Схема передачи электроэнергии без проводов. Око планеты информационно-аналитический портал

Схема передачи электроэнергии без проводов. Око планеты информационно-аналитический портал

В одной из предыдущих тем мы с вами рассмотрели, как знаменитый сербский ученый Никола Тесла передавал электрический при помощи своего же изобретения - резонансного генератора (катушки Теслы), а как он это делал - подробно описано . Тесле удавалось передавать ток на очень большие расстояния, но кроме метода предложенного Теслой, существует еще один - индукционный. Такой метод конечно не предназначен для дальний передач тока.

Метод индукции не нашел массового применения в науке и технике из-за очень больших потерь модулируемого тока (потерии достигают 60%), к тому же таким методом передать ток более, чем на 1 метр не возможно (теоретически конечно можно, но нет смысла из-за сильного рассеяния поля).



Устройство такой передачи очень простое - два контура, один из них подключен к генератору высокой частоты (в несколько килогерц). Подобное устройство можно легко изготовить дома, простой мультивибратор который расчитан на 20-50 килогерц подключен к усилительному каскаду, к последнему подключен контур который содержит от 10 до 100 витков, второй контур аналог первого. Самое главное в индукционном принципе передачи тока то, что у контуров отсутствует магнитный сердечник, то есть они никак не присоединены друг к другу, а ток передается по воздуху методом индукции.



На практике, как говорилось выше, данным метод применяют очень редко. Такой принцип передачи известен давно - еще со времен Майкла Фарадея (уже 200 лет). И вот в наше время корпорация Нокия решила использовать данный способ и создала концепт мобильного телефона, у которого нет порта зарядки, телефон пока не выпускают серийно, но покупателям такой мобильник точно понравится. В нем встроен приемный контур, а передающий спрятан в подставке. Работает все это очень просто - ставим телефон на поставку и телефон заряжается.



Но это далеко не все преимущества чудо-телефона. Телефон может зарядится и другим способом. Известно, что теле и радио станции модулируют радиоволны, а телефон их собирает приемником и превращает в ток которым телефон заряжается. Такой принцип, и принцип индукционной передачи тока стали использовать и другие производители мобильных телефонов и ноутбуков, и сейчас на рынке стало уже возможно найти такие чудо-устройства.

Обсудить статью ПЕРЕДАЧА ТОКА БЕЗ ПРОВОДОВ МЕТОДОМ ИНДУКЦИИ

Это простая схема, которая может обеспечить энергией электролампочку без каких-либо проводов, на расстоянии почти 2,5 см! Эта схема действует и как повышающий преобразователь напряжения, и как беспроводной передатчик электроэнергии и приемник. Её очень просто сделать и, если усовершенствовать, то можно использовать различными способами. Итак, приступим!

Шаг 1. Необходимые материалы и инструменты.


  1. NPN транзистор. Я использовал 2N3904, но можно использовать любой NPN транзистор, например, ВС337, BC547 и т.д. (Любой PNP транзистор будет работать, только соблюдайте полярность соединений.)
  2. Обмоточный или изолированный провод. Около 3-4 метров провода должно быть достаточно (провода обмоточные, просто медные провода с очень тонкой эмалевой изоляцией). Подойдут провода от большинства электронных устройств, таких как трансформаторы, колонки, электродвигатели, реле и т.д.
  3. Резистор с сопротивлением 1 кОм. Этот резистор будет использоваться для защиты транзистора от перегорания в случае перегрузки или перегрева. Вы можете использовать более высокие значения сопротивления до 4-5 кОм. Можно не использовать резистор, но при этом существует риск более быстрого разряда батареи.
  4. Светодиод. Я использовал светодиод диаметром 2 мм ультра яркий белый. Вы можете использовать любой светодиод. Фактически назначение светодиода здесь - только показывать работоспособность схемы.
  5. Батарея размера АА напряжением 1,5 Вольт. (Не используйте батареи высокого напряжения, если не хотите повредить транзистор.)

Необходимые инструменты:

1) Ножницы или нож.

2) Паяльник (Необязательно). Если у вас нет паяльника, можно просто сделать скрутку проводов. Я делал это, когда у меня не было паяльника. Если вы хотите попробовать схему без пайки, это только приветствуется.

3) Зажигалка (Необязательно). Мы будем использовать зажигалку, чтобы сжечь изоляцию на проводе, а затем используем ножницы, или нож, чтобы соскоблить остатки изоляции.

Шаг 2: Посмотрите видео, чтобы узнать, как это сделать

Шаг 3: Краткий повтор всех шагов.

Итак, прежде всего вы должны взять провода, и сделать катушку, намотав 30 витков вокруг круглого цилиндрического объекта. Назовем эту катушку А. С тем же круглым предметом, начинаем делать вторую катушку. После наматывания 15-го витка создать ответвление в виде петли из провода и затем намотайте на катушку еще 15 оборотов. Так что теперь у вас есть катушка с двумя концами и одним ответвлением. Назовем эту катушку В. Свяжите узлы на концах проводов, так чтобы они не раскручивались сами по себе. Обожгите изоляцию на концах проводов и на ответвлении на обоих катушках. Также вы можете использовать ножницы или нож для снятия изоляции. Убедитесь, что диаметры и количество витков обоих катушек равны!

Создайте передатчик: Возьмите транзистор и поместите его так, чтобы плоская его сторона была обращена вверх и обращена к Вам. Контакт слева будет присоединен к излучателю, средний будет базовым, а контакт справа будет присоединен к коллектору. Возьмите резистор и подключите один из его концов к базовому контакту транзистора. Возьмите другой конец резистора и соедините его с одним из концов (не с ответвлением) катушки B. Возьмите другой конец катушки B и подключите его к коллектору транзистора. Если хотите, можете подключить небольшой кусок проволоки к эмиттеру транзистора (Она будет работать в качестве расширения Эмитента.)

Настройте приемник. Чтобы создать приемник, возьмите катушку А и присоедините ее концы к разным контактам вашего светодиода.

Вы собрали схему!

Шаг 4: Принципиальная схема.


Здесь мы видим принципиальную схему нашего соединения. Если вы не знаете каких-то обозначений на схеме, не волнуйтесь. В следующих изображениях все показано.

Шаг 5. Чертеж соединений схемы.


Здесь мы видим объяснительный чертеж соединений нашей цепи.

Шаг 6. Использование схемы.




Просто возьмите ответвление катушки B и присоедините его к положительному концу батареи. Подключите отрицательный полюс батареи к эмиттеру транзистора. Теперь, если вы приближаете катушку с светодиодом к катушке B, светодиод загорается!

Шаг 7. Как это объясняется с научной точки зрения?

(Я просто попытаюсь объяснить науку этого явления простыми словами и аналогиями, и я знаю, что могу ошибиться. Для того, чтобы правильно объяснить сие явление, мне придется углубляться во все подробности, что я не в состоянии сделать, поэтому я просто хочу провести общие аналогии для объяснения схемы).

Схема передатчика, который мы только что создали это схема Осциллятора. Вы, возможно, слышали о так называемой схеме Вор джоулей, так вот она имеет поразительное сходство с цепью, которую мы создали. Схема Вор джоулей принимает электроэнергию от батареи напряжением 1,5 Вольт, выводит электроэнергию с более высоким напряжением, но с тысячами интервалов между ними. Светодиоду достаточно напряжения 3 вольт, чтобы загореться, но в данной схеме он вполне может загореться и с батареей напряжением 1,5 вольт. Так схема Вор джоулей известна как повышающий напряжение конвертер, а также как излучатель. Схема, которую мы создали также является излучателем и конвертером, повышающим напряжение. Но может возникнуть вопрос: "Как зажечь светодиод на расстоянии?" Это происходит из-за индукции. Для этого можно, к примеру, использовать трансформатор. Стандартный трансформатор имеет сердечник с обеих своих сторон. Предположим, что провод на каждой стороне трансформатора равен по величине. Когда электроток проходит через одну катушку, катушки трансформатора становятся электромагнитами. Если через катушку протекает переменный ток, то колебания напряжения происходят по синусоиде. Поэтому, когда переменный ток протекает через катушку, проволока приобретает свойства электромагнита, а затем снова теряет электромагнетизм, когда падает напряжение. Моток проволоки становится электромагнитом, а затем теряет свои электромагнитные характеристики с такой же скоростью, с какой магнит движется из второй катушки. Когда же магнит быстро движется через катушку провода, вырабатывается электроэнергия, таким образом колебательное напряжение одной катушки на трансформаторе, индуцирует электричество в другой катушке провода, и электричество передается от одной катушки к другой без проводов. В нашей цепи, ядром катушки является воздух, и напряжение переменного тока проходит через первую катушку, таким образом вызывает напряжение во второй катушке и зажигает лампочки!!

Шаг 8. Польза и советы по улучшению.

Таким образом, в нашей схеме мы просто использовали светодиод, чтобы показать эффект схемы. Но мы могли бы сделать больше! Схема приемника получает электричество от переменного тока, так что мы могли бы использовать ее, чтобы осветить люминесцентные лампы! Также с помощью нашей схемы можно делать интересные фокусы, забавные подарки и др. Чтобы максимизировать результаты, вы можете поэкспериментировать с диаметром катушек и числом оборотов на катушках. Также Вы можете попробовать сделать катушки плоскими, и посмотреть, что получится! Возможности безграничны!!

Комментарий от blacklotusup

Fire orbs at the Green thing, done. Spam 1 if it doesn"t register at first, it will count eventually.

Комментарий от ragnarokio

note that you can"t mount the hippogryph while in shapeshift form, it"ll give you the error "you can"t do this right now"

Комментарий от eismithiii

Firing at the base of the green orb worked for me

Комментарий от fefenc

This quest is broken. I spent 30 minutes firing balls at the center and all that happened was me getting kicked off the mount with no explanation at all.

Комментарий от Puz00010

This quest is so bugged! It just takes a few thousand circles to finally complete it. Good luck and be patient.

Ok, with two alts I just had to target the center of the spire and 3 shots later complete, about 15 seconds...

Комментарий от Doloria

If you spend more than 3 or 4 minutes trying to destroy the conduit, you need to return to Prince Farondis and get another ride. Problem is there was no exit vehicle (red) arrow near the action bar. Also "/exit vehicle" didn"t work. You may be stuck on the drake until it crashes. Wrote it up as a bug ticket.

Once you"re off, you"ll find Prince Farondis where you left him. He"ll give you another ride, so you don"t have to abandon the quest.

Second time around I aimed at the base. Nothing. Aimed at the top. That seemed to do it. It was hard to turn the camera to aim. The fel flame will go out when the conduit is destroyed.

Самый простой способ увидеть Проводник в действии – открыть какую-нибудь папку. Например, выполните команду Пуск > Документы. Вашему взору откроется содержимое личной папки пользователя, в которой хранятся его документы (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Окно Проводника Windows Vista


Глаза разбегаются, правда? Ничего, сейчас соберем их в кучу.

Кнопка Назад

Становится доступной тогда, когда вы совершите хотя бы один переход из одной папки в другую. Она позволяет сделать шаг назад – вернуться туда, где вы находились перед тем, как открыли текущую папку. Само собой, речь идет о переходах в одном и том же окне.

Кнопка Вперед

наоборот, становится доступной тогда, когда вы хотя бы один раз вернетесь к ранее просмотренной папке с помощью кнопки Назад. Кнопка Вперед позволяет переместиться из текущей папки к той, которая была открыта после нее.

Не запутались? Проведите простенький эксперимент: откройте свою личную папку, затем (двойным щелчком кнопки мыши) – папку с документами. Видите, кнопка Назад стала активна? Нажмите ее. Вы снова в личной папке, но теперь уже активна кнопка Вперед. Если ее нажать, вы окажетесь где?.. Попробуйте угадать. Или нажать, если ничего на ум не приходит.

Адресная строка. В ней отображается путь к открытой в данный момент папке. Например, на рис. 3.1 в ней написано > Дмитрий > Документы.

Поле поиска. На рис. 3.1 в этом поле написано Поиск. Но вы можете вписать что-нибудь другое – система начнет искать, даже не дожидаясь, пока вы наберете название файла или папки полностью. Впрочем, об этом уже было сказано в гл. 2.

Панель инструментов. На ней находятся кнопки для выполнения стандартных действий задач с файлами или папками. Каких именно действий? Это зависит от того, какой объект папки выделен.

Панель навигации. Удобная штука для тех, кто обладает системным мышлением. Эта панель расположена в окне слева. Сверху – ссылки на некоторые важные (по мнению разработчиков Vista) места. Ниже – дерево папок, то есть структура, похожая на геральдическое древо. Только «корень» – Рабочий стол – находится не снизу, а сверху.

Область содержимого папки. Основная часть окна папки. Здесь отображаются значки файлов и вложенных папок.

Панель подробностей расположена в нижней части окна. На ней выводится информация о выделенном объекте. Например, на рис. 3.1 выделен графический файл Книги Питера. На панели подробностей вы видите его уменьшенное изображение, имя, тип и некоторые другие свойства.

Панель просмотра на рис. 3.1 не видна, но вы можете вызвать ее, нажав на панели инструментов кнопку Упорядочить и выполнив команду Раскладка > Панель просмотра. Панель просмотра предназначена для просмотра рисунков, веб-страниц, видеофайлов в уменьшенном формате.

Путешествие по папкам

Выше уже упоминалось, что папки образуют дерево, наподобие генеалогического древа. Или, учитывая, что «ветвление» происходит сверху вниз, правильнее назвать эту структуру генеалогическими лианами. В самом верху корень – Рабочий стол. От него отходят основные «стволы» – личная папка, папки Общие, Компьютер, Сеть, Панель управления, Корзина. От «стволов» отходят «ветки» – диски и папки. Каждая папка может содержать другие папки, и так далее чуть ли не до бесконечности. Нам придется научиться лазить по этим «лианам», чтобы уметь добраться до любой папки и любого файла.

Нагляднее всего иерархическая структура папок продемонстрирована в дереве папок в нижней части панели навигации (см. рис. 3.1).

Значки в этом дереве расположены не строго один под другим, а с различными отступами слева. Это неспроста. Если расположенный ниже объект находится чуть правее верхнего, это значит, что он вложен в него. Объекты, находящиеся на одной вертикали, принадлежат одному уровню (находятся внутри одной и той же папки).

Сложно звучит? Ничего, это сначала сложно, скоро привыкнете.

Чтобы добраться до файла где-нибудь в «глубине» дерева папок, придется открывать их одну за другой – сначала диск, потом папку на этом диске, потом папку, вложенную в эту папку и т. д. Запутаться просто, поэтому у каждого файла и папки есть свой адрес, или путь, который пишется слева направо – от имени диска до «конечной точки». Между именами ставится знак \ .

Например, адрес файла Книги Питера, о котором уже упоминалось, выглядит так: С:\Users\Дмитрий\Documents\Книги Питера.tif .

Теоретически, чтобы открыть этот файл, надо в любом окне Проводника в адресной строке написать приведенный выше адрес. Но на практике этим никто не занимается. Гораздо быстрее и проще пройти путь от «верхней» папки до нужного объекта, пользуясь старой доброй мышью. В нашем примере можно банальным двойным щелчком кнопки мыши открыть последовательно Компьютер, в нем – диск С:, в нем – папку Пользователи (это то же самое, что и Users), затем – Дмитрий, Документы (то же самое, что Documents) – и вот он, наш искомый файл Книги Питера.

Как вы уже, наверное, сообразили, для облегчения таких «путешествий» и существует в окне Проводника панель навигации. Вы можете быстро открыть одну из избранных папок, которые перечислены в верхней части этой панели. В нижней части панели показан участок дерева папок, в котором вы находитесь сейчас – это тоже удобно, если надо переместиться не очень далеко по структуре папок.

Кроме того, адресная строка Проводника Vista устроена очень хитро. Вы уже, наверное, обратили внимание, что слева от названия папки в этой строке может стоять значок > . Это неспроста. Это означает, что в данной папке есть вложенные папки. Чтобы увидеть эти подпапки, щелкните кнопкой мыши на значке > – откроется список (рис. 3.2).



Рис. 3.2. Переход к дочерней папке с помощью адресной строки


Вы можете перейти в любую из подпапок, щелкнув кнопкой мыши на соответствующем пункте в списке. Если щелкните кнопкой мыши на названии самой «родительской» папки в адресной строке, то откроете ее.

Совет

Список избранных папок можно формировать самому. Например, вы хотите, чтобы папка Любимые фотки была постоянно доступна. Переместитесь к ней по дереву папок в нижней части панели навигации, выделите ее щелчком кнопкой мыши и, удерживая нажатой левую кнопку, перетащите значок в список Избранных ссылок. Для удаления ненужной ссылки из списка щелкните на ней правой кнопкой мыши и выполните команду Удалить.

Иногда вы забираетесь так глубоко в дерево папок, что полный адрес не помещается в адресной строке, и вы видите только названия нескольких последних папок. Слева от них появляется двойная стрелка. Щелкнув на ней, вы развернете список папок, пройденных в начале пути. Кроме того, в нижней части списка будут присутствовать ссылки на системные папки: Компьютер, Сеть и т. д. (рис. 3.3).



Рис. 3.3. Переход к папке верхнего уровня с помощью адресной строки

Значки бывают разные

Как уже было сказано выше, в области содержимого папки отображаются значки вложенных в нее папок и файлов. Значки эти могут выглядеть по-разному. Как? Это вам решать.

Разберемся, какие способы отображения значков есть в Проводнике Vista. Для этого на панели инструментов окна папки нажмите кнопку Виды. Откроется список возможных вариантов.

Огромные значки. Действительно огромные, занимающие много места, зато понятные значки. Изображения представлены в виде эскизов, видеофайлы в виде эскизов первого кадра, на значках папок с вложенными файлами можно видеть эскизы файлов (рис. 3.4).



Рис. 3.4. Режим огромных значков


Крупные значки. Чуть скромнее, чем в предыдущем варианте, но все равно довольно крупные эскизы.

Обычные значки. Тоже эскизы, но уже мелкие.

Мелкие значки. Уже не эскизы, а просто значки. Они располагаются по алфавиту в строках.

Список. Значки такие же мелкие, как и в предыдущем варианте, но расположены по алфавиту в столбцах. Вначале по алфавиту выстраиваются папки, затем файлы.

Таблица. Отображаются не только значки, но и сведения о каждом объекте: размер, тип файла, дата последних изменений (рис. 3.5).



Рис. 3.5. Отображение значков в виде таблицы


Если текст в столбце отображается не полностью, вы можете изменить ширину этого столбца. Для этого протащите одну из вертикальных границ заголовка столбца в нужном направлении.

Плитка. Значки всех объектов имеют средний размер и подробные подписи, в которых серым шрифтом указан тип файла и его размер (для изображений выводится размер в пикселах) (рис. 3.6).



Рис. 3.6. Отображение значков в виде плитки


В Проводнике Windows Vista выбор размеров значков не ограничивается рассмотренными вариантами: вы можете выбрать промежуточный размер значков, установив регулятор в списке кнопки Виды в любое положение между пунктами Огромные значки и Мелкие значки. Попробуйте плавно перемещать регулятор в этой области, и вы сразу заметите, как меняется размер объектов в окне Проводника.

Главное, чтобы в Проводнике был порядок

Значки в окне папки можно организовывать: сортировать, группировать и фильтровать. Когда значков много, без этих операций не обойтись.

Проще всего – сортировать. Видите, над значками заголовки столбцов: Имя, Дата съемки, Ключевые слова и т. д.? Это признаки, по которым можно производить сортировку. Например, хотите, чтобы значки выстроились по алфавиту – щелкните на заголовке Имя. Хотите, чтобы выстроились по алфавиту, но в обратном порядке – еще раз по заголовку. С остальными столбцами та же история.

Немного сложнее происходят процессы группировки и фильтрации.

Наведите указатель мыши на правую границу любого заголовка столбца – появится стрелка Ў. Щелкнув кнопкой мыши на ней, вы развернете панель, содержащую параметры группировки и фильтрации (рис. 3.7).



Рис. 3.7. Панель параметров группировки и фильтрации


Например, вы решили группировать значки по дате изменения – тогда сразу будет понятно, какие файлы давно не редактировались, а какие недавно изменялись. Разверните панель группировки и фильтрации для столбца Дата изменения. Собственно, эта ситуация и изображена на рис. 3.7. Нажмите на этой панели кнопку Группировка. В результате значки будут распределены по группам, имеющим в качестве заголовков соответствующие даты. Щелкнув кнопкой мыши на заголовке группы, вы сможете выделить все принадлежащие ей объекты (например, все объекты, измененные сегодня). Двойным щелчком кнопки мыши на заголовке можно сворачивать и разворачивать содержимое группы.

Для отмены группировки щелкните кнопкой мыши на стрелке заголовка столбца, по которому она проводилась, и нажмите на панели кнопку Сортировка.

Иногда нужно провести фильтрацию, то есть показать только те файлы и папки, которые отвечают определенным признакам. Например, вам нужны только файлы, измененные сегодня.

Вызовите уже знакомую нам панель группировки и фильтрации столбца Дата изменения. Установите флажок Сегодня. Нажмите Enter. Все отфильтровано!

Если нужно фильтровать по нескольким признакам (скажем, все файлы, измененные сегодня и имеющие тип TIFF), придется устанавливать флажки в нескольких панелях сортировки и фильтрации.

Если Windows решит, что объектов найдено слишком мало, она уточнит у вас, достигнут ли требуемый результат отбора, и предложит провести поиск по вложенным папкам.

Чтобы выйти из режима фильтрации, снова откройте панель группировки и фильтрации и снимите на ней все флажки. А затем нажмите кнопку Назад.

Есть еще одна интересная возможность работы со значками – вы можете разложить их по так называемым стопкам. Это своеобразный синтез сортировки и фильтрации.

Что такое «стопка»? Возможно, у вас возникнет ассоциация с сосудом, из которого потребляют крепкие спиртные напитки. Это неправильная ассоциация. Стопка в Проводнике – что-то вроде папки. Допустим, вы хотите разложить все документы по типу, но создавать кучу папок вам лень. Откройте панель сортировки и фильтрации столбца Тип и выполните команду Разложить стопками.

В результате в окне Проводника отобразятся значки стопок с названиями, которые совпадают со значениями признака, указанными в столбце – в нашем случае это типы файлов (рис. 3.8).



Рис. 3.8. Разложение объектов по стопкам по признаку «Тип»


Со стопками можно работать так же, как с обычными папками: открывать их двойным щелчком кнопки мыши, возвращаться к списку стопок с помощью кнопки Назад, переходить к другой стопке с помощью адресной строки.

3.2. Искать!

Рано или поздно на компьютере накапливается столько файлов, что найти что-нибудь нужное – это проблема. Речь не идет о всяких служебных и системных файлах, которые размножаются в недрах Windows. Нет, речь о документах, которые пользователь сам создает, копирует, получает по почте, переносит с дисков, цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов… К счастью, в Vista неплохо продуман и реализован процесс поиска.

Кое-что о нем уже рассказывалось в гл. 2, теперь пора рассмотреть этот важнейший механизм более подробно.

Ввод запроса в строке поиска

Надеемся, вы еще не забыли, где находится строка поиска? Да-да, в правом верхнем углу окна папки. Поэтому если хотите найти какой-нибудь файл или папку, просто откройте окно первой попавшейся папки (например, личной) и введите в строку поиска имя того, что вы ищете. Уже после ввода первых символов имени в области просмотра отобразятся объекты, удовлетворяющие запросу – та же «фишка», что в строке поиска меню Пуск (см. рис. 2.26).

Правда, тут вы можете столкнуться с необъяснимым, на первый взгляд, явлением. Например, если вы ввели в строке поиска запрос Статья , то среди результатов могут оказаться файлы, содержащие слово Статья не только в заголовке, но и в ключевых словах, комментариях, списке авторов и других свойствах, а также в тексте (рис. 3.9).



Рис. 3.9. Результат поиска файлов в папке Документы


Не будем вдаваться в подробности, но так может случиться для тех файлов и папок, которые обработаны особым образом – проиндексированы. Они расположены в особых – индексированных – папках. Например, личные папки пользователя всегда индексированы, поэтому поиск в них происходит быстро и полно.

Если вы точно не помните имени файла, можете вместо отдельных символов ставить знаки ? или * . Знак вопроса служит для замены одного неизвестного знака, звездочка – любого количества символов.

Расширенный поиск

Может случиться, что результат поиска вас не удовлетворил. В этой ситуации у вас есть два выхода – грязно обругать систему Vista за плохую работу или обратить внимание на ссылку Расширенный поиск, которая расположена сразу под результатами. Первый вариант проще, но второй эффективнее, поэтому на нем и остановимся.



Рис. 3.10. Панель расширенного поиска


Видите вверху переключатель Показать только? По умолчанию он установлен в положение Все. «Показать только все»… Странная грамматическая конструкция, но смысл понятен – поиск будет произведен невзирая на тип файла. Если хотите ограничить поиск только одним каким-нибудь типом, установите переключатель в одно из положений: Эл. Почта, Документ, Изображения, Музыка, Другое.

В раскрывающемся списке Папка вы можете указать место поиска – тогда система будет искать не по всему компьютеру, а в определенных папках, что заметно сэкономит время. Можно приказать искать в индексированных местах, на отдельных локальных дисках или в конкретной папке.

Примечание

Индексация – очень интересная штука, но разобраться в ней без напряга не представляется возможным. Если вам интересно, что и как индексируется, прочитайте, например, книгу Ю. Зозули «Windows Vista на 100 %» .

В последнем случае выберите в списке пункт Выбрать места для поиска и в открывшемся окне установите флажки возле нужных папок.

В раскрывающихся списках ниже, а также в текстовых полях справа вы можете задать дополнительные свойства файла, если они вам известны. В поле Имя можно вводить как имя целиком, так и его часть, воспользовавшись подстановочными символами ? и * , если не помните точного имени объекта.

Чтобы начать поиск, нажмите кнопку Найти. Если поиск затягивается, нажмите кнопку с красным крестиком в правой части адресной строки.

3.3. Таскать и удалять!

Пока мы освоили всего два действия с файлами и папками: научились открывать их (двойным щелчком кнопки мыши) и искать. Но это только начало! С файлами и папками можно много чего делать: копировать и переносить их с места на место, создавать ярлыки, создавать и удалять, записывать на компакт-диск, flash-память и дискету. Проделать все эти операции сможет любой человек, способный перемещать мышку и нажимать на ней кнопки.

Создание файлов, папок и ярлыков

Когда дело дойдет до работы в прикладных программах, вы узнаете, что создавать новые документы можно прямо в них. Даже больше – это самый правильный способ. Однако вы можете создать новый документ и прямо в Проводнике Vista. Иногда это даже удобнее, чем открывать прикладную программу и выполнять необходимые действия в ней.

Чтобы сотворить новый документ в Проводнике, откройте папку, в которой этот документ должен находиться. Щелкните правой кнопкой мыши где-нибудь на свободном месте в области содержимого папки – откроется контекстное меню. Выберите в нем команду Создать. При этом развернется подменю (рис. 3.11). Видали, какое разнообразие типов файлов? На вашем компьютере список может быть другим – он зависит то того, какие программы установлены.



Рис. 3.11. Перечень объектов, которые можно создать с помощью контекстного меню


Например, вы хотите создать простейший текстовый документ. Нужно щелкнуть кнопкой мыши на пункте… каком? Правильно – на пункте Текстовый документ. В том месте рабочей области, где вы щелкнули правой кнопкой мыши, появится значок текстового файла. Его имя будет выделено, так что вы можете сразу написать вместо безликого Текстовый документ что-нибудь яркое и запоминающееся. Например, План захвата власти во всем мире . Нажмите Enter, чтобы подтвердить изменение имени файла. Можете теперь открыть созданный файл двойным щелчком кнопки мыши… и убедиться, что он пуст. Так что продумывать детали захвата всемирной власти придется самому.

Таким же образом создается любой файл, если его тип есть в списке, изображенном на рис. 3.11.

Кстати, в верхней части подменю Создать есть две особые команды: Папка и Ярлык.

Первая, как нетрудно догадаться, служит для создания новой папки. О второй надо сказать пару слов.

Слово «ярлык» уже несколько раз упоминалось в книге. Интуитивно понятно, что это какая-то бирка, «привязанная» к файлу или папке. Так оно и есть. Ярлык – это ссылка на файл. Сам ярлык занимает мало места, поэтому его можно разместить, например, на Рабочем столе. А вот складывать на Рабочий стол все рабочие папки нежелательно – это неудобно и небезопасно.



Рис. 3.12. Окно создания ярлыка


Нажать кнопку Обзор и указать в дереве папок объект, для которого нужно создать ярлык (при этом путь к объекту будет выведен в текстовом поле).

Создать ярлык можно и другим способом. Зайдите в папку, где размещается нужный объект, щелкните на нем правой кнопкой мыши и выполните команду Создать ярлык. В результате в этой же папке появится ярлык выбранного объекта, который можно переместить на Рабочий стол или в другую папку.

Переименование объектов

Имя, которое вы задали при создании файла или папки, не есть догма. В любой момент вы можете его изменить.

Для этого выделите нужный объект, щелкните кнопкой мыши на нем и в открывшемся меню выберите команду Переименовать.

Совет

Если лень возиться с меню, выделите папку или файл, а затем нажмите клавишу F2. Эффект будет тот же.

При этом имя объекта будет переведено в режим редактирования (выделено и взято в рамку), а справа от последнего символа появится курсор. Удалив предыдущее имя, наберите с клавиатуры новое и нажмите Enter для подтверждения.

Если вы, войдя в режим редактирования имени, решили отказаться от переименования объекта, нажмите клавишу Esc.

Перемещение и копирование объектов

Файлы и папки часто приходится перемещать с места на место, а иногда и создавать их копии. Для этого есть несколько способов.

Первый – использование буфера обмена. Выделите файл или папку, которую хотите перенести или скопировать. Затем щелкните на нем (ней) правой кнопкой мыши. Откроется меню.

Если хотите перенести объект, выберите в меню команду Вырезать. Если нужно скопировать объект – команду Копировать. Затем перейдите в папку, куда собрались перемещать или копировать. Щелкните кнопкой мыши где-нибудь на свободном месте в рабочей области и выберите в контекстном меню команду Вставить. После этого файл или папка будут перенесены или скопированы.

Второй способ переноса и копирования – перетаскивание мышью. Для этого должны быть открыты и папка, где хранится исходный объект, и папка, в которую нужно его перенести или скопировать. Щелкните на объекте кнопкой мыши и, не отпуская ее, перетащите его в новую папку. Как только он окажется в пределах нового «места жительства», отпускайте кнопку – объект переместится или будет скопирован. В процессе вы будете видеть крупный полупрозрачный эскиз – объект с подписью, которая поясняет, что, собственно, происходит (рис. 3.13).



Рис. 3.13. Графическое отображение различных операций перетаскивания


Вопрос – так все-таки переместится или будет скопирован? Это зависит от взаимного расположения исходной и конечной папки. Если они на одном диске, произойдет перенос, если на разных – копирование.

Но ведь ситуации всякие бывают. Случается, что на другой диск нужно не копировать, а переносить файл. И наоборот, иногда приходится копировать объекты в пределах одного диска. Не проблема! Не будем ждать милости от системы, а обратимся к клавиатуре.

Примечание

Вы уже, наверное, обратили внимание, насколько часто приходится щелкать правой кнопкой мыши. Это почти универсальное действие. То есть если не знаете, как выполнить какую-нибудь операцию над объектом в Проводнике, смело щелкайте на нем (объекте, а не Проводнике) правой кнопкой мыши и внимательно читайте открывшееся меню. Как правило, в нем есть все необходимые для вас команды.

Совет

Как показывает практика, мышью пользоваться дольше, чем клавиатурой. Поэтому вместо щелчков правой кнопкой мыши можете применять сочетания клавиш: Ctrl+X вместо команды Вырезать, Ctrl+C вместо Копировать и Ctrl+V вместо Вставить.

Если в процессе перетаскивания удерживать нажатой клавишу Shift, то объект всегда переносится. При нажатой клавише Ctrl всегда он копируется.

Любознательный читатель может спросить: «А что будет, если при перетаскивании одновременно нажать и Ctrl, и Shift? Кто кого поборет?» Ответ: «Никто никого не поборет. Как это часто бывает при конфликтах, побеждает кто-то третий». Действительно, сочетание клавиш Ctrl+Shift позволяет при перетаскивании создавать ярлык для папки или файла.

Есть еще третий вариант копирования и перемещения файлов и папок. Хотя, честно говоря, это вариант второго варианта. Щелкните на объекте правой кнопкой мыши и, удерживая ее, перетащите значок в новую папку. Отпустите кнопку и в открывшемся меню щелкните на нужной команде.

Иногда случается, что имя перемещаемого или копируемого объекта совпадает с именем уже имеющегося в папке файла. Если это файлы одного типа, система не будет знать, что делать – не может быть в одной папке двух разных объектов с абсолютно совпадающими именами! Поэтому она вызовет окно с уведомлением о совпадении имен и предложением заменить существующий файл, отменить операцию или присвоить перемещаемому объекту другое имя (рис. 3.14). Щелчком кнопки мыши вы можете выбрать любой из этих вариантов.



Рис. 3.14. Уведомление о совпадении имени копируемого файла с имеющимся в папке

Удаление объектов

Увы… Все, что когда-то появилось, с неизбежностью когда-то исчезнет.

В переводе на компьютерный язык: любой файл или папку так же легко удалить, как и создать. Удалять лишние файлы – не признак скрытой агрессивности, а жестокая необходимость. Когда файлов и папок слишком много, это, во-первых, снижает объем доступного дискового пространства, во-вторых, «нагружает» файловую систему. Например, если древо папок слишком сложное, то поиск в нем идет очень долго.

Существует несколько способов удаления объекта.

Щелкните правой кнопкой мыши на значке и выполните команду Удалить контекстного меню.

Выделите щелчком кнопки мыши ненужный значок и нажмите клавишу Delete.

Перетащите файл или папку на значок Корзины на Рабочем столе.

Корзина – это своеобразный буфер между бытием и небытием. Файл в Корзине уже невозможно открыть и обработать, но при необходимости можно его восстановить – тогда он снова станет полноценным членом файлового сообщества.

Перед тем как переместить объект в Корзину, система уточнит у вас, действительно ли вы хотите удалить файл или папку. Для подтверждения этого нужно нажать кнопку Да в открывшемся окне (рис. 3.15).



Рис. 3.15. Запрос на подтверждение удаления файла


Если возникнет необходимость восстановить удаленный объект на прежнем месте, нужно открыть Корзину, дважды щелкнув кнопкой мыши на ее значке на Рабочем столе, найти значок удаленного объекта, выделить его, а затем нажать кнопку Восстановить объект на панели инструментов.

Работа с группой объектов

Надеемся, вы уже разобрались, как создавать, копировать, перемещать, удалять файлы и папки, а также создавать для них ярлыки. Разобрались? Вот и отлично.

Иногда возникают ситуации, когда нужно все эти операции проделать с несколькими объектами. Можно, конечно, таскать файлы по одному, но это так непроизводительно! К счастью, в Windows есть возможность выделить сразу много объектов и обработать их одним махом.

Существует несколько приемов выделения группы файлов или папок.

Выделение захватом мышью. Это удобный вариант, если объекты располагаются в папке по соседству друг с другом. Щелкните кнопкой мыши на свободном участке рабочей области рядом с теми объектами, которые собираетесь выделить и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, захватите нужные значки полупрозрачным прямоугольником, перемещая мышь в их направлении (рис. 3.16).

Рис. 3.16. Выделение объектов с помощью мыши


Внимание!

Если вы работаете со съемными носителями, помните о том, что удаленные с них файлы в Корзину не помещаются.

Если значки объектов, которые требуется выделить, стоят, как и в предыдущем примере, последовательно друг за другом, можно воспользоваться следующим приемом. Выделите первый объект в группе и, удерживая нажатой клавишу Shift, щелкните кнопкой мыши на последнем из нужных значков. В результате будут выделены и эти объекты, и все, что находятся между ними.

Когда значки, которые требуется выделить, располагаются в папке разрозненно, выделяйте их щелчком кнопки мыши при нажатой клавише Ctrl.

Если требуется выделить все находящиеся в папке объекты, удобнее всего воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+A (или обратиться к команде меню окна папки Упорядочить > Выделить все).

В Windows Vista появился новый прием выделения объектов – при помощи флажков. Чтобы включить их отображение, выполните команду меню окна папки Упорядочить > Свойства папок и поиска, а в открывшемся окне перейдите на вкладку Вид и установите флажок Использовать флажки для выбора элементов. После этого при наведении указателя мыши на любой значок в его верхней части будет появляться окошко флажка. Щелчком кнопки мыши на этом окошке вы можете установить флажок, выделив таким образом объект, а повторным щелчком снять выделение. Последовательно устанавливая флажки для разных объектов, вы можете выделить неограниченное их количество, не прибегая к клавишам Shift и Ctrl (рис. 3.17). Очень удобно для людей, которые работают в холодных помещениях и поэтому вынуждены сидеть на левой руке, чтобы она не замерзла. Чтобы одновременно снять выделение флажками для всех объектов, просто щелкните кнопкой мыши на свободном участке области содержимого папки.



Рис. 3.17. Выделение объектов с помощью флажков


Допустим, вы выделили группу файлов или папок. Теперь вы можете проделать с ними все те же манипуляции, что и с отдельным объектом. Даже переименовать все разом сможете!

Но учтите, что Windows при попытке переименовать группу файлов или папок присваивает каждому объекту имя, которое вы ввели, и порядковый номер в скобках.

Если нужно отказаться от выделения объектов, просто щелкните кнопкой мыши на свободном участке рабочей области.

Работа с ZIP-папками

Система Windows Vista, как и ее предшественница Windows XP, позволяет комфортно работать с архивами в формате ZIP. Она изображает их в виде папок, так что вы можете даже не догадаться, что находитесь внутри архива.

Чтобы поместить файлы в новую ZIP-папку (другими словами, заархивировать их), выделите их, щелкните правой кнопкой мыши на любом из выделенных объектов и выполните команду контекстного меню Отправить > Сжатая ZIP-папка. В результате рядом с архивируемыми объектами появится значок ZIP-папки

Имя ZIP-папки будет таким же, как имя объекта, на котором выполнялся щелчок правой кнопкой мыши.

С ZIP-папкой вы можете работать как с обычной папкой: перемещать, копировать, удалять объекты, при попадании в архив они будут автоматически сжаты. Обратите внимание на то, что при перетаскивании файла в ZIP-папку он будет копироваться. Если вы хотите переместить файл в архив, удерживайте нажатой клавишу Shift.

Если вы решили разархивировать ZIP-папку (то есть извлечь из нее объекты), можете использовать два способа: или путем обычного перетаскивания мышью из архива куда-нибудь в другую папку, или с помощью специальной программы-мастера. С перетаскиванием проблем не должно быть. Разберемся с мастером.

Щелкните на ZIP-папке правой кнопкой мыши и выполните команду контекстного меню Извлечь все. В открывшемся окне (рис. 3.18) вам предложат путь к папке, куда будут извлечены файлы.



Рис. 3.18. Мастер распаковки сжатых ZIP-папок


Внимание!

Имейте в виду, значок ZIP-папки виден только в том случае, если на вашем компьютере не установлена программа архивации (например, WinZIP или WinRAR). Если такая программа установлена, будет отображаться значок ее архива.


При желании вы можете выбрать другую папку, нажав кнопку Обзор. После этого нажмите кнопку Извлечь и дождитесь окончания процесса. Распакованные файлы будут показаны в окне Проводника.

3.4. Если принесли носители

В наше время развелось довольно много типов так называемых внешних носителей данных – компакт-дисков, DVD, «флэшек» и т. д. Кое-кто еще использует старые добрые дискеты. С этими внешними носителями тоже надо уметь работать.

Чтение компакт-диска и DVD

Просматривать информацию, записанную на компакт-диск, ничуть не сложнее, чем файлы, хранящиеся на жестком диске. С дисками вы будете сталкиваться постоянно, работая на компьютере, – любые программы, фильмы, игры и музыка продаются на CD или DVD.

Нажмите кнопку открытия лотка привода, вставьте диск и повторно нажмите ту же кнопку, чтобы диск оказался внутри устройства. После этого система начинает автоматически считывать содержимое диска.

Далее возможны варианты. Иногда на компакт-диске уже записана специальная программа, которая автоматически запускается, как только диск окажется в работающем компьютере. Такая программа называется программой автозапуска. Так что не пугайтесь, если через несколько секунд после того, как началось считывание CD или DVD, на экране откроется окно с надписью Программа установки драйвера для коврика мыши приветствует вас!. Ну или что-нибудь в этом духе.

Вы можете продолжить работу с программой автозапуска, а можете закрыть ее. Например, чтобы просто посмотреть, что там такого записано на этом диске. Для этого следует открыть папку Мой компьютер, щелкнуть правой кнопкой мыши на значке CD-привода и выполнить в контекстном меню команду Открыть. В результате откроется окно, в котором будут отображены значки файлов и папок, записанных на диск.

Если же на компакт-диске нет программы автозапуска, то при вставке CD в привод откроется окно, в котором нужно выбрать одно из действий в зависимости от типа файлов, обнаруженных на диске (рис. 3.19).

Рис. 3.19. Выбор действия над содержимым компакт-диска


В верхней части данного окна имеется флажок Всегда выполнять для <тип_файлов>. Если установить этот флажок, то в следующий раз при обнаружении на компакт-диске файлов этого типа система будет автоматически выполнять выбранное вами действие – даже окно, показанное на рис. 3.19, вызывать не будет! Так что пользуйтесь этим флажком с осторожностью.

Как только вы щелкнете кнопкой мыши на одном из вариантов действия, запустится соответствующая программа и содержимое диска окажется к вашим услугам.

Запись данных на компакт-диск

Если на вашем компьютере установлен пишущий оптический привод, то вы легко можете переносить данные на компакт-диск или DVD (в зависимости от типа привода), даже без специальных программ записи.

Процедура такова.

1. Вставьте чистый компакт-диск или DVD в привод. После того как система определит тип диска, щелкните кнопкой мыши в окне автозапуска на ссылке Записать файлы на диск.

2. Введите имя диска (может быть произвольным и впоследствии будет отображаться возле значка привода при чтении диска) и нажмите Далее. Система предложит выполнить форматирование – специальную подготовку диска к записи. Примите это предложение, нажав Да, и дождитесь окончания процедуры (она может занять немало времени).

3. По окончании форматирования будет открыто окно диска, в которое вы можете перетащить файлы из других папок, они будут автоматически записаны на диск. Теперь можно извлечь его.

4. В дальнейшем, чтобы добавить на этот диск новые файлы, вставьте его в привод, в окне автозапуска щелкните кнопкой мыши на ссылке Открыть папку для просмотра файлов и перетащите в окно диска очередные файлы.

5. Удалить файлы с диска можно стандартным для Windows способом: выделить их и нажать клавишу Delete.

Тут следует помнить об одном «подводном камне». Windows Vista по умолчанию форматирует диски в так называемой «живой файловой системе» (UDF). Это удобный формат, он позволяет периодически добавлять на диск новые файлы и даже стирать их. Но UDF-диски, увы, нельзя прочитать на компьютерах, на которых установлена система старше Windows XP. На проигрывателях вы его тоже, скорее всего, не прочитаете. Поэтому, если стоит задача заполнить диск без дальнейшего изменения содержимого, а также использовать его в проигрывателях, стоит выбрать формат записи Mastered (ISO). Для этого проделайте следующее.

6. Вставьте чистый диск в привод и в окне автозапуска щелкните кнопкой мыши на ссылке Записать файлы на диск.

7. В окне подготовки диска введите его название, щелкните кнопкой мыши на ссылке Показать параметры форматирования и установите переключатель в положение Mastered (ISO) (рис. 3.20). Нажмите Далее.



Рис. 3.20. Выбор формата записываемого диска


8. Скопируйте в окно диска все необходимые файлы. После этого в области уведомлений появится сообщение о готовности файлов к записи (рис. 3.21). Щелкнув кнопкой мыши по нему, вы откроете окно CD-привода, в котором отображается образ диска – значки объектов для записи, помеченные стрелочкой.



Рис. 3.21. Сообщение о готовности файлов к записи на компакт-диск


9. Нажмите на панели инструментов окна диска кнопку Записать на компакт-диск. При этом откроется окно записи (рис. 3.22). Наберите в нем название диска, установите скорость записи (в соответствии с возможностями вашего привода и маркировкой диска) и нажмите Далее для начала записи.



Рис. 3.22. Ввод имени диска и выбор скорости записи


10. Об окончании записи вас уведомит специальное окно. Как только нажмете кнопку Готово, все временные файлы будут удалены, лоток привода откроется и вы сможете извлечь записанный диск.

Подготовленные файлы необязательно сразу же записывать на диск. Созданный образ диска будет храниться на винчестере до тех пор, пока вы не запишете файлы или не удалите их из временной папки – для этого служит кнопка Удалить временные файлы на панели инструментов окна диска.

Использование дискет и flash-накопителей («флэшек»)

Дискеты все дальше уходят в прошлое, современные компьютеры часто даже не комплектуются приводами для их чтения. Flash-накопители (в просторечии «флэшки»), наоборот, стали сегодня самым модным и распространенным способом для переноса информации. Тем не менее в использовании дискет и «флэшек» много похожего.

Начнем с дискет (старость надо уважать). Чтобы записать файлы на дискету, вставьте ее в дисковод. Выделите файлы, которые нужно скопировать на дискету, щелкните на них правой кнопкой мыши и в открывшемся меню выберите пункт Отправить > Диск 3,5 (А:) (рис. 3.23).



Рис. 3.23. Копирование папок на дискету через команду контекстного меню


Впрочем, файлы на дискету можно копировать точно так же, как на любой другой диск. Помните как? Перечитайте разд. 3.3. Чтобы открыть окно содержимого дискеты, откройте Компьютер и дважды щелкните кнопкой мыши на значке Диск 3,5 (А:).

Само собой, и с дискеты можно копировать и перемещать объекты на жесткий диск компьютера. Можно и удалять, и переименовывать… словом, все, что было описано выше.

Для извлечения дискеты из компьютера нажмите кнопку дисковода на передней панели.

«Флэшка» в смысле работы с файлами во многом похожа на дискету. Правда, flash-накопитель подключается к компьютеру через USB-порт – при этом неважно, включен компьютер или выключен. Как только компьютер сообразит, что к нему подключена «флэшка», в окне Компьютер появится ее значок:

Он подписан как Съемный диск, хотя по-честному должен называться «Воткнутый диск» или хотя бы «Вставленный диск». Одновременно в области уведомлений появляется значок безопасного извлечения устройства:


Если на «флэшке» уже есть файлы, то при ее подключении к компьютеру откроется окно выбора действий с содержимым, очень похожее на то, которое мы видели на рис. 3.19.

С «флэшкой» можно работать так же, как и с любым другим носителем данных, – копировать на нее файлы стандартными способами, просматривать содержимое и т. д.

А вот отключать flash-накопитель от компьютера следует с осторожностью. Если вы записывали данные на «флэшку», то при слишком торопливом извлечении устройства они могут быть потеряны. Чтобы этого не случилось, лучше сначала отключить устройство, а уж затем извлекать его из USB-разъема. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на значке безопасного извлечения устройства в области уведомлений и в открывшемся меню выполните команду Безопасное извлечение устройства. Откроется окно, в котором нужно выделить название устройства и нажать кнопку Остановить. В следующем окне нажмите ОК. Теперь можно отсоединить «флэшку» от компьютера без риска потери информации и последующего кусания локтей.

Как видите, работать с файлами и папками в Vista совсем не сложно. Если что – щелкаете правой кнопкой мыши на объекте и внимательно изучаете контекстное меню.

Домашнее задание № 3

1. Устройте себе файл-серфинг. Не знаете, что это такое? Естественно, этого слова не существует. Суть этого процесса в том, что пользователь открывает папку, потом папку, которая в этой папке, потом поднимается и опускается по дереву папок… Словом, гуляет. Файловую систему вы таким образом не запомните, но поймете, насколько она сложна и запутанна.

2. После упражнения 1 не закрывайте окно папки. Усаживайтесь поудобнее и жмите на кнопку Назад. Так вы сможете спокойно и без суеты разобраться, по каким корягам дерева папок вас мотало.

3. Попробуйте найти на компьютере что-нибудь о себе. Для этого введите в строку поиска свою фамилию. Интересно, что получится?

4. Создайте файл (не важно, какого типа), назовите его Подопытный кролик и вволю поиздевайтесь над ним: тягайте по дискам, копируйте всеми способами, переименовывайте… Но, когда набалуетесь вдоволь, не забудьте удалить все копии бедного Подопытного кролика . Нечего компьютер засорять. Возможно, для поиска копий придется опять воспользоваться строкой поиска…

5. Попробуйте записать на компакт-диск файлы, которые хранятся у вас на «флэшке». Если ваш привод не умеет записывать диски, наоборот, скопируйте файлы с CD или DVD на «флэшку». Осознайте, что в любой из этих операций жесткий диск вашего компьютера участвует только в качестве посредника.

Начав свой путь, Сиддхартха быстро освоил учения, которые ему преподали, но не почил на лаврах, а вновь отправился в путь – один, без проводника. В старости он часто вспоминал этот решающий период своей жизни. Он рассказывал, как это бывало: в лесной чаще ночью, когда повсюду царят тьма и безмолвие и на многие йоджаны вокруг нет ни единой живой души, вдруг хрустнет ветка или упадет лист, и тебя охватят жуткий панический страх и ужас. Те, кто практиковал медитацию, знают, что иногда такое случается, – страх просто вздымается волной. Казалось бы, никакой конкретной опасности нет, и всё равно избавиться от этого чувства не удается. Именно такой страх тогда часто испытывал Сиддхартха. Его охватывал необъяснимый ужас. Как же справиться с таким страхом? Что делал Сиддхартха, чтобы от него освободиться? Он понял, что ничего делать не надо. Вот его слова: “Если страх приходил, когда я шел, я продолжал идти. Если страх приходил, когда я сидел, я продолжал сидеть. Если страх приходил, когда я стоял, я продолжал стоять. Ну, а если страх приходил, когда я лежал, я продолжал лежать. И страх уходил так же, как приходил”. Иными словами, Сиддхартха не пытался избавиться от страха. Он позволял страху прийти, позволял ему остаться, а потом позволял уйти. Он не допускал, чтобы страх проник в его ум - глубинный ум. Хотя Сиддхартха преодолевал любые трудности и препятствия, которые встречались на его пути, они не причиняли ему особых тягот. Но о степени героизма, присущего его натуре, говорит то, что затем он предпочел избрать самый трудный духовный путь, который только можно найти. И это еще не все: решив заняться аскетическими практиками, он придерживался этого пути более строго, чем любой из его современников. Он экспериментировал, искал истину методом проб и ошибок, а начав испытание, доводил его до предела человеческих возможностей.

Поэтому он ходил нагим даже суровой зимой, когда в предгорьях Гималаев лежал глубокий снег. Он перестал пользоваться чашей и собирал скудную пищу прямо в ладонь. Он прослышал, что, урезав свой рацион до нескольких зерен риса или ячменя и нескольких глотков воды, можно достичь порога просветления, и последовал этому рецепту. В сутрах есть ужасающее описание того состояния истощения, до которого он себя довел, соблюдая такую диету. Той же теме посвящен и знаменитый каменный барельеф в Гандхаре, изображающий Сиддхартху на этом этапе пути: мы видим сидящего аскета, чье тело превратилось в обтянутый кожей скелет.

Такой подвиг вряд ли приведет нас в восторг – скорее всего, мы сочтем его просто извращением. Но необходимо помнить, что Сиддхартха руководствовался совершенно определенной целью и что в те времена все одобряли практику аскетизма: она считалась очень действенным средством для тех, кому доставало мужества. В Индии даже сегодня аскетические практики производят впечатление на многих. Один мой друг, который был монахом в Сарнатхе, рассказывал, как их посетил знаменитый аскет. Его ученики внушили монахам, что утром их наставник ест только один вид зерна, причем еда должна быть готова ровно в семь утра. Моему другу, который был в Сарнатхе помощником настоятеля, это показалось настолько важным, что он решил лично проследить, чтобы их гость получил всё необходимое. Поэтому утром он принес зерно к келье великого аскета за несколько минут до семи, чтобы уж точно не опоздать, и в результате обнаружил, что аскет уже ушел. Пара его учеников замешкалась, и мой друг попросил у них объяснений:

Я принес то, что он хотел, точно в срок, а он даже не подождал!

В этом и заключается его величие! - ответили ученики.

Боюсь, мой друг высказал им – очень вежливо, – что именно может их учитель сделать со своим величием, и, как вы понимаете, это не привело их в восторг. Но в Индии подобные странности могут привлекать большое внимание. Даже на Западе в некоторых религиозных кругах странности обеспечат вам какое-то число последователей.

Поэтому бросить всё это, не оправдать ожидания спутников, снова стать никем - это потребовало от Сиддхартхи психологического и духовного мужества, которое можно отнести к разряду истинного героизма. Ведь намного легче совершить что-то даже очень трудное, если вокруг есть зрители, которые восхищаются и аплодируют, восклицая: “Взгляните на него, вот это герой!” Но если то, что вы делаете, никому не нравится и ваши поклонники с возмущением вас покидают, это становится настоящим испытанием и очень, очень немногие могут выдержать его с честью. Можно сказать, что нечто похожее пережил Иисус в Гефсиманском саду.

Наконец, самостоятельно поняв, что истинный путь проходит через этапы медитации, Сиддхартха с непоколебимой решимостью сосредоточил на цели всю свою волю. Как повествуют некоторые ранние сутры, именно тогда он произнес прекрасные и драматические слова: “Пусть иссякнет моя кровь, пусть высохнет моя плоть, я не сдвинусь с этого места, пока не достигну просветления”. 10 Он не сказал: “Ладно, испробую этот способ в течение нескольких дней, а если ничего не выйдет, придется, наверное, поискать что-нибудь другое”. После того как Сиддхартха увидел перед собой четкий путь, его решимость, была полной и непреклонной. Он поставил перед собой цель - уничтожить обусловленное бытие - и не желал никакой иной. Именно поэтому просветление Будды часто описывают просто как героическую победу – победу над демоном Марой, буддийским воплощением зла. Имя Мара буквально означает “смерть”, и этот демон олицетворяет все силы зла, обитающие в нашем уме, наши дурные чувства, нашу психологическую несвободу и т. д., а если сказать короче, то наше желание, нашу ненависть и наше неведение – то, что привязывает нас к нескончаемому страданию. Победа над Марой принесла Будде еще один титул – Мараджит: победитель Мары.

Если учесть, что достигнутое Буддой просветление было столь ярким, высочайшим выражением героического идеала, то мы не удивимся, обнаружив, что в его учении так явно подчеркивается необходимость полагаться только на себя и не рассчитывать даже на него. Есть знаменитое изречение Будды, многократно повторяющееся в палийском каноне: “Я сделал для вас всё, что может сделать учитель. Вот корни деревьев - садитесь и медитируйте. Остальное зависит от вас”. 11 Он никогда не оставлял монахов в покое: расспрашивал, что они собираются делать, как продвигается их практика, не позволял им останавливаться на достигнутом, всегда вдохновлял и побуждал прилагать еще больше усилий. И большинство из них следовало его наставлениям. Правда, некоторых всё это слегка утомляло, и они жаловались, что Будда их совсем загнал, но такие вскоре уходили, чтобы найти менее требовательного учителя.

По собственному опыту Будда знал, что духовная жизнь - дело нелегкое. Не раз он сравнивал ее с битвой и говорил монахам, дабы поднять их боевой дух: “Мы кшатрии, воины”. Этим он не хотел сказать, что они принадлежат к сословию кшатриев, потому что его ученики были из всех каст, от брахманов до неприкасаемых (чандала), и кастовые отличия в Сангхе не поощрялись. Будда говорил: “Мы воины, потому что сражаемся. За что мы сражаемся? За шилу - нравственную жизнь, за самадхи - высшее сознание, за праджню - мудрость, за вимукти - высшее духовное освобождение”. В подобных описаниях он предстает как воплощение бесстрашия и уверенности в себе. В нем не было ни ложной скромности, ни бравады. Его речь называют сингха-нада: львиный рык. Есть люди, которые блеют как овцы или даже как маленькие пушистые ягнята, а есть и такие, которые лают или тявкают как собаки. Но проповеди Будды сравнивают с львиным рыком потому, что в индийской мифологии все звери в джунглях умолкают, когда рычит лев. Когда Будда разъяснял высшую истину, никто не мог возразить.

Вам не придется долго искать, чтобы найти в буддийских сутрах рассказы о том, как превозносили героический идеал или воплощали его в жизнь. Но чтобы получить более прямое и непосредственное впечатление о явно героической природе буддийского идеала, достаточно взглянуть на самые яркие образы буддийского искусства. Здесь я имею в виду не традицию гандхарской скульптуры, которая не является чисто индийской и к тому же порой бывает излишне слащавой. Я говорю о матхурской традиции, которая получила свое название от местности неподалеку от современного Дели и является самым ранним в чисто индийском искусстве течением, делавшим акцент на энергию, а не на мягкость, на уверенность, а не на нежность, на силу, а не на миловидность. Для этой традиции характерно изображать Будду мужчиной в расцвете сил, который твердо стоит во весь рост подобно высокой башне или большому дереву, сложив руки в абхая-мудру – жест бесстрашия.

Конечно же, в произведениях буддийского искусства запечатлен не только Будда, и не только личность Будды является воплощением героического идеала. Развивая буддийскую традицию, Махаяна создала образ бодхисаттвы - свой главный вклад в буддийское воззрение. Как архетип бодхисаттва стал символическим выражением определенного аспекта просветления, а один из самых важных и почитаемых архетипических бодхисаттв - Манджушри, олицетворение высшей мудрости. В Дхаммападе Будда рассказывает, как этот искатель Дхармы поражает полчища Мары мечом мудрости, поэтому Манджушри в своей ипостаси, именуемой Арапачана Манджушри, правой рукой вздымает пламенеющий меч - меч знания или мудрости. В более поздний исторический период развития буддизма центральной фигурой тантрийского пантеона стал гневный Ваджрапани, чей яркий устрашающий образ олицетворяет героическую и бесстрашную энергию просветленного ума. Правой рукой он вздымает ваджру - несокрушимое оружием, обладающее непреодолимой мощью.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows