Понятие – психологическая устойчивость можно рассматривать как стабильный, твердый, прочный, крепкий. Психологическая устойчивость рассматривается как качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости относят: - способность к личностному росту, - относительная стабильность эмоций и настроения человека, - волевая регуляция человека. Психологическая устойчивость – это качество личности, отдельными аспектами которого является уравновешенность, стабильность и сопротивляемость.
Психическая устойчивость как сопротивляемость. Достижения жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Что большие (социально значимых) цели ставит личность, то с большим количеством трудностей она сталкивается. В этом есть и положительный аспект: преодоление сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда случаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагивает или ограничивает субъект в связи со своей активностью. Чем меньше в личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, то более ограниченным возможности достижения жизненных целей.
14. Управление стрессами. Коппинг-стратегии.
Г.Селье впервые рассмотрел стресс. Мельник описал индивидуальные различия человека по отношению к стрессу. 6 диспозицонных типов: 1. Чистолюбивый тип (люди с сильной потребностью достижения успеха). Симптомы: боли в области сердца, усиленное кровяное давление. 2. Спокойный тип (ориентированные на прошлое мечтательные люди). Причины стресса: повышенная требовательность к профессиональной деятельности. 3. Совестливый тип (дотошные, педантичные люди). Причины: нарушение стереотипов поведения. Уязвимы к стрессу. Снизить стресс помогает помощь другим людям. 4. Неотстаивающий тип. Причины: напряжение на почве межличностных отношений. Уход в болезнь. 5. Жизнелюбивый тип – энергичные, импульсивные, рискованные. Скучная работа вгоняет в стресс. 6. Тревожный тип – испытывают беспокойства по поводу различных неудач.
Причины: различные профессиональные дела, ответственная работа. Крайняя мера: суицидальное поведение. 3 основных стратегии преодоления стресса: -1) использование копинг- стратегий. 2) личностный рост. 3) управление изменениями. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы: *эмоционально-сфокусированный копинг – направленный на регулирование отрицательных эмоций. *проблемно-сфокусированный копинг – устранение проблем.
15. Характеристика психического и психологического здоровья.
Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья:
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
* способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Критерии, по которым можно определить, насколько психически и психологически здоров тот или иной человек, достаточно размыты. Есть понятие «нормы», но оно во многом обусловлено социально-культурными особенностями, обычаями, традициями и устоями того или иного общества, особенностями профессиональной деятельности, а также ситуациями, в которых человек чаще всего проявляет себя.
норме относятся:
1. Интеллект . Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.
2. Моральный облик : чуткий человек, без черствости «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.
3. Социально привлекательное адаптивное поведение , контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими и нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций.
4. Личностный оптимизм , характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.
5. Эмоциональность : без излишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.
6. Сексуальность : учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему .
Условно состояние психологического здоровья можно разделить на три уровня:
Высокий (креативный), для которого характерна устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности. Такие люди не требуют психологической помощи.
Средний (адаптивный) – люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность, неприспособленность к отдельным нестандартным, не слишком часто встречающимся в жизни ситуациям. Своевременная и квалифицированная психологическая помощь в большинстве случаев может быть полезной и обеспечить более быстрое и менее болезненное преодоление жизненных трудностей.
Низкий (дезадаптивный) уровень свойственен людям, стиль поведения которых характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи
Основные критерии психологического здоровья: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Психологическая устойчивость личности
Человек становится личностью в процессе межличностного взаимодействия в социальной среде. Окружающие люди, СМИ, Интернет и другие источники открывают огромные возможности для взросления, задавая необходимый темп интеллектуальной и коммуникативной эмоционально насыщенной деятельности. Предлагая человеку огромный объем информации, социальная среда мощно воздействуют на психику человека, ведет к определенной ее трансформации. При этом характер психологических трансформаций личности и образа жизни человека под влиянием социальной среды неоднозначный. Наряду с позитивным воздействием на сознание человека отмечаются факты негативного влияния (формирование разного рода аддикций химического и нехимического характера; деформация установок в репродуктивной сфере, нарушения эмоциональной сферы, появление пограничных психических расстройств и др.), что может катастрофически сказаться на результатах личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности.
Люди в разной мере обладают способностью противостоять негативному влиянию социальной среды, отличать правду от вымысла и лжи, улавливать обман, неискренность и скрытые замыслы в действиях других людей: одни более проницательны, другие - менее. Так, в концепции личности Кеттелла выявлен двухполюсный фактор, отражающий степень развития и выраженности у человека способности распознавания, понимания и использования способов и приемов скрытого психологического воздействия на людей, известный под метафорическим названием фактора «Макиавелли-Руссо» («проницательность-наивность»). Этот фактор интерпретируется как искусственность, расчетливость поведения в оппозиции к естественности и простоте. Лица с высокими оценками по данному фактору характеризуются искусственностью, расчетливостью, проницательностью, умением холодно и рационально действовать, не поддаваться эмоциональным порывам, видеть за аффектом логику. Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют об отсутствии проницательности и социальной ловкости. Такие люди обычно открытые, общительные, компанейские. Они плохо понимают мотивы поведения окружающих, все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями, не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто. Степень выраженности и близости к полюсам фактора «Макиавелли - Руссо» у людей различна: кто-то в большей степени проявляет устойчивость к социальным влияниям, своевременно может уловить и выявить используемые манипулятивные приемы, кто-то - в значительно меньшей.
Способность противостоять негативным влияниям социальной среды формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связана с отражением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации. Между тем вопрос о психологических условиях и механизмах формирования психологической устойчивости личности к негативным влияниям социальной среды, как и раскрытие самого феномена психологической устойчивости личности, остается открытым. В последнее время усилился интерес к проблемам нарко-, алко-, интернет-зависимости молодежи. Установлено, что эта зависимость, достигая определенного уровня, приобретает очертания личностной патологии. Обозначена проблема профилактики и преодоления зависимого поведения, однако методическое оснащение для ее решения отсутствует в связи с методологической неразработанностью проблемы социальной устойчивости личности.
В философии устойчивость личности рассматривается в контексте комплексного представления о внутреннем мире человека - микрокосмосе как живой системе, способной в одно и то же время к самодвижению, к саморазвитию и к активному самосохранению своей организации [В.М. Генковска, И. Пригожин, В.С. Степин и др.]. Устойчивость охватывает сохраняемость процесса в целом (последовательность состояний во времени) и имеет активный характер. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, что не противоречит изменению состояния в границах некоторого допустимого диапазона. Когда воздействие кратковременно, единично, тогда устойчивость проявляется в том, насколько быстро система вернется к прежнему состоянию. Если воздействия продолжительны по времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другое, при этом сохраняя основные внутренние взаимосвязи.
На основе постоянства выстраивается жизненный путь личности, ее образ жизни, жизненная позиция: фактор постоянства поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности, индивидуальности, ценности, как носителя возможностей, способностей; изменчивость, приспособляемость связана с развитием личности. Устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, характером временной перспективы, организацией своей деятельности. Таким образом, устойчивость является неотъемлемой частью развития, становления личности (как процесс и как результат) и ведет к оптимальному ее взаимодействию с окружающей средой.
В психологии понятие устойчивости имеет множественное значение. Многие авторы [В.С. Агеев, Н.Д. Левитов, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев, Л.Л. Рохлин и др.] определяют понятие «устойчивость» путем соотнесения его с другими близкими по смыслу понятиями - «ригидность», «инертность», «консерватизм». Так, В.С. Агеев ставит данные понятия в один ряд, рассматривая их как явления одного порядка, свидетельствующие о способности социального стереотипа успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Л.Л. Рохлин проводит различие между понятиями «устойчивость» и «ригидность», рассматривая личность как динамическую систему, диалектически сочетающую в себе устойчивость и изменчивость. Н.Д. Левитов также считает неправомерным смешивать ригидность со стойкостью - морально-волевой чертой, проявляющей твердость характера. Ригидность, по его мнению, стоит близко к «неразумной настойчивости», которая питается упрямством, отличающимся очень узкой и неразумной мотивировкой («я сделаю так, как хочу») и объясняющимся узостью мышления, большой требовательностью к другим и слабой - к себе, слабой податливостью разумным убеждениям. По мнению В.Н. Мясищева, неспособность приспособиться к новым требованиям и разрешать новые задачи характеризуют инертность, противоположные качества характеризуют подвижность. Люди, над которыми господствует привычка, - инертные люди, но поведение человека, который стойко отстаивает известную идею, служит ей всю жизнь, ошибочно рассматривать как инертное.
Различия между ригидностью и устойчивостью убедительно демонстрирует также выделенный А.Е. Личко неустойчивый тип акцентуации характера, сущность которого состоит в лабильности (неустойчивости) эмоций, слабости воли, нарушении влечений, патологической подвижности нервных процессов, невозможности выработать стойкий жизненный стереотип. По мнению автора, от неустойчивого типа к ригидному, в основе которого чаще всего лежит патологическая инертность нервных процессов, значительно ближе, чем к типу устойчивому. Б.Ф. Ломов анализирует устойчивость как особое измерение субъективных отношений личности. На его взгляд, устойчивость может проявляться по-разному: в одних случаях она выступает как ригидность, как консервативно-привычное отношение; в других она выражает принципиальную позицию личности. Признавая самостоятельность и независимость ригидности и устойчивости, Г.В. Залевский обосновывает мнение о том, что гипертрофированная устойчивость может трансформироваться в ригидность. Усиление же ригидности свидетельствует о росте избыточной устойчивости, которая в конечном итоге приводит к разрушению личности как целостности, как индивидуальной системы. Таким образом, при всей кажущейся феноменологической похожести ригидности, инертности и устойчивости, есть основания их различения как не совпадающих по своему содержанию.
В отечественной психологии представлена и такая точка зрения [М.Ф. Секач и др.], в которой устойчивость личности понимается как психическая саморегуляция, характеризующаяся использованием психических средств отражения, моделирования и воздействия на себя как реальность. В данном контексте важнейшим свойством личности, сложившимся в процессе исторического развития человека, является общение с собой, и различного рода нарушения этого свойства личности приводят к снижению адаптивных возможностей субъекта. Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации, и в случае общения личности с собой происходит непосредственная мотивационная саморегуляция. Важную роль в выборе способа саморегуляции играет степень развитости волевых качеств личности.В «Большом психологическом словаре» под общей редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко «устойчивость» (tolerance, stability) рассматривается в ее различных проявлениях: устойчивость внимания, помехоустойчивость оператора, нравственная устойчивость личности, трансситуативная устойчивость поведения личности, нервно-психическая устойчивость, эмоциональная устойчивость. При этом эмоциональная устойчивость включает в себя способность человека успешно осуществлять сложную, ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность. Нравственная устойчивость личности определяется как способность человека регулировать свое поведение, исходя из принятых и усвоенных им нравственных норм и принципов. Нервно-психическая устойчивость определяется как способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным (в том числе экстремальным) факторам внешней среды без снижения продуктивности деятельности и без ущерба для здоровья.
Различные проявления устойчивости (эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность) многие авторы [В. Л. Марищук, К.К. Платонов, Я. Рейковский, О. А. Черникова и др.] рассматривают как названия одного явления - стрессоустойчивости. Так, термин «эмоциональная устойчивость» используется как в значении некоторой устойчивости уровня интенсивности и качественных особенностей эмоционального переживания, так и способности быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности. Высказывается мнение о том, что основу стрессоустойчивости составляют равновесные психические состояния личности, характеризующие адекватное, предсказуемое, взвешенное поведение и оптимальную деятельность [А.О. Прохоров, А.В. Петровский и др]. Отличительными характеристиками такого состояния являются:
Комплексная реакция человека, задействующая на разных уровнях иерархически организованную совокупность психических процессов и психологических свойств: на физиологическом уровне - включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения; на психофизиологическом уровне - включает вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; на психологическом уровне - включает изменения психических функций и настроения человека; на социально-психологическом - объединяет характеристики поведения, деятельности, отношения человека в том или ином состоянии;
Латентный период развития, что указывает на необходимость определенной величины и длительности действия условий, вызывающих появление данного состояния;
Активность, проявляющаяся, с одной стороны, в сложности происходящих в организме человека процессов, направленных на формирование и стабилизацию текущего состояния, и, с другой стороны, в противодействии развитию нового психического состояния.
При изучении функциональных психических состояний в основном исследуются показатели уровня функционирования различных физиологических систем человека [Б.Г. Ананьев, А. Г. Маклаков, В.Д. Небылицын, Е. Ф. Рыбалко, Б.М. Теплов и др.], а также изменения в протекании тех или иных психологических процессов. Выводы авторов, сделанные на основе изучения функциональных состояний человека как субъекта деятельности, представляют актуальный интерес для исследования проблемы устойчивости личности к негативным влияниям социальной среды, поскольку в трудных жизненных ситуациях также возникают стрессовые состояния, которые могут являться индикаторами личностной устойчивости. Однако положение о более высокой стрессоустойчивости и профессиональной успешности лиц, обладающих стабильными нейродинамическими свойствами, не переносимо на все виды профессиональной деятельности и социальной активности человека. Для каждого индивида характерны специфические, типичные только для него типы реагирования на условия окружающей среды. Защитные и резервные возможности организма определяются как биологически, так и социально обусловленным компонентом личности. Согласно концепциям К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др., личность характеризуется:
1) субъектностью, которая является высшим уровнем психического отражения (самосознания) и регуляции (саморегуляции) как способности быть источником собственной активности, причиной поступков, способностью изменять себя и мир, относительной независимостью от внешних условий;
2) направленностью, представляющей собой овладение личностью своими психическими процессами и своими личностными структурами (установками, интересами и др.);
3) социальностью, понимаемой как социальное свойство индивида, обусловливающее общественно значимое поведение и деятельность личности;
4) нравственностью как важнейшим модусом бытия человека в мире;
5) трансцендентальностью, выражающей творчество и способ бытия личности, постоянное развитие и стремление к достижению;
6) неповторимостью и уникальностью, отражающими своеобразие внутреннего мира личности.
Отсюда множество факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и одновременно выступающих в качестве внутренних субъективных условий формирования ее устойчивости к негативным влияниям окружающей среды. Прежде всего это детерминанты мотивационной модальности. Именно сфера мотивации придает определенную субъективную значимость социальных ситуаций для субъекта в данное время: потребности и цели выступают в качестве главного основания их категоризации по таким основаниям, как «опасные-неопасные», «полезные-бесполезные», «интересные-неинтересные», «важные-неважные» и т.д.
Вторую группу факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и выступающих в качестве внутренних условий формирования ее устойчивости, составляют детерминанты, лежащие преимущественно в когнитивной сфере, - познавательные структуры (схемы); субъективная оценка личностью ситуации и др. Все они представляют обусловленные прошлым опытом знания о возможных последствиях своего собственного поведения в будущем. Применительно к описанию особенностей протекания регуляционных процессов в социальной среде интеллектуальную сферу личности представляет понятие «когнитивный стиль», означающий стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации.
Третью группу факторов формирования устойчивости личности составляют детерминанты преимущественно поведенческо-регуляторной сферы. Целостную представленность личностных регуляторов поведения несет в себе диспозиционная концепция В.А. Ядова. Обозначая предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения в социальной среде, диспозиции выступают психологическим выражением взаимоотношения потребностей человека и конкретных условий деятельности и проявляются на разных иерархических уровнях: психофизиологическом (элементарные и фиксированные установки); эмоциональном, когнитивном и поведенческом (более сложные социальные установки, регулирующие социальные поступки личности); социальном (базовые социальные установки); ценностно-смысловом (ценностные ориентации личности).
Четвертую группу факторов составляют интериоризированные социально-психологические детерминанты: «социальное чувство», «чувство общности», «чувство солидарности», «изначальная социальность», потребность в любви и заботе и др.
Пятую группу факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и выступающих в качестве субъективных условий формирования устойчивости к негативным влияниям социальной среды, составляют детерминанты личностно-смысловой модальности: самосознание, «Я-концепция», личностный смысл как единица сознания и индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых личность развертывает свою деятельность. Сюда же можно отнести наследственно обусловленные «возрастно-половые» и «индивидуально-типические» характеристики человека как индивида. Особую роль в поведении личности имеют акцентуации характера, которым свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к месту наименьшего сопротивления данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.
Психологические исследования показали, что устойчивость личности детерминируется не только эффективностью функционирования рассмотренных выше пяти блоков факторов, но и уровнем развития операциональных характеристик человека как субъекта деятельности - индивидуальным стилем деятельности и поведения, профессиональными способностями и умениями. Индивидуальный стиль как индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности, обеспечивает человеку наиболее эффективную адаптацию вообще и способность противостоять стрессовым воздействиям в частности. Выявлены существенные различия в особенностях функционирования всех структурных элементов личности, включая противодействие встречающимся трудностям, в зависимости от ее уровня профмастерства. Например, при встрече с трудностями для учителей низкого профессионального мастерства характерны реакция ухода от проблемных ситуаций, исполнение своего профессионального долга на основе мотивов избегания наказания и неудачи. Такая мотивационная структура, с одной стороны, способствует снижению количества стрессогенных ситуаций за счет сознательного ухода от их решения, а с другой - задерживает развитие профессиональных качеств, которые помогают справиться с затруднениями при решении педагогических задач. Положительно сказываются на степени стрессоустойчивости педагога его педагогические способности (перцептивно-рефлексивные и проективные) и педагогические умения, лежащие в основе профессиональной подготовленности. Так, система стрессоустойчивости учителей-мастеров имеет ярко выраженный адаптационный характер, направленный на снятие стрессогенного начала и способствующий самореализации личности, выражающейся в активности педагогической позиции (интернальность), в социалыю-психологической терпимости, в отсутствии интерактивного конфликта самооценки и в успешном разрешении педагогических задач.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что значительное количество структурных компонентов личности может выступать в роли факторов, детерминирующих ее устойчивость в социуме. Это позволяет рассматривать данный феномен не только как индивидуальную особенность, влияющую на результат деятельности (успешность-неуспешность), но и как целостную характеристику личности, обеспечивающую ее психологическую безопасность во взаимодействии между отдельными людьми или группой лиц, помогающую противостоять постоянно появляющимся трудностям в различных условиях жизнедеятельности и деятельности.
В «Психологическом словаре» под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях определяется как целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость человека к фрустрирующему и стрессогенному воздействию среды. К составляющим психологической устойчивости личности как социально значимой характеристики личности относят: способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (мотивационных, ценностных, ролевых), относительную стабильность эмоциональной сферы и благоприятного настроения, способность к эмоционально-волевой регуляции, адекватную ситуации мотивационную напряженность и др. Для психологической устойчивости личности необходимы также определенное соотношение независимости и конформности, способность противостоять внешним влияниям, следуя своим собственным намерениям и целям (рис.1)
устойчивость психологический негативный социальный
Рисунок 1 Устойчивость личности к негативным воздействиям социальной среды
Как видим, у разных авторов общим является понимание психологической устойчивости в качестве активного целостного психического образования, представляющего собой реакцию (либо отражение) личности на ситуацию, рассматриваемую как комплекс внешних и внутренних условий жизнедеятельности человека. В интегральном описании психологической устойчивости личности можно выделить три аспекта:
1) стойкость (стабильность, способность cохранять себя в изменяющихся условиях) - способность противостоять трудностям, сохранять веру в себя в ситуациях фрустрации, постоянный, достаточно высокий уровень настроения. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, т.е. способна в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию;
2) уравновешенность - соразмерность силы и активности ответной реакции силе воздействия и значению воздействующего фактора. Здесь важны соотношения реальных и идеальных целей, ценностной и операционально-технической сторон самооценки;
3) сопротивляемость - способность противостоять всему, что может ограничить свободу личности в принятии отдельных решений и в выборе ценностей, норм, жизненных позиций, образа жизни в целом.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что устойчивость личности к негативному влиянию социальной среды есть сложное системное образование, включающее способности, навыки, умения человека удерживать эмоциональные, когнитивные, конативные процессы, а также процессы деятельности в равновесном состоянии и адаптированно реагировать на внешние воздействия в конкретных условиях. Оно помогает человеку не только противостоять появляющимся трудностям и опасностям в деятельности и в повседневной жизни, особенно при несоответствии потенций субъекта условиям, требованиям конкретной деятельности, но и сохранять стабильность и уравновешенность внутреннего мира и образа жизни, быть свободной и независимой от вредных влияний социума. Его роль заключается в выработке такой системы защиты личности от негативных влияний социальной среды, которая вызвала бы состояние мобилизации сил, активности личности, ее готовность к действию, поступку, обеспечила бы защищенность человека от развития состояния пагубной зависимости.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Личность и типология преступников. Судебно-психологическая классификация личности. Мотивационная сфера личности преступника. Классификация преступников по содержанию преступной деятельности. Ценностно-нормативная система личности и социальной среды.
контрольная работа , добавлен 09.11.2010
Современные аспекты сущности и причин возникновения педагогических конфликтов. Психологические особенности личности учителя. Эмоциональная устойчивость как психологическая особенность личности учителя, способствующая преодолению учебных конфликтов.
дипломная работа , добавлен 03.07.2015
Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.
курсовая работа , добавлен 13.11.2003
Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.
курсовая работа , добавлен 15.05.2015
Анализ психолого-педагогических проблем социальной ситуации подростка как фактора психологической безопасности личности. Эмпирическое исследование психологической безопасности. Психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека.
курсовая работа , добавлен 23.09.2014
Теория черт личности Р. Кеттела. "Шестнадцать личновнстных факторов". Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов личности Ганса Айзенка. Психология личности в теории Г. Олпорта. "Человек - это объектиая реальность".
реферат , добавлен 29.09.2008
Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного. Психологические типы личности. Трансакционный анализ Берна. Структурный анализ.
курсовая работа , добавлен 01.02.2003
Понятие защитных механизмов и их роль в развитии личности. Особенности формирования защитных механизмов личности в подростковом возрасте. Психологическая характеристика социальной среды неполной семьи. Специфика воспитания подростка в неполной семье.
курсовая работа , добавлен 03.01.2013
Ключевые факторы, влияющие на психологическую устойчивость личности, определение ее составляющих. Эмпирическое изучение психологической устойчивости у студентов педагогических специальностей. Рекомендации по повышению психологической устойчивости.
дипломная работа , добавлен 04.04.2015
Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение. Общественная сущность личности, ее психологическая структура. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Личность как самоуправляемая система. Современные теории личности.
Введение
С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.
В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации.
Психологическая устойчивость личности
Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:
- - стойкость, стабильность;
- - уравновешенность, соразмерность;
- - сопротивляемость (резистентность).
Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.
Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.
Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться.
Одна из сторон стойкости - приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определенность. Экзистенциальная определенность - это переживание удовлетворения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопределённость - отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности относят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются основными, ведущими. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, потребностями в принятии другими людьми.
Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях - также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, одной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистенциальной определенности, но не поддерживают полноту психологической устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзистенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с которыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко могут быть чем-либо компенсированы.
Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.
Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.
Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем касаться вопросов надежности деятельности. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.
Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.
Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Динамичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.
Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.
В психологической устойчивости важен еще один аспект - соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.
Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.
Сопротивляемость. Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химической, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности).
Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям.
Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.
Нидзий Александр Олегович
студент 4 курса, кафедры пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях ВолгГАСУ, РФ, г. Волгоград
Дашкова Софья Владимировна
научный руководитель, канд. философ. наук, доцент, кафедры философии, социологии и психологии ВолгГАСУ, РФ, г. Волгоград
Одной из центральных проблем исследований личности в экстремальных ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к человеку, является проблема формирования и развития психологической устойчивости. Психологическая устойчивость (к неопределенности, стрессу, кризису, конфликту) определяет психическое и соматическое здоровье человека, охраняет его от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии.
Психологическая устойчивость - это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя и преодолевать ее последствия с помощью способов, совершенствующих личность, повышающих уровень ее адаптации и социальную зрелость. Фактически эта характеристика означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций.
В современной психологической науке предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями. Следует отметить, что у исследователей нет единого мнения относительно ведущего компонента психологической устойчивости. Одни авторы считают ведущим когнитивный компонент, другие - эмоциональный и волевой (стрессоустойчивость, эмоционально-волевая устойчивость) или мотивационный компоненты. Некоторые исследователи предлагают рассматривать совокупность качеств, обеспечивающих устойчивость человека к экстремальным факторам. На наш взгляд интегративный подход к рассмотрению этого сложного качества является наиболее перспективным.
Так, например, А.Г. Маклаков ввел понятие «личностный адаптационный потенциал», который определяет устойчивость человека к экстремальным факторам. Он включает в себя следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики автор считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.
Г.С. Никифоров рассматривает психологическую устойчивость как сложное качество личности, уровень которой проявляется в ее профессиональной деятельности, в надежности работника. Психологическая устойчивость, по его мнению, представляет собой синтез отдельных качеств и способностей, в котором объединяются уравновешенность, стойкость, стабильность и сопротивляемость.
Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса). Стойкость подразумевает способность противостоять трудностям, сохраняя веру в ситуации фрустрации, а стабильность - постоянный уровень настроения. Сопротивляемость заключается в способности личности сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, а также свободу от любых видов зависимости.
Различные аспекты психологической устойчивости нашли свое отражения и в зарубежной науке. Так, например, изучая различное влияние стрессовых жизненных событий на болезнь руководителей, С. Кобаса предложил понятие Hardiness - особенность личности, которая в отечественной литературе переводится как выносливость, стойкость или жизнестойкость, смелость, отвага, крепость, дерзость. В дальнейшем понятие Hardiness получила дальнейшее развитие в работах С. Мадди , где оно рассматривается как интегративное качество личности, являющимся показателем психического здоровья человека.
Нardinessсостоит из трёх компонентов: обязательности, контроля и способности принять вызов.
Обязательность - это тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было, иначе говоря, смысловая и целевая ориентация человека. Включённость - это важное определение себя и окружающего мира, а также характера их взаимодействия. Она даёт силы, мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу жизни и поведению, а также даёт возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
Контроль - это тенденция думать и поступать так, как будто существует реальная возможность влиять на ход событий. Это качество, которое мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений и не позволяет человеку впасть в состояние беспомощности и пассивности. Обладая контролем, человек уверен, что любую трудную ситуацию можно преобразовать так, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется ему в чём-то ему полезной. Оценивая даже трагические события, человек снижает их значимость и уменьшает тем самым психотравмирующий эффект.
Вызов (способность принять вызов) означает восприятие опасности как сложной задачи, знаменующей собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. Это способность переживать любое событие в качестве стимула для развития собственных возможностей. Этот компонент Нardiness помогает человеку оставаться открытым для окружающей среды и общества. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова лично себе и предстоящих испытаний.
Таким образом, существует целый комплекс личностных качеств, способствующих адаптивному, нетравматичному переживанию экстремальных ситуаций и обеспечивающих успешность преодоления их последствий, который может быть охарактеризован как интегративная характеристика личности – психологическая устойчивость к экстремальным ситуациям.
В современных зарубежных исследованиях Нardiness считается важным фактором, ведущим к надежным и устойчивым результатам профессиональной деятельности, особенно специалистов экстремального профиля. Так, например, результаты исследования 405 пожарных сообществ Мадрида показали, что Нardiness может являться сдерживающим фактором между профессиональными стресс-факторами и выгоранием.
Деятельность пожарных характеризуются высоким уровнем нервно-психической напряженности, что связано с наличием реальной витальной угрозы, с воздействием экстремальных факторов ситуации, а также необходимостью принимать решения в условиях новизны, неопределённости, дефицита времени и высокой ответственности.
С ростом трудности ситуации эффективность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости специалиста, которая наряду с профессиональным мастерством, предполагающим знания, умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях, определяет эффективность и надежность деятельности специалиста экстремального профиля.
Психологическая устойчивость, представляющая собой обобщенный режим функционирования и включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, должна проявляться на всех этапах выполнения профессиональной задачи пожарных, которые условно можно разделить на три: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя сигнал о пожаре и выезд на место чрезвычайной ситуации. Особенностью подготовительного этапа является внезапность и неопределенность информации. Главной задачей специалиста на этом этапе является предотвратить состояние тревожности и привести уровень нервно-психического напряжения к оптимальному уровню - состоянию боевой готовности.
Основной этап включает непосредственные профессиональные действия, направленные на спасение людей и материальных объектов. Особенностями этого этапа являются: опасность, неопределённость ситуации, жесткий дефицит времени. Условия ситуации предъявляют повышенные требования к когнитивным способностям специалиста, что выражается: в объективной оценке и анализе ситуации, в поиске неизвестной или противоречивой информации, в принятии решений. В поведенческой сфере психологическая устойчивость на этом этапе проявляется в активных действиях, направленных на изменение ситуации с использованием неспецифических форм активности, т. е. действий, обеспечивающих наиболее эффективный результат в конкретной чрезвычайной ситуации, гибкости и быстроте перехода от одной задачи к другой. Таким образом, главной задачей специалистов на этом этапе является мобилизация своих ресурсов на выполнение своего профессионального долга.
На заключительном этапе важной задачей является восстановление эмоционального равновесия с помощью приемов саморегуляции и конструктивных преобразующих стратегий совладания.
Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности специалиста, заключающееся в способности не поддаваться неблагоприятным обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий.
Уровень психологической устойчивости специалиста, с одной стороны, проявляется в надежности профессиональной деятельности. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом для полноценного переживания самореализации и удовлетворенности жизнью в целом, что в свою очередь повышает уровень психологической устойчивости.
Список литературы:
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
- Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
- Jimenez B.M., Natera N.I.M., Munoz A.R., Benadero M.E.M. Hardy personality as moderator variable of burnout syndrome in firefighters. // Psicothema. - 2006/8 - № 18 (3). - P. 413-418.
- Kobasa S.C. Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness. // Journal of Personality and Social Psychology, Vol 37(1), Jan 1979, - P. 1-11.
- Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. - 1994. - Vol. 63. - № 2.