Нормативный прогноз. Верификация прогноза. Выработка рекомендаций для управления. Построение «дерева социальных целей»

Нормативный прогноз. Верификация прогноза. Выработка рекомендаций для управления. Построение «дерева социальных целей»

03.04.2019

Говорить о важности автоприцепа в быту будет излишним. Мелкие грузоперевозки, особенно в периоды домашнего ремонта, способны сэкономить немало средств на доставке. А вот само оформление для желающих сделать такое приобретение остается неясным.

Скачать образец договора купли-продажи прицепа к легковому автомобилю

Так, в бытностью мою совершения такой покупки, достаточно было оформить договор и перерегистрировать прицеп на нового хозяина. Изменилось ли что-либо в этой процедуре сего вопроса, попробуем разобраться далее.

Прицепы и полуприцепы отличаются от иных транспортных средств отсутствием двигателя, в остальном он также имеет трансмиссию, габариты, стоп-сигнал, кузов.

Наличие световых приборов обусловлено правилами дорожного движения, так как прицеп закрывает эти элементы автомобиля, что не дает возможности правильно ориентироваться другим участникам движения. Более того, отсутствие этих элементов на прицепе приводит к применению штрафных санкций к водителю автомобиля с прицепом.

Таким образом, правила не относят прицепы к транспортным средствам, но обозначают их не как элемент, а подвид транспорта.

Также правилами обозначается обязательность регистрации прицепов в инспекции. Процедура это немногим отлична от регистрации любого другого автотранспорта, но не лишена юридических нюансов.

Итак, приведем ее основные этапы, в дальнейшем рассмотрев каждый из них детально:

  • Выбор прицепа и составление договора о его приобретении;
  • Регистрация прицепа в ГИБДД с оплатой госпошлины;
  • Технический осмотр;
  • Оформление договора страхования.

Также сегодня немало народных умельцев, которые производят сборку прицепов самостоятельно, после чего предпринимают попытки их зарегистрировать, стоит отметить, что некоторым это удается.

Договор о покупке прицепа

Любое соглашение начинается с осмотра приобретения. Так, прицеп должен быть в исправном техническом состоянии, иметь все виды световых сигналов. Также целесообразно справиться о наличии технического осмотра.

Сам документ о приобретении – текст договора должен быть заключен в простой письменной форме и соответствовать требованиям, которые закон предъявляет к таким документам.

Так, договор должен иметь:

  • Дату, место соглашения;
  • Реквизиты сторон – данные (адресные и паспортные) покупателя и продавца;
  • Полную информацию о предмете соглашения – номер, дату выпуска, тип, модель, грузоподъемность;
  • Информацию о техническом состоянии прицепа;
  • Права и обязанности сторон договора;
  • Стоимость прицепа и порядок расчетов;
  • Перечень оснований для расторжения соглашения;
  • Подписи сторон.

К договору прилагаются документы на прицеп, а передают их вместе с имуществом после получения оплаты полностью. Сам договор составляется в трех экземплярах, два из которых получает покупатель для предоставления в инспекцию при регистрации.

Что касается вопроса юридического или нотариального сопровождения подобных сделок, то по закону это не обязательно, но с целью избежать мошенничества, можно и обратиться к специалисту.

Особенности регистрации автоприцепов

Как уже отмечалось выше, процедура идентична регистрации транспорта. В первые дней после покупки регистрация должна быть осуществлена.

Документационное обеспечение процедуры:

  • Заявление на получении услуги регистрации по форме инспекции, заполняется в МРЭО или подается через Госуслуги + копия паспорта заявителя;
  • Договор о покупке;
  • ПТС прицепа;
  • Документ об оплате пошлины;
  • Экземпляры транзитных номеров при их наличии.

Также могут затребовать копию полиса ОСАГО и талона технического осмотра.

Когда нужен полис ОСАГО

Вопрос об оформлении полиса страхования гражданской ответственности актуален исключительно для юридических лиц. Для частных граждан закон не предусматривает обязанности заключения страховых договоров при использовании прицепов.

А нужен ли техосмотр

Ситуация с техническим осмотром идентичная, как и с полисом ОСАГО. Если транспорт до 3,5 тонн, то проходить техосмотр нет необходимости.

А вот для юридических лиц такая обязанность предусмотрена:

  • Если возраст транспорта от 3-7 лет, то прохождение технического осмотра необходимо 1 раз в два года;
  • Машины старше 7 лет – ежегодно.

Прицепы до 3 лет, состоящие на балансе юридического лица техническим осмотрам не подвергаются.

Если прицеп задействован при перевозке опасных грузов, то технический осмотр обязателен для прохождения раз в полгода.

Прицепы самодельные и их регистрация

Регистрация самодельных прицепов в ГИБДД несколько сложнее, да инспекторы осматривают такие средства с особой тщательностью.

Исходя из классификации, самодельные прицепы относят к единичным транспортным средствам. Таковым изобретение признается после получения свидетельства о его безопасности. Ранее такие паспорта выдавались после испытаний специальными лабораториями, сегодня это передано в полномочия автоинспекции.

С 2015 года таким изобретателям сначала необходимо получить разрешение на эксплуатацию своего изобретения, а затем произвести его регистрацию.

Подводя итоги или о регистрации прицепа кратко

Так, изучив вопрос о регистрации прицепов, можно сделать краткий вывод в виде небольшой инструкции. Первым этапом является заключение договора о приобретении прицепа. Для юридических лиц обязателен полис страхования автогражданки, а также талон техосмотра, если прицеп старше 3 лет. Для самодельных прицепов обязательно разрешение на эксплуатацию. Далее о МРЭО пишется заявлении и оплачивается пошлина, а также подаются документы для постановки на учет.

Покупка прицепного устройства для транспортного средства предполагает заключение сделки двух сторон – клиента и продавца. Документальным подтверждением юридического закрепления соглашения служит договор купли-продажи прицепа, который оформляется по установленным приказом МВД правилам. Подробнее о порядке заполнения бланка, правилах регистрации и размере госпошлины читайте ниже.

Приобретение машины предполагает обязанность сторон заключить договор купли-продажи транспортного средства. Подобная бумага служит юридическим закреплением взаимных обязательств по отношению друг к другу, официально передает права собственности иному лицу. Данное соглашение значительно не разнится с оформлением покупки прицепного устройства. Подробные правила заполнения и утверждения сделки приобретения прицепа рассмотрим в следующих разделах.

Особенности договора купли-продажи прицепа

Соглашение о купле-продаже прицепного устройства – основная бумага, которой закрепляется изменение его собственника. Как правило, оно составляется в добровольной форме, четкого формата не регламентировано. Со сделкой о возмездной передаче автомобиля они ничем не различаются.

Выделяется несколько особенностей договора купли-продажи прицепа гражданином к легковому автомобилю в 2019 году.

  • Требования об учете устройства идентичны регистрации в дорожной службе машины: крайний период – 10 суток спустя наступления момента покупки; отправить конкретный перечень документов. Отклонение от правил влечет санкции по ст. 19.22 КоАП РФ (штраф до 2 тыс. рублей).
  • Самодельное устройство должно иметь справку о личной и общественной безопасности, которая выдается после прохождения независимого техосмотра.
  • Организация, заключившая сделку купли-продажи, при регистрации должна предоставить в обязательном порядке полис ОСАГО и заключение об успешном прохождении техосмотра.

Важно! Сегодня нет необходимости производить оценочную стоимость прицепа, т.к. она оговаривается лицами индивидуально и прописывается в договоре.

Порядок заполнения

Договор о приобретении прицепного устройства не имеет отличий от документального оформления сделки по продаже автомобиля. Ниже мы рассмотрим основные правила заполнения бланка договора между сторонами о купли-продажи прицепа для легкового автомобиля.

  • В центре листа указывается наименование документа, а ниже – дата составления.
  • Прописывается информация об участниках процесса: ФИО полностью, дата и место рождения, паспорт, контактные данные продавца и покупателя.
  • Далее указывается предмет соглашения, имеющаяся информация о прицепе: марка, дата изготовления, вес и т.д.
  • Рекомендуется четко прописывать обязанности сторон, чтобы в дальнейшем избежать разногласий.
  • Пункты 3-5 регламентируют стоимость устройства, взаимную ответственность сторон и возможные форс-мажорные ситуации.
  • Разделы 6-7 устанавливают расторжение договора купли-продажи автомобиля, порядок данной процедуры и ее основания.
  • Пункт 8 – подписи сторон, которые требуется указывать с расшифровкой. Именно они служат фактом подтверждения взаимного и добровольного заключения соглашения.

Образец договора купли-продажи автомобильного прицепа можно скачать на нашем сайте.

Алгоритм действий для продавца и покупателя

Процедура покупки прицепа на транспортное средство предполагает наличие взаимных прав и обязанностей сторон. Продавец, в свою очередь, для удобства покупателя должен выполнить следующие действия:

  • продемонстрировать внешние данные прицепа;
  • ознакомить клиента с ПТС и СТС устройства.

Ознакомившись со всеми документами, самим оборудованием, покупатель должен оплатить пошлинный сбор, перед тем как оформить прицеп в подразделении ГИБДД. Достаточно обратиться в банк или воспользоваться порталом Госуслуг.

  1. Приехать в районный отдел ГИБДД вместе с прицепным устройством, оставив его на стоянке.
  2. Составить прошение о регистрации устройства.
  3. Инспектор проведет проверку техники, составит акт пройденного техосмотра.
  4. При необходимости заявитель оплачивает пошлинный сбор за новые регистрационные номера.
  5. Получение регистрационных сведений.

Не исключено, что инспектор ГИБДД откажет в принятии бумаг. Основания будут озвучены сотрудником. Тогда заявителю потребуется исправить все недочеты и вновь приступить к процедуре регистрации.

Какие документы нужны для регистрации прицепа в ГИБДД

Регистрация транспортного средства, а также принадлежащих ему устройств, проходит в идентичном порядке. Сперва необходимо отправить следующий пакет документов.

  1. Паспорт заявителя.
  2. ПТС прицепного устройства.
  3. Договор купли-продажи прицепа к грузовому автомобилю.
  4. Квиток, подтверждающий уплату госпошлины.
  5. Транзитные знаки (при наличии).

Вышеуказанный перечень является базовым для всех граждан РФ, изъявивших желание зарегистрировать прицеп. В исключительных случаях могут потребоваться иные бумаги (при наличии или по запросу сотрудника ГИБДД): полис ОСАГО и справка о безопасности для самодельных установок.

Стоимость оформления


Перед непосредственной регистрацией прицепного устройства в подразделении ГИБДД требуется подготовить перечень документов, в который входит и квитанция о пошлинном сборе. В таблице ниже приведены различные вариации госпошлины, которые нужно уплатить после финального заключения договора купли-продажи прицепа к автомобилю для физических лиц в 2019 году.

Следует помнить, что при оплате пошлинного сбора через сайт Госуслуг действительна скидка в 30%.

Нужно ли заверять у нотариуса

Важно понимать, что соглашение купли-продажи прицепного устройства составляется в свободной форме, при соблюдении базовых правил юридического оформления документации. Нет нужды специально заверять бумаги у нотариуса. В качестве подтверждения действительности акта достаточно подписи обеих сторон – продавца и покупателя.

Про налоги

Сегодня на законодательном уровне закрепляется требование уплаты налогового сбора на следующие виды транспорта: наземные, воздушные и водные. Следует отметить, что прицеп не относится к первой категории, поэтому в 2019 году владельцы данного устройства освобождаются от ежегодного налогового сбора.

Вывод

Заключение договора о покупке прицепного устройства в основном не имеет отличий от сделки о возмездном получении автомобиля. Порядок регистрации при этом также аналогичен оформлению машины. Лицу достаточно собрать пакет необходимых документов и посетить отдел дорожной службы.

Нормативный прогноз – определяет пути и сроки достижения возможного состояния явления, принимаемого в качестве цели. В нормативном прогнозе изучается ситуация в настоящем, выбирается ее желательное состояние в будущем и строится последовательность событий, которые могли бы это состояние обеспечить (имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей).

Нормативный прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?».

Нормативный прогноз (в отличие от поискового) строится в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Это делает его похожим на нормативное планирование , программные или проектные разработки . Такой прогноз помогает вырабатывать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений.

В системах управления нормативный прогноз определяет уровень потребностей исходя из основной задачи развития общества. На его основе формируется социальный заказ общества.

Нормативный экологический прогноз учитывает возможность и сроки дополнительной переработки отходов промышленного и сельскохозяйственного производства с сокращением источников загрязнения мест добычи и переработки.

Разновидности нормативного прогноза : целевой, организационный, программный, плановый .

Целевой – это прогноз желаемого состояния, при котором происходит построение на определенной шкале (поле, спектре) возможностей сугубо оценочной функции, т.е. функции распределения предпочтительности (ориентации): нежелательно менее желательно более желательно наиболее желательно оптимально (при компромиссе по нескольким критериям).

Целевой прогноз отвечает на вопрос: «что именно желательно и почему?».

Организационный – прогноз текущих решений (применительно к сфере управления) для достижения предусмотренного желаемого явления, поставленных целей. Сопоставление результатов поисковых и нормативных разработок должно охватывать весь комплекс организованных мероприятий, повышая тем самым общий уровень управления.

Организационный прогноз отвечает на вопрос: «в каком направлении ориентировать решение, чтобы достичь цели?».

Программный – это прогноз возможных путей, мер и условий достижения предполагаемого желательного состояния прогнозируемого явления.

Программный прогноз отвечает на вопрос: «что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого?». Для ответа на этот вопрос важны и поисковые, и нормативные прогнозные разработки. Первые выявляют проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу; вторые определяют условия реализации. Программное прогнозирование должно сформулировать гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указать гипотетические сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главное. Тем самым завершается отбор возможностей развития объекта исследования, начатый плановым прогнозированием.



Плановый – прогноз хода выполнения (или невыполнения) планов. Представляет собой выработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив с выявлением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив и с тщательным выявлением прямых и отдаленных, косвенных последствий принимаемых плановых решений.

Плановый прогноз отвечает на вопрос: «как, в таком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?».

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать оценку хода, последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию и решению. Прогноз и план различаются способами оперирования информацией о будущем. Они могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным и оптимальным ему должен предшествовать непрерывный прогноз, позволяющий научно обосновывать данный и последующие планы.

Типы прогнозов выделяются по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов и т.п.

Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? По этому критерию различают два типа прогноза: поисковые (исследовательские, трендовые, генетические) и нормативные (программные, целевые).

Поисковый (исследовательский) прогноз — это прогнозирование от настоящего к будущему. Содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, без вмешательства человека. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующего управленческого воздействия.

Поисковый прогноз опирается на информацию о тенденциях развития объекта прогнозирования, о взаимосвязях между показателями и факторами, полученную в результате ретроспективного анализа .

Поскольку такой подход основан на аналитических исследованиях, он называется еще и научным , и исследовательским , и дескриптивным (описательным). Генетическим этот прогноз называется потому, что он предполагает развитие объекта прогнозирования в соответствии с его «генетикой» — потенциалом, заложенном в самом объекте.

Поисковое прогнозирование подразделяют на два вида:

1) традиционное или экстраполятивное;

2) новаторское или альтернативное.

Традиционный метод предполагает, что развитие объекта происходит и будет происходить в соответствие с существующей тенденцией. В таком случае прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Если при этом этот прогноз не основан на анализе влияния на показатели развития различных факторов (на многофакторном анализе), а учитывает зависимость показателей только от времени (строит тренды показателей), то такой прогноз называют «наивным». В основном он используется для прогнозирования макроэкономических показателей (ВНП , ЧНП , НД, инфляция , занятость) в стабильных экономических системах.

Например, для описания будущего применяются регрессионные уравнения, полученные на основе информации о развитии объекта в прошлом (ретроспективный анализ) без изменения коэффициентов эффективности факторов (коэффициентов регрессии). Если используется межотраслевой баланс, то технологические коэффициенты остаются без изменений.

Новаторский подход исходит из того, что развитие объекта происходит скачкообразно и прерывисто, что на объект прогнозирования могут оказывать влияние новые факторы. Такой подход некоторые авторы называют альтернативным, поскольку он предполагает, что существует множество вариантов будущего развития объекта.


Нормативный прогноз — это прогнозирование от будущего к настоящему. Содержанием нормативного прогноза является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.

Нормативное прогнозирование в некоторых отношениях очень похоже на нормативное планирование, программирование и проектирование. Но последние подразумевают директивное установление мероприятий по реализации определенных норм, тогда как нормативное прогнозирование — вероятностное описание возможных, альтернативных путей достижения этих норм.

Иногда нормативное прогнозирование называют целевым, нормативно-целевым, программным.

При нормативном прогнозировании устанавливается желаемое конечное состояние развития объекта, затем определяются мероприятия, которые могут обеспечить данное состояние, определяются необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Устанавливаемые цели часто основываются на нормативах, например, достижения заданных уровней обеспеченности и качества жизни населения, доходов на душу населения, средней заработной платы. Расчет необходимых ресурсов при отсутствии ретроспективной информации по прогрессивным нормам их использования может также производится по прогнозируемым (желаемым) нормативам.

Например, различные варианты поискового прогноза дают снижение уровня безработицы в течение десяти лет с 10 до 7%. Прогнозисты, используя методы нормативного прогнозирования, ставят цель (норматив) — снижение уровня безработицы до 5%. Расчеты показывают, что для этого необходимо создание определенного количества рабочих мест в государственном и частном секторах, более активное развитие малого предпринимательства, сферы услуг и т.п.

На основе поискового и нормативного прогнозирования может строиться комплексный прогноз.

По величине доверительного интервала различают интервальный и точечный прогнозы .

Интервальный прогноз — прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза.

Точечный прогноз — прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.

По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, — различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальносрочные прогнозы.

В социально-экономических прогнозирования принята следующая классификация:

- Оперативный прогноз — прогноз с периодом упреждения до 1 месяца.

- Краткосрочный прогноз — прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года.

- Среднесрочный прогноз — прогноз с периодом упреждения от 1 года до 5 лет.

- Долгосрочный прогноз — прогноз с периодом упреждения от 5 до 15 лет.

- Дальносрочный прогноз — прогноз с периодом упреждения свыше 15 лет.

Оперативный прогноз, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта прогнозирования — ни количественных, ни качественных. Краткосрочный — на перспективу только количественных изменений, долгосрочный — не только количественных, но преимущественно качественных.

Среднесрочный прогноз охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальносрочный — перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества.

Оперативные прогнозы содержат, как правило, детальные количественные оценки, краткосрочные — общие количественные, среднесрочные — количественно-качественные, долгосрочные — качественно-количественные и дальносрочные — общие качественные оценки.

Различаются прогнозы по объекту прогнозирования. Наиболее существенны в методологическом плане различия между естественнонаучными и техническими (в узком смысле) и социальными широком смысле слова) прогнозами.

Основное различие между ними состоит в том, что объекты естественнонаучных и технических прогнозов развиваются по законам, независимым от воли и действий человека, а объекты социальных прогнозов создаются и изменяются в ходе человеческой деятельности.

Социальные и естественнонаучные и технические прогнозы (в узком смысле) существенно различаются по соотношению предсказательных и предуказательных аспектов. Социальные прогнозы сами программируют поведение объекта, т.е. обладают предуказательной силой.

При прогнозировании объектов в естественных или технических науках — например, при прогнозе погоды или прогнозе сопротивления материалов — программирующая (предуказательная) сила прогноза близка к нулевой. В большинстве случаев прогноз и принятое на основе его решение не может изменить поведение объекта прогнозирования (например, поведение небесных светил).

В социальных прогнозах предуказательная сила прогноза очень велика. Дело в том, что объектом прогноза здесь являются люди, наделенные сознанием и волей. Само знание прогноза способно изменить поведение этих людей — а, значит, и объекта прогноза. В результате происходит «саморазрушение» или «самоосуществление» прогноза. Эффект изменения поведения объекта прогноза под воздействием знания прогнозной информации называется «эффектом Эдипа »

В свою очередь естественнонаучные прогнозы различают на:

  • на метеорологические (объекты прогнозирования - погода, воздушные потоки и другие атмосферные явления);
  • гидрологические (объекты прогнозирования - морские волнения, режим стока воды, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления);
  • геологические (объекты прогнозирования - залежи полезных ископаемых, землетрясения, срыв лавин и другие литосферные явления);
  • биологические , включая фенологические и сельскохозяйственные (объекты прогнозирования - урожайность, заболеваемость и другие явления в растительном и животном мире, вообще в биосфере);
  • медикобиологические (объекты прогнозирования - преимущественно болезни человека);
  • космологические (объекты прогнозирования - состояние и движение небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы);
  • физикохимические прогнозы (объекты прогнозирования - явлений микромира).

Объектами научно технических прогнозов в узком смысле (или инженерные), являются состояния материалов и режима работы механизмов, машин, приборов, электронной аппаратуры, всех явлений техносферы. Предуказательная сила таких прогнозов также невелика, в этом смысле они близки к естественнонаучным прогнозам.

Вместе с тем, научно-техническое прогнозирование в широком смысле - как прогнозирование перспектив развития научно технического прогресса, развития науки и техники как социальных институтов - относится к социальным прогнозам.

Его объектами являются проблемы развития науки, ее структура, социальные аспекты функционирования, сравнительная эффективность различных направлений исследования, развитие научных кадров и учреждений, а также перспективные проблемы техники (системы «человек - машина»), точнее, управляемых аспектов научно технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйстве, на транспорте и связи. Очевидно, что прогноз данных объектов будет обладать свойством самоосуществления или саморазрушения, т.е. при их прогнозировании будет проявляться «эффект Эдипа».

Иногда социальные прогнозы называют обществоведческими или социально-экономическими. В последнем случае все прогнозы кроме экономических именуются социальными. Мы будем употреблять для обозначения прогнозов, объектами которых является человеческая деятельность или ее результаты (ее управляемые аспекты) понятие социальные прогнозы в широком смысле слова.

К социальным (в широком смысле слова) прогнозам можно отнести:

  • экономический (объекты прогнозирования - экономическая система и отдельные ее элементы, состояние производственных сил и производственных отношений и пр.);
  • демографический (объекты прогнозирование -, продолжительность жизни, миграционные процессы, рождаемость и пр.);
  • научно-технический (объекты прогнозирования - фундаментальные и прикладные науки как социальные институты, научные исследования и опытно-конструкторские разработок и перспективы их внедрения в производство);
  • природных ресурсов (объекты прогнозирования - наличие топлива, минерального сырья, и результаты их вовлечения в хозяйственный оборот);
  • социальный (в узком смысле) - объекты прогнозирования отрасли социальной и социально-трудовой сфер: потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров, занятость населения, развитие рынка труда, культуры, образования, здравоохранения и пр.).

Несмотря на отмеченное различие между прогнозами природных и социальных явлений, оно, в определенной степени условно. Человек, овладевая новыми знаниями, научается управлять развитием природными объектами, следовательно, прогнозы развития этих объектов могут стимулировать деятельность по изменению их состояния в желаемом направлении (в рамках существующих возможностей), т.е. в прогнозировании проявляется эффект самоосуществления или саморазрушения.

Следует отметить, - пишут, например, И.В. Бестужев-Лада и Г.А. Наместникова, - что между естествоведческими и обществоведческими прогнозами нет глухой стены, поскольку теоретически взаимосвязь между предсказанием и предуказанием никогда не равна нулю. Человек начинает воздействовать на погоду (рассеивание туманов, градовых туч), на урожайность (производство удобрений) и т.д.

Вполне вероятно, что со временем он научится управлять погодой, регулировать морские волнения, предотвращать землетрясения, получать заранее точно определенные урожаи, программировать физиологическое и психологическое развитие человека, изменять орбиты небесных тел и пр. Тогда различие между указанными типами прогнозов постепенно исчезнет совсем».

Выделяют прогнозы и по масштабу объекта прогнозирования:

  • народно-хозяйственный;
  • межрегиональный;
  • межотраслевой прогноз развития народно-хозяйственных комплексов;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • прогноз развития отдельного хозяйствующего субъекта;
  • прогноз производства или вида продукции.

Итак, типология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов и т.п. Выделяют поисковые и нормативные, оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальносрочные прогнозы. По величине доверительного интервала различаются интервальный и точечный прогнозы.

По объекту прогнозирования различаются естественнонаучные и технические и социальные прогнозы. Существует типология, основанная на критерии масштаба объекта прогнозирования.

! Задание 2. Чем отличаются поисковый и нормативный прогноз? По какому основанию производится это различение?

! Задание 3. Дайте определение и приведите пример действия «эффекта Эдипа».

Основные типы планов

Типы планов также выделяют в зависимости от того или иного признака :

По степени охвата или по уровню можно различить социальное планирование (планирование развития социума в целом) и планирование на предприятии.

Социальное планирование определяется как форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

По данному же признаку социальное планирование различается как:

- Социальное планирование на общегосударственном уровне

- Социальное планирование на региональном уровне.

- Социальное планирование на местном уровне

В свою очередь социально планирование на государственном уровне (общегосударственном и региональном) разделяют по принципам планирования на директивное и индикативное .

Директивное планирование предполагает установление плановыми органами адресных заданий и распределение необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана и характеризуется следующими принципами:

Управление народно-хозяйственным комплексом из единого центра;

Доминирование планирования над остальными функциями управления;

Жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования;

Директивность плановых решений и т.п.

Директивное планирование предполагает следующие условия:

Прогнозные показатели и тенденции,

Концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций.

Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п.

План используется как основной инструмент управления, при этом меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.), ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей.

Плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях , о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора.

Принципами формирования индикативного плана являются:

Участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др.;

Формирование в результате многоступенчатых итераций, в процесс диалога и согласования;

Привлечение экспертов для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений.

Социальное планирование на местном уровне предусматривает: привлечение общественности к определению потребностей и проблем, а также путей их решения, во многих случаях - и к выполнению мероприятий.

Также в нее входят:

Оценивание потребностей населения муниципального образования;

Оценивание ресурсов и возможностей местных органов в целом, имеющихся социальных служб и организаций;

Разработка планов, которые отвечают ключевым принципам организации предоставления услуг в территориальной единице и которые поддерживаются самими органами местного управления;

Социальное контрактирование (социальная договоренность), направленное на привлечение общественных и частных организаций к предоставлению услуг за бюджетные средства (во многих случаях), право клиента на выбор социальной службы.

Все этапы работы по социальному планированию координируются местными органами власти, которые также реализуют свои функции. Например, привлекает к социальному планированию негосударственные организации, реализую функцию взаимодействия с общественными объединениями.

Планирование на предприятии также разделяют по масштабу или охвату на:

- Общее , охватывающее всю сферу деятельности предприятия.

- Частное , охватывающее определенные сферы деятельности предприятия.

- стратегическое;

- тактическое;

- оперативно-календарное планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, например, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

В условиях плановой экономики, когда внешняя среда, в которой функционировало предприятие, не отличалось динамизмом, стратегическое планирование не получило должного развития ни в теории управления, ни на практике. И только сейчас делаются первые шаги в разработке механизма стратегического планирования.

Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах. Что касается объектов и предметов тактического планирования, то они могут быть самыми разнообразными.

Здесь следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Однако при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки - выпуск - прибыль - цена». В противном случае становится нецелесообразным тактическое планирование.

Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача оперативно-календарного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:

Во-первых, определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению деталей сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками их потребителям.

Во-вторых, осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производства продукции.

В-третьих, ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика.

В конечном счете оперативно-календарное планирование позволяет:

Сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства;

Обеспечить равномерность и комплексность загрузки оборудования и площадей;

Четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, и тем самым создать предпосылки для ритмичной и эффективной работы предприятия и его подразделений.

Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.п.

Принято выделять типовые системы оперативно-календарного планирования: позаказную, покомплектную, подетальную. Соответственно выделяются типовые этапы оперативного планирования.

В зависимости от срока, на который составляет план, и степени детализации плановых расчетов принято различать:

- долгосрочное (перспективное),

- среднесрочное

- краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

По предмету планирования разделяют:

- Целевое (определение целей).

- Планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсысы, финансы).

- Программное (планирование программ производствава и сбыта).

- Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

В зависимости от сфер функционирования (или содержания хозяйственной деятельности) :

- Планирование производства .

- Планирование сбыта .

- Планирование персонала .

- Расширенное общее планирование.

- Социальное планирование.

- Финансовое планирование.

- Планирование продвижения товаров и услуг.

- Планирование фонда оплаты труда.

- Организационное планирование.

Так, например, социальное планирование на предприятиях имеет своим содержанием планирование социального развития трудовых коллективов и составляет третий уровень социального планирования. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

- Регулярное (систематическое), включая стратегическое (перспективное), среднесрочное и тактическое (текущее, бюджетное);

- Целевые комплексные программы.

- Бизнес-планирование по отдельным проектам.

По глубине планирования различают:

- Агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

- Детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

По координации частных планов во времени :

- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один длинный согласованный последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

По возможности изменения данных :

- жесткое планирование;

- гибкое планирование;

По очередности во времени :

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия

Также используются понятия договорного и предпринимательского планирования . Договорное планирование регулирует взаимодействия субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления.

Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка. Договорные планы реализуются в виде соглашений, контрактов о поставках, системы участия и других формах. Для обеспечения договорного планирования служат соответствующие экономические и правовые предпосылки: законодательные нормы, независимая судебная система и др.

Так, отношения, возникающие в процессе поиска, разведки, добычи минерального сырья, распределения произведенной продукции, ее транспортировки, обработки, хранения, реализации регулируются соглашением о разделе продукции. Сторонами соглашения являются Российская Федерация, от имени ее выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен представленный в пользование участок недр, и инвесторы — граждане и юридические лица, в том числе иностранные.

Предпринимательское планирование - это функция предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.

Итак, типы планов выделяют в зависимости от степени охвата или уровня, от принципов, содержания и предмета планирования, сферы функционирования, сроков реализации планов, направленности и характера решаемых задач и пр. Наиболее значимым для сегодняшней управленческой ситуации является различение директивного и индикативного социального планирования.

! Задание 4. Приведите примеры планов, различающихся по сферам функционирования.

Контрольные вопросы и задания:

1. Чем отличаются научное и ненаучное предвидение?

2. Чем отличаются и что общего между понятиями программа, проект, план?

3. Покажите различия между прогнозом и планом.

4. Какие понятия характеризуют объект прогнозирования.

5. Приведите примеры нормативного прогноза.

6. Приведите примеры прогнозных моделей.

7. Какие прогнозы относятся к группе социальных в широком смысле?

8. К какому типу прогнозов (социальному или естественнонаучному) относится научно-технический прогноз?

9. Выделите типы планов, различающиеся по степени охвата или по уровню.

10. Покажите отличие директивного и индикативного планирования.

5_36349_fantazii-i-effekt-edipa.html

Нормативное прогнозирование представляет собой подход к разработке прогноза исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в прогнозируемом периоде. Основным методом, использующимся в нормативном прогнозировании, является метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение первоочередности выполнения предлагаемых для достижения поставленных целей проектов.

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура нормативного про­гноза состоит из следующих операций:

– определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и постро­ение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

– обсуждение построенных моделей методами опроса экспер­тов и, при необходимости, населения;

– доработка моделей на основе обсуждений. Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами:

– целеполагание;

– нормы и нормативы;

– оптимизированные расчеты при разработке планов, про­грамм, проектов.

Для разработки нормативного прогноза применимы почти все методы, используемые в поисковом прогнозировании, и различие между нормативным и поисковым подходами в этой области заклю­чается не в методике, а в логике исследования. В основе технологии разработки нормативного прогноза лежит иная и значительно более сложная идея, чем при прогнозном поиске. Если в поисковом про­гнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном – это оптими­зация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Нормативное прогностическое исследование начинается с целеполагания. Цель может быть поставлена двумя способами:

– абстрагируясь от ограничений прогнозного фона;

– в соответствии с этими ограничениями.

Это две идущие в одном направлении, но не тождествен­ные друг другу цели. В каждом случае требуется особый мето­дологический подход.

В случае абстрагирования от ограничений прогнозного фона возможны два подхода: волюнтаристский и научный. Последний требует четкой ориентации на какой либо идеал, т.е. особую разновидность цели. Если идеал отсутствует, нор­мативный подход теряет смысл. В социальной сфере идеал су­ществует всегда, во всяком случае объективно, на него ориентирована любая деятельность человека, группы, общества. На выявление перспективных проблем, эффективное решение ко­торых подразумевает конкретный идеал, направлен поиско­вый прогноз. Нормативный же прогноз ориентирован на оп­ределение альтернативных путей решения проблем, выявлен­ных прогнозным поиском, путей достижения конкретного иде­ала. Скорректированный конкретный идеал играет роль обо­снования нормативного прогноза и призван содействовать повышению эффективности его в плановых, программных, проектных, организационных разработках.

При анализе данных прогнозного фона в силу их противо­речивости необходимо находить компромисс между ними, ори­ентироваться не просто на «наилучшее», «идеальное», а на «наи­лучшее из возможного». Это реализуется путем перехода к ориен­тации на какой то оптимум, который базируется на определенном идеале и представляет собой еще одну разновидность цели. Конк­ретный идеал станет абсолютным оптимумом, полученное его уточнение – оптимумом относительным. Оба они являются целью – продуктом целеполагания, т.е. принятия решения, касающегося цели. Для осуществления нормативного прогноза необходимо перевести это решение из категории «децидивного» (управленческого) в кате­горию «эвентуального» (возможного при известных обстоятель­ствах). С этого действия начинается собственно нормативный прогноз.

Технически он реализуется путем так называемой реверсивной экстраполяции – от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему, т.е. посредством трендового моделирования особого рода, специально рассчитанного на разработку нормативных про­гнозов. Его подкрепляют моделированием – матричным, сценар­ным, сетевым, операционным и пр., морфологическим анализом, опросом экспертов и т.д.

В поисковом прогнозе конечным результатом исследова­ния является перспективная проблемная ситуация, которая иерархически формализуется в виде «дерева проблем». При нормативном прогнозе путем целеполагания задается «дере­во целей», где вершина – идеал, средние уровни – разные стороны оптимума, нижний уровень – решение конкретных проблем. Дальнейшие действия начинаются с существенного уточнения «дерева целей» средствами прогнозирования; оп­ределения путей возможной реализации этих целей, решения проблем.

Их выполняют методом нормативного моделирования. При этом необходимо иметь в виду, что проведение каждого эвен­туального мероприятия тесно связано с разного рода норма­ми: техническими, экономическими, социальными, правовы­ми и т.д., т.е. норма – своего рода цель, отличная от цели идеала и цели оптимума, но органически входящая в процесс целеполагания. Любое стремление соблюсти какую либо нор­му, приблизиться к ней, не нарушить ее – это разновидность стремлений достичь определенной цели. При этом существен­ную роль играют нормативы как ориентиры, регулирующие не только целеполагание, но и направленность прогнозных нормативных разработок.

Соединение получаемых двух нормативных прогнозных значений (абсолютное для ориентации исследования и отно­сительное) с четырьмя поисковыми (прямая экстраполяция, верхняя экстрема, нижняя экстрема, наиболее вероятный тренд) дает в результате так называемое «прогнозное поле», позволяющее выработать рекомендации для повышения эффективности управле­ния социальными процессами путем сопоставления разных значе­ний, «взвешивания» последствий разного рода эвентуальных реше­ний, нахождения среди них оптимального, которое и рекомендуется для реализации средствами управления.

Итак, результатом поискового прогноза являются определение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управ­ления, выявление проблемной ситуации, которая способна перерасти в критическую, а в некоторых случаях – катастрофическую, если не принять своевременных мер к ее преодолению. Аналогич­ным результатом нормативного прогноза будет определение воз­можных путей решения проблем, выявленных прогнозным поис­ком, возможных путей достижения цели, т.е. выявления целевой си­туации, которая должна быть реализована средствами управления для решения назревших или назревающих проблем. В силу этого обстоятельства так же, как в поисковом прогнозе, необходимо под­робно рассмотреть сам феномен социальной проблемы. Для нормативного прогноза особое значение приобретает знание феноме­на социальной цели.

Поисковое прогнозирование (эксплораторное, эксплоративное) – определяет возможное или ожидаемое состояние явления или объекта прогнозирования в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений или действия, на основе которых способны радикально изменить тенденции, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение.

Поисковое прогнозирование является:

v в технологическом прогнозировании – один из двух подходов к будущему (второй подход – нормативное прогнозирование);

v в обществоведческом прогнозировании (в отличие от естествоведческого) – выявление назревающих проблем; поиска возможных (как правило, проблемных) состояний исследуемого объекта;

v в системах управления – обеспечивает возможность определения перспективных условий развития, формирует ограничения по ресурсам, направлениям развития, основным показателям, характеризующим возможное состояние науки, техники, экономики и культуры.

Поисковый прогноз отвечает на вопрос: «что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?»*

*Например: при сохранении тенденции повышения температуры на Земле возможен «парниковый эффект».

Поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления.

Разновидности поисковый прогноза: проектный, исследовательский, изыскательский, трендовый, генетический и т.п.

Наиболее часто используется проектный прогноз.

Проектный (прогнозный проект, дизайн-прогноз) – прогноз конкретных образов того или иного явления в будущем при допущении ряда пока еще отсутствующих условий. Такой прогноз призван содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которых должно развертываться затем реальное, текущее проектирование.

Проектный прогноз отвечает на вопрос: «как (конкретно) это возможно, как это может выглядеть?». Здесь также важно сочетание поисковых и нормативных разработок.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows