Н.В.Лопатина Социально-информационные технологии в духовном развитии и просвещении: прошлое, настоящее, будущее. Информационные технологии будущего – только вперед

Н.В.Лопатина Социально-информационные технологии в духовном развитии и просвещении: прошлое, настоящее, будущее. Информационные технологии будущего – только вперед

28.06.2019

Казалось бы, доступ во всемирную паутину есть уже едва ли не в каждой точке земного шара. Но информационные технологии будущего обещают быть еще более совершенными, чем сегодня. Специалисты IT-сферы активно работают не только над доступностью информации, но и над ее скоростью, безопасностью, универсальностью и эргономичным дизайном. И некоторые разработки уже выглядят вполне многообещающе.

Тотальное подключение

Непокрытых скоростным интернетом зон на земле практически не осталось. Сегодня доступ во всемирную паутину раздается не только по кабельным сетям, но и с орбитальных станций, а недавний инновационный проект Google «Project Loon» организовал экспериментальную раздачу интернет-сигнала из стратосферы, с воздушных шаров. Однако техническая доступность интернета на труднопроходимых, отдаленных, малонаселенных или необитаемых территориях не означает его финансовой доступности для рядовых пользователей. Поэтому в основу современных инженерных разработок ложится работа над удешевлением информационных технологий будущего .

Уже сегодня эксперты отмечают появление феномена «двойного гражданства».

Наряду с обычной «паспортной» (национальной, культурной, территориальной, религиозной) принадлежностью дети, рождающиеся в двухтысячных, получают технологическое «место проживания». Считается, что уже к 2020 году на планете будет около 50 миллиардов подключенных к всемирной паутине устройств. Если соизмерить эту цифру с величиной населения, становится понятно, что на каждого человека будет приходиться еще как минимум пять объектов с искусственным интеллектом. Возможность подключения любого устройства к интернету и наличие в нем «умной начинки» станет основной характеристикой окружающих нас вещей.

Чуткая техника

Когда все мобильные устройства интегрируются во всемирную сеть, когда-то заменявший реальность виртуальный мир сам становится средой для развития науки и технологий. Считается, что способность техники «считывать» информацию об окружающей среде и любых физических объектах, одновременно распознавать и анализировать ее станет еще одной особенностью информационных технологий будущего. Все это позволит не только значительно упростить и в то же время разнообразить «функционал» устройств, но и обогатить знания о физических объектах и законах их взаимодействия, накопленные человечеством.

Часы и другие «носибельные» гаджеты для спортсменов с возможностью слежения за оптимальным уровнем физической нагрузки и рекомендациями по изменению текущих параметров тренировки уже не редкость, а популярный и вполне доступный продукт в сегменте масс-маркета. В будущем подобной чуткостью смогут обладать и другие вещи, необходимые человеку в повседневности и для профессиональной деятельности. Способность техники ежесекундно «изучать мир вокруг себя» будет использована учеными для дальнейшего развития технологий.

Социальные бонусы

Пока технологии сенсорного реагирования для управления жестами используются, в основном, в играх. Однако в будущем они могут найти немало перспектив применения и в других областях. Тот же сенсор «Kinect» сегодняшние разработчики предлагают использовать уже не только в робототехнике, но и для помощи людям с ограниченными возможностями и тренировки ораторских навыков. Ряд других информационных технологий также направлен на то, чтобы облегчить существование человека в социуме.

Инженерами и нейробиологами уже разрабатываются бионические протезы, которые, как ожидается, позволят людям с инвалидностью обрести здоровое зрение, руки и ноги. Однако пока подобным устройствам не хватает двусторонней связи, чтобы не только получать сигналы от объекта, но и отправлять их обратно в центральную нервную систему. По крайней мере, существующие возможности информационных технологий в будущем могут позволить слепому человеку видеть цифровую картинку, а глухому - услышать аудиозапись. Если же представления ученых о работе нейронов будут развиваться и дальше, невидящим и неслышащим откроется реальный мир во всех его звуках и красках.

Создание персонифицированной медицины

Чтобы сделать медицину по-настоящему эффективной, ее необходимо индивидуализировать. Для этого и требуется сила компьютерных технологий. В основе современной персонифицированной медицины – соизмерение данных о каждом конкретном пациенте (молекулярных, анатомических, физиологических) с данными об условиях окружающей среды. Подбирая оптимальные параметры взаимодействия, с помощью компьютера можно усовершенствовать метаболизм тканей, подобрать наилучшее лечение для того или иного заболевания. Информационные технологии будущего помогут медикам предсказывать и потенциальные побочные эффекты от применения лекарств, а также моделировать индивидуальную программу лечения.

Созданием технологий развития медицины будут заниматься не только европейские и американские исследователи, но и ученые из развивающихся стран. Как считают аналитики, Индия и Россия вполне могут разрабатывать достойные программные продукты для медицины будущего, например, новые языки программирования; Израиль и Германия останутся форватерами в борьбе с раковыми заболеваниями, Китай будет открывать все новые способы увеличения адаптационных возможностей человека. Компьютеризация станет фундаментальной базой развития медицины будущего, как, впрочем, и всех остальных технологий.


В. Э. Волков


Анотація

Вкратце изложена история развития информационных технологий и компьютерной техники. Изложение носит не вполне традиционный и неформальный характер. Особое внимание уделено прямой взаимосвязи уровня развития информационных технологий с достижениями технического прогресса, подчеркнут «электронно-компьютерный» характер современной информационно-коммуникационной технологии.Детально рассмотрен вопрос о поколениях ЭВМ; показано, что компьютеры пятого поколения не созданы до сих пор. Показана тесная взаимосвязь информатики и кибернетики (при отсутствии тождественности этих наук). Автоматизация трактуется как «пратическая кибернетика» или прикладная кибернетика.Рассмотрены современное состояние и перспективы развития информационных технологий. Указано на
особую роль смартфонов и фотонных компьютеров в недалеком будущем.


Ключові слова

Информация; информационная технология; информационно-коммуникационная технология; информатика; кибернетика; системный анализ; искусственный интеллект; автоматизация; управление; компьютер.


Посилання

Groth D. P., MacKie-Mason J. K. Why an informatics degree? Isn’t computer science enough? //Communications of the ACM: New York, 2010. – V. 53. – P. 26-28. – DOI:10.1145/1646353.1646364.;

Ляпунов А.А. Проблемы теоретической и прикладной кибернетики. – М.: Наука, 1980. – 336 с.;

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – М.: Гл. ред. изданий для зарубежных стран издательства «НАУКА», 1983. – 345 с.;

Бриллюен Л. Наука и теория информации. – М.: Физматгиз, 1960. – 392 с.;

Бриллюен Л. Научная неопределенность и информация. – М.: Мир, 1966. – 271 с.;

Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М.: ИЛ, 1962. – 432 с.;

Эшби У.Р. Конструкции мозга. – М.: ИЛ, 1962. – 398 с.;

Берг А.И. Кибернетика и общественные науки // Наука и жизнь, 1963. – № 2. – С. 12-16.;

Rosenblueth A., Wiener N., Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology // Philosophy of Science: Baltimore,

– V.10, №10 – Рю 18-24.;

Ладанюк А.П. Основи системного аналізу: Навч. посібник. – Вінниця: Нова книга, 2004. – 176 с.;

Богданов А.А. Тектология (Всеобщая орг. наука): В 2-х кн. Кн.1 – М: Экономика, 1989. – 304 с.;

Богданов А.А. Тектология (Всеобщая орг. наука): В 2-х кн. Кн.2 – М: Экономика, 1989. – 351 с.;

Джордж Ф. Основы кибернетики. – М.: Радио и связь, 1984. – 272 с.;

Ляпунов А.А. О некоторых общих вопросах кибернетики // Проблемы кибернетики /Под ред. А.А.

Ляпунова. – М.: Физматгиз, 1958. – Вып. 1. – С. 5-22.;

Ляпунов А.А., Яблонский С.В. Теоретические проблемы кибернетики // Проблемы кибернетики /Под ред.

А.А. Ляпунова. – М.: Физматгиз, 1963. – Вып. 9. – С. 5-22.;

Ершов Ю.Л. Математическая логика /Ю.Л. Ершов, Е.А.Палютин – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.

Винер Н. Я – математик. – М.: Наука, 1967. – 353 с.;

Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. –М: Мир, 1976. – 165 с.;

Мелихов А.Н., Бернштейн Л.С., Коровин С.Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. –М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 272 с.;

Энта Ё. Теория нечетких решений: Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения/Под ред. Р.Р. Ягера. – М.: Радио и связь, 1986. Часть IV. Практические задачи. – С. 301-312.;

Пытьев Ю.П. Возможность. Элементы теории и применения. – М.: Едиториал УРСС, 2000. - 192 с.;

Шлеер С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: Моделирование мира в состояниях. – К.:Диалектика, 1993. – 240 с.;

Иоффе А.Ф. Персональные ЭВМ в организационном управлении. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.,1988. – 208 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Информационные технологии

Социальная сфера

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

Заключение

Список литературы

Введение

В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом.

В настоящее время вся деятельность человека немыслима без использования компьютера. Компьютер оказался полезен во многих делах человека. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в социальную работу.

Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление.

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Информационные технологии

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии (ИТ) - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии (ИТ) - это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Составляющие информационной технологии.

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

1. обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

2. включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

3. иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках, как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Сегодня информационные технологии могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости.

Освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться разные программные среды.

Социальная сфера

Социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом.

Социальная сфера понимается в двух смыслах - широком и узком - и в зависимости от этого охватывает разные объемы социального пространства.

Социальная сфера общества в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). В этом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы - от богатых и средних до бедных. Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения.

Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры.

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям.

Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Свойства информационных технологий:

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. информационная технология социальный

Именно специалисты социальной сферы должны первыми реагировать на данные изменения в обществе. Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью. Появление таких специальностей как «социальная педагогика» и «социальная работа» позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

Заключение

Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических процессов в обществе, все большей их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие этого, возможность принятия эффективных и своевременных управленческих решений. Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который представляет собой «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.

Список литературы

1. Оносова Н.П. Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

2. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Место и роль новых информационных технологий в современном социально-экономическом развитии

3. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. - 2004. - № 2.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и свойства информационных технологий. Применение информационных технологий в Агинском отделе Министерства социальной защиты населения Забайкальского края. Основные информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2013

    Применение информационных технологий в экономике, управлении и социальной сфере. Деятельность управления социальной защиты населения Коломны, используемые информационные технологии. Основные цели и задачи создания социального регистра населения Коломны.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Внедрение информационных средств и технологий, организованных в виде распределенных баз данных общего пользования, позволяющих повысить эффективность работы территориальных органов управления и организаций социальной сферы за счет автоматизации операций.

    реферат , добавлен 10.11.2015

    Определение информационных технологий, их классификация и основные свойства. Значение информированности больного человека для его реабилитации и интеграции в общество. Применение информационных технологий в системе социальной работы с детьми-инвалидами.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2010

    Теоретико-методологические основы формирования гражданского общества в России. Специфика модернизации его институтов и условия их функционирования. Оценка опыта развития современных информационных технологий и их воздействие на новую модель общества.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2017

    Проблема исследования информационных технологий в социальной работе. Уровень компьютерной грамотности персонала ЦСОН и использование в работе центра глобальной сети Интернет. Готовность социальных работников к использованию информационных технологий.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2010

    Методы и средства реализации информационных процессов, способы их использования. Снижение трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышение их надежности и оперативности. Сбор статических данных о социальных отношениях и процессах.

    реферат , добавлен 24.01.2010

    Исследование сущности технологического процесса в социальной сфере и классификация социальных технологий. Особенности социально-экономической поддержки населения в современных условиях. Формы и методы социально-педагогических приемов в социальной сфере.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2010

    Понятие, значение, содержание и актуальные проблемы развития системы социальной защиты детей. Применение информационных технологий в управлении системой социальной защиты на примере Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2013

    Специфика развития интернет–технологий. Направления социальной защиты населения г. Пензы. Организация социального обслуживания граждан. Информационные технологии и автоматизированные системы поддержки региональных программ социальной защиты населения.

Сфера информационных технологий развивается в двух преимущественно независимых циклах: продуктовом и финансовом. В последнее время не утихают споры о том, на каком этапе финансового цикла мы находимся; очень много внимания уделяется финансовым рынкам, которые подчас ведут себя непредсказуемо и сильно колеблются. С другой стороны, продуктовым циклам достается относительно мало внимания, хотя именно они двигают информационные технологии вперед. Но, анализируя опыт прошлого, можно попытаться понять текущий продуктовый цикл и предугадать дальнейшее развитие технологий.

Развитие продуктовых циклов в сфере высоких технологий происходит за счет взаимодействия платформ и приложений: новые платформы позволяют создавать новые приложения, которые, в свою очередь, повышают ценность этих платформ, замыкая таким образом цепь положительной обратной связи.


Малые продуктовые циклы повторяются постоянно, но исторически сложилось так, что раз в 10–15 лет начинается очередной большой цикл – эпоха, полностью меняющая облик IT.


Финансовые и продуктовые циклы развиваются в основном независимо друг от друга

Когда-то возникновение компьютеров побудило предпринимателей создать первые текстовые редакторы, таблицы и много других приложений для ПК. С появлением интернета мир увидел поисковые механизмы, онлайн-коммерцию, электронную почту, социальные сети, бизнес-приложения модели SaaS и много других сервисов. Смартфоны дали толчок развитию мобильных социальных сетей и мессенджеров, а также появлению новых видов услуг вроде карпулинга. Мы живем в разгар мобильной эпохи, и, судя по всему, нас ожидает еще много любопытных инноваций.

Каждую эпоху можно условно разделить на 2 фазы: 1) фазу формирования – когда платформа впервые появляется на рынке, но является дорогостоящей, сырой и/или сложной в обращении; 2) активную фазу – когда новый продукт решает упомянутые недостатки платформы, тем самым начиная период ее стремительного развития.

Компьютер Apple II был выпущен в 1977 году, а Альтаир 8800 – в 1975 году, но активная фаза эпохи ПК началась с релиза IBM PC в 1981 году.


Продажи ПК в год (тыс.)

Фаза формирования интернета началась в 80-х и ранних 90-х годах , когда он, по сути, представлял собой инструмент обмена текстовыми данными, используемый учеными и правительством. Выход первого браузера, NCSA Mosaic, в 1993 году ознаменовал начало фазы интенсивного развития интернета, которая не закончилась и по сей день.


Количество пользователей интернета по всему миру

В 90-х годах уже существовали мобильные телефоны, а первые смартфоны появились на заре нулевых, но повсеместное производство смартфонов началось в 2007–2008 годах с выходом первого iPhone, а затем – с появлением платформы Android. С тех пор количество пользователей смартфонов взлетело до небес, и сейчас их число достигло уже порядка двух миллиардов. А к 2020 году смартфоны будут у 80 % населения планеты.


Продажи смартфонов по всему миру (млн.)

Если длительность каждого цикла действительно составляет 10–15 лет, всего через несколько лет начнется активная фаза новой компьютерной эпохи. Выходит, новая технология уже находится в фазе формирования. На сегодняшний день можно выделить несколько главных трендов в сферах аппаратного и программного обеспечения, позволяющих нам частично пролить свет на следующую эпоху. В данной статье я хочу обсудить эти тренды и выдвинуть несколько предположений о том, как может выглядеть наше будущее.

Аппаратное обеспечение: компактное, дешевое и универсальное

В мейнфрейм-эпоху только крупные организации могли позволить себе компьютер. Мини-компьютеры были доступны для организаций поменьше, а компьютеры – для домов и офисов.


Размер компьютеров уменьшается с постоянной скоростью

Сейчас мы на пороге новой эпохи, в которой процессоры и сенсоры становятся настолько дешевыми и компактными, что компьютеров скоро будет больше, чем людей.

Этому способствуют два фактора. Во-первых, неуклонный прогресс в производстве полупроводников за последние 50 лет (Закон Мура). Во-вторых, то, что Крис Андерсон называет «мирными дивидендами от войны смартфонов»: головокружительный успех смартфонов способствовал большим инвестициям в разработку процессоров и сенсоров. Загляните внутрь современного квадрокоптера, очков виртуальной реальности или любого устройства интернета вещей – что вы увидите? Правильно – главным образом компоненты смартфона.

Но в современную эпоху полупроводников всё внимание перешло от отдельных процессоров к целым узлам специальных микросхем, известным как однокристальные системы.


Цены на компьютеры стабильно снижаются

Обыкновенная однокристальная система сочетает в себе энергоэффективный ARM-процессор и специальный графический процессор, а также устройства обмена информацией, управления питанием, обработки видеосигнала и так далее.


Raspberry Pi Zero: 5-долларовый Компьютер на Linux с процессором 1 GHz

Эта инновационная архитектура позволила сбросить минимальную стоимость базовых вычислительных систем со 100 до 10 долларов за единицу. Отличным примером послужит Raspberry Pi Zero – первый 5-долларовый компьютер на Linux с частотой 1 GHz. За те же деньги можно приобрести микроконтроллер Wi-Fi , поддерживающий одну из версий Python. Совсем скоро эти микропроцессоры будут стоить меньше доллара, и мы без труда сможем встраивать их практически всюду.

Но более серьезные достижения происходят сегодня в мире высококачественных микропроцессоров. Отдельного внимания заслуживают графические процессоры , лучшие из которых производит компания NVIDIA. Графические процессоры полезны не только для обработки графики, но и при работе с алгоритмами машинного обучения, а также с устройствами виртуальной и дополненной реальности. Однако представители компании NVIDIA обещают более существенные улучшения производительности графических процессоров в ближайшем будущем.

Козырем всей сферы информационных технологий по-прежнему остаются квантовые компьютеры, которые пока существуют преимущественно в лабораториях. Но стоит сделать их коммерчески привлекательными, и это приведет к грандиозному росту производительности, прежде всего, в сфере биологии и искусственного интеллекта.


Квантовый компьютер Google

Программное обеспечение: золотой век искусственного интеллекта

Сегодня в мире программного обеспечения происходит много любопытных вещей. Хороший пример – распределенные системы. Их появление обусловлено многократным увеличением количества устройств за последние годы, что вызвало необходимость распараллеливать задания на нескольких машинах, налаживать обмен данными между устройствами и координировать их работу. Отдельного внимания заслуживают такие технологии распределенных систем, как Hadoop или Spark , предназначенные для работы с большими массивами данных. Стоит также упомянуть технологию блокчейн, обеспечивающую безопасность данных и ресурсов и впервые реализованную в криптовалюте Bitcoin.

Но, пожалуй, самые захватывающие открытия совершаются сегодня в области искусственного интеллекта (ИИ), имеющего длинную историю взлетов и падений. Еще сам Алан Тьюринг предсказывал , что к 2000 году машины будут способны имитировать людей. И хотя это предсказание пока не осуществилось, есть веские причины полагать, что ИИ наконец вступает в золотой век своего развития.

«Машинное обучение – это ключевой, революционный способ переосмысления всего, что мы делаем», – генеральный директор компании Google Сундар Пичаи .

Наибольший ажиотаж в области ИИ сосредоточен вокруг так называемого глубинного обучения – метода, который был широко освещен в рамках одного известного проекта компании Google, запущенного в 2012 году. В этом проекте была задействована высокопроизводительная сеть компьютеров, целью которой было научиться распознавать котиков на видеороликах с YouTube. Метод глубинного обучения основывается на искусственных нейронных сетях – технологии, зародившейся еще в 40-х годах прошлого века. Недавно эта технология снова стала актуальной из-за многих факторов : появления новых алгоритмов, снижения стоимости параллельных вычислений и широкого распространения больших наборов данных.


Процент ошибок в конкурсе ImageNet (красная линия соответствует показателям человека)

Остается надеяться, что глубинное обучение не станет просто очередным модным термином Силиконовой долины. Впрочем, интерес к этому методу обучения подкрепляется впечатляющими теоретическими и практическими результатами. К примеру, до введения глубинного обучения допустимый процент ошибок победителей ImageNet, известного конкурса по машинному видению, составлял 20–30 %. Но после его применения правильность алгоритмов неуклонно росла, и уже в 2015 году показатели машин превзошли показатели человека.

А вот небольшое стартап-приложение для классификации предметов в реальном времени:


Приложение Teradeep идентифицирует предметы в реальном времени

Хм, а ведь где-то я уже это видел:


Фрагмент из фильма Терминатор 2: Судный день (1991 г.)

Одним из первых приложений с методом глубинного обучения, выпущенных крупной компанией, было удивительно умное приложение для поиска изображений Google Photos:


Поиск по фотографиям (без метаданных) с ключевой фразой «big ben»

В скором времени нас ожидает значительное повышение производительности ИИ во всех сферах программного и аппаратного обеспечения: голосовые помощники, поисковые механизмы, чат-боты , 3D сканеры , языковые переводчики, автомобили, дроны, системы диагностической визуализации и многое-многое другое.

«Легко предугадать идеи следующих 10000 стартапов: взять Х и прибавить искусственный интеллект», – Кевин Келли .

Стартапы, создающие продукцию с упором на ИИ, должны оставаться предельно сфокусированными на определенных приложениях, чтобы поддерживать конкуренцию с крупными компаниями, для которых ИИ является высшим приоритетом. Системы ИИ становятся эффективнее по мере того, как увеличивается объем собранных для них данных. Получается нечто вроде маховика, постоянно вращающегося за счет так называемого эффекта сети данных (больше пользователей → больше данных → лучше продукция → больше пользователей). К примеру, команда картографического сервиса Wase использовала эффект сети данных, чтобы сделать качество предоставляемых карт лучше, чем у их более маститых конкурентов. Всем, кто намерен использовать ИИ для своего стартапа, стоит придерживаться аналогичной стратегии.

Программное + аппаратное обеспечение: новые компьютеры

Сейчас на стадии формирования находится целый ряд перспективных платформ, которые скоро вполне могут перейти на стадию развития, так как они сочетают в себе самые последние разработки из сфер программного и аппаратного обеспечения. И хотя эти платформы могут выглядеть по-разному либо иметь разную комплектацию, у них есть одна общая черта: использование последних расширенных возможностей умной виртуализации. Рассмотрим некоторые из этих платформ:

Автомобили. Крупные информационно-технологические компании вроде Google, Apple, Uber и Tesla немало инвестируют в разработку автономных или беспилотных автомобилей. На рынке уже представлены полуавтономные автомобили Tesla Model S и вскоре ожидается выход обновленных и более совершенных моделей. Создание полностью автономного автомобиля потребует некоторого времени, однако есть основания полагать, что ждать осталось не более пяти лет. На самом деле, уже существуют разработки полностью автономных автомобилей, которые ездят не хуже, чем под управлением человека. Тем не менее, в силу многих аспектов культурного и регулятивного характера такие автомобили должны ездить намного лучше, чем управляемые человеком, чтобы быть допущенными к широкой эксплуатации.


Беспилотный автомобиль составляет схему своего окружения

Несомненно, объем инвестиций в беспилотные автомобили будет только расти. В дополнение к информационно-технологическим компаниям, крупные производители автомобилей тоже начали задумываться над автономностью. Нас ждет еще много интересных стартап-продуктов. Программные средства глубинного обучения стали настолько эффективными, что сегодня одному-единственному разработчику под силу сделать полуавтономный автомобиль.


Самодельный беспилотный автомобиль

Дроны. Современные дроны укомплектованы по последнему слову техники (в основном компонентами смартфонов и механическими деталями), но имеют относительно простое ПО. В скором времени появятся усовершенствованные модели, оснащенные компьютерным зрением и другими видами ИИ, что сделает их более безопасными, удобными в управлении и полезными. Фото- и видеосъемка с дронов будет популярной не только среди аматоров, но, что важнее, найдет и коммерческое применение. К тому же, существует немало опасных видов работ, в том числе высотных, для выполнения которых было бы гораздо безопаснее использовать дроны.


Полностью автономный полет дрона

Интернет вещей. Самые основные преимущества устройств интернета вещей – это их энергоэффективность, безопасность и удобство. Хорошими примерами первых двух характеристик могут послужить продукты Nest и Dropcam . Что касается удобства, стоит обратить внимание на устройство Echo от Amazon.

Большинство людей полагают, что Echo – это очередная маркетинговая уловка, но, воспользовавшись хотя бы раз, они удивляются, насколько удобным оказывается это устройство. Оно блестяще демонстрирует эффективность голосового управления как основы пользовательского интерфейса. Конечно, мы еще не скоро увидим роботов с универсальным интеллектом, способных поддерживать полноценный разговор. Но, как показывает Echo, компьютеры уже способны справляться с более-менее сложными голосовыми командами. По мере того как метод глубинного обучения будет совершенствоваться, компьютеры научатся лучше понимать язык.


3 основных преимущества: энергоэффективность, безопасность, удобство

Устройства интернета вещей также найдут применение в бизнес-сегменте. К примеру, устройства с сенсорами и возможностью сетевого подключения широко используются для оперативного контроля промышленного оборудования.

Носимая техника. Сегодня функциональность носимых компьютеров варьируется в зависимости от ряда факторов: емкости батареи, средств коммуникации и обработки данных. Наиболее успешные устройства обычно имеют весьма узкую сферу применения: к примеру, фитнес-трекинг. По мере улучшения компонентов аппаратного обеспечения носимые устройства будут, как и смартфоны, расширять свою функциональность, открывая тем самым возможности для новых приложений. Как и в случае с интернетом вещей, предполагается, что голос станет основным пользовательским интерфейсом управления носимыми устройствами.


Миниатюрный наушник с искусственным интеллектом, фрагмент из фильма «Она»

Виртуальная реальность. 2016 год будет очень интересным для развития средств VR: релиз очков виртуальной реальности Oculus Rift и HTC Vive (и, возможно, PlayStation VR) означает, что удобные и иммерсивные системы VR наконец станут общедоступными. Разработчикам устройств VR придется хорошенько постараться, чтобы не допустить возникновения у пользователей так называемого эффекта «зловещей долины» , при котором чрезмерная правдоподобность робота или другого искусственного объекта вызывает неприязнь у людей-наблюдателей.

Для создания качественных систем VR требуются качественные экраны (с высоким разрешением, высокой частотой обновления и низкой инерционностью), мощные видеокарты и возможность отслеживать точное положение пользователя (предыдущие поколения систем VR могли только отслеживать поворот головы пользователя). В этом году благодаря новым устройствам пользователи впервые смогут испытать на себе полноценный эффект присутствия
Создание виртуального мира в 3D формате с помощью очков VR

Дополненная реальность. Скорее всего, AR получит развитие только после VR, потому что для полноценного использования дополненной реальности потребуются все возможности виртуальной вместе с дополнительными новыми технологиями. К примеру, для полноценного объединения в одной интерактивной сцене реальных и виртуальных объектов средствам AR потребуются продвинутые технологии машинного зрения с малой задержкой.


Устройство дополненной реальности, фрагмент из фильма «Kingsman: Секретная служба»

Но, скорее всего, эпоха дополненной реальности наступит быстрее, чем вам кажется. Этот деморолик был отснят непосредственно через устройство AR Magic Leap:


Демонстрация Magic Leap: виртуальный персонаж в реальной среде

Этот деморолик был снят непосредственно через устройство Magic Leap 14 октября 2015 года. При его создании не применялись ни спецэффекты, ни композитинг.

Что дальше?

Возможно, циклы в 10–15 лет больше не повторятся, и мобильная эпоха будет последним из них. А может быть, следующая эпоха будет короче, или лишь какой-то один подвид из рассмотренных выше технологий станет впоследствии действительно важным.

Я предпочитаю думать, что мы сейчас находимся в точке пересечения нескольких эпох. «Мирными дивидендами от войны смартфонов» стало стремительное появление новых устройств и разработок в сфере ПО, в особенности искусственного интеллекта, способного сделать эти устройства еще более умными и полезными.

Некоторые исследователи отмечают, что большинство новых устройств пока еще находятся в «пубертатном периоде» : они могут быть несовершенными и в некоторой степени нелепыми, а всё потому, что они еще не перешли в фазу развития. Как и в случае с персональными компьютерами в 70-х, интернетом в 80-х и смартфонами на заре нулевых, мы видим не полную картину, а лишь фрагменты того, во что текущим технологиям предстоит превратиться. Так или иначе, будущее близко: рынки колеблются, мода приходит и уходит, но прогресс, как и прежде, уверенно двигается вперед.

Развитие информационных технологий тесно переплетается с другими сферами человеческой деятельности, предметными областями и профессиями.


Сегодня развитие ИТ всегда сопровождается их проникновением в какие-то новые области применения, где их раньше не было или они использовались ограниченно. При этом в каком-то смысле меняется совокупность пользователей ИТ (демография, психология) и профессионалов ИТ (предметные области, специализация, образовательный базис, форма занятости). А теперь мы идем в 2012-17 гг. и хотелось бы знать, что мы там увидим? А увидим мы пришествие в мейнстрим некоторых ключевых трендов, которые сегодня являются уделом небольшого меньшинства, но уже обозначились и стремительно развиваются:

- железо как объект разработки - в широком смысле слова, сейчас начинается бум DIY-решений на базовых платформах, людям вдруг захотелось не только кодить или дизайнить, но и паять, что-то собирать и т. д.;

Соответственно платформы для этого железа - Arduino, Pi или что-то типа Parallella (помните? они таки успели собрать свои $750к) - одно из перспективных направлений для корпораций;

Дальнейшее разделение вычислительных и интерфейсных подсистем в архитектуре - когда ЦП устройства служит преимущественно для текущего взаимодействия с пользователем, а специфические числодробительные задачи перекладываются на отдельный модуль, например или многоядерный «домашний суперкомпьютер» (перспективы которого следует оценивать не по тому, какому количеству сегодняшних пользователей ПК он может пригодиться, а как эволюционировал сам ПК, когда он еще был уделом немногочисленных гиков);

- краудфандинг - для многих проектов станет более доступным способом финансирования, чем классические инвестиции в стартап; вероятнее всего именно так будут созданы платформы, которые далее пойдут в массы в 2017-22;

- стартап как сочетание веб-сервиса, мобильного клиента и аппаратной части - на фоне разочарования инвесторов в социалках-шмоциалках интерес смещается к чему-то более осязаемому, а железо тем временем все проще заказывать и производить;

- 3D-печать, домашняя робототехника (в т. ч. под влиянием онлайн-курсов) как примеры новых классов пользовательских устройств, привлекающих внимание разработчиков (и начинающих удобно монетизироваться);

Еще одна интенсивно растущая сфера применения IT - медицина и управление здоровьем , где повышение мобильности и компактности означает увеличение ассортимента устройств, используемых человеком для самоадминистрирования (помимо традиционного медицинского рынка);

В самих же информационных системах, которые теперь начинают обрабатывать еще более разнообразные данные, лавинообразно нарастает их количество и требует особых решений в плане их обработки - т. н. Big Data . Это, по-видимому, станет темой № 1 для «чистых» ИТшников, системщиков,

В сфере онлайн-образования , как уже отметил автор, идет дальнейшее накопление мощностей и структуризация, появляются проекты «цифровых дипломов» (интеграции результатов пройденных студентом курсов от разнообразных провайдеров), благодаря чему онлайн-проекты набирают вес, необходимый для вторжения в ранее закрытые профессии за пределами ИТ;

Вместе с тем, в плане профессиональной структуры ИТ распространение этих технологий на железо, медицину и образование, равно как и распространение ИТ-образования в онлайн-формате для широких масс, означает дальнейшее увеличение числа ИТшников - специалистов по предметным областям иотраслевых специалистов, освоивших ИТ-профессию;

В плане демографии ИТ, что уже немного затронул автор, на глобальном уровне появится все больше не только индусов, но и, например, африканцев. Отечественный же ИТшник станет немного старше, заматереет и, что радует, достигнет еще большей популярности на глобальном рынке как разработчик сложных, нестандартных, экстремальных решений. Вообще, наступающая эра железа, монетизация DIY в пику корпоративно-потребительскому подходу - это наша стихия, мы будем возрождать еще советскую практику любительской работы с паяльниками, технического образования, откроем еще больше хакерспейсов и начнем завоевывать мир:). Это только вопрос времени.

В отношении форм занятости , по-видимому, слегка размоются грани между и корпоративом, фриланс пойдет в некоторые труднодоступные ранее для него ниши по мере того, как управление карьерой и образованием будет все больше основываться на простых, легко доступных онлайн-профилях в и новых специализированных сервисах, включая сертификацию этих данных. Среди стартапов, что заметно уже сейчас, наступает некая структуризация, их классифицируют по степени радикальности , экономическому эффекту, срокам предполагаемой окупаемости и т. д. - присказку про Apollo и Angry Birds уже слышали все и все больше людей понимают, что развлечения при всем их рыночном потенциале не являются единственным полезным применением ИТ для человечества. Появляются дальновидные венчурные инвесторы, которые вместо гарантий быстрой монетизации по идейным соображениям вкладываются в более фундаментальные технологии (то, что я называю «супервенчур», - Питер Тиль, напрмер).

Экономика в целом под влиянием ИТ демонстрирует кризисы старых отраслей и подъем новых, причем нередко они даже не связаны с ИТ напрямую, а являются побочным эффектом всей совокупности технических и социальных изменений. Чем сильнее кризис, тем интенсивнее этот процесс и тем больше послекризисный (или хронически-кризисный) мир качественно отличается от докризисного. Для исправления последствий кризиса для того или иного субъекта необходим как минимум качественный сдвиг в понимании роли образования, профессионального и общего развития в динамически меняющейся экономике. ИТшники в целом находятся на переднем крае этого тренда, апгрейдиться привыкли давно и потому конструктивно реагируют быстрее, чем инертные капитало- и трудоемкие отрасли. Особенностью конкретно наступающего этапа является форсированная автоматизация и роботизация производств не только высокотехнологичной продукции не только в развитых странах, что мы видим на примере Foxconn в Китае. Это приводит к некоторому «обращению вспять» (но не буквальному) привычного процесса вытеснения промышленности в развивающиеся страны. Кроме того, актуальным становится ряд чисто «человеческих» профессий типа медиков, образовательных работников (которым и ИТ нужны - в виде еще более удобных в пользовании устройств и сервисов яблочного типа).

Еще можно было бы добавить про ИТ и энергосберегающие, «зеленые» технологии , но тут пока все как-то мутно. В целом, эти технологии идут в общем тренде смещения акцентов на железо и удешевления его разработки, за 5 лет скорее всего выйдут из анти-хайпа и мы увидим много решений, хороших и разных. Для самих ИТ энергоэффективность - это прежде всего дальнейшее повышение мобильности и масштабируемости. Что может принести как прорыв в суперкомпьютерах, так и новые еще более компактные и экономные применения железа вплоть до имплантов, сенсоров, микророботов и т. д. Это уже дело техники, сроки варьируются; наша задача - обозначить общий тренд: энергия - это интересно и актуально.

Копирасты скорее всего продолжат еще более бешено неистовствовать, но по мере созревания альтернативных моделей монетизации, в частности краудфандинга, их авторитет в обществе еще больше упадет, а пираты усилят свои политические позиции. Патентролли по сравнению с ними находятся в более выигрышном положении, поскольку наезжают чаще на корпорации, к которым общество особых симпатий не испытывает. Однако озабоченность деструктивным влиянием патентроллинга на темпы инноваций скорее всего подтолкнет многих к пересмотру патентного законодательства.

Политики будут продолжать попытки зарегулировать Сеть, а также ограничить распространение некоторых новых аппаратных технологий, как, например, очки со скрытыми камерами, или применять их во вред обществу, типа саудовского прожекта по слежению за женщинами. Особых успехов в этом они, впрочем, не достигнут. Пошатнется даже ВКФ по мере роста числа грамотных пользователей, заинтересованных в нефильтрованном контенте. Причина в том, что драйвером этих изменений становится само общество. Цензура в долгосрочном плане не работает и не может сработать. В некоторых странах за этот период технологии несомненно помогут обществу добиться существенных изменений в политической власти; и я намеренно оставлю открытыми вопросы «кто?», «где?» и «когда?», отметив только, что ИТ - это лишь рычаг, умножающий усилия общества по достижению желаемых изменений, что зависит от многих скрытых факторов, поэтому и точные прогнозы здесь неуместны. Но вектор понятен, и это объективный исторический процесс: технологии помогают обществу эволюционировать. Это нужно воспринимать адекватно и быть к этому готовым, равно как и отражению упомянутых политических поползновений, которые явно станут еще злее и изощреннее.

Наука и ИТ сращиваются все более неожиданными способами. Исторически ИТ вышли из «большой науки», но сегодня мы наблюдаем феномены, когда пользователи-любители объединяются через либо для распределенных вычислений, либо для «человеческой» обработки каких-то труднораспознаваемых машиной данных (классификация галактик), или для поиска «человеческих» же решений научных задач вместо тупого перебора (сворачивание белков, дизайн РНК), что нередко эффективнее всего в форме (в общем тренде геймификации всего и вся, который сейчас немного приелся и, видимо, вступил в период общественного разочарования, но реальные достижения еще впереди). Как можно попробовать монетизировать эти и другие примеры открытой науки, DIY-науки за 5 лет? Скорее всего сегодня они подобны Линуксу или Википедии, то есть перспективы коммерциализации весьма туманны, но зато эти тренды могут стать платформой, на которой завтра вырастут какие-то производные, прикладные решения, и вот они уже привлекут деньги и сформируют в свою очередь новые направления развития ИТ и других технологий - подобно тому самому Homebrew Computer Club и другим хакерским инициативам прошлого века, авторы которых крайне редко задумывались о деньгах.

Наконец, «чисто ИТ » или фронтир Computer Science в условиях всей этой движухи. Тут уже много и не раз было сказано - , big data, высокие нагрузки, высокопроизводительные вычисления, ИИ, машинное обучение и другие темы тех же онлайн-курсов. Общая эволюция как бы просматривается, но интересны качественные феномены. Например, DDoS, который в последнее время стал чуть ли не рядовым средством конкурентной борьбы и сформировал по сути целую отрасль защиты от него. Все из-за того, что в интернет двинулся «обычный» бизнес со своими особенностями работы.

Этот социальный тренд - «нашествие» во вроде бы уже сложившиеся ИТ-системы значительных элементов со стороны (вспомним «вечный сентябрь») - стоит выделить отдельно. Он требует от профессионалов, привыкших рулить в том или ином сообществе, гибкости и готовности ответить на вызов орд дилетантов. Популяризация приносит не только благо, но и новые организационные задачи. Сейчас на ближайшие годы многие прогнозируют рост количества пользователей интернета благодаря распространению дешевых и других устройств до большей части населения Земли. «Восходящий миллиард» юзеров - мощный и несомненно полезный ресурс для всего человечества и самого себя. Но следует учитывать его текущий образовательный уровень, убеждения, психологию. Феномен «говнокомментов» и «говносайтов» именно отсюда. Мы уже увидели. как сотни тысяч экономически малограмотных людей полезли в МММ, получив возможность с помощью Сети продвигать свою сомнительную идеологию. Разумеется, они лажанулись и не могли не лажануться, но перед этим успели загадить информационное пространство и вместо продуктивной деятельности увлечь экономические ресурсы в трубу. По мере популяризации Сети и ее сервисов подобных деструктивных меметических явлений может стать больше, их следует распознавать и, при необходимости, вырабатывать от них защиту, в т. ч. и монетизируемую, как показали недавно ребята-антиDDoSеры.

По материалам habrahabr.ru


Хотелось бы узнать, какие мысли по этому поводу есть у вас. Высказывайтесь, просто интересно послушать.

Оставьте свой комментарий!



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows