Индустриальное и информационное общество. "От индустриального общества к информационному". История развития ЭИС и ЭИТ

Индустриальное и информационное общество. "От индустриального общества к информационному". История развития ЭИС и ЭИТ

ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
Плечи при работе должны быть расслаблены, локти - слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

Правильная посадка

Самое главное

1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.

2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.

Плакат «Техника безопасности»

От индустриального общества - к информационному

Изучив эту тему, вы узнаете:

Как информационные революции влияют на развитие цивилизации;
- каковы характерные черты индустриального общества;
- что такое информационное общество;
- в чем суть информатизации общества.

О роли и значении информационных революций

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их  следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно нового (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно- управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенствованию принципов их работы и элементной базы, то есть составляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

Как видно из таблицы, появление нового типа ЭВМ определялось изобретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ четвертого поколения - персонального компьютера, позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне.

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой. 

Таблица 1.1. Поколения компьютеров


Характеристика индустриального общества

Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному обществу, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

Переход к индустриальному обществу происходил достаточно интенсивно, практически одновременно во многих странах мира, и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX века. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX века. Как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой механики. Огромное практическое влияние на развитие промышленности оказало изобретение электричества и радио. Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта.

Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.

Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли - добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, то есть внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного.

Индустриальное общество - это общество, определяемое уровнемразвития промышленности и ее технической базы.

Критерием оценки уровня развития индустриального общества служит не только уровень развития промышленного производства. Должен также учитываться объем производимых товаров массового и длительного потребления: автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. п.

Характеристика информационного общества

Еще с овсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными электронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в информационное

На сегодняшний день в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного процесса перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, используемую в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятом Государственной думой 25 января 1995 года.

Информатизация - это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необ ходимой информации.

Сейчас в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим еще предстоит долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и множество других факторов.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней схожести эти понятия имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы - компьютеров, обеспечивающих накопление информации и оперативное получение результатов ее переработки.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация - это не дань моде, а закономерный процесс развития общества на новой стадии, где основой всех процессов являются информация и знания. Информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы человеческого общества, изменяет условия жизни и культуру людей. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Процесс информатизации общества является базовой составляющей пятой информационной революции. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Выделите основные характеристики каждой информационной революции.

2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.

3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.

4. Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.

5. Приведите примеры, которые отражают процесс информатизации.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?

6. Как вы представляете информационное общество?

7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

8. В чем состоит суть процесса информатизации?

9. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

10. Что определяет пятую информационную революцию?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

От индустриального общества - к информационному

информационное общество информатизация

1. Как различаются понятия «информация» и «данные»?

Данные - это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые не используются, a только хранятся.

Информация - это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомлённости человека. Информация - это используемые данные.

2. Что такое информационный процесс? Примеры.

«Информационный процесс» - это процесс, в результате которого осуществляется приём, передача (обмен), преобразование и использование информации.

Протекают в человеческом обществе растительном и животном мире.

3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?

С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают её и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают решения, которые воплощаются в реальные действия, преобразующие окружающий мир.

В сфере производства, в сфере получения информации.

4. В чём сущность информационных революций? Необходимы ли они?

Информационная революция - это этапы появления новых средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе.

Они необходимы в связи с развитием общества.

5. Чем были обусловлены информационные революции?

1-я - изобретением письменности, как появление средств и методов сохранения информации.

2-я - середина 16-ого века, изобретение книгопечатания. Массовое распространение печатной продукции сделало доступным культурные ценности, открыло возможность самостоятельно и целенаправленного развития личности. Это новый способ хранения информации.

3-я - конец 19-ого века, связана с изобретением электричества, появлением телеграфа, телефона, радио. Это позволило передавать и накапливать информацию в любом объёме. Развиваются средства новых коммуникаций.

4-я - 70г. 20-ого века, связаны с изобретением микропроцессорной технологии и появление ПК, компьютерных сетей, систем передачи данных.

6. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите это с информационной революцией

Изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычислительной машины (ЭВМ) послужило толчком к 4-ой информационной революции.

Совершенствование частей ЭВМ (т.е. элементной базы) способствовало смене поколений ЭВМ.

1-е поколение -середина 40-х годов XX века Элементная база - электронные лампы. ЭВМ имеют большие габариты, энергоемки, малую скорость действия, низкая надёжность, программирование ведётся в кодах.

2-е поколение -с конца 50-х годов XX века. Элементная база - полупроводниковые элементы. Улучшены все технические характеристики (размеры, энергоёмкость, скорость, надёжность). Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение -с середины 60-х годов. Элементная база - интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение размеров ЭВМ, повышение их надежности, производительности. Доступ с удалённых терминалов.

4-е поколение -с конца 70-х годов по настоящее время. Элементная база - микропроцессоры, большие интегральные схемы. Значительно улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров (ПК)

7. Что определяет развитие индустриального общества?

Индустриальное общество ориентировано на развитие промышленности, совершенствовании средств производства. Здесь большую роль играет процесс нововведений (инноваций) в производстве: изобретений, идей, предложений.

Это общество определяется уровнем развития промышленности, ее технической базой.

8. Имеется ли связь между промышленными революциями и информационными?

Переход к индустриальному обществу связан со второй промышленной революцией в середине XX века. Чему способствовали 3-я и 4-ая информационные революции.

Вторая промышленная революция, или научно-техническая, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии в связи с открытием электрона, радия, с изобретением электричества.

9. Как вы представляете информационное общество?

Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

А производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

10. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ

К сожалению, наше общество еще не является информационным, т.к. далеко не во всех сферах человеческой деятельности используются информационные системы, обеспечивая доступ к надежным источникам информации. Много людей еще выполняют рутинную работу. Еще незначительна доля умственного труда. Не всегда востребованы способность к творчеству и знаниям.

11. Что такое информатизация общества?

Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс называется информатизацией.

Информатизация - это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребности любого человека в получении необходимой информации.

12. В чём различие процессов компьютеризации и информатизации?

При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы - ПК, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопления.

При информатизации общества - основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Информатизация является более широким понятием, чем компьютеризация. Результат процесса информатизации - создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

Размещено на Allbest . ru

Подобные документы

    Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2007

    Понятие и общая характеристика, отличительные особенности и признаки постиндустриального общества, направления его становления и развития. Переход от индустриального общества к постиндустриальной культуре, ее значение и распространенность на сегодня.

    реферат , добавлен 20.02.2015

    Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2012

    Сущность и структура общества как системы. Общество как социальная система. Теории индустриального и информационного общества. Индустриализация как социальный процесс. Теория конвергенции и ее две концепции. Социология и проблема типизации общества.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2010

    Признаки и черты индустриального общества. Сущность постиндустриального общества. Повышение конкурентоспособности и качества инновационной экономики, приоритет инвестиций в человеческий капитал как признаки информационного и постиндустриального общества.

    доклад , добавлен 07.04.2014

    Дворянство как исторически первый средний класс общества. Интеллигенция - еще один кандидат на роль среднего класса. Социальная структура зрелого индустриального и информационного общества. Формирования среднего класса общества в современной России.

    статья , добавлен 26.11.2010

    Основные ступени развития человеческого общества, характеризующиеся определёнными способами добывания средств существования, формами хозяйствования. Признаки аграрного (традиционного), индустриального (промышленного) и постиндустриального типов общества.

    презентация , добавлен 25.09.2015

    Рассмотрение социальной жизни как организованной упорядоченной системы действий и взаимодействий людей, их групп и общества в целом. Возникновение индустриального и постиндустриального общества. Негативные стороны коммерциализации образования в России.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2013

    Сущность концепции единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации. Споры о путях модернизации: соотношение вестернизации и самостоятельного социального творчества. Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Культура как критерий общественного развития. Тенденции и оценки социологического подхода. Социальный контроль: институты, содержание и структура. Черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Анализ лозунгов и практики фашизма.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: как информационные революции влияют на развитие цивилизации; каковы характерные черты индустриального общества; что такое информационное общество; в чем суть информатизации общества.

3 слайд

Описание слайда:

Информационные революции На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. . Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

4 слайд

Описание слайда:

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно новых (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

5 слайд

Описание слайда:

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

6 слайд

Описание слайда:

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

7 слайд

Описание слайда:

Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах прошлого столетия, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

10 слайд

Описание слайда:

Индустриальное общество Индустриальное общество - это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы. Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала.

11 слайд

Описание слайда:

Информационное общество Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей информации и её обменом.

12 слайд

Описание слайда:

Характеристика информационного общества В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свои очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

13 слайд

Описание слайда:

Информатизация Информатизация - это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней схожести эти понятия имеют существенное различие.

14 слайд

Описание слайда:

Информатизация и компьютеризация При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы - компьютеров, обеспечивающих накопление информации и оперативное получение результатов ее переработки. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

Чтобы ответить на вопрос, почему информация становится высшей ценностью, необходимо дать определение понятию «информационное общество». Разные исследователи попытались выявить основные тенденции современного им индустриального общества и на их основе описать и определить общество будущего. Среди них Д. Рисмен, Д. Белл, З. Бжезинский, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс и др. Эти исследователи дают разные названия обществу будущего: постиндустриальное, посткапиталистическое, информационное, общество знания. Они делают акцент на разных тенденциях. Но в любом случае речь идет о совершенно новой цивилизации, третьем этапе развития человечества, который следует за аграрной и индустриальной цивилизацией и который полностью изменит всевозможные сферы жизни людей. Более того, человечество погибнет, если не сможет адаптироваться к новой цивилизации.

Скептики воспринимают такие рассуждения как фантазию и богатое воображение ученых. Однако для этих положений есть объективные основания. Индустриальная цивилизация рассматривает природу как «склад» сырья для экстенсивно развивающейся экономики. Важнейшими ресурсами индустриальной цивилизации являются нефть и газ, уголь и уран. Их потребление постоянно растет в мире. Но эти ресурсы, используемые человеком, ограничены, а не являются возобновляемыми. Чем дальше развивается индустриальная цивилизация, тем яснее мы осознаем ограниченность ресурсной базы. Что будет с индустриальной цивилизацией, когда ресурсы закончатся?

Мы еще не подошли к той черте, когда ресурсы действительно закончились, но уже сейчас мы можем видеть другие проблемы, созданные индустриальной цивилизацией. На первом плане здесь стоят экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды; изменение климата; ядерное оружие, способное уничтожить все живое на земле; исчезновение видов; беспрецедентный рост человеческой популяции, который уже сейчас оборачивается голодом в наименее развитых регионах мира и т. д. На эти проблемы человечество должно реагировать уже сейчас. Хотят люди или нет решать проблемы, создаваемые индустриальной цивилизацией, их все равно придется решать.

Прогрессивная часть человечества, прежде всего элиты стран Европы и США, где уровень индустриального развития достиг своего апогея, стремятся выработать пути выхода из сложившейся ситуации. Они не отказываются от индустриального роста, но стремятся захватить все большие ресурсные базы. Этот процесс мы наблюдаем и в нашей стране, которая пытается интегрироваться в развитый индустриальный мир, сохраняя независимость. Как замечает Э. Тоффлер: «В 1492 г., когда Колумб впервые высадился в Новом Свете, европейцы контролировали только 9 % территории земного шара. К 1801 г. они управляли третью. К 1880 г. – двумя третями. К 1935 г. европейцы осуществляли политический контроль над 85 % земной поверхности планеты и над 70 % ее населения. Как и само общество Второй волны, мир был поделен на интеграторов и интегрируемых». Однако путь освоения все больших территорий и ресурсов оставляет те же самые неразрешенные проблемы, поэтому элиты индустриально развитых стран осваивают альтернативный путь, а именно, поиск новых технологий – энергосберегающих, экологически дружелюбных, основанных на возобновляемых источниках энергии. Они думают над тем, как люди должны будут изменить свой традиционный индустриальный образ жизни для решения экологических проблем.

Издание: Информатика. 10–11 класс

Введение

Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии - как средство повышения производительности и эффективности труда.

О будущем нашей цивилизации любят помечтать дети и взрослые, рабочие и ученые, писатели и представители точных наук. Несомненно одно - информация и все, что с ней связано, будет играть решающую роль во всех жизненных сферах. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции.

В этом учебнике вы познакомитесь с общей картиной информационных процессов, происходящих в современном обществе. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

Задача данного учебника состоит в том, чтобы дать вам возможность закрепить уже полученные и приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах. Умение свободно работать на персональном компьютере является важнейшей составляющей современной информационной культуры.

Кроме того, содержание учебника должно помочь вам реализовать свои творческие возможности. Если вы имеете склонность к сочинительству, то учебник предоставляет прекрасную возможность научиться красиво оформлять и иллюстрировать вашу работу в программных средах Word и PageMaker. Кто-то мечтает попробовать себя в роли режиссера, художника, сценариста, звукорежиссера. Изучив среды PowerPoint и Access, вы всегда сможете воплотить любой свой замысел, создавая видеоклип или мультимедийный продукт. Кто-то другой готовит себя в менеджеры. В этом случае вам необходимо внимательно изучить раздел, в котором рассказывается о делопроизводстве. В этой книге каждый сможет найти что-то полезное для себя.

Успехов вам! Надеемся, что информатика поможет вам в выборе жизненного пути!

РАЗДЕЛ 1

КУЛЬТУРА. ИНФОРМАЦИЯ. ОБЩЕСТВО

Тема 1.1 От индустриального общества к информационному
Тема 1.2 Представление об информационной системе
Тема 1.3 Представление об информационной технологии
Тема 1.4 Информатика в жизни общества

В этом разделе излагаются общие вопросы, связанные с осмыслением роли и значения информации в развитии нашего общества в конце XX века.

Вы узнаете о причинах, которые привели к переходу нашей цивилизации от индустриальной фазы развития к информационной. Процесс этот не стихийный, он обусловлен необходимостью обработки информации, захлестнувшей нас в последние годы. Даже традиционная продукция становится все более емкой в информационном отношении, поскольку в ее разработке все больше места уделяется информационной технологии. Чтобы успешно конкурировать на рынке с другими аналогичными продуктами, необходимо постоянно следить за мировыми тенденциями развития в данной отрасли, быть в курсе всех новейших идей, проектов, публикаций.

В каждой стране разработан комплекс мер, направленных на обеспечение своевременного получения достоверной информации и ее обработки. Чем выше уровень развития страны, тем более интенсивно проходит этот процесс, получивший название «информатизация». Его конечной целью является формирование общества, в котором живут и работают информационно грамотные люди, умело использующие компьютерные системы и технологии. Если вы не будете обладать необходимым уровнем информационной культуры, то жить в информационном обществе будет нелегко.

Не следует думать, что информационная культура приобретается спонтанно и для этого не нужно прилагать собственных усилий. Работа с информацией сегодня требует, чтобы человек свободно владел компьютерными технологиями, знал разные методы обработки информации на компьютере, умел правильно формализовать задачи, свободно работал в среде информационных систем.

Формирование информационной культуры происходит в рамках дисциплины «информатика». Вы узнаете об ее основных целях и задачах, о причинах возникновения, поймете, почему эта молодая область знаний призвана сыграть решающую роль в деле формирования общества нового типа.

ТЕМА 1.1

От индустриального общества - к информационному

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • что означают понятия «информация», «данные», «информационные процессы»;
  • как информационные революции влияют на развитие цивилизации;
  • каковы характерные черты индустриального общества;
  • что такое информационное общество;
  • в чем суть информатизации общества.

    Понятие информации и информационных процессов

    Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистических позиций информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Сообщение - это форма представления каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т. п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

    Информация - сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

    Информатика рассматривает информацию как совокупность концептуально связанных между собой сведений, уменьшающих меру неопределенности знаний об окружающем мире. Наряду с понятием «информация» в информатике часто употребляется понятие «данные». Покажем, в чем их различие.

    Данные - это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию. Исходя из этого, можно определить информацию как «используемые данные».

    Рассмотрим пример. Предположим, вы решили сложную задачу, заданную на дом. Придя в школу, вы встречаете своего одноклассника, который не смог решить эту задачу и просит вас показать ему решение. Все, что вы ему расскажете (логика решения, вычисление, ответ), будет воспринято им как информация, способствующая повышению уровня его компетентности. Напротив, если вы изложите те же сведения другому однокласснику, решившему эту задачу и получившему такой же ответ, то для него ваше сообщение не будет являться информацией, так как ничего нового для себя он здесь не найдет.

    Другой пример. Предположим, у вас дома постоянно работает радио. Обратите внимание на то, как вы воспринимаете передаваемые по нему сведения. Далеко не все служит для вас информацией. Это зависит от вашего интереса к тому или иному сообщению. Только в том случае, когда некое сообщение принесло вам что-то новое, можно говорить о получении информации. В остальных случаях сообщение сводится к простому набору данных.

    Информация несет человеку новые знания об объектах, процессах, явлениях. Процесс обработки информации очень сложен и зависит от множества факторов как объективного, так и субъективного характера. На протяжении всей своей жизни человек постоянно участвует во всевозможных информационных процессах.

    Информационный процесс - процесс, в результате которого осуществляется прием, передача (обмен), преобразование и использование информации.

    С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые в разной степени преобразуют окружающий мир.

    Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в растительном мире. Почему осенью опадают листья и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава, цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуру, влажность, время суток) и соответствующим образом реагирует на них.

    Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире, представители которого воспринимают информацию головным и спинным мозгом. Степень развития мозга определяет реакцию животного на поступающие сообщения. Так для собаки и ежа, которые живут в одной квартире, одно и то же событие может нести разную информацию. Например, звонок в дверь сообщает собаке о появлении человека, тогда как для ежа он неимеет никакого значения. Зато прикосновение к иголкам ежа служит для него сигналом опасности, и он сворачивается в шар. Собака реагирует на прикосновение совсем иначе.

    Но не будем излишне увлекаться примерами. Ясно одно - в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает великое множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями. Это то, что отличает живую природу от неживой, у которой отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов внешней и внутренней среды. Здесь изменения могут происходить только в результате физического или химического воздействия, а не информационного процесса.

    С середины ХХ века интенсивность информационных процессов существенно увеличилась. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще заново создать какой-либо продукт, нежели разыскивать аналог, сделанный ранее. Встречным процессом является постоянное обновление и совершенствование способов, помогающих человеку воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

    О роли и значении информационных революций

    На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но также обобщенных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции.

    Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.

    Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции cделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.

    Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

    Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и т. д.

    Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее элементной базы, т. е. частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компьютера. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области вычислительной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров.

    1-е поколение (с середины 40-х годов). Элементная база - электронные лампы. ЭВМ отличаются большими габаритами, большим потреблением энергии, малой скоростью действия, низкой надежностью, программирование ведется в кодах.

    2-е поколение (с конца 50-х годов). Элементная база - полупроводниковые элементы. По сравнению с ЭВМ предыдущего поколения улучшены все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

    3-е поколение (с середины 60-х годов). Элементная база - интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

    4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время). Элементная база - микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития - мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микроЭВМ. Опытные разработки интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, распределенная обработка данных, повсеместное использование компьютерных информационных технологий. Таким образом, появление нового типа ЭВМ было обусловлено изобретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ 4-го поколения - персонального компьютера, с успехом позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне. Информационная революция, произошедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация в конце XX столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной. Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одного к другому.

    Характеристика индустриального общества

    Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.

    Переход к индустриальному обществу протекал одновременно во многих странах мира и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX столетия. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX века: как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории. Огромное практическое влияние оказало на развитие промышленности изобретение электричества и радио.

    Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование. Постепенно менялся быт людей.

    Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет. Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли - добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т. е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного.

    Индустриальное общество - общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой.

    Характеристика информационного общества

    Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

    В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что, прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и наконец выдвижению наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

    В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким», и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

    В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе интеллект и знания - это средство и продукт производства, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

    Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

    Информационное общество - общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

    В конце XX века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

    Информатизация как процесс преобразования индустриального общества

    На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

    Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, данную в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятого Государственной Думой 25 января 1995 года.

    Информатизация - процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

    Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество других факторов.

    Информатизация общества является одной из закономерных примет современного социального прогресса. Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

    При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы - компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

    При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

    Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технические средства, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

    Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

    Контрольные вопросы

    1. Как различаются понятия «информация» и «данные»?

    2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

    3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?

    4. В чем сущность информационных революций? Неизбежны ли они?

    5. Чем были обусловлены информационные революции?

    6. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите это с информационной революцией.

    7. Что определяет развитие индустриального общества?

    8. Имеется ли связь между промышленными революциями и информационными?

    9. Как вы представляете информационное общество?

    10. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

    11. Что такое информатизация общества?

    12. В чем различие процессов компьютеризации и информатизации?



  • © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows