с отмечавшимся в 1957 году 50-летием Октябрьской революции.

Таракановский мост в створе улицы Циолковского именуется так с 1930-х годов по старому названию улицы. До 1952 года она была Тарака-новской.

Борисов мост расположен между улицей Циолковского и Старо-Петергофским проспектом. Его название возникло в начале ХХ века по фамилии владельца дома № 161 (теперь № 203) по набережной – купца Борисова.

Ново-Калинкин мост находится на Старо-Петергофском проспекте. Первоначально, с 1828 года, он именовался Нарвским мостом, поскольку был построен в Нарвской части города. В 1849 году возникло название Новый Калинкинский или Новый Калинковский мост, по двум другим Калинкиным мостам: Большому Калинкину (ныне Старо-Калинкин) через Фонтанку и Мало-Калинкину через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Современное наименование появилось в 1857 году.

Мост Степана Разина соединяет Лифляндскую улицу и улицу Степана Разина. Первоначальное его название – Эстляндский – по прежнему названию улицы Степана Разина известно с 1914 года. 6 октября 1923 года одновременно с улицей он был переименован в мост Стеньки Разина в честь предводителя Крестьянской войны в России в 1670-1671 годах С. Т. Разина. Стенька – форма имени Степан, традиционно принятая у казаков. Изменение имени предводителя Крестьянской войны произошло 22 февраля 1939 года – одновременно в названии улицы и моста. В источнике указано, что таким образом удовлетворено «ходатайство трудящихся Ленинграда об изменении уменьшительного имени Стенька на имя Степан».

Из большого количества каналов и проток Невы, вдоль и поперёк пронизывающих историческую часть Санкт-Петербурга, Обводной канал резко выделяется, как своей протяжённостью, так и своеобразием внешнего облика. На это есть свои причины. Попробуем присмотреться внимательнее к самому длинному в городе каналу. Кстати, в исторических источниках встречаются оба варианта его названия - "Обводный" и "Обводной".

Как строился Санкт-Петербург

Нередко приходится слышать вопрос о том, зачем вообще было необходимо прокладывать в городе Обводной канал. Но его существование обусловлено несколькими причинами. Северная столица Российской Империи была основана Петром Первым в очень непростом месте. Для того чтобы данный субъект соответствовал статусу большого европейского города, при его строительстве приходилось решать сложнейшие инженерные задачи, связанные с подготовкой территории под застройку и осушением болот. Кроме периодически подвергалась мощным наводнениям от нагонной волны со стороны Финского залива. В соответствии с уровнем технических представлений восемнадцатого века, эти проблемы и должен был разрешить Обводной канал.

Проект защиты от наводнений

Инженеры восемнадцатого века предполагали, что наличие большого канала в периферийной части города сможет понизить уровень воды в Неве в его центральной части во время наводнений. Кроме того, Обводной канал должен был играть роль фортификационного сооружения, защищающего столицу от вражеского нападения с южного направления. Несмотря на то что функция защиты от наводнений не нашла подтверждения на практике, город приобрёл на южном рубеже надёжную границу. На ней было удобно ставить полицейские и таможенные заставы. Помимо этого, канал играл роль барьерного фактора, препятствующего распространению инфекций и эпидемий.

Обводный канал, Петербург. История строительства

Первый большой участок был проложен ещё во второй половине восемнадцатого века. Он строился с 1769 по 1780 годы и соединил реку Екатерингофку с Лиговским каналом. Это было главным образом фортификационное укрепление, усиленное со стороны города земляным валом. Строительство восточного участка канала возобновилось почти через сорок лет. Завершено оно было к 1833 году. Канал имел достаточную глубину и ширину для обеспечения сквозного судоходного сообщения по всему южному обводу города. Это в дальнейшем имело существенное значение для развития промышленности и торговли на окраине столицы. Обводный канал, помимо прочего, обеспечивал возможность быстрой доставки сырья, товаров и материалов к развивающимся предприятиям. Строительство было сопряжено с необходимостью возведения капитальных мостов в местах пересечения трассы канала с дорогами, ведущими в Санкт-Петербург с южного направления.

Архитектурный облик района

Общая протяжённость судоходной трассы вдоль южной окраины Санкт-Петербурга составила чуть более восьми километров. Набережная Обводного канала начала быстро заселяться ещё до полного завершения его строительства. Вдоль обоих его берегов начали стремительно возводиться жилые дома, ремесленные мастерские, фабрики и торговые предприятия. Архитектурный облик окраины изрядно отличался от аристократического центра столицы Российской империи. На набережной Обводного канала не было ни дворцов, ни роскошных особняков. Определяющим архитектурным фактором здесь выступала функциональность, здания и сооружения должны были приносить доход. А их внешний облик имел второстепенное значение. В основном здесь селились городская беднота и средний класс. Тем не менее, архитектура набережной Обводного канала обладает своеобразной выразительностью и колоритом рабочего, а нередко и криминального предместья.

Своеобразие Обводного канала

Сложно сказать, насколько обусловлена объективными обстоятельствами устойчивая негативная аура этой питерской окраины. Но информация по Обводному каналу устойчиво фигурирует во многих периодических изданиях города в разделе "Уголовная хроника" ещё с середины девятнадцатого века. Это нашло своё отражение и в некоторых произведениях искусства. И в старинных детективах и в современных телевизионных сериалах действие часто разворачивается именно в кварталах, расположенных на набережной Обводного канала. С этими же местами связано множество легенд, мистически окрашенных загадок и происшествий. Но многие считают, что криминогенность и загадочность района сильно преувеличены.

Транспортная инфраструктура

Во второй половине девятнадцатого века на внешней стороне Обводного канала строятся два крупных железнодорожных узла - Варшавский и Балтийский. Архитектура и оформление этих зданий заметно выделяются на общем фоне застройки района набережной. По замыслу зодчих, вокзалы в Российской империи должны были отражать растущую мощь государства. Средства на их проектирование и возведение экономить было не принято. Вокзалы на набережной Обводного канала были удачно привязаны к общей инфраструктуре городского транспорта. А в настоящее время действующим является только Балтийский. С него осуществляются пассажирские перевозки в юго-западном направлении.

Метро

Любой район современного мегаполиса не может быть полноценно интегрирован в жизнь города без привязки к схеме метрополитена. В непосредственной близости от набережной Обводного канала расположены три станции метро. "Балтийская" Кировско-Выборгской линии была открыта в 1955 году, расположена на одноимённом вокзале. "Фрунзенская" Московско-Петроградской находится поблизости от здания бывшего Она функционирует с принципиальной важности для жителей набережной стало открытие в декабре 2010 года станции метро "Обводной канал" Фрунзенско-Приморской линии Петербуржского метрополитена. В перспективе ей суждено будет стать пересадочной. С неё будет осуществляться переход на станцию "Обводный канал-2" Красносельско-Калининской линии. Наземный вестибюль находится на самом бойком месте набережной - на пересечении её с Лиговским проспектом. Вполне соответствует историческому облику района дизайн и архитектурное оформление станции метро.

Обводной канал, после реконструкции

Традиционно в периферийной части больших городов принято размещать грузовые и пассажирские терминалы для сообщения с близлежащими регионами. Но автовокзал на набережной Обводного канала был открыт в 1963 году, когда граница города естественным образом уже успела переместиться далеко на юг. Но для пассажиров, прибывавших в Ленинград, это было вполне удобно. С автовокзала на Обводном канале осуществлялись не только пригородные, но и междугородние пассажирские перевозки. Перед трёхсотлетним юбилеем Санкт-Петербурга автовокзал подвергся реконструкции и был приведён в соответствие с современными представлениями о том, каким должен быть пассажирский терминал в мегаполисе. Сегодня он используется как для сообщения с городами и посёлками Ленинградской области, так и для более дальних пассажирских перевозок, до Ставропольского края включительно. Осуществляются с автовокзала и международные рейсы в Финляндию, Эстонию, Латвию и Беларусь.

Обводный канал сегодня

Давно уже прошли те времена, когда Обводный канал служил южной границей города. Сегодня он находится ближе к центру, чем к окраине. За последние годы и десятилетия сильно изменился и внешний облик всего района. Сейчас он мало чем напоминает рабочее предместье и выглядит вполне респектабельно. Построено много новых современных проведена капитальная реконструкция старых домов. От некоторых исторически и архитектурно значимых зданий сохранились только привычные всем фасады. В районе кипит активная деловая и торговая жизнь, функционируют множество коммерческих структур и развлекательных заведений. По свидетельству экспертов в области вторичного оборота жилой и коммерческой недвижимости, район набережной Обводного канала достаточно высоко котируется в риэлтерских структурах. Это означает, что многие коренные питерцы готовы обосноваться в этом, когда-то считавшемся малопрестижным, районе. Привлекательность его ещё более увеличилась после пуска в эксплуатацию в 2005 году вышеупомянутой станции метро.

Обводный канал в будущем

В настоящее время в стадии активного обсуждения находится вопрос о самом существовании Обводного канала в его нынешнем виде. Многим представляется рациональной идея засыпать канал и на его месте построить современную автомагистраль, обеспечивающую сквозное движение из восточной части Санкт-Петербурга в западную. Такое решение позволило бы радикальным образом разгрузить от транспортных потоков центральную историческую часть Северной столицы. Но против этой идеи категорически выступают экологи и граждане, не равнодушные к историческому и архитектурному наследию своего города. Они напоминают о том, что Обводный канал - важнейшая часть единой гидрологической схемы, и его ликвидация будет иметь катастрофические последствия для всей дренажной системы, обеспечивающей жизнедеятельность большого города. Кроме того, в него впадает несколько речек и ручьёв, и просто так его засыпать не получится. Но в настоящее время никаких конкретных решений о будущей судьбе самого протяжённого в Санкт-Петербурге канала пока ещё не принято. Помимо прочего, Обводный канал имеет статус исторического наследия. И самовольно принимать решения о его ликвидации местные власти не имеют права.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows