Перенесение исходного изображения. Основы распознавания изображений с помощью FineReader. Воображение = Смесь Воспоминаний

Перенесение исходного изображения. Основы распознавания изображений с помощью FineReader. Воображение = Смесь Воспоминаний

Практическая работа Обработка графической информации, содержит 12 заданий по соответствующей теме (работа подойдет для учащихся 8 класса занимающихся по УМК Босовой).

Задание 1. Работа с графическими примитивами.

ВАЖНО!
Для рисования графического примитива (прямоугольника, скруглённого прямоугольника, эллипса) нужно щёлкнуть на кнопке с его изображением на панели инструментов, переместить указатель мыши в рабочую область, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская её, перемещать указатель мыши по диагонали, следя за изображением на экране. Для изображения квадрата и круга при использовании соответствующих инструментов удерживают нажатой клавишу Shift .

Чтобы изменить ширину контура для фигур, получаемых с помощью инструментов Прямоугольник , Эллипс и Скругленный прямоугольник , следует предварительно активизировать инструмент Линия (вкладка Главная группа Фигуры ) и в его меню настройки указать требуемую ширину.

1. Запустите графический редактор Paint .
2. Установите размеры области для рисования: ширина - 1024 пиксела, высота - 512 пикселей. Главная > Изображения > Изменить размер .
3. Повторите приведённый ниже рисунок, используя инструменты Линия , Прямоугольник , Скругленный прямоугольник и Эллипс .

4. Сохраните результат работы в личной папке:
в файле p1.bmp как 24-разрядный рисунок;
в файле p2.bmp как 256-цветный рисунок;
в файле p3.bmp как 16-цветный рисунок;
в файле p4.bmp как монохромный рисунок;
в файле р5.jреg ;
в файле p5.gif .
5. Сравните размеры полученных файлов и качество сохранённых в них изображений.

Задание 2. Выделение и удаление фрагментов

1. В графическом редакторе откройте файл Устройства.bmp .

2. Оставьте на рисунке только устройства ввода, а всё лишнее удалите, предварительно выделяя фрагменты с помощью инструмента Выделить . Главная > Изображения > Выделить .
3. Сохраните рисунок в личной папке под именем Устройства_ввода .

Задание 3. Перемещение фрагментов

Сказка.bmp .

2. С помощью инструмента Выделение поочередно выделите прямоугольные, прозрачные фрагменты и переместите их так, чтобы сказочные персонажи обрели свой истинный вид.

Задание 4. Преобразование фрагментов

1. В графическом редакторе Paint откройте файл Стрекоза.bmp .

2. Поочерёдно выделите прямоугольные фрагменты (прозрачный фон), при необходимости поверните их (команда Повернуть меню Изображения ) и переместите их так, чтобы получилась иллюстрация к басне И. Крылова «Стрекоза и муравей».
3. Сохраните результат работы в личной папке.

Задание 5. Конструирование сложных объектов и графических примитивов

ВАЖНО!
Сложные объекты желательно изображать по частям. Изображайте каждый из примитивов отдельно. Затем поочерёдно выделяйте их (инструмент Выделение , режим Прозрачный фрагмент ) и перетаскивайте в нужное место.


2. Изобразите один из следующих рисунков:

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Мой_рисунок .

Задание 6. Создание надписей

1. В графическом редакторе Paint откройте файл Панель.bmp .
2. С помощью инструмента Текст подпишите инструменты графического редактора Paint

3. Сохраните рисунок в личной папке в файле Панель1.bmp .

Задание 7. Копирование фрагментов

1. Запустите графический редактор Paint.
2. Взяв за основу следующую последовательность действий, изобразите шахматную доску.

3. Подпишите строки и столбцы шахматной доски.
4. Сохраните рисунок в личной папке под именем Шахматная_доска .

Задание 8. Работа с несколькими файлами

Скачайте файлы для работы:





1. В графическом редакторе Paint откройте файл Схема.bmp.
2. Проиллюстрируйте схему, добавив в неё изображения соответствующих устройств из файлов Оперативная Память.bmp, Винчестер.bmp, Диск.bmp, Дискета.bmp, Флэшка.bmp. Для удобства откройте каждый из этих файлов в новом окне. Копируйте нужные изображения в буфер обмена и вставляйте в нужные места схемы.

3. Сохраните полученный результат в личной папке под именем Схема1 .

Задание 9. Получение копии экрана

1. Запустите графический редактор Paint, минимизируйте его окно и сделайте копию этого окна (клавиши Alt+PrintScreen - нажать одновременно).
2. Разверните окно графического редактора Paint на весь экран и разместите полученное изображение в центре рабочей области (вкладка Главная , группа Буфер обмена , кнопка Вставить ), подпишите основные элементы интерфейса.
3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Paint .

Задание 10. Создание анимации

1. Откройте в графическом редакторе Paint файл Акробат.bmp .
2. Скопируйте и отразите имеющийся фрагмент, совместите две половинки и раскрасьте получившуюся фигурку акробата. Сохраните полученное изображение в личной папке в файле a1.gif .
3. Копируя, перемещая и удаляя отдельные части изображения, внесите изменения в фигурку акробата (например, изобразите акробата с опущенными вниз руками). Сохраните полученное изображение в личной папке в файле a2.gif .

4. Зайдите на сайт https://www.gifup.com/ и, следуя имеющимся там инструкциям, создайте анимацию за счёт многократного повторения двух кадров.
5. Сохраните результат работы в личной папке.

Задание 11. Художественная обработка изображений

1. Запустите графический редактор Gimp.
2. Откройте в графическом редакторе Paint файл mamont.jpg .
3. Примените к исходному изображению различные фильтры так, чтобы результат был близок к тому, что приведён на рисунке ниже.

4. Сохраните свои результаты в файлах mamont1.jpg , mamont2.jpg , mamont3.jpg и mamont4.jpg .

Задание 12. Масштабирование растровых и векторных изображений

1. В графическом редакторе Paint постройте следующее изображение:

2. Сохраните результат работы в личной папке как 24-разрядный рисунок (тип файла).
3. Выделите любой фрагмент рисунка. Несколько раз уменьшите и увеличьте выделенный фрагмент. Понаблюдайте за тем, как операции масштабирования влияют на качество изображения.
4. Выполните такой же рисунок в графическом редакторе OpenOffice.org Draw. Сохраните результат работы в личной папке как Рисунок ODF (тип файла).
5. Выделите любой фрагмент рисунка. Несколько раз уменьшите и увеличьте выделенный фрагмент. Понаблюдайте за тем, как операции масштабирования влияют на качество изображения.
6. Завершите работу с графическими редакторами.

Цели урока:

Образовательная:

  • отработка навыков работы с графическим редактором;
  • повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование”, “вставка”;
  • научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
  • познакомить учащихся с новой командой Отразить /Повернуть .

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Задачи урока:

  • продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором;
  • формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint;
  • формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, карточки с вопросами, карточки с алгоритмом выполнения практической работы, буклеты.

Формы: коллективная, групповая.

Виды работы: беседа, работа с раздаточным материалом, работа за ПК.

Этапы урока:

  • Организационный материал.
  • Постановка цели урока.
  • Актуализация знаний:
    • фронтальный опрос
    • работа с раздаточным материалом
  • Изучение нового материала:
    • повторяющие элементы (команда Правка – Копировать)
    • Великаны и карлики (Растяжение и сжатие)
    • Наклон, отражение и поворот
    • Физкультминутка
  • Первичное закрепление изученного (практическая работа)
    • работа за ПК, используя карточки с алгоритмом выполнения работы
  • Постановка домашнего задания.
  • Подведение итогов урока.
    • что нового сегодня узнали?
    • оценки за урок.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Итак, мы начинаем урок. Скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?

На прошлом уроке мы познакомились с графическим редактором Paint. Рисовали рисунки, используя объекты, расположенные на панели инструментов.

– Да, верно. Но оказывается, что над рисунком можно выполнять какие-либо действия. Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?

Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать.

– Правильно. Но вы назвали лишь часть действий, которые можно производить над рисунком. Еще рисунок можно поворачивать, наклонять, отражать. А каким одним словом можно назвать эти действия?

Все эти действия можно назвать словом преобразование.

– Да, верно. А теперь, из всего сказанного, попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

Тема нашего урока “Преобразования рисунка”.

– Да, тема нашего урока "Графический редактор Paint: преобразование рисунка". Сегодня на уроке мы с вами научимся преобразовывать рисунки, т.е. изменять размеры рисунка, копировать, поворачивать, наклонять. Затем вы выполните небольшую практическую работу. Но сначала мы с вами вспомним материал, изученный на прошлом уроке.

III. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  • Сейчас я вам буду показывать карточки с изображенным инструментом, а вы будете называть его и говорить, для чего он предназначен.
  • Чем отличается произвольное выделение фрагмента от прямоугольного?
  • Чем отличается выделение с фоном от выделения без фона?
  • Как в графическом редакторе нарисовать квадрат и круг?

2. Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах на карточках.

1. Закончите предложение:

Графический редактор – это …

А) устройство для создания и редактирования рисунков;

Б) программа для создания и редактирования рисунков;

В) программа для создания и редактирования текстовых документов;

Г) устройство для печати рисунков на бумаге.

2. Подпишите кнопки панели инструментов:

3. Определить, что получиться в результате выполнения следующих действий:

  • Установить основной цвет желтый;
  • Выбрать инструмент Овал и настроить его на 3-й режим заполнения;
  • Удерживая клавишу Shift, нарисовать круг;
  • Выбрать инструмент Линия и настроить его на рисование самых жирных линий;
  • Удерживая клавишу Shift, изобразить отрезки, выходящие из центра желтого круга.

IV. Изучение нового материала.

1. Повторяющие элементы (команда Правка – Копировать)

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? <Приложение 1 >

Веточки различных растений: рябина, виноград и т.д .

– Да, правильно. На экране изображены веточки растений. А теперь подумайте и скажите, что есть общего у всех этих веточек?

Каждая веточка состоит из каких-то повторяющихся деталей: листьев, ягод .

– Верно. А где еще можно встретить повторяющиеся элементы?

Различные геометрические построения, сооружения .

– Таким образом, можно сделать вывод, что повторяющиеся элементы можно увидеть не только в геометрических построениях, но и в окружающем нас мире. Посмотрите вокруг себя. Листья на деревьях, ягоды, плоды – все это повторения, созданные природой. Жилые дома, автомобили, созданные человеком, при всем их многообразии также имеют повторяющиеся элементы. (Демонстрация слайдов с изображениями ягод, плодов, деревьев и т.д.). А в творчестве мы можем встретить повторяющиеся объекты?

В рисунках, изображениях .

– Верно. Повторяющийся фрагмент может стать основой художественной композиции. Давайте рассмотрим веточку рябины. (Демонстрация слайда с изображением веточки рябины). Чтобы нарисовать ее, нужно сделать заготовку только одной ягоды, а затем составить из копий гроздь. Листья также получены из одного маленького листа. Но как расположить листья в разных направлениях? Они должны быть одинаковы, но ведь абсолютно одинаковые объекты нарисовать невозможно. А в данном случае, они должны быть не только одинаковыми, но и их нужно расположить симметрично относительно ветки. Оказывается, выделенный фрагмент можно повернуть или создать его зеркальное отражение (Отразить) . Эти возможности обеспечиваются специальной командой Отразить – Повернуть из меню Рисунок . На рисунке показаны листья, полученные из одного листа с помощью команд отражения и поворота. При выборе этой команды появляется окно диалога. (Показать слайд с изображением данного диалогового окна). Посмотрите, как выполняются эти команды на рисунке. (Следующий слайд – “примеры выполнения команд отражения и поворота”).

Давайте запишем в своих тетрадях тему урока, которую вы сами сформулировали: “Графический редактор Paint: преобразование рисунка”.

Вспомните, где в повседневной жизни можно увидеть отражение слева направо, сверху вниз? Придумайте примеры использования команды Отразить – Повернуть в рисунках. И запишите по одному примеру в свою тетрадь.

Ребята записывают в тетрадь, затем проверяем .

В графическом редакторе Paint можно отражать фрагмент рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси симметрии выделяющего прямоугольника. Для этого выделяем рисунок и выполняем команду Рисунок – Отражение и поворот. Появится окно данного вида: <Рисунок 1 >

В этом окне мы выбираем действие, которое необходимо произвести над рисунком: отразить слева направо, отразить сверху вниз или повернуть на угол. Посмотрите на экран и скажите, какие изменения произошли с котятами? <Рисунок 2 >, <Рисунок 3 >

На первом рисунки над снеговиками выполнили преобразование: отражение слева направо. На втором – отражение сверху вниз.

– Да, верно. Еще одно преобразование – это поворот. Поворот фрагмента относительно центра симметрии выделяющего прямоугольника можно выполнить в окне Отражение и поворот, которое вызывается из меню Рисунок. Выбираем команду: Повернуть на угол. Далее из предложенных углов выбираем нужный нам угол. <Рисунок 4 >

2. Великаны и карлики (команды Растяжение и сжатие)

– Мы с вами познакомились только с одним преобразованием рисунка: отражением и поворотом. Но существуют еще и другие. Как вы думаете, какие?

Рисунок можно наклонять, увеличивать или уменьшать, т.е. изменять размеры рисунка.

– Да, именно эти преобразования и можно выполнять над рисунком. Я сейчас вам прочитаю небольшой отрывок, а вы мне скажите, о каком преобразовании идет речь. Итак, внимательно слушаем: "Над крышами летали мухи величиной со слона. Лошадей держали в домах вместо собачек. В лесу росли гигантские травы, а березы и осины зеленели на подоконниках. Дети в этой стране рождались большими, как великаны. С возрастом они уменьшались в размерах, пока не исчезали вовсе… Так фантазировал один мальчик".

Здесь речь идет об изменениях размеров рисунка. Об увеличении и уменьшении.

– Конечно, в данном отрывке одни объекты у нас имели очень большие размеры, другие – маленькие. Оказывается, в графическом редакторе можно легко растянуть или сжать выделенный фрагмент, т.е. изменить размеры рисунка: увеличить или уменьшить. <Рисунок 5 >

В данном случае, мы уменьшили снеговика в 2 раза. Для этого сначала нужно выделить снеговика, затем выполнить команду Рисунок – Растяжение и наклон. Появилась окно следующего вида: <Рисунок 6 >

Для уменьшения рисунка в 2 раза указываем значения 50 по горизонтали и вертикали.

Менять размеры выделенного фрагмента можно не только из меню Рисунок. Можно делать это, потягивая мышкой за маркеры размеров, которые располагаются на границе выделенной области. Иногда так бывает удобнее, но изменение размеров выполняется “на глаз”. Когда нужна точность, без меню не обойтись.

3. Наклон, отражение, поворот.

В окошке Растяжение и наклон , которое вызывается из меню Рисунок , можно задать в градусах наклоны выделенного фрагмента: <Рисунок 7 >

При выполнении данной команды наш котенок немного наклонится: <Рисунок 8 >

4. Физкультминутка.

Чтоб здоровья нам набраться –
Надо спортом заниматься.
Чтобы сильными расти –
На зарядку – раз, два, три.
Руки на пояс, ноги шире…
Наклоны вперед – Раз, два, три, четыре.
Ноги вместе, руки вниз,
Прыгай на месте и садись.

V. Первичное закрепление изученного (практическая работа).

– Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На партах у вас лежат карточки с алгоритмом выполнения практической работы. Но перед тем как вы сядете за компьютеры, давайте повторим с вами правила техники безопасности.

Ребята перечисляют правила техники безопасности в компьютерном классе по цепочке.

– Правила техники безопасности вы вспомнили. А теперь потихонечку присаживаемся за компьютеры и начинаем выполнять работу. У кого возникают вопросы, поднимаем руку и я подойду.

Практическая работа

  1. Используя возможности графического редактора, нарисуйте робота.
  2. Выделите робота. Выполнив команду Правка – Копировать, скопируйте его. Затем, выполнив команду Правка – Вставить, вставьте робота 6 раз и разместите вставленных роботов на рабочем поле.
  3. Выделите первого робота. Увеличьте робота в 2 раза, выполнив команды Рисунок – Растянуть – 200% – 200%.
  4. Выделите второго робота. Уменьшите робота в 2 раза, выполнив команды Рисунок – Растянуть – 50% – 50%.
  5. Выделите третьего робота. Наклоните робота по горизонтали на 45 0 , выполнив команды Рисунок – Растяжение и наклон.
  6. Выделите четвертого робота. Отразите робота слева направо, выполнив команды Рисунок – Отражение и поворот.
  7. Выделите пятого робота. Отразите робота сверху вниз, выполнив команды Рисунок – Отражение и поворот.
  8. Выделите шестого робота. Поверните робота на 270 0 , выполнив команды Рисунок – Отражение и поворот.
  9. Последнего робота оставьте без изменений.
  10. Покажите работу учителю.

VI. Постановка домашнего задания.

1. В графическом редакторе Paint нарисуйте произвольный рисунок. И выполните над ним все преобразования, которые мы сегодня изучили.

2*. Нарисовать гроздь винограда, используя команды Копировать – Вставить и Отразить – Повернуть . Написать в тетрадь алгоритм выполнения данной работы.

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе. Естественно, что если я буду выслушивать мнение каждого, то нам не хватит времени, ведь до конца урока осталось совсем немного. Но мы сегодня выполняли практическую работу и поэтому оценку должен получить каждый ученик, ведь все вы старались и работали. Я предлагаю оценить себя самостоятельно и для этого использовать смайлики.

Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение.

На экране слайд с изображением смайликов:

What You"ll Be Creating

Как всё начинается. Вы представляете могучего дракона со страшной головой, блестящей чешуёй, дивными крыльями и длинным хвостом с шипами... он настолько реалистичный, что вы можете почти прикоснуться к нему!

Вы берёте карандаш, или графический планшет, вы чувствуете поток творческой энергии, проходящий сквозь ваши пальцы, и... ничего не происходит. Просто ничего не получается. И было бы понятно, если бы вы плохо рисовали, хотя, вы можете рисовать реалистично, если у вас было бы под рукой исходное изображение, верно? Ваши линии чёткие, вы можете контролировать карандаш, у вас выходят правильные пропорции, но только тогда, когда у вас есть что-то, на что вы можете посмотреть в реальности.

Рисовать, используя воображение, похоже, намного сложнее, чем просто воссоздавать реальность. В конце концов, это реальное воссоздание – выпретворяете в жизнь в то, чего никто никогда не видел раньше! Все эти удивительные существа и фантастические рассказы в вашем воображении только и ждут, когда вы высвободите их. Вы хотите наблюдать за ними, как они рождаются на листе бумаги, чтобы увидеть их, как они оживают, чтобы все восхищались ими, как и вы. Почему это так сложно? Как получить правильную взаимосвязь между изображением в вашем воображении и линиями, создаваемые вашей рукой?

Как Вы Рисуете?

На этот вопрос вам необходимо ответить в первую очередь. Рисовать не так просто, как вы думаете – этот процесс состоит из (могут создаваться различные стили, хотя существует только одна реальность). Поэтому, техника, которую вы используете для рисования с исходного изображения может (и, возможно, так и есть) совершенно отличаться от техники, которую вы используете для рисования, используя своё воображение. Если это так, то неудивительно, что одна техника даётся вам легко, а вторая кажется невозможной, даже несмотря на то, что обе техники относятся к "рисованию".

Тот же самый эффект может создать, используя различные техники. Например, вы можете создать реалистичное изображение лошади следующими способами:

  • сфотографировать настоящую лошадь
  • создать реалистичную скульптуру лошади, а затем сфотографировать её при соответствующем освещении
  • использовать различные тона цвета, чтобы создать рисунок лошади
  • использовать точки света, чтобы создать цифровой рисунок лошади

Все эти методы, при правильном использовании, дадут вам одно и то же реалистичное изображение лошади. То же самое касается ваших рисунков, учитывая даже то, что рисунок, нарисованный с помощью исходного изображения и рисунок, нарисованный с помощью воображения, имеют одни и те же линии и нарисованы одной и той же рукой и одним человеком, оба рисунка создаются по-разному. Другими словами, существует два разных процесса, происходящие в вашем сознании, когда вы создаёте и воссоздаёте.

Рисуем, используя исходное изображение: Копирование

Выберете исходное изображение, попробуйте нарисовать рисунок по нему, и понаблюдайте за тем, как вы это делаете. Как это работает? Что вы делаете в действительности , кроме "рисования"? Обратите внимание на процессы, происходящие в вашей голове, проанализируйте их. Какие вопросы вы хотите задать себе про исходное изображение, и как вы ответите на них?

Самый популярный способ использования исходного изображения – это копирование линий. Для того, чтобы сделать это правильно, необходимо уметь копировать пропорции – видеть объект на удалении и уметь воссоздавать его в другом масштабе. Это относительно лёгкая практика, которая даёт быстрые результаты, включая впечатление, что вы хорошо рисуете.

Однако, при этом, вы хорошо справляетесь только в копировании линий и пропорций . Если у вас хорошая память, то вы можете запомнить линии и позже нарисовать тот же объект без исходного изображения, но это по-прежнему не имеет ничего общего с навыками, необходимыми, чтобы рисовать по воображению. Не говоря уже о том, сколько линий нужно запомнить, и как легко их забыть!

Исходное изображение (1) визуально преобразовано в линии (2), а затем копируются линии (3)
Подобный набор точных линий часто подвержен искажению - со временем они буквально тают в вашей памяти, и вам придётся заполнить пустоты, используя свои предположения.

Рисуем, используя воображение: Зрительный Процесс

А сейчас попробуйте нарисовать что-нибудь, используя своё воображение. Какие возникают вопросы? Что вы отвечаете на них?

Стандартный процесс рисования по воображению выглядит следующим образом: вы видите образ чего-то в своей голове, вы можете почувствовать это, а затем вы начинаете рисовать. У вас нет чёткой идеи - вы не видите её так же чётко, как реальную картинку, но у вас есть особое ощущение, что если бы только взять карандаш, то он автоматически заполнил пустоты в вашем видении. Но, если этого не происходит, то вы чувствуете себя опустошённым.

Идея в вашей голове не может быть преобразована в линии, подобно стандартному исходному изображению.

Вот почему рисунок по воображению не может быть создан таким же образом, как рисунок по исходному изображению. Нельзя скопировать линии и пропорции чего-то, что вы не можете увидеть ещё - только после того, как вы нарисуете что-то, вы можете увидеть, является ли это тем, что вы хотели или нет. Тогда….. почему? Почему у вас такое сильное ощущение, что вы можете увидеть это в своём сознании, когда на самом деле нет?

Картинки Вашего Воображения

Воображение является особенностью вашего сознания, которая позволяет смешивать элементы реальности для создания её новых версий. Креативность представляет ваши навыки. Чем больше креативности, тем больше оригинальных вещей вы можете создать из одних и тех же элементов.

Воображение делает возможным создание новой реальности из исходных фрагментов реальности.

Все мы творческие личности в какой-то степени, но некоторые из нас в этом смысле лучше, чем другие. Интересно то, что большинство детей очень креативны, потому что они далеки от концепции абсурда. Они просто создают идеи, не пытаясь рассуждать о них, а также не пытаясь исключить самые сумасшедшие из них. По мере того, как мы взрослеем, мы больше узнаем, и зачастую наша креативность от этого страдает, потому что мы так боимся неудач и того, что будем выглядеть нелепо.

Небольшой совет: если вы хотите развить свой творческий потенциал, найдите партнера и задайте друг другу вопросы, на которые нельзя ответить "Я не знаю". Чем более безумны будут вопросы и ответы, тем лучше!

Быть креативным - достаточно, чтобы создать что-то в своем воображении, но недостаточно, чтобы реализовать это. Вам необходимо знать элементы реальности, которые вы использовали для создания этого нового видения, чтобы потом нарисовать их.

Не важно, что вы хотите нарисовать дракона, а драконы не существуют, потому что существует концепция дракона (например, в Западной культуре: большая чешуйчатая рептилия с крыльями), живых существ, когти, челюсти хищных животных, конструкцию ног, необходимые для эффективного передвижения, конструкцию крыльев с учётом их функциональности и так далее. Это огромное количество информации, которой на ваш взгляд, вы обладаете - но так ли это?

Память

Мы можем сказать, что существует два типа памяти - активная и пассивная. Пассивная память предназначена "только для чтения" - вы используете ее для того, чтобы что-то узнать. Например, объект 1 сохранён в пассивной памяти со свойствами А, В и С, поэтому, когда вы видите объект со свойствами А, В и С, вы распознаете его, как объект 1 . Хранить что-то в пассивной памяти не составляет труда, а информация хранится очень долго, но в то же самое время у вас нет прямого доступа к ней - вам необходимо увидеть объект, с которым она связана, чтобы использовать её. Без объекта, информация просто не существует для вас.

Пассивная память собирает всю информацию вокруг вас без нашего ведома. Эта информация очень детальная, однако не имеет прямого доступа. Вы можете получить информацию только извне, а вопрос согласованности - (содержат ли какие-либо из сохранённых объектов в памяти свойства А, В и С?).

Активная память - это что-то большее. Она содержит копию информации, которую однажды вы получили и осознанно решили сохранить. Когда вы прилагаете усилия что-то запомнить, фактически вы лепите образ этого объекта. Однако, эта скульптура тает со временем, поэтому, вам необходимо время от времени возвращаться к ней, чтобы починить её, делая ее массивнее с каждым разом. Это и есть механизм запоминания и повторения.

Пассивная Память

Давайте внимательнее посмотрим на процессы запоминания. Пассивная память полностью подсознательна - вы смотрите на объект (1), а затем его свойства запоминаются в вашей памяти (2). Вы даже не догадываетесь об этом! Таким образом, вы "помните" прически и лица ваших друзей, даже не думая об этом.

Пассивное запоминание

Пассивная память вызывает у вас чувство чего-то знакомого, когда вы видите объект, который уже был сохранён - это потому, что подсознание проверяет, есть ли он уже в базе данных, на случай, если его нужно сохранить. Поэтому ребенка захватывает все, что он видит (его пассивная память почти пуста), а взрослый даже не замечает этих вещей. Когда мы видим что-то, что мы никогда не видели до этого, это притягивает наше внимание, поэтому объект надлежащим образом сохранился в пассивной памяти. Далее, он нас больше уже не интересует.

Пассивное узнавание

Пассивная память, не смотря на то, что она «ленивая», на деле очень полезная и быстрая. Она заставляет вас узнавать все вещи вокруг вас без использования сознания. Вы просто смотрите на что-то, ваши глаза передают информацию вашему мозгу, и внезапно вы знаете, на что вы смотрите - не догадываясь, что было мгновение что вы не знали про это. Вы понятия не имеете, что у вас был какой-либо вопрос, потому что на него уже ответили!

Можете ли вы достать информацию, записанную в пассивной памяти без использования механизма сравнения? Да, но только подсознательно. Подумайте о своих снах - в некоторых из них, особенно в ярких, вы можете увидеть невероятное количество деталей, и все они, в большинстве случаев, правдивы. Весь мир снов основан на ваших пассивных воспоминаниях, хотя они и могут бы смешаны. Поэтому, вы также можете вспомнить что-то, если некоторое время вы не думали об этом - ваше подсознание пытается ответить на вопрос, даже если вы сознательно решили уже сдаться.

Активная память

Активная память более сложная. Она требует от вас осознанных усилий для запоминания. Она срабатывает каждый раз, когда вы пытаетесь запомнить имя или номер - когда вы решаете что-то запомнить.

Активное запоминание

Это усилие стоит того - активная память позволяет вам воссоздавать что-то из своего сознания, используя тот же самый "рецепт", который вы создали, когда запоминали его.

Активное узнавание

Активная память, согласно названию, требует вашей осознанности, следовательно, она медленнее. Вам известно о вопросе и ответе (или отсутствии такового). Вам необходимо сделать усилие, чтобы вытянуть информацию из вашего сознания.

Давайте представим, что у вашего друга новая причёска. Ваша пассивная память скажет вам, что что-то не так (что-то не вписывается в шаблон). Теперь вам нужно вспомнить, как ваш друг выглядел ранее, используя свою активную память. Если ранее вы никогда не задавали этот вопрос, скорее всего, у вас в голове не сохранилась копии этой информации - только шаблон, созданный вашим подсознанием, недоступный для вашего сознания. Поэтому, пассивная память говорит вам, что вы это знаете это, но в то же время, вы не можете сказать, что именно вы знаете .

Я Не Знаю, Что Я Знаю

В действительности, активная и пассивная память - это одно и то же. Их отличает процесс запоминания и узнавания.

Давайте представим, что воспоминания могут храниться в контейнере из живой мембраны. У контейнера нет никаких отверстий, и если вам нужно поместить воспоминания внутрь, то вам придётся проткнуть его. Если вы делаете это неосознанно, то вы поместите вовнутрь всё очень легко. Однако, вы не сможете осознанно вернуть воспоминания через "неосознанно" открытый контейнер. Единственная вещь, которая может использовать этот канал - это небольшой кусочек информации - "да" или "нет", в качестве ответа на вопрос "хранится ли информация Х внутри?" Это наша пассивная память.

Легко хранить воспоминания неосознанно - вам даже не нужно думать об этом!
"Что такое Х?", спрашиваете вы. "Ты знаешь, что это", отвечает пассивная память. И у вас не остается выбора, кроме как поверить этому!

Если вы хотите сохранить какую-либо информацию осознанно, для этого потребуется больше времени и усилий. Каждый ее кусочек должен проделать в мембране собственное отверстие, но если у вас получится это сделать, вы также сможете вытянуть эту информацию. Это наша активная память.

Вам необходимо понимать процесс запоминания, чтобы запомнить информацию осознанно. Если это просто, то это не работает!
Теперь вы можете вновь найти свою информацию в той форме, в которой вы её запомнили.

Проблема состоит в том, что каждый канал со временем зарастает, усложняя процесс извлечения информации. Из-за того, что "да" или "нет" так мало, они могут проделать путь через канал и через долгое время с момента акта запоминания. Осознанные каналы зарастают с той же скоростью, но они очень быстро становятся слишком маленькими для их информации, при этом невозможно вытянуть эти воспоминания. Единственный способ держать каналы незаросшими - это освежать воспоминания до того, как канал станет слишком маленьким. Чем чаще вы это делаете, тем медленнее зарастает канал!

Чем больше времени проходит с момента запоминания, тем меньше сохранённой информации может пройти сквозь канал, до тех пор, пока вы не будете ничего извлекать кроме ощущения, что эта информация там есть.

Конечно, это только один из множества способов упрощения процесса, который происходит в нашем разуме. Человеческая память так и не изучена до конца, и, конечно же, она намного сложнее, чем я её описал. Тем не менее, метафора пассивной и активной памяти - это все нам ещё предстоит понять и решить проблемы с созданием рисунка по воображению.

Воображение = Смесь Воспоминаний

Теперь мы знаем, почему иногда, когда мы так уверены, что знаем, как что-то выглядит, но не в состоянии это вообще нарисовать. Но есть кое-что ещё.

Маловероятно, что существо, которое вы представляете в голове, имеет зрительную форму. Наши воспоминания очень сложные - например, когда я говорю "ключи", вы можете автоматически представить форму ключа, но также и почувствовать запах/вкус железа, услышать звук ключей, которые звенят в связке, почувствовать холодный металл в своей руке или вес связки ключей, в зависимости от того, какое из ваших чувств наиболее развито.

Еще раз, хорошенько приглядитесь к своему существу в своём разуме. Вы действительно его видите? Или, может, вы чувствуете вес его тела, тепло его дыхания, звук хвоста, скользящего по камням?

Может, вы чувствуете что-то странное, что мы обычно не называем чувством, ощущение движения, когда когти обнажены и готовы вцепиться и рвать, или даже вибрацию в горле существа, когда оно рычит?

Вся эта информация заставляет вас быть уверенным, что в вашей голове есть детальное изображение существа, хотя визуальной информации - единственной информации, необходимой, чтобы что-либо нарисовать, - в действительности очень мало. Как это работает? Когда вы чувствуете когти, вам не нужно их видеть, так как они являются частью изображения в любом случае. Однако, нельзя нарисовать ощущение!

Как же проверить, что изображение, которое вы видите - полное, и готово к воплощению в реальность?

Протестируйте Своё Воображение

Существует простой способ. Рассматривайте все элементы изображения как будто они являлись бы частью активной памяти, и тогда вы узнаете, есть ли они в действительности. Как? Просто спросите себя о них, и отвечайте словами, а не набросками. Чем больше будет детализированной информация, тем больше шансов получить верный рисунок.

Но вас ждёт ловушка. Скорее всего, вы с лёгкостью ответите на следующие вопросы:

  • Сколько у него лап?
  • Насколько большие его глаза?
  • Насколько длинный его хвост?
  • Насколько длинные его лапы?
  • Какого оно окраса?
  • Какой рисунок его окраса?
  • Оно большое или маленькое?
  • Это мужская или женская особь?
  • Оно мускулистое или худое?
  • Какие ноги у него - когти, копыта, лапы?

Проблема в том, что все эти ответы всё ещё вопросы! Что значит "мускулистое"? Что значит "большой" или "маленький"? В чём разница между "когтями" и "лапами", между "мужской особью" и "женской"? Более того, что такое "ноги", "хвост", "глаза"…? Все эти определения сохранены в вашей пассивной памяти, поэтому вас посещает обманчивое чувство, что вы их знаете, но это не значит, что вы сможете получить открытый доступ к ним при создании рисунка!

Какая из этих "лап" та, о которой идёт речь? Подсказка: они не одинаковые!

Поэтому вас не покидает сильный соблазн нарисовать существо, вместо того, чтобы отвечать на вопросы словами. Вы думаете: "Я не могу описать это, но вот, если бы мне позволили нарисовать это…" Вашей пассивной памяти необходимо что-то для сравнения, поэтому она просит вас предоставить это, а затем она сможет ответить на ваш вопрос: "Ты хочешь знать, что такое Х? Покажи мне что-нибудь, и я скажу тебе, это Х или нет". Поэтому, вы оптимистично начинаете рисовать когти, и получаете ответ: "Не-а, это не когти". Теперь понятно, почему это заставляет вас чувствовать себя так плохо!

Вы можете использовать другой трюк, чтобы проверить свои знания. Если вы думаете, что знаете как выглядит правильное крыло, то вы также должны суметь описать крыло, которое не выглядит правильным. Скорее всего, на самом деле вы ничего не знаете о крыльях, и всё, что у вас есть - это неуловимое чувство этой структуры в своей голове.

Лепите Свои Воспоминания

Теперь мы знаем, какого характера процесс лежит в основе наших проблем. Как преодолеть это? Что мы можем сделать, чтобы с лёгкостью рисовать по воображения? Ну, на самом деле ответ прост: нам нужно заменить пассивную память активной. Я дам вам небольшой совет, который поможет вам достичь этой цели.

Сосредоточьтесь на одном Материале

Во-первых, не делайте процесс обучения более сложным, чем он должен быть. Сосредоточьтесь на одном инструменте, на одной технике. Если вам не удаётся рисовать по воображению, не смешивайте это процесс с другими аспектами, как, например, затенением или совмещением. Лучше сражаться с одним врагом вместо целой армии!

Используйте обычный карандаш, даже не графический планшет - потому что даже он может стать источником других проблем. Также, если вы действительно разбираетесь в затенении, раскрашивании, а также в других подобных аспектах, у вас может появиться соблазн использовать их, чтобы скрыть то, что не так развито. Это также не поможет вам развить этот навык!

Трудно сказать, что не так, когда существует множество вещей, которые могут оказаться неверными!

Это связано с другим советом:

Выявите Свои Неумения

"Я не умею рисовать" - это самая опасная вещь, которую может сказать любой начинающий художник. Рисование содержит в себе множество аспектов, и я уверен, что вы освоили хотя бы некоторые из них, например, правильный захват карандаша и нажатие им на бумагу. Если вы преуспели в копировании (я не имею ввиду с помощью кальки), то вам стоит более оптимистично относиться к своим художественным способностям! Проблемы с рисованием по воображению в этой ситуации абсолютно естественны!

Возможно, вы расстроены по этому поводу, потому что вы рассматриваете эти два вида рисования, как к одному и тому же, поэтому, вы не можете понять, почему один даётся вам легко, а второй выходит ужасно плохо. Каждый раз вы разделяете эти два навыка - рисование, как индивидуальное мастерство, и понимание объекта, как ментальную способность - вы можете расслабиться и сконцентрироваться на изучении прочих навыков без этого досадного ощущения, что с вами что-то не так.

Продолжаем, нарисуйте что-то по воображению. Что-то появилось на бумаге? Отлично, вы это нарисовали! Теперь взгляните на это. Что не так? Я имею в виду что именно "Выглядит ужасно" - это не ответ. "Лапы выглядят неверно" - намного лучше. Нельзя научиться тому, как сделать "не ужасным" рисунок в целом, но вы можете понять, как выглядят "правильные" лапы. Намного проще решить проблему "я не могу нарисовать лапу по воображению", чем "я вообще не умею рисовать по воображению".

Легче учиться постепенно шаг за шагом, чем пытаться усвоить всю концепцию за один раз. Кроме этого, маленькие успехи заставят вас двигаться вперёд!

Существует, возможно, много "неумений", над которыми вам нужно работать, но не позволяйте этому демотивировать вас. Составьте список, и следуйте по списку шаг за шагом, работая над каждым пунктом по отдельности.

Наблюдайте, Спрашивайте, Отвечайте

Я повторю еще раз, чтобы было абсолютно ясно: если вы можете рисовать с исходного изображения, а не по воображению, у вас проблемы не с рисованием. Когда вы хотите записать свой номер телефона, но забываете его, это не потому что вы "не можете написать его", а потому что вы можете - вы всего лишь неверно записали его в свою активную память.

Так что, это не верно: "Я не могу нарисовать лошадь повоображению", верно так: "Я не помню, как выглядит лошадь ". Чтобы нарисовать что-то по воображению, вам всего лишь нужно это запомнить, как если вы хотели это вспомнить.

Однако, живые существа - это намного сложнее, чем слово или номер. Чтобы нарисовать их правильно, нельзя запомнить картинку - они выглядят по-разному с различной точки перспективы, и это касается не только внешнего вида; у них также есть особый способ передвижения и поведения, который влияет на итоговое изображение.

Всему этому нужно научиться, и, очевидно, вы не сможете воспользоваться своей техникой копирования линий, чтобы только нарисовать. Теоретически, животное, которое вы хотите запомнить, могло быть преобразовано в линии, и таким образом сохранено в памяти, но это было бы невероятно трудно. Это другой метод:

Шаг 1

Научитесь рисовать простые блоки, например, шары, кубы, цилиндры и так далее. Это потребует , и это то, что вы просто не должны пропустить. Не волнуйтесь, - нужно всего лишь понять, откуда берётся перспектива, и как она работает в этом обозримом мире.

На этом уровне вы должны уметь рисовать любые блоки, какие вы хотите нарисовать по воображению , придавая им задуманный вид. Это может показаться скучным, но помните - вы можете не преуспеть в рисовании фантастических существ, если вы не можете нарисовать простой цилиндр. Уделите этому столько времени, сколько нужно - иначе, это будет похоже на попытку нарисовать картинку из тысячи линии, не зная, как нарисовать и одну! Прежде всего, не лгите себе. Даже самые лучшие уроки не помогут вам, если вы будете обманывать себя.

Во-первых, постарайтесь понять правила создания форм…
…а затем используйте/изменяйте их, чтобы быстро и без усилий нарисовать блоки, а также без тщательного измерения каждой линии

Шаг 2

Научитесь создавать более сложные фигуры, используя простые блоки, которые вы освоили ранее. Эти фигуры не должны напоминать что-то реальное, поэтому просто поиграйте с ними. Пришло время убедиться, что вы чувствуете себя комфортно, используя эти блоки, и что вы можете создать любую конструкцию по воображению.

Ещё раз повторю, если вы не можете представить и нарисовать конструкции из блоков, то как же вы сможете представить и нарисовать невероятно сложных живых существ? Не обманывайте себя, это ни к чему не приведет! Я знаю, что вы хотите пойти дальше и перейти к следующим шагам, но поверьте мне, это то , что вас так долго тормозило. Останьтесь на этом этапе, проявите терпение и не расстраивайтесь, если это займет больше времени, чем вы ожидали - в конце концов, это 80% того, что вам нужно, чтобы рисовать по воображению. Если вы справитесь с этим, то вы больше не скажите “Я не умею рисовать”!

Если это требует от вас значительных усилий, то вернитесь к предыдущему шагу. Продолжите, когда будете готовы с лёгкостью создавать любые фигуры из блоков, которые вы представите в своём воображении.

Шаг 3

Пришло время для наблюдений. Фокусируйтесь на одной теме за раз. Если вы хотите рисовать лошадей по воображению, понаблюдайте за живой лошадью, найдите реалистичную модель лошади, или просто используйте большой набор фотографий одной и той же лошади с разных точек перспективы. Исследуйте их внимательно, и представьте, как вы заполняете её тело простыми формами, над которыми вы практиковались ранее. Ответьте на каждый вопрос, который вы могли бы задать относительно неё. Изучите лошадь, уделите внимание каждой детали, поймите, что делает её лошадью. Измерьте своим взглядом, поймите пропорции, и представьте, как бы выглядела лошадь, если бы изменились пропорции.

Шаг 4

Создайте примерный лист-исходник с изображением каждой части тела, которые будут изображены в качестве конструкции из упрощенных форм. Запишите все наблюдения и измерения, каждую деталь, которая, на ваш взгляд является важной. Что очень важно, не рисуйте просто лошадь, используя изображение, которое вы используете в качестве исходного. Ваша задача заключается в том, чтобы описать всё в деталях, включая всю информацию, которая может понадобиться вам при воссоздании любой перспективы, которая вам понравится, а не в том, чтобы заучить одну единственную позу, за которой вы наблюдаете в данный момент.

Опишите внешний вид, движение, поведение и набросайте несколько характерных поз. Если вы когда-либо подумаете “Это очевидно, я запомню это” - запишите это в любом случае - сейчас это может быть очевидно, но позже, возможно, вам будет нелегко это вспомнить. Этот лист-исходник - это письмо будущему себе, сидящему за столом и пытающемуся нарисовать лошадь, не глядя на нее. Сделайте себе одолжение, и ответьте на все вопросы, которые могут возникнуть у вас в будущем .

Представьте, что вы пытаетесь описать кому-то предмет, кто никогда не видел и не слышал о нём ранее.

Что важно: наш мозг не любит простые ответы, например "красный", "длинный", "острый". Намного лучше, когда ответы комбинированные, связанные с чем-то, что мы уже знаем. Вместо того, чтобы спрашивать (и отвечать) "какие зубы у лошади?", спросите «что ест лошадь?». Попробуйте записывать свои ответы в следующей форме: "у них есть [черта Х], потому что [функция Y]". Наша память - это паутина связанной информации, и она работает лучше всего, когда используется таким вот образом!

Шаг 5

На следующий день после составления листка-исходника, перерисуйте объект, чтобы он был более чётким. Убедитесь, что всё очевидно, даже для того, кто не обладает вашей свежей памятью наблюдения за лошадью. Нарисуйте лошадь, используя лист-исходник, а также проверьте, всё ли там указано, что вам необходимо. Если нет, поищите информацию где-нибудь ещё, чтобы обновить листок.

Создайте своё портфолио или папку, или что угодно, где вы предпочитаете хранить бумаги, и положите туда свой листок. Поздравляю, вы только что завершили первую фазу!

Шаг 6

Отдохните два или три дня, но не более. Попробуйте нарисовать лошадь, используя информацию с листка-исходника, но практически, не открывая его. Это может быть очень сложно, но вы увидите, что вы уже кое-что запомнили. Когда вы закончите, достаньте лист-исходник, а затем исправьте ошибки, уделяя им особое внимание и отмечая у себя в голове, почему вы их совершили. Еще раз проверьте, остались ли какие-то неотвеченные вопросы, а затем обновите лист-исходник при необходимости.

Шаг 7

Повторяйте предыдущий шаг время от времени. Начните с коротких интервалов и затем делайте более длительные перерывы. Каждый раз вы будете делать всё меньше ошибок, и однажды вам больше не понадобится лист-исходник, потому что ваше активное воспоминание лошади будет полностью выстроено! Проделайте то же самое с каждым объектом/предметом, который вы хотите освоить. Т.к. ваше портфолио заполнено, поэтому, ваша память активна!

Обратите внимание, что было бы сложно и ушло бы много времени, чтобы заполнить лист-исходник - например, если вам потребовалось освоить кости, сухожилия, мышцы и вены лошади, чтобы нарисовать ее реалистично по воображению. К счастью, до тех пор, пока вы не хотите рисовать в стиле гиперреализма (которого никто не ожидает от рисования по воображению), это и не нужно. С другой стороны, упрощения, которые вы делаете во время анализа объекта, создадут ваш собственный стиль!

Практикуйтесь (Или Этот Навык Пропадёт)

Сейчас ваш мозг ненавидит тратить место и энергию на информацию, которая вам не нужна, и, очевидно, вам не нужно что-то, что вы не используете. Сейчас вы можете преуспеть в рисовании лошади по воображению, но ненадолго перестаньте использовать свою активную память, к примеру, на месяц, или год, и воспоминания исчезнут. К счастью, если вы следовали процессу обучения должным образом, то вы должны с лёгкостью освежить воспоминания при помощи листка-исходника. Тем не менее, запомните, что нельзя научиться "рисовать по воображению" раз и навсегда - нужна постоянная практика, это очень важный фактор!

Заключение

Неожиданное заключение следует из этой статьи - вы всегда рисуете с источника, пусть это будет источник в виде фото или воспоминания.

Теперь вы видите, что романтичное виденье талантливого художника, рисующего удивительных созданий по воображению - это не соответствует действительности, этот художник наверняка потратил много времени, рисуя с источника, перед тем, как достичь того уровня, на котором вы за ним наблюдали.

Какие сложности у вас возникли? Как их можно преодолеть?

2. Постройте черно-белый рисунок шириной 8 пикселей, закодированный шестнадцатеричной последовательностью 2466FF6624 16 .

3. Постройте черно-белый рисунок шириной 5 пикселей, закодированный шестнадцатеричной последовательностью 3A53F88 16 .

4. Рисунок размером 10×15 см кодируется с разрешением 300 ppi. Оцените количество пикселей в этом рисунке. (Ответ: около 2 мегапикселей)

5. Постройте шестнадцатеричный код для цветов, имеющих RGB-коды (100,200,200), (30,50,200), (60,180, 20), (220, 150, 30). (Ответ: #64C8C8, #1E32C8, #3CB414, #DC961E)

6. Как бы вы назвали цвет, заданный на веб-странице в виде кода: #CCCCCC, #FFCCCC, #CCCCFF, #000066, #FF66FF, #CCFFFF, #992299, #999900, #99FF99? Найдите десятичные значения составляющих RGB- кода. (Ответ: (204,204,204), (255,204,204), (204,204,255), (0,0,102), (255.255,102), (104,255,255), (153,34,153), (153,153,0), (153,255,153))

7. Что такое глубина цвета? Как связаны глубина цвета и объем файла?

8. Какова глубина цвета, если в рисунке используется 65536 цветов? 256 цветов? 16 цветов? (Ответ: 16 бит; 8 бит; 4 бита)

9. Для желтого цвета найдите красную, зеленую и синюю составляющие при 12-битном кодировании. (Ответ: R=G=15, B=0)

10. Сколько места занимает палитра в файле, где используются 64 цвета? 128 цветов?

11. Сколько байт будет занимать код рисунка размером 40×50 пикселей в режиме истинного цвета? при кодировании с палитрой 256 цветов? при кодировании с палитрой 16 цветов? в черно-белом варианте (два цвета)? (Ответ: 6000, 2000, 1000, 250)

12. Сколько байт будет занимать код рисунка размером 80×100 пикселей в кодировании с глубиной цвета 12 бит на пиксель? (Ответ: 12000)

13. Для хранения растрового изображения размером 32×32 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения? (Ответ: 16)

14. Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 килобайта памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения? (Ответ: 4)

15. В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов уменьшилось с 1024 до 32. Во сколько раз уменьшился информационный объем файла? (Ответ: в 2 раза)

16. В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов уменьшилось с 512 до 8. Во сколько раз уменьшился информационный объем файла?(Ответ: в 3 раза)

17. Разрешение экрана монитора – 1024 х 768 точек, глубина цвета – 16 бит. Каков необходимый объем видеопамяти для данного графического режима? (Ответ: 1,5 Мбайт)

18. После преобразования растрового 256-цветного графического файла в черно- белый формат (2 цвета) его размер уменьшился на 70 байт. Каков был размер исходного файла? (Ответ: 80 байт)

19. Сколько памяти нужно для хранения 64-цветного растрового графического изображения размером 32 на 128 точек? (Ответ: 3 Кбайта)

20. Какова ширина (в пикселях) прямоугольного 64-цветного неупакованного растрового изображения, занимающего на диске 1,5 Мбайт, если его высота вдвое меньше ширины? (Ответ: 2048)

21. Какова ширина (в пикселях) прямоугольного 16-цветного неупакованного растрового изображения, занимающего на диске 1 Мбайт, если его высота вдвое больше ширины? (Ответ: 1024)

Перенесение исходного изображения и общий порядок составления содержания карты

Для создания составительского оригинала карты необходимо перенести картографическое изображение с исходных материалов на подготовленный для него планшет с одновременным или последующим проведением генерализации этого изображения.

В зависимости от характера геодезической и математической основ, а также от степени использования исходных картографических материалов такое перенесение изображения может производиться следующими способами:

Монтированием синих копий;

Оптическим проектированием;

Перерисовкой по клеткам;

Пантографированием.

Сущность способа перенесения изображения монтированием синих копий заключается в том, что основа, на которой производится составление карты, получается путем монтажа синих копий с исходных картографических материалов, изготовленных на чертежной бумаге с помощью фотографии. Синие копии, как правило, изготавливаются в масштабе составляемой карты.

Перед фотографированием исходные картографические материалы должны быть соответствующим образом подготовлены. В зависимости от характера этих материалов их подготовка выполняется по-разному. Если в качестве исходных материалов используются черные копии карт (черные оттиски), изданных в Системе координат 1942 года, то подготовка этих копий будет заключаться в удалении с них грязных и желтых пятен. Вычерчивании тушью или карандашом бледных и затершихся на них линий. Проведении через каждый геодезический пункт двух взаимно-перпендикулярных линий, параллельных линиям координатной сетки. А также в выборке из таблиц и приведении к масштабу фотографирования размеров сторон и диагоналей рамок тех листов, с которых необходимо получить синие копии для составления карты.

Если же в качестве исходных материалов используются цветные оттиски карт в системе координат 1942 года, то перед фотографированием, кроме указанных выше действий, на них обводятся тушью (черной, желтой, зеленой или красной) все элементы карты. Отпечатанные плохо воспроизводящимися при фотографировании красками (например, синей) и, наоборот, ослабляется травлением двух пятипроцентным раствором соляной кислоты зеленая закраска лесов. Обработка тушью, естественно, в известной мере портит картографический материал, поэтому на уникальных или архивных картах ее проводить не разрешается. В этих случаях вместо туши используется мягкий черный карандаш или же изображение в генерализованном виде переносится с карты на восковку, с которой затем получают синие копии.

Рассмотрим пример. Пусть требуется получить синюю копию с цветного оттиска листа М-33-75-А карты масштаба 1:50000 для составления карты масштаба 1:100000. Для этого на оттиске сначала ослабляется зеленая закраска лесов; затем выполняется подъем рисунка гидрографии и болот и покрывается белом краской полотно шоссейных и улучшенных грунтовых дорог После этого из соответствующих таблиц выбираются размеры сторон и диагоналей рамки листа М-33-75-А - а (северная) =35,86 см, а (южная) =35,98слг, с = 37,09 см и d= 51,63 см.

Для приведения этих размеров к масштабу 1:100000 они уменьшаются в 2 раза и подписываются (с указанием для какого масштаба) на схематическом чертеже трапеции, выполненном на полях листа. При фотографировании листа размеры его рамки на матовом стекле фотоаппарата уменьшаются до указанных на чертеже.

Значительно усложняется работа по подготовке к фотографированию картографических материалов, изданных не в Системе координат 1942 года.

В этих случаях производится исследование геодезической основы картографических материалов, в результате чего на них наносится координатная сетка и рамки листов в Системе координат 1942 года.

После окончания подготовки исходных материалов к фотографированию с них изготавливаются фотомеханическим способом синие копии на чертежной бумаге, которые служат канвой для составления (рисовки) карты. Каждая синяя копия должна удовлетворять следующим требованиям:

Рисунок должен быть четким, бледно-синего цвета на белом фоне;

Должны быть выдержаны теоретические размеры рамки, указанные на полях оттиска (уклонение от заданных размеров допускается, как правило, только в сторону уменьшения и не более чем на 0,2 процента, т. е. на каждые 10 см длины - 0,2 мм).

Фотомеханическое уменьшение исходного материала со сложным рисунком дает хорошие результаты при двух и, самое большее, при трехкратном уменьшении. При уменьшении такого материала в 4-5 раз изображение на синих копиях получается нечетким. Поэтому при необходимости значительного уменьшения исходного материала на район со сложным рельефом и мелкими многочисленными контурами прибегают к дополнительному фотографированию в промежуточном масштабе. Например, если надо с карты масштаба 1:10000 такого района изготовить синюю копию в масштабе 1:50000, то сначала получают промежуточную копию в масштабе 1:25000, вычерчивают на ней все элементы содержания с необходимой генерализацией, а затем фотографируют ее с уменьшением до масштаба 1:50000.

Если изготовленные синие копии удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям, то приступают к их монтажу (вклейке) на подготовленный планшет. Монтирование производится путем совмещения геодезических пунктов, линий и точек пересечения координатной или картографической сетки на синей копии с соответствующими пунктами, линиями и точками на планшете. Для этого на синей копии предварительно делают вырезы у геодезических пунктов и точек пересечения линий координатной или картографической сетки, как это показано на рис. 1 а.

Рис. 1. Монтаж синих копий: а) подготовка синих копий к монтажу, б) наклейка синих копий на планшет.

При монтировании эти вырезы отгибаются кверху (рис. 1 б). Отклонения точек или выходов линий на синей копии от соответствующих точек или выходов линий на планшете не должны превышать 0,1 мм.

Наклейка синих копий при монтаже производится крахмальным или фотографическим клеем, которым намазываются соответствующие участки планшета.

В отдельных случаях, когда исходный материал имеет значительную неравномерную деформацию, с него не удается получить синих копий, все стороны рамок которых соответствовали бы заданным размерам.

В этих случаях при уклонении размеров синих копий (или их частей) от заданных в сторону уменьшения больше, чем на указанные выше 0,2 процента, их перед монтажом увлажняют водой или разрезают на части. При монтаже намазывают клеем не планшет, а синие копии, причем клей берут более жидкий, чем обычно. Величина просветов между отдельными частями синих копий не должна быть более 0,2 мм.

При уклонении размеров синих копий (или их частей) от заданных в сторону увеличения, приступая к монтажу, копии разрезают на части. Порезы делают в тех местах, где отсутствуют контуры и изображение мелких форм рельефа. Если при монтаже отдельные части синих копий будут наползать друг на друга, то вдоль порезов вырезают узкие полоски копий для устранения этого на ползания.

Иногда синие копии для составления получают непосредственно на планшете. Для этого с исходных материалов изготавливаются черные фотокопии в масштабе более крупном, чем масштаб составляемой карты, например в масштабе 1:40000 для карты масштаба 1:50000. Фотокопии монтируются на специально подготовленный для них планшет, после чего смонтированный лист фотографируется с уменьшением до масштаба составляемой карты. С негатива изготавливается синяя копия непосредственно на планшете.

Достоинствами этого способа являются повышение точности монтажа и улучшение качества синей копии. Точность монтажа повышается вследствие того, что при фотографировании с уменьшением уменьшаются и ошибки монтирования. Улучшение качества происходит потому, что получение на планшете синей копии в один прием с одного негатива позволяет достичь однотонности изображения.

Недостатком способа является необходимость двухразового фотографирования.

По окончании монтажа производится его проверка в отношении точности. Смонтированный лист должен удовлетворять следующим требованиям:

Все геодезические пункты и точки пересечений линий координатной сетки на синей копии и на планшете должны быть соответственно совмещены;

Положение координатной сетки на синей копии в любой точке должно соответствовать положению ее на планшете.

Соблюдение первого требования контролируется визуальным осмотром смонтированного листа в отношении точности совмещения соответствующих линий крестиков, проведенных через геодезические пункты, на синей копии и на планшете, а также соответствующих линий координатной сетки по краям смонтированной синей копии и в точках их пересечений, использованных при монтаже (вскрытых на синей копии).

Выполнение второго требования проверяется при помощи линейки и остро очинённого карандаша или иглы. Линейка поочередно прикладывается к выходам линий координатной сетки на планшете, и по ее ребру в точках пересечения линий координатной сетки на синей копии прочерчиваются короткие штрихи. Отклонения проведенных штрихов от положения линий сетки позволяют судить о точности выполненного монтажа.

Если величина не совмещения геодезических пунктов и линий координатной сетки не превышает указанного выше допуска в 0,1 мм, точность монтажа признается достаточной и клапаны у вырезов аккуратно заклеиваются.

Кроме точности монтажа, проверяется также и аккуратность его выполнения. Все смонтированные синие копии, особенно их края, должны быть прочно приклеены к планшету. У краев синих копий, а также у вырезов опорных точек, по которым производился монтаж, не должно быть грязных или желтых пятен от выступившего клея; наконец, смонтированные синие копии не должны иметь покоробленностей и разрывов.

В случае составления карты по материалам, имеющим твердую геодезическую основу и деформированным равномерно, обычный монтаж можно заменить фотомонтажом. Для этого с исходных материалов изготовляются в требуемом масштабе негативы. Подготовленный для составления планшет с нанесенной координатной сеткой и рамками листов по которым будет вестись составление, покрывается светочувствительным слоем и подсушивается. Затем планшет помещается в светокопировальную раму и на него накладывается негатив.

После совмещения соответствующих вершин углов рамки и линий координатной сетки, имеющихся на планшете и негативе, часть листа, не занятая негативом, закрывается светонепроницаемым материалом и производится экспонирование. Точно так же копируются другие негативы, после чего выполняется проявление, и в результате на планшете получается синее изображение исходных материалов в рамке листа составляемой карты.

После проверки и приемки монтажа приступают к непосредственному составлению карты. Пользуясь рисунком синей копии и, руководствуясь исходным картографическим материалом, составляют (рисуют) карту с учетом требований наставления и редакционного плана и особенностей картографируемой территории.

Способ перенесения изображения монтированием синих копий дает лучшие результаты по точности, быстроте и легкости отработки оригинала по сравнению с другими способами, но применение его не всегда бывает возможным. Так, например, при составлении обзорных карт с использованием материалов, проекции которых отличаются от проекции составляемой карты, этот способ, как правило, неприменим. В этом случае в силу различных свойств проекций картографическая сетка и контуры на составляемой карте изобразятся иначе, чем на исходной, и это различие в изображениях в подавляющем большинстве случаев путем фотографирования целого листа карты устранить невозможно.

В некоторых случаях это различие можно исключить путем фотографирования исходного материала по узким полосам (поясам) или путем трансформирования его по отдельным небольшим участкам на фототрансформаторе. При этом в обоих случаях вместо синих копий изготавливают сначала черные фотокопии, которые затем монтируют на специально подготовленный для них планшет. Смонтированные черные фотокопии фотографируют и с негативов на чертежной бумаге получают, наконец, требуемые синие копии.

Почти неприменим этот способ также и в том случае, когда требуется значительное (в 4 раза и более) фотомеханическое уменьшение исходных материалов со сложным рисунком (без их предварительной специальной обработки). При таком уменьшении рисунок на синей копии получается, как правило, очень мелким, нечетким, и это затрудняет последующую обработку его и снижает точность карты. Применение многократного фотографирования с постепенным уменьшением масштаба и последовательной генерализацией изображения, хотя и позволяет получить синюю копию требуемого качества, но зато снижает основные достоинства способа -точность и быстроту исполнения. Но если на исходных картографических материалах

Произвести отбор и обобщение необходимых для составляемой карты объектов и вычертить их достаточно толстыми линиями, то это позволит производить при фотографировании даже десятикратное уменьшение. Так, например, лист карты масштаба 1:1000000 м может быть получен в таком случае монтированием синих копий, изготовленных непосредственно с листов карты масштаба 1:100000.

Однако перечисленные выше недостатки лишь в незначительной степени снижают огромные достоинства способа перенесения изображения монтированием синих копий. Поэтому в настоящее время этот способ является основным при составлении топографических и обзорно-топографических карт.

Оптическим проектирование м называется перенесение изображения с исходных картографических материалов на составляемую карту при помощи проекторов. Наиболее удобны в картографической практике проекторы, которые дают изображение на экране посредством лучей, отраженных от непрозрачного материала и, следовательно, допускают проектирование карт, аэроснимков и т. д. Одним из таких проекторов является проектор картографический вертикальный ПКВ (рис. 2). Описание этого проектора и работы на нем дано в приложении III.

В этом проекторе помещенный в камеру исходный материал освещается мощным источником света. Лучи, отражаясь от этого материала, попадают на отражательное зеркало, которое посылает его в объектив, дающий изображение на экране. Экраном служит стол, к которому прикрепляется планшет, подготовленный для составительского оригинала, или какой-либо иной материал. Степень увеличения или уменьшения изображения, т. е. масштаб проектирования, зависит от удаления камеры от экрана; резкость изображения достигается путем передвижения объектива (фокусировки). Перенесение изображения будет заключаться в обводке карандашом на подготовленном планшете нужных объектов проектируемого изображения.

Картографический проектор используется при составлении карт по нескольким источникам, при исправлении карт, при сравнении (для анализа) разномасштабных карт и т. п.

Часто при составлении карт оптическое проектирование применяется, в совокупности со способом рисовки по синим копиям. В этом случае изображение объектов, не подвергшихся изменениям, проводится, по синим копиям, а все изменения и дополнения, вносимые дополнительными материалами, переносятся на составляемую карту с помощью проектора.

Преимущество способа составления карт с помощью проектора перед другими рассматриваемыми способами состоит в том, что здесь исключаются такие виды работ, как фотографирование и монтаж, необходимые при составлении карт по синим копиям, и построение клеток, необходимое при перерисовке изображения по клеткам. Недостатками этого способа являются вынужденность выполнения работы при искусственном освещении и необходимость в дополнительной обработке нанесенного при проектировании рисунка. Кроме того, сам прибор имеет ряд недостатков конструктивного характера (большие габариты, значительный вес, сильный шум от вентилятора, малоэффективное охлаждение и т. д.), которое значительно ограничивают его применение.

Сущность способа перерисовки изображения по клеткам состоит в том, что исходный картографический материал и составляемая карта делятся на клетки вспомогательными линиями, соединяющими соответственно одни и те же географические точки. Пользуясь линиями клеток, как канвой, и, глядя на исходный картографический материал, составляют (рисуют) карту в заданном масштабе. Таким образом, в отличие от способа рисовки по синим копиям, где канвой для составления является синий рисунок, в данном способе изображение создается на чистой бумаге.

В качестве вспомогательных линий могут служить дополнительно вычерчиваемые меридианы и параллели или дополнительно проводимые линии координатной сетки. Построение этих линий (сгущение сетки) производится путем деления клеток имеющейся на материале сетки на более мелкие части. Сетка такой же частоты строится и на составляемой карте. Величина клеток сетки зависит от сложности переносимого на составляемую карту картографического изображения и требуемой точности перенесения. Чем больше нагрузка составляемой карты, тем гуще должна быть сеть вспомогательных линий и тем мельче, следовательно, должны быть клетки. Обычно размеры клеток берут в пределах 3-10 мм на составляемой карте.

При различиях в проекциях исходного материала и составляемой карты фигуры соответствующих клеток на них не будут подобны друг другу. Особенно это заметно на картах масштабов значительно мельче 1:1000000. На рис. 3 а, б дано изображение очертаний

Рис 3. Изображение Гренландии и Исландии в разных проекциях: а) в цилиндрической, б) в азимутальной.

Островов Гренландии и Исландии соответственно в произвольной цилиндрической и нормальной азимутальной проекциях. Несмотря на то, что клетки на обеих картах различаются по форме и величине (на рисунке одна и та же клетка выделена утолщенными линиями на обеих картах), при малых размерах клеток на составляемой карте практически можно принять, что в пределах каждой из них масштаб изображения остается постоянным, т. е. можно считать, что искажение изображения в пределах отдельно взятой клетки отсутствует. Поэтому при перерисовке по клеткам можно изменять не только масштаб картографического изображения, но и его проекцию. В этом состоит достоинство этого способа.

При составлении карты по материалам, не имеющим твердой геодезической основы, а также при частичных исправлениях по новым материалам клетки образуются линиями, проводимыми на используемом материале и составляемой карте через идентичные контурные точки. Для этого на составляемой карте уже должно иметься изображение каких-то элементов (обычно устарелое), изучая которое находят контурные точки (слияния рек, перекрестки дорог и т. п.), сохранившиеся без изменения на указанных материалах. Соединяя такие точки на используемом материале и составляемой карте, получают клетки самой различной формы и величины (треугольники, ромбы, трапеции и т. п.), которые при необходимости сгущают путем деления их сторон на используемом материале и составляемой карте на одинаковое число частей. При перерисовке по таким клеткам изображение переводится в требуемый масштаб и одновременно увязывается с сохранившимися без изменений контурными точками. Построение клеток при всей своей простоте является очень трудоемким делом. Поэтому при несложном рисунке изображения местности на исходном материале, в целях экономии времени, следует строить клетки более крупного размера, чем указывалось выше, а для уточнения и проверки перерисовки использовать пропорциональный циркуль или клиновой масштаб.

Перерисовка изображения

Перерисовка изображения по клеткам обычно выполняется в следующем порядке. На исходном материале строят клетки; соответствующие им клетки строят также и на планшете, подготовленном для составительского оригинала. Затем на последний переносят с исходных материалов точки пересечения линий картографического изображения с линиями, образующими клетки. При малых размерах клеток на планшете, подготовленном для составительского оригинала, эти точки наносят на глаз, при значительных размерах - с помощью пропорционального циркуля или клинового масштаба. Если для точной перерисовки изображения нанесенных точек окажется недостаточно, то дополнительно внутри каждой клетки наносят основные точки поворотов и пересечений линейных объектов, изломы контуров, а также местные предметы, имеющие ориентирное значение. Это выполняется с помощью пропорционального циркуля или клинового масштаба путем засечек от соответствующих вершин углов клеток. Используя нанесенные точки и, тщательно всматриваясь в исходный материал, в пределах каждой клетки перерисовывают картографическое изображение. При этом проводят необходимую генерализацию его.

Перерисовка изображения производится по общему принципу-от главного к второстепенному. Сначала наносятся контуры наиболее важных элементов, а затем всех остальных, причем при перерисовке изображения по клеткам рисунок сначала обязательно наносится и обрабатывается в карандаше, а затем вычерчивается тушью.

В настоящее время способ перерисовки по клеткам при составлении карт применяется лишь в следующих случаях:

1) при значительных различиях в проекциях исходных картографических материалов и составляемой карты, например при перенесении изображения с морских карт, составленных в проекции Меркатора, на топографические карты, составляемые в проекции Гаусса;

2) при необходимости значительного уменьшения (в 4-5 раз) исходных картографических материалов со сложным рисунком без предварительной их обработки;

3) при использовании картографических материалов, не имеющих твердой геодезической основы;

4) при отсутствии необходимых приборов для применения других способов.

К материалам, упомянутым в пункте 3, можно отнести, например, материалы маршрутных съемок. При перенесении изображения с этих материалов на них и на составляемой карте строятся клетки путем проведения линий, соединяющих некоторые точки, положение которых на составляемой карте известно.

Пантографирование

Пантографированием называется процесс перенесения изображения с картографического материала на составляемую карту при помощи пантографа.

При пантографировании изображение исходного материала переносится на составляемую карту с механическим уменьшением или увеличением до заданного масштаба. Поэтому, как и фотомеханический способ изготовления синих копий, его можно применять только при одинаковых или сходных между собой проекциях исходного материала и составляемой карты. Способ перенесения изображения монтированием синих копий благодаря его точности, быстроте и легкости выполнения почти полностью вытеснил из картографического производства пантограф, который теперь применяется лишь в следующих случаях:

При значительном уменьшении исходного материала, когда фотомеханическое уменьшение без предварительной обработки исходных материалов не может дать желаемого результата;

При создании карт на равнинную территорию по отдельным аэроснимкам или фото группам с малыми углами наклона;

При использовании цветных картографических материалов, непригодных для фотографирования.

К числу недостатков способа пантографирования следует отнести то, что он в процессе работы не обеспечивает проведения окончательной генерализации изображения и дает рисунок на планшете в виде нечетких карандашных линий. Такой рисунок перед составлением нуждается в дополнительной обработке карандашом.

Исходное картографическое изображение после перенесения или в процессе перенесения тем или иным способом на планшет, подготовленный для составительского оригинала, подвергается генерализации. Генерализация элементов содержания карты, Т. е. отбор объектов и обобщение очертаний контуров, имеет целью получить на составляемой карте новое изображение местности в заданном масштабе. В то время как в результате перенесения изображения с исходные материалов на планшет на последнем получаются большей частью лишь уменьшенные их копии. В одних случаях уменьшение изображения производится чисто механически (фотомеханический способ); в других - одновременно с этим выполняется и отбор объектов, которые необходимо нанести на составляемую карту (оптическое проектирование и пантографирование), и только при перерисовке по клеткам уменьшение изображения и генерализация элементов содержания карты производятся одновременно.

При рисовке по синим копиям, генерализация изображения выполняется после монтажа. Предварительная, перед фотографированием, обработка изображения на исходных материалах осуществляется здесь лишь в исключительных случаях. При перенесении изображения на планшет способом оптического проектирования или пантографирования обязательно производится подготовка его на исходных материалах. Она заключается в отборе и подъеме элементов, которые должны быть перенесены на составляемую карту. Окончательная генерализация изображения в этих случаях выполняется на составляемой карте и первоначально ведется карандашом. Затем карандашный рисунок вычерчивается тушью и красками. При составлении по синим копиям, генерализация изображения производится, как правило, одновременно с закреплением его тушью и красками. Карандаш применяется только на сложных по содержанию участках синей копии и при составлении рельефа.

Во всех случаях составление карт масштабов 1:25000 -1:200000 производится по отдельным элементам их содержания, которые отрабатываются в определенной последовательности. В свою очередь отработка каждого элемента также осуществляется в определенном порядке. Такая система организует работу картографов, не позволяет превращать составление в простое копирование исходных картографических материалов и содействует созданию карт высокого качества.

Составление карт масштабов 1:500000 и 1:1000000, а также географических карт более мелких масштабов выполняется не по отдельным элементам содержания, а путем комплексной отработки всех элементов. Вначале отбираются и обобщаются важнейшие элементы (так называемый «первый план») - крупнейшие реки, населенные пункты, основные дороги, горные хребты. Затем также комплексно отрабатываются второстепенные элементы («второй план»). Такая методика работы позволяет правильно установить нагрузку карты за счет исключения второстепенных объектов Составление же по отдельным элементам не может обеспечить правильной нагрузки карты, так как для каждого элемента сразу трудно установить необходимую степень отбора, которая у карт этих масштабов является значительной не касаясь вопроса генерализации, подробно освещенного в главе IV, рассмотрим здесь лишь общий порядок работы по составлению карт масштабов 1:25 000 - 1:200 000 и порядок изображения отдельных элементов.

Прежде всего, на планшете, подготовленном для составительского оригинала, вычерчиваются внутренняя рамка, выходы координатной сетки и условные знаки геодезических (или астрономических) пунктов. Затем наносятся контуры лесов, и площади их закрашиваются. После этого изображаются гидрография и гидротехнические сооружения. Гидрография вместе с геодезическими пунктами используется в последующем как каркас для изображения других элементов содержания карты. Далее последовательно изображаются населенные пункты, дорожная сеть и дорожные сооружения, рельеф, растительность и грунты, границы, ориентиры и средства связи. Подписи собственных названий и пояснительные подписи вычерчиваются, как правило, вслед за изображением тех элементов, к которым они относятся. В отдельных случаях подписи выполняются сразу ко всем элементам или к группе элементов после составления всего содержания карты, например при сложном рельефе или при впечатывании подписей на составляемую карту.

Вышеизложенный порядок составления карты продиктован взаимообусловленностью и соподчиненностью отдельных элементов местности. Например, структурные основные линии рельефа - водотоки и водоразделы - тесно связаны с конфигурацией рек, и поэтому изображение гидрографии должно предшествовать изображению рельефа; конфигурация и расположение населенных пунктов определяют основное направление дорог, поэтому населенные пункты изображаются ранее дорожной сети и т. д. Леса наносятся в первую очередь только потому, что площади их на составительском оригинале должны закрашиваться. Если закрашивание выполнять после того, как уже произведено вычерчивание других элементов, то неизбежно произойдет размазывание красок, особенно зеленой и коричневой.

Каждый элемент содержания карты отрабатывается по принципу от главного к второстепенному. Например, при изображении речной сети сначала наносятся основные реки, затем их крупные притоки и, наконец, мелкие притоки и ручьи; изображение дорожной сети начинается с проведения железных дорог и заканчивается нанесением троп.

Принятый порядок работы способствует сохранению точности карты, так как, соблюдая его, неизбежные при генерализации смещения различных элементов производят за счет менее важных.

Вычерчивание составительского оригинала карты в основном выполняется от руки чертежным пером. Из чертежных инструментов, кроме линеек, треугольников и палеток, широко применяются рейсфедер и кронциркуль. Кривоножка при составлении карт применяется только для вычерчивания плавных кривых линий. Линии со сложными извилинами - дороги и горизонтали в горах, изрезанная береговая линия и т. п. вычерчиваются обязательно пером от руки.

Содержание карты на составительском оригинале должно легко и четко читаться в каждом его отдельном месте. В то же время главные объекты содержания карты должны хорошо выделяться среди второстепенных при первом взгляде на оригинал. Чтобы добиться этого, необходимо соблюдать тщательность и аккуратность в вычерчивании всех элементов содержания карты, а также выполнять следующие обязательные условия:

Толщина линий, размеры условных знаков и подписей (по высоте букв и по длине каждой подписи) должны быть выдержаны в соответствии с размерами, установленными для карты данного масштаба;

В местах сближения линий и условных знаков расстояния между ними должны быть не менее 0,2-0,3 мм; ни в коем случае нельзя допускать со прикасания контура с горизонталью, дороги с рекой; пересечения штрихами, изображающими болото, значков луга, куста, кочки и т. п.;

Закраски водных пространств и площадей лесов должны быть равномерными и ясно вырисовывающими контур.

Отработка элементов содержания карты - наиболее трудоемкий и продолжительный процесс работы по созданию карты. Поэтому особое значение приобретает здесь вопрос личной организации труда исполнителя. Чтобы предотвратить возможные пропуски и недоработки, каждый элемент содержания карты или участок листа должен отрабатываться полностью и по окончанию работы тщательно просматриваться (корректироваться) исполнителем. Только убедившись в полной отработке какого-либо элемента или участка составляемой карты, исполнитель может переходить к отработке следующего элемента или участка.

Собственная корректура (само корректура) является для составителя основным способом личного контроля качества выполненной работы и должна проводиться им в процессе составления карты по всем элементам ее содержания.

Перенесение исходного изображения - 5.0 out of 5 based on 1 vote



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows